ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 461
Скачиваний: 1
до пролога праздника, до официального открытия его. Это – зазыв на праздник, стечение народа на праздник (шествие) и праздничный репортаж, звучащий на месте открытия праздника.
Можно, конечно, не растрачиваться на эти «мелочи», они сами по себе, в принципе, осуществятся: зазывом на праздник в день самого праздника будут звучащие вокруг праздничные мелодии, само праздничное настроение, люди, спешащие к месту праздника (а это и есть уже стихийное шествие), да громкая музыка с двумя-тремя поздравительными текстами на месте официального открытия праздника – и есть праздничный репортаж.
Да, все так, все правильно, но сколько в этих трех маленьких элементах (частях) праздника заложено больших возможностей усиления праздничной атмосферы, если их, эти три фрагмента хотя бы минимально организовать!
Зазыв на праздник в день праздника, за час до начала его, заранее записанный на фонограмму, может звучать по всему городу, например, из киосков звукозаписи, из разъезжающих по городу радиофицированных автомобилей, звучать «живьем» с декорированных повозок с глашатаями, зазывалами, скоморохами.
Стечение на праздник организованного зрителя, участников художественной самодеятельности не подъезжающих на автобусах прямо к сценической площадке, а шествующих своим ходом в праздничных костюмах определенный участок пути, не так уж и трудно организовать. А звучащую просто фоновую музыку на месте открытия праздника не так уж и сложно дополнить стихотворными и прозаическими поздравительными текстами, превратив все это в праздничный репортаж.
А если все эти три небольшие праздничные составляющие выполнить профессионально и с большим желанием и фантазией?
Да это уже будет праздник до начала праздника! Это будет многократное усиление праздничной атмосферы.
Подготовленный, разогретый таким образом народ в час самого праздника будет благодатным зрителем, участником праздника.
Потому профессионал постановщик ни за что не упустит из виду хотя бы минимальную организацию этих трех, казалось бы, незначительных и непредусмотренных композицией сопутствующих празднику элементов.
168
Вот с них-то в день праздника и начинается праздник.
С них-то и начинается сценарий праздника и его постановка. Обратите внимание: с описания места и времени действия,
с подробной сценарной и постановочной разработки и описания этих трех моментов начинаются сценарии всех известных режиссеров постановщиков, начинаются все праздники.
Итак, продумав средства активизации праздничного настроения, используемые непосредственно накануне его официального открытия (пролога) в общем ряду всех подготовительных средств праздничной атмосферы, сценарист со спокойной душой и легким сердцем приступает к записи литературного сценария, а режиссер к его осуществлению – постановке.
Однако, что касается непосредственно данного учебного пособия, следует сказать, что мы еще не рассмотрели три заявленных параграфа этой главы, а именно: «Сюжетный ход», «Событийный ряд» и «Художественный образ», чтобы со спокойной душой и легким сердцем позволить гипотетическому сценаристу-режиссеру записывать начисто литературный сценарий и осуществлять его постановку.
Хороший сюжетный ход всегда сулит удачу театрализованному представлению, празднику. С его помощью легко воспринимать все, казалось бы, разрозненные в пространстве и времени эпизоды праздника как единое целое. Он помогает окончательному утверждению событийного ряда праздника, его эпизодов и номеров их составляющих. Формирует художественный образ праздника.
13. Сюжетный ход
С ю ж е т н ы й х о д – основная сквозная сюжетная линия художественного произведения, объединяющая все события его, раскрывающая содержание, идею произведения.
Сюжетный ход в нашей профессии часто называют сквозным, сценарным, режиссерским, сценарно-режиссерским ходом. Это– синонимы. Хотя может показаться, что сценарный и режиссерский ход – это разные вещи, хотя бы в силу разности профессий. Это не так. Нет отдельных в одной постановке, конфликтующих между
169
собой сценарного и режиссерского хода, тем более, если сценарист и режиссер праздника – один человек. (Правда, в одном случае такое противоречие может иметь место: при сознательном перетолковании режиссером-постановщиком исходного сценарного материала другого автора или своего раннего литературного произведения. Но не об этом толковании речь. Речь об авторской концепции, выражаемой через сценарно-режиссерский ход.)
Что мы знаем о сюжетном ходе?
