ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 460
Скачиваний: 1
«Молодые режиссеры зачастую считают, что предмет их забот – парение в высоких сферах творчества, а организационная сторона – дело дирекции и администраторов. Ошибка! Большая ошибка, которая дорого обходится. Никогда не следует упускать из рук организационную сторону, ибо никакой режиссер без четко налаженного административного аппарата ничего не добьется. Не гнушайтесь заниматься и сметой, и цифрами. Ещё Гёте писал, что цифры не управляют миром, но они показывают, как управляется мир. Цифры объективный показатель, учитывать их при составлении сметы, сроков, количества участников и т. д. режиссер обязан.
Классическая формула Вл. И. Немировича-Данченко о триединстве режиссерской профессии30 отражает суть профессии не только режиссеров театральных, но и режиссеров массовых действ и эстрады. И если одним из трех основных слагаемых у театрального режиссера, по определению Вл. И. Немировича-Данченко, является «режиссер-организатор», то какое же значение приобретает эта сторона профессии у режиссера эстрады и массовых действ, когда ему каждый раз фактически приходится заново создавать театр! Да еще не просто театр, а театр массовый, с сотнями, а зачастую и с тысячами исполнителей! В этом случае организационная сторона дела вырастает во много раз, приобретая чрезвычайно весомое значение» [144].
Весь комплекс предпраздничных, праздничных и послепраздничных мероприятий – это громадная работа десятков, сотен, тысяч, а порою, десятков тысяч и более (в зависимости от масштабов праздника) людей, чья забота так необходима для осуществления праздника. И зачастую так невидима. Все организационные мероприятия театрализованного массового праздника – громадный айсберг, девять десятых которого скрыто от глаз непосвященных, от глаз непрофессионалов, от глаз празднующих людей. Только видимую его часть (продавцов да милиционеров), а затем актеров, пожалуй, и замечает празднующий. Но не режиссер-постановщик! Он знает не только весь объем организационных работ, не только количество занятых в нем людей, но и лично знаком с руководителями каждой службы, каждого коллектива, каждого отдельного маленького, но такого нужного в праздничном производстве, звена. Режиссер в той или иной
30 Режиссёр-толкователь, режиссёр-зеркало (педагог), режиссёр-организатор.
184
степени знаком с каждым из участников праздника. Знаком не только с художественным и техническим, но и обслуживающим персоналом. Знаком со всеми вместе и с каждым в отдельности.
Игрош цена тому режиссеру (как человеку и профессионалу), который по окончании праздника не поблагодарит лично (или чрез других людей) каждого отдельного его участника и всех вместе за радость общей работы. Пусть что-то и не получилось из задуманного, пусть кто-то и проявил нерасторопность, ошибся, но поблагодарить всех и сказать всем спасибо необходимо сразу после праздника.
Иэто тоже обязанность режиссера.
Это – этика режиссера.
Его человеческий и профессиональный ресурс.
После праздника, спустя некоторое время последует его анализ. Вот там будут рассмотрены все достоинства и ошибки и исследованы их причины, названы герои и виновники, но сейчас необходимо поздравить всех.
Состоялась, завершена многодневная большая работа по сотворению праздника. В душе помимо всех прочих чувств должна преобладать радость участия в ней.
Праздник – общее дело многих (и для многих) людей. Организационные мероприятия праздника – важнейшее слагаемое
праздника наряду с его художественными и техническими компонентами. Общее руководство по подготовке, проведению и анализу празд-
ника осуществляет Организационный комитет праздника.
2. Организационный комитет праздника
О р г а н и з а ц и о н н ы й к о м и т е т театрализованного массового праздника – административно-управленческая группа праздника, отвечающая за всю организционно-хозяйственную деятельность по подготовке и проведению праздника. В обязанности Организационного комитета входит не только контроль за всей материальнопостановочной частью праздника, но и помощь Постановочной группе в координации всех коллективов – участников праздника в процессе его подготовки (репетиций) и проведении праздника. В состав Оргкомитета входит, как правило, весь аппарат сотрудников отдела культуры
185
во главе с его заведующим, который является Председателем Организационного комитета праздника. Каждый из членов комитета отвечает за порученный участок работы в общем деле постановки праздника.
Исходя из сценария праздника, режиссер-постановщик выписывает план-задание праздника и на его основе Председатель Оргкомитета формирует план выполнения этого задания с точным описанием объемов задания, определением сроков исполнения заказа, указанием ответственных лиц.
К этому плану прилагается общая смета праздника с определением конкретной суммы всех финансовых затрат, включая суммы гонораров Сценарной и Постановочной группам и другим участникам праздника.
Организационный комитет – необходимое подспорье в организаионно-творческой работе Режиссерско-постановочной группы праздника. Дело сотворения праздника – результат коллективного творчества, плод усилий многих людей, и потому придание должного внимания организации всего творческого процесса по созданию праздника – наиважнейшее дело.
