ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 464

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, первый этап, этап зарождения замысла – это творческий процесс предчувствия, предвидения, представления художником в самых общих чертах художественного образа будущего произведения как формы выражения идеи.

Не следует забывать, что в замысле на самом первом этапе эмоционально и смыслово зарождаются и формируются не только сама по себе идея и формы выражения ее, но нераздельно с ней пафос и сверхзадача.

Потому можно сказать, что «художественный замысел – художественно-образное оформление поставленной педагогической цели» [80, с. 29]. Или, уточним, – сверхзадачи через яркое, образное выражение идеи произведения.

Второй этап – развитие (вызревание) замысла.

Характерен разработкой замысла, композиционным изложением, образным оформлением его. Поиски выразительной композиции, оригинального сюжетного хода, ярко и образно выражающего замысел праздника, – основные заботы данного этапа.

«Замысел сценария является схемой будущего мероприятия, которое включает основные блоки – эпизоды, сюжетную линию» [62, с. 144].

Третий – оформление замысла.

Заключительный этап формирования замысла выражен в написании подробного сценарного плана, литературного сценария театрализованного массового праздника (представления, концерта), режиссерского сценария и следующей за тем его постановки. «В итоге замысел – возможность и необходимость услышать во времени и увидеть в пространстве разрешение волнующей проблемы» [142, с. 44].

Осуществленный замысел есть воплощенная в художественном образе идея, представление, сам праздник, его материализованная композиция.

12. Композиция

Ко м п о з и ц и я  – способ (форма) организации материала, гармоничное соотношение частей, объединенных в единое целое.

147

Композиция есть составление художественного образа произведения, воплощение чувствуемой мысли из имеющегося у художника материала.

Композиция – это художественное выражение смыслового образа, это сам образ, явленный посредством композиционного строения.

Композиционное строение – не формальный принцип (чем оно отличается от монтажа), композиционное строение – идеальное гармоничное, адекватное выражение сущности.

Композиционное мышление, чувство композиции – высочайший творческий дар, талант, разработкой, приумножением которого человек-художник уподобляется Творцу.

А. И. Чечетин в своем учебнике «Основы драматургии театрализованных представлений» приводит слова В. Яхонтова: «Искусство композиции подразумевает в известной степени метод мышления,

аесли его нет, то это будет компиляция» [143, с. 167].

Акомпиляция в переводе с латыни, читаем мы в«Современном словаре иностранных слов», означает «ограбление; накопление выписок, собрание документов/–1) составление сочинений на основе чужих исследований, чужих произведений без самостоятельной обработки источников» [117, с. 295]. Поэтому компиляция лишь внешне, видимо напоминает композицию. Компилятивный прием, даже творческий метод монтажа есть только прием и метод организации материала внутри его композиционного построения. Они ни в коем случае не претендуют на замену собой композиции. Композиция есть целостный способ организации материала, составление художественного образа произведения, глубоко оправданного внутренней идеей, в единственной, конкретной художественной форме.

Композиция есть форма выражения художественного образа, способ воплощения его в произведении. В этом смысле о композиции (как отношению её к художественному образу) можно говорить как о форме формы. То есть, композиция есть внешняя форма внутренней формы художественного образа. Образ первичен, идеален, хотя предстаёт уже перед духовным взором человека в своей внутренней форме, выражающей (являющей) идею произведения. Композиция есть способ формализации художественного образа. Несовершенство композиции искажает, затемняет образ.

148


Изображение безобразного в искусстве не есть художественный образ, но искажение его, разрушение композиции как организующего начала в искусстве.

Композиция не есть способ разрушения художественного мира, но способ жизнеутверждающей оорганизации его.

Композиция – понятие божественное. Она (как и художественный образ) есть способ выражения Образа Божия в искусстве.

