ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 484
Скачиваний: 1
ный дар, в произведении – бытие Духа. «Чем в большей степени произведение искусства выражает бытие духа, тем более оно несёт в себе всеобщее, целостное, сущностное; тем более это – «вечно пребывающее произведение». Чем дальше от духа образ искусства, тем более он является принадлежностью продуцировавшего его пространственновременного континуума; тем он единичнее, поверхностнее, сиюминутнее. Если «вечнопребывающие» образы несут в себе центростремительные интегративные силы, «собирая» целостный облик человека, то образы отчуждённого плана душевной жизни несут в себе центробежные силы, деформируя, расщепляя облик человека» [55, с. 41]. Таким образом, облик самого человека-художника целиком зависит от высоты проникновения духа художника в Дух Божий, в Замысел Божий о человеке. В принципе, художественный образ есть явление Первообраза. «Сотворённый по образу Творца, человек и сам является творцом, художником и поэтом» [41, с. 20–21]. Потому высота помыслов человека-творца, его этический и эстетический идеал так важен и для самого художника, и для людей, воспринимающих произведения его. Человеку-художнику дана удивительная способность: познавая окружающий его и свой внутренний мир, творить мир воображаемый, вторую реальность и этой второй реальностью достаточно активно воздействовать на реальность первую.
Некоторые художественные образы (Дон Кихот, Гамлет, Шерлок Холмс) настолько сильно воздействуют на действительность, что соперничают в этом воздействии с самими реальными людьми. «Объективируясь, образ возвращается к той действительности, которую отобразил, но уже не как пассивное воспроизведение, а как активное преображение её» [114, с. 252]. Художественный образ – сильное средство воздействия художником на окружающую действительность, и в связи с этим не лишне будет напомнить об ответственности художника за свои произведения, ведь нам совсем небезразлично, какими персонажами художник населяет мир, какого духа эти образы. Мы не должны забывать, что «художественный образ –одно из средств п о з н а н и я и и з м е н е н и я м и р а » [114, с. 241]. Высоко место и предназначение художника, велика и ответственность его за свои произведения. Но чтобы познавать и изменять себя и мир к лучшему, преображаться самому и преображать мир (в том
177
числе и через художественный образ), этот образ должен обладать большой положительной духовной, смысловой и эмоциональной содержательностью, жизненной правдивостью, яркой выразительностью. В любом случае художественный образ должен отвечать трем основным технологическим условиям: 1 . с о д е р ж а т ь м ы с л ь ; 2 . б ы т ь ж и з н е н н о п р а в д и в ы м ; 3 . и м е т ь х у д о ж е -
ст в е н н ы й в ы м ы с е л .
Со д е р ж а т ь м ы с л ь – значит иметь высокое смысловое целеустремление и эмоциональное напряжение, а не банальное нравоучение.
Б ы т ь ж и з н е н н о п р а в д и в ы м – значит отвечать глубоким требованиям в выражении правды жизни в искусстве, а не заботиться лишь о внешней похожести предмета изображения.
Иметь художественный вымысел – значит иметь смелость и фантазию для обобщения, типизации и необходимой (достаточной) гиперболизации образа. Но вымысел всегда должен оставаться слугой смысла, а не подменять его. Каждый в ы м ы с е л имеет свою п р а в д у, свою м ы с л ь . Каждая п р а в д а имеет свою м ы с л ь , свой в ы м ы с е л . Каждая мысль имеет свою п р а в д у, свой в ы м ы - с е л . Каждый художественный образ имеет эти три гармонизированные между собой составляющие. Гармонизация этих слагаемых – важная забота художника. Бывают художественные произведения, где эти три компонента есть, а образа нет. Это и есть отсутствие гармонии этих трех слагаемых, их слияния, их единства.
ВОПРОСЫ
1. Понятие сценария театрализованного массового праздника.
2. Сценарный план театрализованного массового праздника, основные характеристики.
3. Литературный сценарий театрализованного массового праздника.
4. Рабочий (режиссерский) сценарий и монтажный лист как две формы записи режиссерского сценария.
5. Социальный заказ и мировоззрение художника.
6. Типы мировоззрений.
7. Формула художника.
8. Сбор материала как важнейшая часть творческого процесса ра-
178
боты над сценарием и подготовкой театрализованного массового праздника.
9. Понятие проблемы художественного произведения.