«Сценарно-режиссерский ход – образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественнопедагогического воздействия» [78, с. 196]. То есть – сверхзадачи.
Что ещё?
«Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающим одновременно замыслу сценариста и режиссера» [23, с. 106].
Какие трудности испытываем при поиске сюжетного хода? «Поиск сюжетного хода – дело не такое легкое, как может по-
казаться на первый взгляд. Приходится мысленно перебирать десятки подсказываемых фантазией вариантов, каждый из них соотносить с рождающимся замыслом, с темой, идеей, исполнительскими, техническими и другими возможностями, пока не найдется единственный, который позволит о б р а з н о выразить тему, главную мысль, содержание, сверхзадачу представления и логически выстроить его сквозное действие, чтобы в результате зритель увидел не разрозненные номера и эпизоды, а единое действие» [111, с. 31].
Таким образом, сюжетный ход – это та форма организации драматургического материала, которая позволяет сюжетно, образно и идейно объединять его в единое целое художественное произведение.
«Сценарно-режиссерский ход необходимо осознавать прежде всего как смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало» [78, с. 196].
Сценарно-режиссерский ход – это форма реализации замысла произведения, сюжетная материализация его. «Наличие замысла как раз и проверяется ходом: уберите ход и замысел разрушится. Если же «замысел» не разрушится, можно сомневаться в существовании замысла вообще» [78, с. 197].
170
Бывает, сюжетный ход приходит почти сразу. Случается, волнующий вопрос-проблема в мгновение высекает ответ-искру. Проблема, заложенная в социальном заказе при соприкосновении с мировоззрением художника, оттолкнувшись вдруг от какой-либо неожиданной детали, разрешается и предстает перед умственным взором автора в форме брезжущего замысла – общего сценарного плана или даже конкретного сюжетного хода. Но не следует забывать, что хотя «сценарно-режиссерский ход может быть найден от случайного наблюдения, но его возникновение должно быть всегда опосредованно целевой установкой» [78, с. 196]. То есть – сюжетный ход, даже если он появляется, почти мгновенно определяется, находится обязательно в процессе размышления (неважно – долго или быстро) над проблемой произведения как художественное ее решение. Временной фактор, повторяем, не имеет здесь принципиального значения.
Наконец, обретя наметки сюжетного хода (или, как подарок, весь сюжетный ход), необходимо грамотно выстроить его, то есть определить основные события будущего сценария и простроить весь его событийный ряд.
14. Событие, основные события, событийный ряд
С о б ы т и е – форма бытия действия, зрелищная единица жизненного процесса, ограниченная совокупностью предлагаемых обстоятельств и существующая в рамках одной конкретной действенной задачи.
Событие как временно-пространственная категория всегда имеет свое начало, середину и конец, оно зарождается, протекает и заканчивается в строго определенном зрелищном круге предлагаемых обстоятельств. Оно целостно, самостоятельно, композиционно оформлено. Событие происходит на фоне конкретных, определенных предлагаемых обстоятельств, ограничено ими и, более того, всегда начинается с ведущего (наиболее важного, влияющего коренным образом на действие внутри события) предлагаемого обстоятельства. Заканчивается же событие двумя способами: или исчерпывается (если цель достигнута, действие закончено) или прерывается новым ведущим предлагаемым обстоятельством нового события.
171
Событие всегда происходит «здесь» и «сейчас», всегда «на глазах» участников и зрителей, чем и отличается от предлагаемых обстоятельств. Предлагаемые обстоятельства (как понятие) не столь зависимы в своем наименовании от настоящего времени как событие, они так же называются предлагаемыми обстоятельствами и в прошлом и в будущем временах. Событие же вспоминаемое, рассказываемое (в сегодняшней теории и практике театра) сразу же отходит в разряд предлагаемых обстоятельств. Таким образом, с о б ы т и е есть с о в м е с т н о е б ы т и е , совместное существование человека (группы людей) в предлагаемых обстоятельствах (и с предлагаемыми обстоятельствами, в том числе и с другими людьми) в процессе исполнения одного конкретного действия при достижении одной конкретной цели, то есть в рамках одной конкретной действенной задачи.
