ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 472
Скачиваний: 1
го, не навсегда, но ощутил в себе преображающую силу Настоящего Празника, благодать призвания своего, Жизнь Вечную. «Праздник
ипраздничная атмосфера, формируемая им, может трактоваться как специфическая лаборатория, преобразующая человека в целостную, позитивно ориентированную личность, способную многократно увеличивать и демонстрировать свои новые качества и способности» [15, с. 13]. Проблемам организации праздника в процессе создания его атмосферы посвящена третья глава настоящего пособия, здесь же мы лишь подчеркиваем значимость создания атмосферы праздника как одной из основных его категорий. Подчеркиваем, что при хорошей организационно-творческой подготовительной работе праздника, при наличии грамотного оригинального сценария, при ярких выразительных средствах режиссера-постановщика праздника, при живом действующем человеке-актере, всей художественнооформительской стороне театрализации массового действа, включая зрителей как участников происходящего, можно достигнуть такого высокого накала празднчной атмосферы, что праздничное событование людей, собравшихся по какому-либо конкретному социально важному празднуемому событию, выльется в событие более широкого, высокого, грандиозного масштаба – торжество человеческого духа, далеко выходящего за рамки календарного праздника. Вспомним изложенную выше нами мысль, что идея любого праздника отражает в себе в той или иной степени сверхидею Праздника как такового и тем самым указывает направление к ней. Вспомним приводимое нами выше высказывание М. М. Бахтина о том, что невозможно свести Праздник даже к самому празднуемому событию. «Нельзя свести праздник и к определенному ограниченному содержанию (например,
котмечаемому праздником историческому (событию), – он вырывается за пределы всякого ограниченного содержания» [8, с. 303]. Таким образом, мы будем помнить, утверждать и подтверждать постановками своими, что посредством хорошо созданной праздничной атмосферы праздничная ситуация, удовлетворив свои потребности в определенном празднуемом событии, выходит из своих пределов
иосваивает новые просторы праздничного пространства, устремляясь за вечно жаждующим праздника духом человека, окрыленного и ликующего в своем праздничном полете-настрое, поднимается
81
за самим Духом Праздника – Праздничностью, которая в мгновение ока воспаряет к высотам вечно продолжающегося Праздника, где только и находит успокоения дух человека.
Таких восхитительных моментов нелегко добиться в празднике, но ради них живут и работают создатели театрализованных массовых праздников и представлений.
5. Основные составляющие (слагаемые) театрализованного массового праздника
Основные составляющие (слагаемые) театрализованного массового праздника – реально-событийная и художественнооформительская стороны праздника.
«Массовый праздник всегда соединяет в себе реальное и художественное, сохраняя явный примат первого над вторым» [23, с. 102].
Реально-событийная и художественно-оформительская стороны праздника, выражающие духовную сущность его, слиты в нем в единое гармоничное целое и вместе с празднующей массой людей и составляют по сути сам праздник.
Именно яркое, выразительное, гармоничное сочетание этих двух составляющих праздника при точном выявлении его идеи, усиливает общую праздничную эмоцию людей, удовлетворяет их праздничную потребность. Гармоничное (точное по смыслу и эмоционально выразительное) сочетание этих слагаемых праздника – дело профессионально сложное и мировоззренчески серьёзное. «Праздник – явление сложное и многогранное, его нельзя толковать в виде простой и механической суммы слагаемых. Здесь эти слагаемые пребывают во взаимодействии и, тесно переплетены друг с другом. Точно также нельзя, допустим, социальные задачи праздника отрывать от его эстетико-культурных или художественных задач. В теории такой отрыв приводит к односторонним оценкам сущности праздника» [76, с. 7]. И, добавим, – в практике. Если, например, реально-событийную составляющую праздника отрывать от его художественно-оформительской слагаемой или умалять одну из этих его сторон за счет другой, что в принципе означает отрыв (искаже-
82
ние) средств выражения идеи от самой идеи, то этот отрыв, это разделение, разобщение в лучшем случае будет говорить о непрофессиональности режиссера, в худшем – о его сознательном искажении Праздничности в празднике. Много, к сожалению, приходится видеть, с позволения сказать, праздников и представлений, где художественная и реально-событийная стороны не то что не гармонизированы, а резко, порою до абсурда, парадокса, карикатуры, противопоставлены друг другу или же вообще обходятся одна без другой! В этом случае мы видим или сухой идейно задекларированный праздник, или другую его крайность: художественный разгул неизвестно по какому поводу. Следует также обратить особое внимание, что художественная сторона несет на себе не только оформительскую задачу реального события, но и является материалом достраивания самого события до его идеально предполагаемой праздничной формы. Событие, художественно преображенное, предстает в новом свете, духовно проявляется перед людьми, удовлетворяя их запросам о Празднике как Счастье, о Празднике с большой буквы.
Идеальная (художественная) и реальная (событийная) стороны праздника, гармонически сочетаясь, достраивая и проявляя друг друга, создают стойкое ощущение присутствия новой реальности, отличной от повседневной, но воспринимаемой наряду с ней, имя которой – Праздник.
