ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 458
Скачиваний: 1
6. Репетиции
Р е п е т и ц и я – творческий процесс подготовки театрализованного массового праздника, спектакля, представления, концерта с актерско-исполнительским составом и другими участниками праздника силами всей постановочной группы и технического состава под руководством режиссера-постановщика.
«Репетиция, – читаем мы в Театральной энциклопедии, – основная форма подготовки спектакля» [125, Т. 4, с. 598].
Репетиция – это поиск наилучшего выражения внутреннего содержания через внешнюю выразительность формы. Репетиция – это процесс формирования художественного образа праздника, спектакля, представления, концерта всеми театральными выразительными средствами.
Репетиционный процесс подготовки спектакля (представления) протекает обычно в семь этапов периодов и начинается с его подготовительного этапа – читки пьесы (сценария) и обсуждения, которое обычно относят к дорепетиционному этапу. И определяют его как отдельный самостоятельный этап – читку пьесы (сценария), так как основную роль здесь, считается, выполняет режиссер, знакомящий исполнителей с литературной основой спектакля (представления). Но на наш взгляд, этот этап работы над постановкой обладает всеми основными характеристиками, позволяющими представлять этот период работы как акт совместного творчества режиссера с актерами и назвать его репетиционным, хотя бы уже потому, что обычно после прочтения сценария (пьесы) начинается обмен мнениями, обсуждение, анализ – определяются в о б щ и х ч е р т а х тема, идея, сверхзадача всего представления, конфликт, сквозное действие и контрдействие, событийный ряд, сценические задачи персонажей в каждом событии-эпизоде, их характеристики, сверхзадачи. Подчеркнем еще раз, что подобная поспешность с обсуждением сценария, ролей и других постановочных деталей представления характерна именно для постановки праздничного театрализованного представления, на которое отводится гораздо меньше времени, чем обычно на работу над театральным спектаклем по определенной пьесе. Это – хорошая или плохая – но тоже специфическая особенность постановки празд-
207
ничного представления, отличающаяся от постановки классического спектакля-представления.
Распределение ролей также входит в этот первый репетиционный этап, что творчески сразу же включает актеров в работу по сценическому воплощению своих персонажей. Опять же в театре порою между чтением пьесы и распределением ролей проходит несколько дней. Затем актеры из вывешенного на доске объявлений приказа узнают о распределении ролей и приходят в назначенное на первую репетицию время уже к застольному периоду. Конечно, в этом случае читку пьесы (сценария) трудно считать (и не нужно) первым репетиционным этапом. Тогда обычно репетиции начинаются с застольного периода, который мы в нашем учебном пособии относим ко второму репетиционному этапу.
Вторым этапом репетиционного процесса является так называемый «застольный период» (застольные репетиции), где за столом, еще не выходя на сценическую площадку, углубленно анализируется сценическое действие, изучаются предлагаемые обстоятельства, поэпизодно определяются сценические задачи персонажей, уточняются внешние выразительные элементы постановочного решения. Этот второй этап репетиционного процесса часто называют р а з в е д к о й у м о м .
Третьим этапом репетиционного процесса – р а з в е д к о й т е - л о м – является процесс репетиции «в выгородке», то есть в специально выгороженном пространстве на сцене или другом месте, где проверяются найденные за столом сценические задачи, уточняется, что называется «на ногах», сценическое действие, выстраиваются взаимоотношения персонажей. Часто этот этап репетиционного процесса осуществляется так называемым «этюдным методом», то есть актерам ставятся задачи в определенном эпизоде, и они проигрывают – проверяют этот эпизод импровизационно, затем задачи уточняются, текст прочитывается за столом еще раз с учетом замечаний, и опять (уже ближе к тексту) исполняется этюд на тему определенного эпизода. И так до точного вскрытия смысла эпизода, до точного определения задач и утверждения действия в нем.
Четвертый этап репетиций – это сценические репетиции в декорациях, костюмах, с элементами звукового и светового оформления. На этих репетициях более углубленно выстраиваются и утверж-
208
даются взаимодействия, взаимоотношения персонажей, их сквозные действия, сверхзадачи.
Пятый этап репетиций – это монтировочные (технические) репетиции, на которых уточняется и окончательно утверждаются сценография, световая и звуковая партитуры спектакля (представления), определяется полностью динамика, смена декораций, другие театральные эффекты, репетируются стыки эпизодов (входы-выходы персонажей), некоторые отдельные сцены.
Шестой репетиционный этап – это так называемые прогонные репетиции, на которых вчерне собирается-прогоняется весь спектакль, представление.
Это репетиции уже в полной декорации, в костюмах, со всеми необходимыми атрибутами и реквизитом, со звуком и светом. Это период сборки-шлифовки материала, выявления и закрепления точного темпоритма спектакля (представления), определение и утверждение его атмосферы, уточнение, укрупнение, акцентирование его эмоционального воздействия на зрителя через выстраивающийся художественный образ, с целью наиболее точного выражения идеи, сверхзадачи.