Задача же (и жизненная и сценическая) по природе своей, по составу тройственна, но представляет собой единое целое. Каждая из ее частей отвечает на свой вопрос: «Что делаю?», «Для чего делаю?», «Как делаю?»
«Что делаю?» – собственно действие. «Для чего делаю?» – цель
«Как делаю?» – приспособление, применяемое для наилучшего исполнения действия при достижении цели.
Событие – форма бытия действия, ограниченная рамками одной действенной задачи. И это ограничение придает цельность его действенной структуре.
Событие всегда целостный кусок (эпизод) жизненного (сценического) процесса. «Событие – основная структурная единица сценической жизни, неделимый атом действенного процесса» [87, с. 28].
Сценарий (пьеса) – цепь, система развивающихся событий (эпизодов) в процессе выявления, раскрытия идеи произведения. Любая пьеса (сценарий), любой спектакль (театрализованное представление) имеют в своем составе основные (наиболее важные) и рядовые (менее важные) в процессе развития идеи произведения события (эпизоды).
Развивая практически и теоретически систему К. С. Станиславского, Г. А. Товстоногов выделяет пять таких основных событий и дает им характеристики.
И с х о д н о е с о б ы т и е – первое событие спектакля (театрализованного представления), которое (в отличие от всех последую-
172
щих событий) начинается за пределами спектакля (представления) и заканчивается на глазах зрителя. Единственное исключительное событие из всех событий спектакля (театрализованного представления), начинающееся за пределами сцены, но в своем продолжении на глазах зрителей дающее исчерпывающую информацию о своем происхождении, возникновении.
Исходное событие – это общий настрой, камертон спектакля (представления). Оно отражает в себе все многообразие исходных предлагаемых обстоятельств, на которых строится здание спектакля (представления), несет в себе всю основную информацию о времени и месте действия, о персонажах и их взаимоотношениях, о зреющем конфликте, о различиях и противоречиях, готовых перерасти в открытое столкновение.
Исходное событие – визитная карточка исходных предлагаемых обстоятельств, их полноправный представитель.
В исходном событии задается и темпоритм спектакля (представления) и его жанр, прием, условия игры.
Исходное событие начинает представление, вводит зрителей в атмосферу предлагаемых обстоятельств, вовлекает в действие.
По грамотно выстроенному исходному событию спектакля (театрализованного представления) определяется профессионализм режиссера-постановщика.
Исходное событие в структурном построении пьесы (сценария), спектакля (театрализованного представления) соответствует композиционному элементу – экспозиции.
О с н о в н о е с о б ы т и е спектакля (театрализованного представления) – событие, с которого начинается борьба по сквозному действию, зона рождения основного конфликта спектакля (представления), событие, в котором существовавшие ранее различия в жизни персонажей перерастает в противоречия, впервые вспыхивают в открытом столкновении.
Основное событие в композиционном понимании соответствует композиционному элементу – завязке.
Ц е н т р а л ь н о е с о б ы т и е – событие, выражающее наивысший накал борьбы по сквозному действию. В композиционном понимании соответствует кульминации.
173
Ф и н а л ь н о е с о б ы т и е – событие, где заканчивается борьба по сквозному действию, исчерпывается конфликт, устанавливаются новые отношения персонажей.
Финальное событие соответствует композиционному элементу – развязке.
Гл а в н о е с о б ы т и е – последнее событие спектакля (представления), декларация идеи автора, его эмоциональный призыв.
Главное событие, как правило, вытекает сразу же из финального, почему порою по инерции его называют просто финалом, концом спектакля (представления). Или же вообще возникает смысловая терминологическая путаница: главное событие называют финальным, а финальное главным. Дабы избежать этих разночтений, следует правильно понимать под названиями событий (даже при их разнообразном именовании) их сущностные характеристики.
Следует особо заметить, что не во всех пьесах (сценариях) ярко
иподробно выписывается главное событие. В некоторых драматургических текстах оно обозначено краткой ремаркой, одной репликой персонажа или же на него вообще намека нет. Это не значит, что режиссер-постановщик должен искусственно ограничить свою постановку финальным событием, пренебречь таким выразительным и композиционно завершающим отдельным эпизодом, как главное событие. Без выделения главного события в отдельный зрелищный эпизод, без его постановочной акцентировки любое представление не будет иметь завершающего эмоционального и смыслового аккорда.