10.Понятие конфликта художественного произведения.
11.Три стадии развития конфликта в художественном произведении.
12.Развитие конфликта как процесс раскрытия идеи художественного произведения.
13.Понятие темы художественного произведения.
14.Взаимосвязь темы, проблемы, идеи, сверхзадачи в художественном (драматургическом) произведении.
15.Понятие идеи художественного произведения.
16.Понятие пафоса художественного произведения.
17.Пафос как эмоциональное выражение идеи и сверхзадачи художественного произведения.
18.Понятие сверхзадачи художественного произведения и сверхсверхзадачи художника.
19.Понятие замысла художественного произведения.
20.Понятие композиции художественного произведения.
21.Элементы композиции художественного произведения.
22.Эволюция и понятийные рамки пролога как элемента композиции художественного произведения.
23.Композиция и монтаж художественного произведения.
24.Монтаж как творческий метод компоновки материала в художественном произведении.
25.Понятие сюжетного (сценарного) хода художественного произведения как развивающегося в пространстве и времени выражения идеи и сверхзадачи произведения.
26.Понятие события драматургического произведения.
27.Основные события художественного произведения, их характеристики.
28.Событийный ряд художественного произведения.
29.Предлагаемые обстоятельства художественного (драматургического) произведения.
30.Понятие художественного образа произведения.
31.Художественный образ произведения и мировоззрение художника.
179
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАЗДНИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО МАССОВОГО ПРАЗДНИКА
1. Организационные мероприятия
Организационные мероприятия театрализованного массового праздника – комплекс мероприятий, осуществляемых при подготовке к празднику, в течение праздника и по окончании его.
Эти три группы мероприятий удобно определить как предпраздничные, праздничные и послепраздничные мероприятия.
В свою очередь предпраздничные мероприятия подразделяются на две подгруппы: о б щ и е и ч а с т н ы е или конкретные, относящиеся конкретно к подготовке и осуществлению определенного праздника, организующие (обслуживающие) его на фоне общепраздничной подготовки.
К о б щ и м предпраздничным организационным мероприятиям относятся все предпраздничные мероприятия, направленные на благоустройство места праздника, радиофикацию и общее художественное оформление его, рекламно-информационное обеспечение.
Общие организационные мероприятия начинаются задолго до праздника, до получения постановочной группой социального заказа на праздник, до написания сценария праздника. Продолжаются в процессе постановки праздника параллельно с частными предпраздничными мероприятиями.
Частные (конкретные) предпраздничные организационные мероприятия начинают осуществляться с момента утверждения сценарного плана (плана-сценария), сценария и продолжаются в течение всего времени постановки праздника.
Частные предпраздничные мероприятия вносят в общепраздничную подготовку конкретные мотивы празднуемого события: декларируется идея праздника, афишируется его название, исходя
180
из сценарной разработки праздника, тиражируется его символика. Оборудуются центральная и другие площадки праздника, где последовательно и параллельно соответственно сценарному ходу праздника будет развиваться и проходить все праздничное действо.
Четкое планирование, точное исполнение всех предпраздничных мероприятий – хорошая подготовка фундамента праздника, его качественная основа.
Иэто касается подготовки всех без исключения праздников, какого бы масштаба они не были – маленькие, средние, большие. Ограниченные рамками одного здания, чертой города или границами всей страны.
Ине в физических размерах и пространствах в конце концов дело. Дело в самой праздничности, праздничном настроении, праздничной ситуации, праздничной атмосфере, которым необходимы адекватные, зримые, материальные формы выражения на месте проведения праздника, при подготовке его. Праздник имеет не только горизонтальную составляющую, но и главную вертикальную направленность.
Вот громадный, масштабный, и в физическом (горизонтальном)
ив духовном (вертикальном) планах, пример предпраздничных организационных мероприятий большого международного форума – VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
Я привожу этот пример из уже цитированной выше книги известного режиссера современности И. М. Туманова «Режиссура массового праздника и театрализованного концерта».
Эта книжечка давно уже стала раритетом среди профессионалов, потому я позволю себе дать из нее довольно большую выписку.
«Летом 1957 г. Столица СССР – Москва принимает у себя гостей – посланцев молодежи мира для проведения VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
Опыт пяти Всемирных фестивалей показывает, что успешное устройство и проведение фестиваля зависит прежде всего от участия в его создании всей страны.
