ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 475
Скачиваний: 1
вэпизоды» [23, с. 13]. Если же праздник решен не в форме театрализованного концерта, театрализованный концерт или концерты на разных сценических площадках праздника являются его частями, порой основными. Например, кульминационный эпизод праздника может быть задуман и решен в форме театрализованного концерта.
Вэтом случае «театрализованный концерт является вершиной праздничной композиции, ее кульминацией» [23, с. 13].
Вузком же смысле слова театрализованное представление есть самостоятельное представление, ограниченное одной локальной сценической площадкой или же представление внутри общего пространства праздника, также ограниченное конкретным, локальным местом действия с довольно резким разделением на исполнителей
изрителей*13. «Для правильной ориентировки режиссер должен четко представлять разницу между понятиями «праздник» и «массовое представление» любого вида. Понятие «праздник» более широкое, чем представление. Праздник всегда отличается широким, активным
итворческим участием массы – поэтому и называется массовым. Он рассредоточен на обширной территории, не предусматривает локальной сценической площадки и по существу не имеет границ. Представления же, в отличие от праздника, всегда вписывается в определенную сценическую площадку, локализуется четкими границами и предполагает разделение массы на исполнителей и зрителей» [134, с. 8].
Итак, как мы уже неоднократно подчеркивали, в театрализованном массовом празднике нет четкого разделения на актеров и зрителей, более того, организаторы праздника всячески стараются снять эти различия и превратить их в единую активную массу участников праздника. В театрализованном массовом празднике также «нет отдельно существующего номера или публицистического выступления, кинофрагмента, диапозитива или фонограммы, а есть художественно организованное, педагогически запрограммированное действие, представляющее собой особое, чрезвычайно сложное явление искусства» [62, с. 141].
Большой опыт в деле театрализации праздничных ситуаций,
вделе управления празднующими массами накоплен профессионалами и у нас в стране, и за рубежом. На протяжении всей истории празднеств сценаристами и режиссерами всегда отводилось доста-
68
точное внимание на активизацию вхождения человека в праздник
иэмоционально-действенное существование в нем. Человек празднующий – основная творческая единица праздника. Без него нет праздника, какие бы средства не были вложены в праздничное действо. Современные технологии включения человека в праздник достигли на сегодняшний день невероятных успехов, но управление празднующими массами вызывает не только восторг профессионалов, но и опасение всех здравомыслящих людей ввиду открывшейся широкой возможности манипулирования массовым сознанием с помощью средств театрализации. Толкование события, его художественная версификация, виртуализация жизни на сегодняшний день достигли невиданного ранее масштаба.
Всовременном обществе, особенно на Западе, «заметным явлением стала трансформация реальной политической, социальной
икультурной жизни в театрализованные формы» [92, с. 127]. Эта трансформация реальной действительности в иллюзорную, размывание граней между ними с использованием разнообразного спектра художественно-выразительных средств психологического давления на личность широко применяется в США. И даже речь уже не о карнавально-политических шоу президентских выборов, но о более масштабном превращении реальной жизни в театр. «Решающую роль в пропаганде с помощью манипуляции в распространении социально-эмоциональных стереотипов играет телевидение, так как оно создает иллюзию социальной активности, включенности в действие, при которых человек сам составляет картину события, сам является его участником, сам делает для себя выводы» [92, с. 128]. С помощью телевидения уже и расстрел Белого Дома в Москве, уничтожение торгового центра в Нью-Йорке, война в Ираке становятся остросюжетными эпизодами всемирного театрализованного представления*14. Крылатая фраза Шекспира «весь мир – театр…» обретает реальную плоть. Трансформация реальности в виртуальность
инаоборот позволяет весьма эффективно и эффектно управлять сознанием человека, является страшным оружием в информационной войне государств друг против друга. «Мы видим, что значение художественно-педагогического метода театрализации в современном мире чрезвычайно велико. Однако воспитательный эффект его
69
использования целиком зависит от того, в чьих руках находится этот метод, с какой целью применяется» [92, с. 128]. В параграфе «Мировоззрение художника» мы обратим на это особое внимание, отведем рассмотрению этого вопроса особое место, здесь же акцентируем, что данная проблема тотальной театрализации жизни, использование инструментария театрализованного массового праздника в достижении целей властных структур, корпоративных и личных интересах – проблема размывания, исчезновения, уничтожения праздника в его традиционной форме. Эта проблема на сегодняшний день не только Запада, но и России, и мира вообще. Незаметно для стороннего глаза у нас в стране нарастает тенденция сведения праздника к сумме его выразительных средств. Использование, привлечение его к вспомогательной, обслуживающей роли в деле организации новоявленных («новостных») событий, юбилейных дат корпоративных компаний. Любое подобное театрализованное массовое мероприятие называется праздником. Чтобы они стали праздником, «они должны, – как отмечает М. М. Бахтин, – получить санкцию не из мира средств, а из мира высших целей человеческого существования, то есть из мира идеалов. Без этого нет и не может быть никакой праздничности» [8, с. 14].
Хотя власть во все времена использовала праздник в своих целях, но подобного массового растаскивания праздника по своим вотчинам, превращение его в информационное оружие в таких масштабах история ещё не знала. Если верно, что всякое празднество – «это очень важная первичная форма человеческой культуры» [8, с. 13], то сегодняшние многие так называемые «праздники» – показатель человеческого бескультурья. И это бескультурье прикрывается самой культурной формой, выработанной человечеством, – праздником. И мы тому свидетели. Если не участники. Свидетели того процесса, как феномен праздника «претерпевает мощные изменения,
впроцессе которых традиционные массовые праздники сужаются
всвоём объёме и значимости, их место замещается множественными мероприятиями корпоративного и тусовочного свойства» [15, с. 3].