6. Специфические особенности театрализованного массового праздника.
Специфические особенности театрализованного массового праздника – отличительные черты (характеристики) театрализованного массового праздника как особого вида искусства отличного от всех других искусств.
Основное отличие театрализованного массового праздника как искусства от других искусств коренится в самом феномене праздника как таковом.
«Праздник, по Бахтину, – пишет А. И. Мазаев, – не просто художественноге воспроизведение или отражение жизни, но сама
83
жизнь, оформленная игровым способом и, следовательно, связанная с человеческой культурой, но представляющая и воплощающая её совсем иначе, чем это делает труд, производящий материальные вещи, или собственно художественная деятельность, ориентированная на создание произведения искусства» [76, с. 49–50].
«Не отрицая связи праздника ни струдовой деятельностью, ни с искусством, М. М. Бахтин концентрирует внимание на особую социально-художественную специфику этого феномена, находящегося на границе искусства и реальной действительности» [15, с. 21].
«Пребывая на стыке искусства и жизни и демонстрируя взаимодействие между двумя уровнями бытия – реально-эмпирическим
иидеально-утопическим, праздник в ходе своей многовековой истории вырабатывает особую культуру выразительно-игровой коммуникации по поводу высших ценностей человеческого существования» [76, с. 81].
Вот эта пограничность праздника (в том числе театрализованного массового праздника) с искусством и жизнью и является его главной специфической особенностью, отличающей его (и одновременно имеющей сходные черты) от трудовой и художественной деятельности человека.
Всвязи с этой главной особенностью праздника (и театрализованного массового праздника в частности) находятся и другие его отличительные черты и специфические особенности, которые необходимо учитывать в исследовании этого вопроса, как в его теоретической, так и практической частях.
К другим особенностям (отличительным чертам, характеристикам) театрализованного массового праздника (и праздника как такового) можно отнести его особую (отличную от буднично-трудовой
ихудожественной) атмосферу существования человека, атмосферу реального праздничного бытия и саму праздничную цель – вхождение в эту самую атмосферу посредством достижения идеи (сверхидеи) праздника.
Реальное существование в идеальных (с помощью художественных средств достроенных) праздничных условиях – основной способ (стиль, манера) участующих в празднике людей.
Организация праздничного пространства-времени, атмосферы
84
праздника, движения людского потока к достижению цели праздника – праздничного бытия – основная забота сценариста, режиссёрапостановщика и всех организаторов праздника.
Всем, принимающим участие в сотворении праздника, не следует забывать, что праздник в конечной цели своей есть осуществлённая претензия человека на праздничное существование.
Праздник – реально существующая в этом мире идеальная модель мира другого.
ВОПРОСЫ
1. Общая теория праздника.
2. Понятие о празднике как таковом.
3. Праздник как высшая форма человеческого существования.
4. Праздник как смысл жизни.
5. Религиозные истоки возникновения праздника.
6. Культ и культура.
7. Праздник как существующая в этом мире идеальная модель мира другого.
8. Непреходящая актуальность праздника.
9. Понятие театрализованного массового праздника.
10.Театрализованный массовый праздник и театрализованное представление.
11.Театрализация как творческий метод организации художественного и документального материала.
12.Театрализация как художественно-образное решение театральными средствами идеи праздника.
13.Театрализация как творческий принцип организации зрителя (участников) праздничного действа.
14.«Глобальная» театрализация как профанирование творческого метода театрализации.
15.Манипулирование массовым сознанием с помощью средств театрализации.
16.Духовная потребность и социально-исторические причины безрелигиозного праздника.
17.Революционный праздник: возникновение, становление, проблемы.
85
18.Массовость как очевидное праздничное явление, свойственное всем видам праздников.
19.Классификация праздников.
20.Духовная сущность и социальные корни театрализованного массового праздника.
21.Сверхидея Праздника.
22.Идея каждого отдельного праздника как частное проявление сверхидеи Праздника как такового.
23.Праздничность, праздничное настроение, праздничная ситуация, праздничная атмосфера как основные категории театрализованного массового праздника.
24.Реально-событийная и художественно-оформительская стороны праздника как основные составляющие (слагаемые) театрализованного массового праздника.
25.Специфические особенности театрализованного массового праздника.
86
ГЛАВА ВТОРАЯ
СЦЕНАРНЫЕ ОСНОВЫ ПРАЗДНИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО МАССОВОГО ПРАЗДНИКА
1. Сценарий
С ц е н а р и й театрализованного массового праздника (представления) – особый вид драматургии, литературная основа, подробно излагающая весь ход яркого, действенного, образного выражения идеи с активным призывом осуществления ее.
«Сценарий – это подробная литературно-режиссерская разработка содержания театрализованного праздничного действия. Обычно сценарий встрогойпоследовательностиивзаимосвязиизлагаетвсе,чтобудетпроисходить на массовом празднике, раскрывает тему в следующих друг за другом элементах действия, показывает авторские переходы от одной части действия к другой, приводит примерное направление всех публицистических выступлений, вписывает в действие используемый художественный материал, предусматривает средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование всех площадок действия.