Организационный комитет и есть по существу главный организатор
ирегулятор всего творческого процесса создания праздника, осуществляемого Постановочной группой. Режиссер-постановщик является членом Организационного комитета праздника, фактически заместителем председателяОргкомитетаисовместносчленамиОргкомитетауправляетвсей организационной работой по осуществлению праздника, наряду с выполнением своих главных творческих обязанностей по постановке праздника.
«Организация творческого процесса – коллективное творчество, связанное с планированием и воплощением театральной постановки. Причем законы распределения труда при правильной организации являются абсолютными: Организационный комитет решает административные и хозяйственные вопросы, сценарная группа осуществляет работу над сценарным проектом, режиссерская группа во главе с главным режиссером-постановщиком осуществляет реализацию проекта зримыми образами» [147, с. 91].
Организационный комитет, как уже было сказано выше, занимается не только подготовкой и проведением предпраздничных
ипраздничных мероприятий, но и послепраздничных, в число которых входит подведение итогов, анализ и оценка праздника.
186
3. Анализ праздника
А н а л и з театрализованного массового праздника – разбор достоинств и недостатков прошедшего мероприятия, оценка профессиональной деятельности всех участников праздника.
Обычно анализ работы проводится на полном собрании Оргкомитета и Постановочной группы с приглашением руководителей коллективов, участвовавших в празднике на следующий день или через день-два после проведения праздника.
Рассматриваются общие причины, позволившие достичь (и мешавшие достигать) главной цели праздника – его сверхзадачи. Подробно анализируется организационная, творческо-исполнительская и техническая работа всех служб, всех участников праздника.
Дается общая оценка мероприятия, делаются выводы. Руководители творческих коллективов и технических служб дово-
дят результаты обсуждения до всех участников, готовящих праздник. При необходимости официальные итоги праздника освещаются
в средствах массовой информации.
Подведение итогов праздника, его анализ и оценка венчают работу Организационного комитета праздника.
ВОПРОСЫ
1. Общее понятие организационных мероприятий театрализованного массового праздника.
2. Три группы организационных мероприятий театрализованного массового праздника.
3. Понятие общих и частных предпраздничных мероприятий.
4. Значимость организационных мероприятий для режиссёра театрализованных массовых праздников.
5. Профессиональная этика режиссёра театрализованных массовых праздников.
6. Организационный комитет праздника.
7. Анализ театрализованного массового праздника.
187
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ПОСТАНОВОЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРАЗДНИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
ПОСТАНОВКА ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО МАССОВОГО ПРАЗДНИКА
1. Постановка
Постановка театрализованного массового праздника –
творческий процесс осуществления постановочного замысла, материализация идеи театральными средствами.
Процесс материализации замысла театрализованного массового праздника на уровне слова уже осуществлен в сценарии. Режиссерпостановщик праздника уже формирует его структурный макет в форме режиссёрского сценария. А если режиссер сам является автором сценария, то видение будущего праздника достаточно ярко предстает перед его глазами. Тем более, если литературный сценарий писался со всеми требованиями, изложенными нами в пособии, то в подробных ремарках будущий постановщик уже нарисовал всё это видение. Теперь сценарный (драматургический) материал, литературный макет необходимо воплотить в реальном масштабе, перевести с языка литературного на язык живого развивающегося сценического действия, то есть осуществить постановку праздника в его реальном праздничном пространстве и времени.
С чего все начинается?
В принципе, подготовка к празднику, воплощение его начинается еще до написания полного текста литературного сценария. Уже на уровне сценарного плана праздника проводятся многие общие подготовительные предпраздничные мероприятия, закладывается материальный фундамент для его осуществления, о чем мы говорили в предыдущей главе. Оргкомитет в основном своем составе уже работает на подготовку праздника: определяются ответственные за каждый участок праздничного действа, исполнительские силы, технические службы. Формируется предположительно и состав постановочной группы праздника во главе с уже существующим его
188
режиссером-постановщиком. По написанию литературного сценария и вчерне прописанного режиссерского (рабочего) сценария уже конкретно выписываются планы-задания31 всем художественнооформительским и другим организационным службам праздника, в том числе задания творческо-исполнительским коллективам по выполнению их с назначением сроков и ответственных за исполнение лиц. Параллельно с написанием литературного сценария (а если режиссер не является одновременно и сценаристом праздника, параллельно с изучением, анализом сценария и общих уже начавшихся подготовительных работ по его воплощению) режиссер делает для себя отдельные заметки, замечания, зарисовки по теме, проблеме, идее, сверхзадаче праздника; по месту и времени его проведения, по форме, жанру, композиции, основным мизансценам, темпоритму праздника, по всему возникающему в сознании художественному образу праздника, по его материальному воплощению, организационных мероприятиях, смете, календарному плану репетиций – по всему воплощению праздника. Наконец эти собранные воедино, разрозненные и уточненные записи режиссер оформляет в единую запись, которая представляет собой р е ж и с с е р с к о - п о с т а н о в о ч н ы й п л а н ( э к с п л и к а ц и ю32) будущего театрализованного массового праздника. Во всей основной специальной литературе по постановке театрализованных массовых представлений и праздников мы не найдем и намека на режиссерско-постановочный план, кроме как у И. Г. Шароева в его учебнике «Режиссура эстрады и массовых представлений» в главе «Литературный сценарий и режиссерская экспликация». Но и здесь об этой важнейшей форме режиссерской документации сказано вскользь, и, более того, понятие режиссерскопостановочного плана (экспликации) и режиссерского (рабочего) сценария настолько сближены и переплетены, что невозможно понять о какой форме режиссерской записи идет речь. Неспециалисту,
31План-задание – выписки из литературного сценария с конкретным поручением всем техническим, организационным и художественным службам с указанием объёма работ, сроков и конкретных ответственных лиц.