Это серьёзная проблема нашего общего бытия, ибо не только на Западе «активнейшим образом МП14 используются в современной
14 Массовые праздники
70
политической культуре, в политических PR, избирательных технологиях» [24, c.5]. В России почти повсеместно «на смену «культурнопросветительной работе» пришла культурно-досуговая деятельность, сама идея которой характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации массовых акций, альтернативность в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ» [24, с. 11].
Одним словом, свобода. Массовая свобода. Массовая культура. Время восстания масс.
«Мы становимся печальными свидетелями того, как на наших глазах меняется языковой код цивилизации, пытающейся сбросить с корабля современности все святыни христианского мира, все ценности христианской культуры, растворив их в житейской банальности среднего человека, обывателя и потребителя, Задача постмодернистской цивилизации в том, чтобы создать вокруг этого среднего человека такой мир, в котором он мог бы чувствовать себя самоуверенно и самодовольно. И потому все духовные вершины должны быть понижены, все пропасти выравнены, всё сакральное – профанировано, все чудесное – банализировано, все существенное – спародировано. В любой святыне, в любом образе святости среднему человеку мерещатся репрессивные черты, и потому всякий идеал должен быть скомпрометирован, усреднен и подогнан по его стандартам» [90, с. 132–133].
По стандартам среднего массового человека.
Массовость праздника – очевидное праздничное явление. Человеку свойственно делиться даже своей личной радостью с другим человеком для демонстрации, манифестации, объективизации её, не говоря уже о радости общей – это его естественная потребность, общественный инстинкт. «Праздник (всякий) есть проявление общественной жизни и эстетической культуры. Даже современный «домашний» праздник, отличающийся своей камерностью, является продуктом общества и выражает сложившийся здесь опыт
71
свободного общения, а также традиции, потребности, представления о ценностях вообще и эстетических ценностях в частности» [76, с. 75]. Выставлять, представлять, обставлять (в том числе и художественно) празднуемое событие с целью большего привлечения внимания людей к нему – глубокая индивидуальная и общественная потребность человека. Корнем этой потребности является постоянное желание человека в восстановлении, повторении, утверждении общезначимой ценности, находящейся в центре празднуемого события
исвязанного с ней экзистенциально важного, эмоционально яркого личного и общественного переживания. «Праздновать – значит свободно общаться и коллективно переживать идеальные устремления, которые на время как бы стали реальностью, а следовательно, ощущать полноту жизни – индивидуальной и коллективной, пребывающей в состоянии гармонии с собой и окружающим социальным
иприродным миром» [76, с. 11]. Массовость празднуемого события зависит от его общественной значимости. «Театрализованные праздники и обряды – это многогранное общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Являясь неотрывной частью социальной жизни, они соизмеряют с ней жизнь личности и выступают как особый вид человеческой деятельности, выражающей гармонию человека и общества или стремление
кней» [62, с. 128].
Рассматривая театрализованный массовый праздник как отражённую в событийной форме развёрнутую в пространстве и времени общественно значимую, социально декларируемую, художественно оформленную духовную сущность праздника, её бытие, образ (форму), следует ещё раз подчеркнуть, что обычно специалистами (и теоретиками, и практиками) при обращении внимания к театрализованному массовому празднику выделяется его материальная сторона и выносится за рамки его идеальное начало. То есть театрализованный массовый праздник рассматривается как художественно оформленное общественно значимое празднуемое событие. Мы уже говорили выше, в начале параграфа, что такой взгляд на предмет на сегодняшний день наиболее распространён и не является неправильным, но при более внимательном рассмотрении оказывается недостаточным, неполным.
72
Ключевым словом в этом определении является событие. Событие общественно значимое и художественно оформленное. Эти прилагаемые к событию характеристики весьма важны и значительны. Действительно, празднуемое событие должно утверждать, декларировать, пропагандировать общественные идеалы, закреплять в умах
исердцах людей через положительные эмоции основные идеи празднества, даже если это личностные праздники: дни рождения выдающихся людей, подвижников, героев, дни успения святых15. Это и есть общественная значимость события. Художественно же оформительская сторона праздника в самом широком смысле не менее значима для театрализованного массового праздника, чем само историческое событие. Событие, не рассказываемое художественно, не представляемое постановочно, не разыгрываемое самими участниками праздника, не есть событие празднуемое. Хотя, когда обстоятельства не позволяют праздновать событие открыто, оно празднуется, справляется в глубине сердца. Но и тогда оно вспоминается, представляется, разыгрывается в воображении и посредством этой представляемой, зримой, видимой картины праздника, вводит человека в атмосферу его. «Праздник – это жизнь, оформленная игровым образом
иуподобляющая себя искусству» [76, с. 171]. Потому выразительные средства всех видов искусств помогают создавать художественную форму (тело) реального праздника, реального, а не вымышленного события, модель реального праздничного бытия. Это искусство драматурга (сценарий праздника), искусство режиссера (постановка праздника), искусство актера, художника, композитора, балетмейстера, хормейстера, музыкантов, певцов, танцоров, осветителей, звукоорераторов, различных технических служб. Но, как помним мы,
15 Праздники по классификации Д. М. Генкина, с которой согласны многие теоретики и практики, занимающиеся этим вопросом, подразделяются на три основные группы:
«I. Всеобщие, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям… II. Локальные, вызываемые событием, имеющим значение для определенной
празднующей общности…
III. Личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей».
Генкин Д. М. Массовые праздники. Учебное пособие для студентов институтовтов культуры. М.: Просвещение,1975. С. 57.
73