Устройство и проведение Всемирного фестиваля дело общенародное. Политическое значение и масштабы фестиваля огромны не только потому, что он проводится в столице СССР – Москве, но и потому, что Москва по своей территории и народонаселению, значительно превос-
ходит те города, в которых проводились предыдущие пять фестивалей.
181
Превратить Москву в город праздника, встретить и принять гостей всего мира, сделать их двухнедельное пребывание в столице содержательным и интересным – вот задача, которую необходимо успешно решить.
Праздничная Москва… Яркое, живописное оформление улиц, площадей, набережных,
парков и бульваров столицы представит собой огромный художественно разработанный комплекс, выражающий наиболее прогрессивные идеи современности.
Вечернее небо Москвы засияет тысячами огней.
Над Москвой, поднятый на декорированных аэростатах, переливаясь красками, взовьется огромный значок – эмблема VI Всемирного фестиваля. Шелковые флаги стран – участниц праздника, освещенные с земли снопами ярких прожекторов, будут реять над Москвой, символизируя собой дружбу и братство народов всего мира.
Художественное оформление основных участков – магистралей развития праздника, наряду с показом достижений советских республик, будет демонстрировать культуру зарубежных стран.
Здесь найдет свое воплощение тема борьбы за мир, тема детства
иматеринства, тема мировых достижений литературы и искусства, тема смелых людей – борцов за прогресс науки.
Фестиваль принесет с собой сотни интереснейших встреч. Днем молодежь будет встречаться по признакам профессий, примет участие в диспутах, манифестах, художественных конкурсах, на выставках
ит. д. Вечером будут проводиться праздники, и каждый будет носить характер большого культурно-политического события. Праздники карнавалов, иллюминация и фейерверки, большой праздник-феерия на Москве-реке, бал в Кремле, старинные русские ярмарки, катание на тройках, театрализованные представления, праздник-пантомима на льду, спортивные выступления, факельные шествия, цирковые кавалькады – вот только часть программы фестиваля.
Впраздничной Москве можно будет побывать и в царстве «Галактики» и в поселке «Мирном», познакомиться с любимыми киногероями, проделать увлекательные путешествия, летом увидеть уголки снежной зимы, посетить уголки юмора и лирики, волшебной сказки и достижений современной технической мысли, царство птиц и мировой флоры, побывать на улицах непрерывного движения мировых театральных и ки-
182
нематографических афиш, улицах книги, детской игрушки, цветов и т. д.
ит. п. Все это сделает праздничную Москву яркой, радостной, широко
игостеприимно встречающей юных посланцев мира» [134, с. 58–59].
Идалее в общем рабочем плане-сценарии фестиваля даются планы художественного оформления Москвы, кавалькад и шествий, сценарные разработки открытия и закрытия фестиваля, планы каждодневных праздников и встреч молодежи всего мира с москвичами.
Иэто только примерный общий набросок праздника и его праздничных мероприятий.
А сколько еще нужно было сделать подробных разработок, планов заданий, сколько учесть организационных мелочей…
Праздничные организационные мероприятия – мероприятия, сопутствующие празднику, организационные мероприятия, обслуживающие все течение праздника непосредственно на месте проведения праздника и прилегающих к нему пространствах.
К этим мероприятиям относятся буквально все мероприятия
ислужбы, обслуживающие художественную, техническую и организационную стороны праздника.
Это и вовремя подъезжающие и отъезжающие в автобусах артисты и другие герои и участники праздника; это и необходимые по ходу действия выразительные эффекты (голуби, шары, фейерверки); это
иторговые, медицинские, милицейские, пожарные, хозяйственные
идругие службы, обеспечивающие запланированное, четкое, бесперебойное течение праздника.
Послепраздничные организационные мероприятия – мероприятия, направленные на демонтаж праздничного места действия, на возвращение ему будничного лица, рабочего ритма, на анализ
иоценку праздника, освещение результатов его.
Организационные мероприятия – одна из важнейших составляющих частей профессии режиссера.
Планирование, контроль, а при необходимости и непосредственное исполнение некоторых организационных заданий входит в обязанности режиссера. И справедливость этого тезиса непрестанно подтверждается практикой. И пренебрегать этим положением не следует ни в коей мере. Об этом непрестанно предупреждают своих молодых собратьев опытные режиссеры.
183