ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 473

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

театрализованный массовый праздник не просто модель праздничного бытия, праздничного мира, но сам этот идеальный праздничный мир, отраженный в конкретном художественно оформленном празднуемом событии, ставшим на время реальным.

Иэто действительно так.

Иследует еще раз особо подчеркнуть, что вхождение в этот мир является духовной потребностью человека, такой же насущной необходимой, как и потребности физические в пище и питье, что жажда Праздника – врожденное чувство человека, что сам праздник не есть просто отдых от трудов, не есть развлекательное досуговое времяпровождение, что праздник больше даже самого празднуемого события, – он выплескивается за его рамки, увлекает человека жить возвышенными эмоциями, окрыляет дух. «Праздник не поддается никакому утилитарному осмыслению (как отдых, разрядка и пр.). Праздник как раз и освобождает от всякой утилитарности и практицизма; это временный выход в утопический мир. Нельзя свести праздник

ик определенному ограниченному содержанию (например, к отмечаемому праздником историческому событию), – он вырывается за пределы всякого ограниченного содержания» [8, с. 303]. Но как пишет далее автор, «нельзя оторвать праздник и от жизни тела, земли, природы, космоса. В праздник и «солнце играет на небе» [8, с. 303]

идает сноску: «1. Интересная задача – проанализировать этимоны

иоттенки значений слов, обозначающих праздник в разных языках16,

атакже исследовать праздничные образы в народном языке, в фольклоре и в художественной литературе: в своей совокупности они слагаются в целостную картину праздничного мира, праздничной вселенной» [8, с. 303]. А «праздничная вселенная», конечно же, более идеальна, чем окружающая нас действительность, более свободна, более полна, и стремление к ней человека естественно и неостановимо. «В своей тенденции праздник постоянно стремится к идеальному. Но природа его такова, что он никогда не может оторваться от реальности эмпирической. Тем не менее тенденция к идеальному, присутствующая в празднике, позволяет человеку (и обществу в целом) с помощью праздника перенестись в ситуации, в действительности для человека (и общества) часто недоступные, где раскрыва-

16 Что мы и проследили пунктирно в данной главе.

74


ется его подлинная сущность» [76, с. 169]. Таким образом, если мы понимаем идеальный мир как основное духовное начало праздника, его сущность, отраженную в любом конкретном социально значимом общественно празднуемом событии, (как мы отмечали во Введении к данной работе), то, конечно же, в свете изложенных рассуждений необходимо подтвердить определение театрализованного массового праздника, данное нами во Введении и в начале данной главы, а именно, что театрализованный массовый праздник есть отраженная

всобытийной основе, развернутая в пространстве и времени общественно значимая, социально декларируемая, художественно оформленная духовная сущность праздника, ее бытие, образ (форма).

Полагая в основу праздника его идеальное, сущностное духовное начало, мы не противопоставляем его реальной событийной социальной основе, отражающей это самое духовное начало и материализующей его в своих конкретных формах. Мы видим их сущностную взаимосвязь, определенную взаимозависимость, органичное единство в процессе возникновения, происхождения, явления праздника. Потому мы утверждаем двуединую природу праздника:

внем неслиянно и нераздельно содержатся духовное и телесное, материальное и идеальное, земное и небесное – его духовная сущность и социально-событийные корни.

3. Духовная сущность и социальные корни театрализованного массового праздника

Духовная сущность и социальные корни театрализованного массового праздника – два источника, два начала, две основных реалии праздника.

Духовная сущность – основное, идеальное начало праздника, социальные корни – материальное, формообразующее начало праздника.

Как уже было сказано выше, эти источники, соединяясь неслиянно и нераздельно, образуют органичную двуединую целостную природу праздника при примате его духовного начала. Духовная сущность – идеальное праздника – отражена и материализована в его событийной основе.

75

Идеальное праздника есть его потенциальная идея, суть, смысл. Материальное праздника есть его актуальное бытие, образ, форма. Идеальное праздника есть единая, общая для всех праздников идея Праздника, то есть сверхидея его, отражающаяся и своеобразно

материализующаяся в каждом конкретном празднике. Материальное праздника есть актуальное формообразование

сверхидеи Праздника в виде конкретного праздника, отражающего в идее своей определенный аспект сверхидеи Праздника.

Сверхидея Праздника отражается во всех без исключения праздниках, существовавших, существующих и будущих существовать в истории человечества.

Идея каждого отдельного праздника есть частный случай сверхидеи Праздника как такового.

Во всех без исключения праздниках (если они праздники) отражена сверхидея Праздника.

Праздник, не отражающий сверхидеи Праздника, его идеальное начало, не есть праздник.