Седьмой этап репетиций – генеральная репетиция, проводящаяся как раз накануне представления.
Генеральная репетиция – это окончательный смотр готовности спектакля (представления), это само представление на воображаемого зрителя (иногда на специально приглашенного на просмотрсдачу), это репетиция – предвосхищение спектакля (представления) перед его рождением. Само рождение будет завтра, а сейчас – генеральная репетиция, генеральный прогон, сдача. Последние замечания режиссера, советы, пожелания и назавтра – премьера, праздник!
Мы выделили семь этапов репетиций, хотя их можно свести в три больших периода: застольный, в выгородке и на сцене. Следует сказать и то, что К. С. Станиславский в последний период своей творческой деятельности длительную обычно застольную работу над пьесой сократил до минимума, порой вообще начиная репетиции без нее, против чего восставали расстерянные актеры и умоляли не изменять наработанных правил. «Известно, что К. С. Станиславский в последние годы своей жизни совершенно отказался от «застольного периода» и считал возможным начинать репетиции пьесы до того, как
209
актеры изучат ее, чтобы изучать ее не до практических репетиций, а в процессе этих репетиций» [42, с. 239].
Конечно, прорепетировать праздник как театральный спектакль, полное его течение невозможно (в этом смысле он идет без генеральной репетиции), но возможно более-менее подробно прорепетировать отдельные его эпизоды: пролог, эпилог, центральное представление, по возможности подготовить, привести в боевую готовность все составляющие праздника. Репетиции театрализованного массового праздника ведутся режиссером-постановщиком праздника и его помощниками последовательно и одновременно по многим коллективам, на разных площадках, чтобы затем соединиться в сводные репетиции и, наконец, – в генеральную накануне праздника.
Параллельно с репетициями в коллективах, с отдельными исполнителями, с ведущими праздника режиссер-постановщик работает с техническими службами праздника по выстраиванию яркого, эмоционального, действенного зрелища всеми доступными ему режиссерско-выразительными средствами, по формированию художественного образа праздника.
7. Выразительные средства режиссера
В ы р а з и т е л ь н ы е с р е д с т в а р е ж и с с е р а – весь комплекс театральных – художественно-творческих и технических – средств, направленных на создание праздника (спектакля, представления, концерта) с целью наиболее яркого проявления через художественный образ его идеи, сверхзадачи.
Весь комплекс этих выразительных средств сводится к двум планам или рядам: видеоряду праздника (представления, концерта)
извукоряду.
Квидеоряду относится – все, что в и д и т зритель в процессе развивающегося сценического действия, к звукоряду – все, что он с л ы ш и т .
«Сценическая форма спектакля или, как ее иногда называют, художественная форма – это гармоническое сочетание звуковой
изрительной сторон спектакля.
210
Под звуковой стороной понимают: интонацию, тембр, ритм речи актеров, шумы и музыку. Под зрительной – движение актеров, ритм сценического действия, мизансцены, конструктивные формы, цветовую гамму декорации и свет» [61, с. 13–14].
Главным выразительным средством и одновременно выразителем и сотворцом режиссера, душой и телом театрального представления является Актер – удивительнейшая из всех профессий на Земле.
Актер соединяет в себе и звуковой и зрительный ряды спектакля. Он является и главным выразительным средством на театре, и главным выразителем темы, идеи, сверхзадачи любого театрального представления.
Актер и т в о р е ц сценического образа и одновременно т в о - р е н и е , сам этот сценический образ, персонаж. Из своей психофизики в предлагаемых драматургом (сценаристом) обстоятельствах, из всего своего человеческого опыта он создает на сценических подмостках живой Персонаж, который является носителем волнующей человека-актера идеи, утверждает, отстаивает свои мировоззренческие позиции, призывает жить по законам их.
Без Актера нет театра.
Все режиссерские театральные выразительные средства направлены на помощь Актеру и, в сотворчестве с ним, – на выражение главной мысли театрального представления, на выявление яркой, эмоциональной, активной сверхзадачи. «Актер – основное звено спектакля; через него главным образом реализуется идея пьесы, замысел режиссёра – творческого руководителя актерского коллектива» [29, с. 211].
Кроме видеоряда и звукоряда, которые объединяет в себе, синтезирует, фокусирует Актер, есть еще и третий ряд или план, который находится в уме и сердце зрителя. Этот ряд отвечает на вопрос, ч т о п о н и - м а е т Зритель, наблюдая за происходящим через Актера на сцене.
Если первые два ряда отвечают на вопросы – ч т о в и ж у и ч т о с л ы ш у, то третий ряд отвечает на вопрос – ч т о п о н и м а ю .
«Зрелище – это видимое и слышимое в сочетании с эмоциональными переживаниями зрителей» [146, с. 87].