Главное событие – последний эпизод, последний штрих, завершающий художественный образ произведения. Главное событие – венец представления. Главное событие может быть по времени относительно большим или совсем кратким, но всегда смыслово и эмоционально выразительным, даже в своей мягкости средств выражения.
Главное событие соответствует композиционному элементу – эпилогу.
Эти пять основных событий*21 – наиболее ярко выраженные пики (вершины) спектакля (представления). Их в первую очередь грамотно
ивыразительно выстраивает режиссер постановки. Они, эти пять основных событий, являются самыми главными эмоционально-смысловыми эпизодами спектакля, театрализованного представления, праздника.
174
Кроме этих пяти основных событий любой спектакль (представление) имеет определенное количество других (рядовых) событий, необходимых в процессе более подробного раскрытия идеи произведения, его сверхзадачи. Вся цепь этих событий называется событийным рядом спектакля (представления).
С о б ы т и й н ы й р я д пьесы (сценария), спектакля (театрализованного представления, праздника) – это цепь разворачивающихся в пространстве и времени эпизодов как этапов развития сквозного действия художественного произведения в процессе раскрытия его главной мысли (идеи), достижения его цели (сверхзадачи).
Событийный ряд – скелет сюжетного хода.
15. Художественный образ
Ху д о ж е с т в е н н ы й о б р а з – воплощенная художественными средствами идея произведения, его зримая, чувствуемая мысль.
Художественный образ – основная реалия искусства. «Художественный образ – форма отражения действительности
искусством, конкретная и вместе с тем обобщённая картина человеческой жизни, преображаемой в свете эстетического идеала художника, созданная при помощи творческой фантазии» (17, 241).
Художник мыслит образами, как учёный -понятиями.
«Образ в искусстве является таким же равноправным инструментом познания, как понятие в науке и опыт в трудовой деятельности» [114, с. 242].
«Художественный образ – форма мышления в искусстве» [12, с. 154].
«Определение искусства как мышления в образах сложилось в 19 в.» [114, с. 241], – свидетельствует «Словарь литературоведческих терминов».
«Искусство изображает истинное всеобщее, или идею в форме чувственного существования образа» [22, Т. 4., c.412].
«Человек создал новый предмет действительности – художественный образ. Он отделил его от себя, сделал наглядновещественной свою мысль. Теперь все могут созерцать (и он сам
175
в том числе) в образе не только познанную действительность, но и его боль, и думы, и восторг, и гнев. Художественный образ озарён личностью художника. Сила этого свечения прямо пропорциональна духовному богатству, отданному художником произведению» [121, с. 37].
«Художественный образ – понятие сложное, многогранное и многомерное, связанное с представлениями об отношении искусства и действительности, о роли художника, о внутренних законах искусства, с проблемой художественного восприятия» [114, с. 241].
«Художественный образ есть претворение первичного бытия посредством искусства, а точнее, благодаря художественному творчеству в бытие вторичное, отражённое и заключённое в чувственно доступную эстетическую форму» [69, с. 52].
Мы дали подряд несколько цитат, характеризующих природу художественного образа, более наглядно раскрывающих определение художественного образа, данное в начале параграфа. Далее мы более подробно рассмотрим взаимоотношение художника как творца художественного образа с самим образом и взаимодействие художественного образа как второй, созданной человеком реальности, с реальностью первой. Также определим внутренние составляющие художественного образа и гармонию этих слагаемых, представляющих художественный образ как единое реальное, живое целое действительности.
К понятию художественного образа относятся как целиком произведение искусства (если оно произведение искусства), так и составляющие, населяющие его образы персонажей, событий, явлений. «Образом так же называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (особенно часто – действующее лицо или литературного героя), например, образ войны, образ народа, образ Наташи Ростовой в «Войне и мире» Л. Н. Толстого [72, с. 252]. Более того, через художественный образ отдельного произведения просматривается образ автора с его мировоззренческой позицией. Недаром художественные произведения называют духовными детьми художников. Художественное произведение – плоть от плоти, кровь от крови, дух от духа художника. Художник творит по образу и подобию Божию. Он творит вторую реальность из материала реальности первой. Он творит уже по образу и подобию своему, раскрывая в себе Божествен-
176