32Экспликация – (латинское) – истолкование, объяснение. В данном слу-
чае объяснение разворачивающейся в пространстве и времени праздника его идеи, заложенной в сценарии, воплощенной, материализованной всей совокупностью театрально-выразительных средств.
189
не режиссеру-практику, а тем более студенту самостоятельно разобраться в данном вопросе не представляется никакой возможности. И здесь нам на помощь, как всегда, приходит классическая театральная режиссура в лице ее теоретиков и практиков, в основном, конечно же, К. С. Станиславского, его коллег, учеников, продолжателей. Адаптация предлагаемых ими форм режиссерско-постановочных планов к постановочной режиссуре праздников уже дело техники, хотя, конечно же, с учетом всех творческих специфических особенностей режиссуры массовых театрализованных представлений и праздников. О том, что такое режиссерско-постановочный план (экспликация) театрализованного массового праздника и о форме его записи и пойдет речь в следущей подглавке (параграфе) нашего пособия.
2. Режиссерско-постановочный план (экспликация) театрализованного массового праздника
Режиссерско-постановочный план (экспликация) театрализованного массового праздника – подробно изложенный творческий замысел постановки театрализованного массового праздника,
вцелом представляющий собой развернутую, наглядную, предметную картину материализации идеи праздника через воплощение ее
вхудожественный образ.
Режиссёрско-постановочный план – отдельная форма записи работы над постановкой праздника, один из видов режиссёрской документации.
Назначением режиссерско-постановочного плана и является это наглядное выражение невидимого, идеального зерна (идеи) через видимое, материальное (художественный образ). Это и есть его основные, конкретные составляющие. Составляющими художественного образа являются все театрально-выразительные средства в гармоничной совокупности своей выражающие идею праздника, определяющие его художественную целостность. «Содержание драматического произведения должно найти свою, соответствующую ему форму в творческом замысле режиссера, в постановочном плане спектакля» [29, с. 128]. Режиссерский замысел обязательно
190
должен отображаться, выражаться, оформляться в режиссерскопостановочном плане. Надежда на то, что это все можно удержать
вголове или на отдельных разрозненных листочках – пустая надежда. Режиссерско-постановочный план необходим именно как отдельная форма записи работы над постановкой праздника, несмотря даже на подробно разработанные литературный и режиссерский сценарии.
Наглядность, предметность, вещественность режиссерского замысла представлены именно в режиссерско-постановочном плане. «Режиссерский замысел – это организующее начало, приводящее
кцелостности и гармонии в спектакле. В режиссерский замысел входит в и д е н и е будущего спектакля, то есть то, как представляет его себе режиссер во всех деталях, во всех его частях. В режиссерский замысел входит и о с у щ е с т в л е н и е замысла – для этого-то и необходим тот план работы над спектаклем, который мы называем постановочным. Режиссерский замысел находит свое завершение
втот момент, когда сопоставляешь свое видение, то есть то, каким ты хотел видеть будущий спектакль, каким задумывал его, с тем, что же вышло в осуществленной постановке, как воплотилась в ней идея автора, твое режиссерское и актерское толкование ее» [29, с. 192–193]. Режиссерско-постановочный план – это строительные леса возводящегося здания будущего представления. Без них осуществление работ невозможно, каким бы высоким сам по себе не был замысел строитеьства, его идея. «Режиссерский замысел (так называемый «план постановки») должен охватить и привести к художественному единству все стороны, все грани того необычайно сложного, синтетического произведения искусства, каким является спектакль» [48, с. 204]. Тем более, если это не просто спектакль в его классической сценической коробке, даже не представление на какойлибо из площадок под открытым небом, но – праздник. «Постановочный план – необходимый компонент в процессе создания массового зрелища. Он – руководство к действию, где подробно разработаны задания всем звеньям, всем цехам, включенным в общее русло подготовки будущего спектакля.
Впостановочном плане, создающемся на основе литературного сценария, режиссер обязан предусмотреть и учесть многие компоненты многоструктурной сценической композиции массового действа» [144, с. 197].
191