Выдающийся педагог современности, профессор, заслуженный деятель искусств России Н. Н. Третьяков в своей книге «Образ в искусстве. Основы композиции» пишет: «В «Беседах на Шестоднев» Василия Великого есть слова, невольно приходящие на память, когда мы пытаемся постичь тайну художественного образа и композиции. Охватывая мысленным взором картину сотворенного Господом мира, Святитель восклицает: «И целый мир, состоящий из разнородных частей, связал Он каким-то неразрывным союзом любви в единое общение и в одну гармонию; так что части по положению своему, весьма удаленные одна от другой, кажутся соединенными посредством симпатии» [129, с. 248]. Вот эта симпатия, это внутреннее притяжение друг к другу внешне. казалось бы, разнородных элементов и есть суть композиции, ее божественная тайна. А сама эта симпатия (суть композиции) и есть художественный образ мира – Божественная Любовь.

«Композиция – очень сложное явление (ее нельзя путать с компановкой23 предметов), это дар сочинять, слагать, изобретать и составлять. Как во всяком даре, в основе композиции, в рождении образа всегда сохраняется тайна. Постичь ее путем рационального анализа невозможно. Именно удивление перед ней, восхищение, стремление разгадать ее, вызывает сопереживание зрителя, слушателя, читателя» [129, с. 12].

И еще одну цитату приведем из прекрасной книги Н. И. Третьякова, дабы завершить общую характеристику одного из важнейших по- нятий в искусстве и перейти к детальному ее рассмотрению: «В ком-

23 Н. И. Третьяков пишет здесь о живописной композиции, но общие закономерности композиции, как мы понимаем, едины для всех искусств. Хотя справедливости ради следует сказать, что для «искусства» авангарда они не являются закономерными. Авангард выходит из под закона традиционной композиции и все строит не на связях, а на разрывах. Он бунтует «против природы, против мира как творения Божьего». (Н. И. Третьяков «Образ в искусстве. Основы композиции»).

149


позиции осуществляется связь частей, образующих целое, поэтому композиция противостоит хаосу. Она есть созидание, а не разрушение, и в таком изначальном смысле является отражением вещей духовного порядка. Основные закономерности композиционного целого в конце концов проистекают из Божественного замысла самого мироздания» [129, с. 12]. Для нас это высказывание особо важно, так как мы уже развивали эту мысль в первой и второй частях настоящей книги в параграфах «Духовная сущность и социальные корни праздника» и «Социальный заказ», где указывали на ориентацию и отражение в празднике идеального, духовного начала, абсолютных божественных истин, на которых стоит мир. «Композиция, – читаем мы в «Современном словаре иностранных слов», – (лат. Compositio сочинение, составление, примирение» [117, с. 296]. Нам важно это значение – прими- рение. Композиция, заботясь о создании (рождении) художественного образа произведения, примиряет (согласовывает в целом отдельные его части, какими бы они не казались различными, несочетаемыми, противоположными в отдельности). Нам важно это значение примирения. Не распря, не разрушение, не конфликт, но – примирение, согласие частей, нашедших в целом свое единственно возможное место для наилучшего выражения темы, идеи, сверхзадачи произведения. Гармоничное сочетание, представляющее собой в результате художественный образ произведения. Это общий закон для всех искусств, в том числе и для драматургической композиции. Нарушение его ведет к затемнению смысла (идеи) изображаемого, невнятности его выражения с претензией на якобы «иную, высшую ясность», имя которой на самом деле – тьма, разрушение, смерть. Несовершенство композиции порою не просто затемняет, искажает художественный образ, но убивает его. Если же художник сознательно (или неосознанно) становится на путь разрушения, уничтожения композиционных основ, он, естественно, становится выразителем безобразного, противопоставляя себя Красоте, Гармонии, Смыслу Жизни.

Композиция театрализованного массового праздника (представления), как мы помним, строится по законам драматургии и является способом, средством, внутренней и внешней организации любого художественного и документального материала театральными средствами по законам развивающегося в пространстве и времени сценического

150


действия. «Что касается самих основ драматургии театрализованных представлений, – пишет А. И. Чечетин, – ее теории, ее важнейших категорий, то они в свою очередь, не могут быть выведенными и заученными без знания основ теории драмы, имеющей многовековую историю24 и отразившей практику мирового театра всех видов и жанров» [143, с. 9].