Идеальное праздника есть высшая ценность из абсолютных ценностей, содержащая и объемлющая их в себе. Таковой является Любовь.

Материальное праздника есть зримое, наглядное, чувствуемое выражение этой Любви.

Любовь – сверхидея любого праздника, его главная эмоция, чувствуемый смысл.

Праздник укоренен в Любви, он сам есть осуществленная Любовь. Праздничное существование в атмосфере Любви, Радости, Сча-

стья – неизбывное желание человека.

Жажда праздничного существования, тяга к полноте жизни, к счастью заложена в человеке от рождения.

Праздничное осмысление бытия – важнейшая из форм человеческой деятельности.

Осознавая мир и себя в этом мире, занимаясь поиском смысла жизни и путей достижения личного и всеобщего счастья, человек во всех сферах своей деятельности постоянно искал возможность удовлетворения своей насущной потребности, духовной жажды – праздничного существования.

Человек во все времена стремился соответствовать заложенно-

76


му в него от рождения идеалу. Потому вся история человечества – это непреодолимая тяга от будничного к праздничному, от временного к вечному, от материального к идеальному и – череда срывов, падений и катастроф на этом пути.

Если праздник – это представление человека о Счастье*15, то по праздникам в истории человечества мы можем судить о представлении о Счастье того или другого народа в ту или иную эпоху.

Праздники Древнего мира, Средних веков, Нового времени у разных народов, конечно же, отличаются по формам выражения друг от друга, но по сути своей все они в той или иной степени являются художественно оформленной, реально существующей в этом мире и конкретно привязанной к тому или иному празднуемому событию (поводу), идеальной моделью мира другого.

Социальные корни возникновения тех или иных конкретных праздников (праздничных событий) различны во все времена, но по духовной сущности своей, по желанию, жажде существования в другой (отличной от повседневно-бытовой) праздничной реальности, одинаковы во все века, у всех народов.

В жизни каждого отдельного человека, каждого народа, каждой страны есть свои особые, исторически сложившиеся празднуемые события, факты, даты. Но у всех народов без исключения, у всего человечества в целом, есть одна главная цель, мечта – достижение Царства Благоденствия, Любви, Счастья.

Отсветы этого Царства Любви и Счастья играют в тех или иных празднуемых событиях на Земле и в той или иной степени удовлетворяют духовным потребностям людей.

Человек всем существом своим ощущает живительную силу праздничного существования, чувствует в нем свою насущную потребность, осознает ее как духовную сущность, полностью удовлетворяющую его духовные запросы. Эта жажда праздничного бытия – постоянный побудитель человека на пути удовлетворения его духовной потребности по поиску достойной человека формы существования.

Театрализованный массовый праздник дает выход этой потребности человека, осуществляет его претензию на праздничное существование, хотя бы в строго определенных временных рамках.

77

4. Праздничность, праздничное настроение, праздничная ситуация, праздничная атмосфера в театрализованном массовом празднике

Праздничность, праздничное настроение, праздничная ситуация, праздничная атмосфера театрализованного массового праздника – основные категории праздника.

Праздничность – духовная реальность, воспринимаемая душой человека, свидетельствующая о высшей реальности, возвышающая человека над миром физических ценностей, вызывающая у него особое возвышенное, ликующее чувство, призывающая удовлетворять его свои духовные запросы, сообщающая ему силы на движение по пути Духа, освящающая, окрыляющая человека, делающая его достойным высшего существования. Праздничность – духовная реальность, дух Праздника или, как сказали бы философы, его идея. Дух праздничности присутствует в человеке всегда, но особо проявляется в определенные праздничные моменты жизни. Праздничность – духовная реальность, присутствующая в каждом отдельном празднуемом событии и насыщающая человека во времени духовным хлебом вечности. «В критериях праздника и праздничности как бы концентрируются абсолютные уровни человеческой жизни. Для них характерна, по-видимому, предельная общность и нерасчлененность отношения к социальному миру и миру вообще (бытие). В категориях праздника и праздничности в самом общем виде постигается сущность бытия, времени, пространства, коллективности и т. п. как неких ценностей. Постижение тайн человеческого существования и тайн бытия вообще совершается здесь, как правило, на уровне живого непосредственного контакта или взаимодействия общающихся между собой людей, т. е. вплетено в само поведение их и имеет эмоциональный, чувственный по преимуществу характер» [76, с. 75].

Праздничное настроение – настроенность человека (людей) на предстоящий ожидаемый праздник, предвосхищаемый уже в сердце своем.