Таким образом, сценарий массового праздника сам по себе уже является понятием комплексным, синтезирующим воедино работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора» [23, с. 102]. Сценарий «фактически представляет собой синтез драматургической основы и режиссерского видения» [144, с. 194].
Следует подчеркнуть, что сценарное искусство относится к самостоятельному роду литературы и существует с древнейших времен, поэтому, говоря об основах сценарного мастерства, мы охватываем все виды и жанры искусства, где сценарий лежит в основе их создания. Более того, в основе самого сценария лежит та потребность его написания, которая и рождает сам сценарий как возможность зримого представления в слове будущего произведения искусства. Здесь же по понятным причинам мы не уходим глубоко в это исследование, а лишь обозначив его, говорим в основном о сценарии театрализованного
87
массового праздника. «СЦЕНАРИЙ – четвертый самостоятельный род литературы, в котором синтезировались элементы эпоса, лирики
идрамы» [146, с. 43]. И этот синтез определяет сценариста как особого рода литератора, специфически изображающего на бумаге весь ход разрворачивающегося действия, подробно и тщательно выписывающего «картины, непосредственно видимые зрителем. СЦЕНАРИСТ ПИШЕТ КАРТИНАМИ» [146, с. 22]. И хотя театральная пьеса также излагает сценическое действие в картинах, сценах и явлениях, но столь подробного, предметного описания действия, как сценарий, не предполагает. Сценарное же описание сцены, картины, представления предстает перед читателем визуально ярко, предметно ощутимо, материально выразительно. Это уже осуществленная, реализованная в слове постановочная модель будущего театрализованного представления. Потому в специальной литературе мы находим весьма яркое, точное, образное определение сценария, как литературного макета представления. «СЦЕНАРИЙ – литературный макет зрелищной постановки, т. е. предельно подробная литературная запись сцен и эпизодов, из которых состоит зрелищная постановка» [146, с. 42–43].
Понятие сценария как литературного макета представления, на наш взгляд, весьма и весьма удачно. Здесь подчеркнуты и специфика сценария как своеобразного литературного произведения,
испецифика сценариста как особого рода литератора, и основные цели и задачи его творчества. Понимаемый подобным образом сценарий действительно является необходимым подспорьем в работе режиссера над практическим осуществлением театрализованного представления. Об этом говорят, пишут и исповедуют в своей практике все без исключения мастера театрализованных представлений, режиссеры театра и кино. «Массовое зрелище, массовый праздник, эстрадное представление – это прежде всего драматургия» [144, с. 105]. «Фундамент сценического действия – сценарная основа» [18, с. 42]. Действительно, «эффективность зрелища определяется прежде всего тщательностью сценарной разработки театрализованной постановки с учетом всех законов и закономерностей драматургии, основанных на композиционной структуре, логике и последовательности развития конфликтных ситуаций, пластике изобразительных элементов, доступности темы и идеи» [146, с. 103].
88
Но сценарий театрализованного массового праздника (представления), как подчеркивали мы в начале параграфа в нашем определении сценария, является не просто литературной, пусть и весьма специфической формой изложения идеи, но действенно четким постановочным видением (планом) с ясно выраженным призывом (сверхзадачей) к осуществлению идеи, то есть, – своеобразной режиссерско-художественной программой воздействия на массы. «Сценарий является программой воспитательного воздействия того или иного театрализованного представления» [79, с. 24]. Но понимая сценарий как художественную программу воспитательного воздействия на массы, нужно не забывать, что программа эта должна быть художественной и в своей художественности интересной.
Написание грамотного, педагогически активного, художественно интересного сценария – серьезный, ответственный этап работы подготовки театрализованного массового праздника (представления).
«Создание сценария – это обязательный этап подготовки массового праздника. На практике же часто недооценивается значение четкого, действенно-активного сценария. Какой бы ни была тема, масштабы и границы проведения массового праздника, его содержание непременно должно быть, прежде всего, выражено на бумаге. Всякого рода упование на стихийность в проведении массового праздника – попросту говоря, несостоятельны» [134, с. 10]. Без составления плана, без подробной в той или иной степени разработки его, без записи развивающегося действия (независимо от того называлась ли эта запись сценарием или как-то по-другому) не осуществлялось в истории ни одно мало-мальски профессиональное театрализованное представление. «Сценарий с давних времен был основой массового действа. Судя по всему, и в празднествах Древней Греции, и в средневековом площадном театре, и в старинных русских обрядах и игрищах всегда была своеобразная драматургическая основа, носившая самые различные названия, но по существу являвшаяся сценарной структурой массового действа» [144, с. 161]. Можно предположить, что до возникновения в театре такого понятия как пьеса, существовала форма записи театрализованного действия, удовлетворяющая сегодняшнему пониманию сценария, ибо и сам театр как искусство выделился из празднеств.
89