Поэтому композиция театрализованного представления (его сценария и постановки, как и пьесы, и спектакля) имеет, как правило, семь25 основных элементов:

Пролог,

Экспозиция,

Завязка, Развитие действия, Кульминация, Развязка, Эпилог.

Не у всех, однако, теоретиков и практиков театра, тем более специалистов по театрализованным представлениям и праздникам, можно встретить в их трудах и устных размышлениях наличие семи вышеназванных элементов композиции. Некоторые обходятся в половину меньшим количеством – другие, наоборот, увеличивают их число, как мы указывали в сноске. Особенно для нас интересно по этому вопросу мнение специалистов, написавших учебники и учебные пособия по нашей специальности – режиссуре театрализованных представлений и праздников, по книгам которых училось, учится и еще будет учиться не одно поколение студентов. Это в первую очередь мнения

24А история обрядов, праздников, театрализованных представлений еще более многовековая в истории (истоках) театра.

25Встречается, правда, в теории и практике такое нераспространенное ши-

роко мнение о существовании (наличии) еще одного элемента композиции, «спада действия».С этим можно согласиться, так как действительно во многих классических пьесах за кульминацией следует еще много эпизодов, в которых отзвуки главной схватки, главного столкновения затухают и медленно чередуясь приходят к развязке. Это так. И не обязательно в классических пьесах, но и в широко распространенных ныне киносериалах. Но говоря о композиции театрализованного массового праздника, особенно театрализованного представления или концерта, для которых нехарактерно после наивысшего эмоционального накала (кульминации) долго идти к финалу, то есть к развязке и эпилогу, мы говорим здесь о семи элементах композиции, не считая необходимым увеличивать их количество.

151


Д. М. Генкина, И. Г. Шароева, А. И. Чечетина, высказанные в уже цитируемых нами выше книгах. «В немногочисленной пока литературе по массовым празднествам и представлениям, – писал четверть века назад А. И. Чечетин, – нет, к сожалению, единой терминологии,

иэто осложняет понимание ряда проблем, связанных с драматургией

ирежиссурой театрализованных представлений и празднеств» [143, с. 5]. И сейчас положение дел, добавим мы, в нашей профессии не намного лучше. Правда, литературы прибавилось, но основные сценарные (драматургические) и режиссерско-постановочные понятия

вней (такие как: композиция, тема, сверхзадача, сквозной ход, событийный ряд, режиссерско-постановочный план (экспликация) и др.) так и застыли на уровне тридцатилетней давности. И дело не только

втом, что они не развивались и устарели, но что они и изначально были сформулированы весьма туманно, расплывчато и неудовлетворительно. И не потому, что этих понятий не существовало ранее

вклассической теории драмы и режиссуре, а потому что от них решено было отказаться (или хотя бы переформулировать их) в угоду появившейся и активно завоевывавшей себе место в искусстве новой специализации – режиссуре массовых представлений и зрелищ. Стараясь отмежеваться от классической режиссуры и драматургии, чтобы обрести свое официальное, самостоятельное, профессиональное лицо и открыть в появившихся институтах культуры кафедры режиссуры массовых зрелищ, практики и теоретики театрализованных представлений срочным порядком создавали свою специфическую терминологию. Кафедры тогда (и это хорошо) открылись, но терминология (и это плохо) до сих пор оставляет желать лучшего. Более всего в этих спорах пострадало понятие композиции. Некоторые кардинально настроенные сторонники режиссуры массовых зрелищ (как тогда официально называлась наша специальность), казалось, готовы были отменить вообще понятие композиции, заметить ее на монтаж. В учебнике А. И. Чечетина «Основы драматургии театрализованных представлений» в главе «Основы драматургии» есть даже подглавка, которая так и называется «Композиция как монтаж

всценарии театрализованного представления», где больше действительно говорится о монтаже, нежели о композиции. Смешивая или подменяя одно другим эти понятия, мы теряем их. «В процессе

152