«Праздник нуждается в особой душевной или психологической настроенности, он же усиливает ее, причем значение этой настроенности сводится к тому, чтобы осуществить в структуре сознания некие

78


превращения17, невозможные в обыденные, занятые трудом дни» [76, с. 11].

Праздничное настроение возникает от слияния двух факторов в человеке – извечного желания Праздника (Духа Праздничности) и приближающегося того или иного социально значимого празднуемого события, в котором в той или иной степени пребывает Дух Праздничности, представляя Свет этого извечного Праздника. Некоторым людям присуще постоянно приподнятое настроение (праздничный настрой) и вне зависимости от какого-либо конкретного праздника. Это говорит о том, что они умеют черпать духовную живительную силу Праздничности из Самого Небесного Источника и здесь на Земле радоваться жизни как самому главному Празднику.

Праздничная ситуация – сумма идеальных и материальных, внутренних и внешних обстоятельств, связанных с ожиданием, подготовкой, приходом и празднованием праздничного события.

Праздничная ситуация возникает от наличия следующих трех факторов – самого Духа Праздничности, объективно существующе- го в мире и субъективно действующего в человеке, от приближающе-

17И далее А. И. Мазаев задается вопросом: «Какие же изменения происходят

всамом человеческом сознании, погрузившемся в стихию праздничного времени?»

Иотвечает: «Метаморфоза и примитивного и, по-видимому, любого другого типа сознания, вступающего в сферу праздничного времени, выражается прежде всего

вотказе от присутствующих в нем рациональных, а точнее, рационально-деловых моментов. Отстраненность от деловой, утилитарной установки как бы очищает сознание и, вероятно, решительно изменяет его структуру. Поэтому не случайно говорят: праздничное мироощущение, а не сознание. Праздничное мироощущение является антитезой рационально-деловому мышлению».И развивает мысль: «Оно (праздничное мироощущение – В. Е.) не знает никаких границ человеческой активности и отрицает безусловность граней между предметами, устанавливаемую в мире рационально-деловым мышлением. С этой точки зрения праздничное мироощущение может быть условно определено как стихия эмоционально-чувственного, противостоящая всем законам, налагаемым на него рассудочно-деловым отношением миру. Вместе с тем его нельзя противопоставлять рассудку вообще (разуму), так как

вэтом случае оно обнаруживало бы себя только в одном качестве, а именно в форме разрушительной силы («голое отрицание») и, следовательно, не отвечало бы той полной по своему объему человеческой праздничности, которую нужно представить, лишь сведя в одно целое смех и серьезность, чувственный, безудержный разгул и чуткое благоговение перед тем, что действительно свято для человека». Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историкотеоретического исследования. М.: Наука,1978.- С. 90–91.

79


гося конкретного социально значимого события в жизни людей, как прямого повода удовлетворения своей извечной жажды праздничного существования, и наличия самих празднично настроенных людей.

«Массовый праздник не может быть намечен и проводиться тогда, когда этого хочет тот или иной организатор, то или иное учреждение. Он проводится только тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, когда налицо стремление или готовность к нему, т. е. назрела определенная праздничная ситуация» [23, с. 44].

Праздничность, праздничное настроение и праздничная ситуация в совокупности своей и составляют праздничную атмосферу или атмосферу праздника.

Праздничная атмосфера – единое стойкое эмоциональное образование, состоящее из Праздничности, праздничного настроения, праздничной ситуации, усиливающееся праздничным действованием.

Являясь, говоря образно, воздухом праздника, праздничная атмосфера естественно подчиняется реальным, в том числе и физическим, воздействиям на нее. Ее можно сгустить, подогреть и, к сожалению, развеять. Потому не следует забывать, что праздничная атмосфера не только зарождается в душах людей благодаря врожденному чувству Праздничности и приближающемуся ожидаемому праздничному событию, но и, что весьма важно для организаторов праздника, готовится заранее. Широкий комплекс, профессионально осуществленных праздничных организационных мероприятий при большой заинтересованности к ним позволят создать истинную атмосферу праздничности, которая помнится потом долго, порою всю жизнь. И это не преувеличение. Действительно, кто хоть раз в жизни принял участие в настоящем празднике, запоминает его на всю жизнь. Запоминает ликующее, свободное творческое состояние своей души в общей атмосфере радости. Человеку кажется, что он стал другим, более интересным, настоящим. И это действительно так. «Человек выходит из праздника иным, нежели вошёл в него» [15, с. 24]. Человек стал больше на целый праздник, стал больше себя будничного, значительнее, выше. Он обрёл новые знания, ощущения, свободу. Будто вернулся из далёкого космоса, удивительного путешествия, другой жизни. Человек стал Человеком. Пусть ненадол-

80