Искусство Режиссера и заключается в формировании этого третьего зрительского ряда посредством формирования первых двух рядов в творческом содружестве с Актером.
211
И конечно, формирование четкой, задуманной стойкой мыслиэмоции в душе человека-Зрителя зависит не только от усилий Драматурга, Режиссера и Актера, но и от самого Зрителя, ибо «в театральном искусстве властен не только тот, кто его творит, но и тот, кто его воспринимает» [13, с. 125]. От усилий Зрителя зависит не только его собственное восприятие сценического произведения искусства, но и вдохновенность актерского исполнения, успех самого сценического произведения.
Настоящее произведение искусства, а особенно театральное, предполагает активное участие в восприятии авторской мысли, «примерку» на себя, проигрывание совместно с главным персонажем его действий, а часто в противоположность ему другой линии поведения. «Настоящий зритель талантлив. Да-да. Это особый дар – быть зрителем, любить театр, уметь наслаждаться им» [110, с. 129]. Театральное произведение искусства – это всегда совместный со зрителем эксперимент, творческий поиск наилучшего выхода из предлагаемых обстоятельств, совместный вывод, совместное утверждение, декларация идеи произведения. Зритель здесь выступает как участник, соавтор театрализованного представления, тем более Зритель праздничный – Участник праздника. И все это достигается не только волнующей зрителя проблемой и интересным сюжетом произведения, но и всем комплексом режиссерских выразительных средств.
Здесь следует сказать несколько слов о фонограмме.
О, это удивительная, особенная часть работы над праздником! Звуком, как и светом, можно создавать в душе человека, в созна-
нии людей потрясающей силы эмоционально стойкие картины, вызывать к жизни глубокие эмоции, формировать высокие чувства. Фонограмма – одна из главных составляющих атмосферы праздника.
Фонограмма входит в звукоряд праздника, представления, спектакля, концерта. Наряду с живым голосом исполнителей, участников праздника, ведущих, реальных героев фонограмма порой занимает довольно значительное место в процентном отношении в звукоряде праздника. Бывает, что целые театрализованные представления, спектакли, концерты при необходимости идут под фонограмму. И необходимость эта возникает не обязательно от недостатка времени, отпущенного на подготовку того или иного театрализованного представления или других разнообразных технических и организаци-
212
онных проблем, но и из художественно-творческих соображений. Хорошая фонограмма – это искусство.
Широкое распространение с середины ХХ века по всему миру получила такая особая форма театрализованного массового зрелищапредставления как светозвукоспектакли. При участии только света и звука (при минимальном использовании артистов, работающих «вживую», или же только при записи их голосов и воспоминаний реальных героев праздника) можно творить по сегодняшним театральным меркам чудеса со зрителем.
Запись фонограммы всего праздничного действа, создание общей фонограммы праздника требует большой творчески организованной работы от режиссера-постановщика, звукорежиссера праздника, его ведущих, всех участвующих в записи исполнителей.
Являясь звуковой канвой всего праздничного действа, фонограмма скрепляет все его эпизоды, создает точный, выверенный темпоритм всему праздничному действию, создает конкретную, необходимую именно для данного праздника атмосферу его.
В идеале фонограмма – это радиоспектакль праздника, звуковая версия его.
Многое из театрализованного массового праздника, представления, концерта, вплоть до целых драматических эпизодов и большей части текста ведущих можно без ущерба для его художественной ценности записать на фонограмму. Вообще, разумное сочетание записанного на фонограмму и сиюминутно звучащего живого слова выигрышно и как художественный прием, а не просто как экономия репетиционного времени с исполнителями. В защиту фонограммы в данном случае нужно сказать, что запись сцен, идущих под фонограмму, либо части их, или в исключительных случаях, как мы говорили выше, всего театрализованного представления, совершается не на первых репетициях с исполнителями, ни тем более, с листа, а после многих репетиций, на которых актеры (исполнители) уже свободно овладели всем текстовым материалом, действенно поработав, мизансценически, темпоритмически определив рисунок своих ролей и общий темпоритм представления, когда актеры уже купаются в сценическом действии и в своих ролях, только тогда – не ранее – следует приступать к записи фонограммы. Фонограмма – это
213
насущная необходимость в создании праздника, его творчески исполненный технический прием, а не установка на халтуру в целях экономии времени и средств, отпущенных на праздник. К сожалению, еще много можно увидеть представлений и концертов под фонограмму, как пренебрежительно и заслуженно их называют – «под фанеру», когда кроме общего шума и гама на сценической площадке невозможно разобрать, что происходит, когда даже непонятно, кто из персонажей в данный момент говорит, когда и мизансцена (видеоряд) и речь (звукоряд) исполнителей перемешаны в единую кучу малу, тогда, действительно, такая фонограмма вызывает органичный протест у зрителя и не только помогает, а портит, перечеркивает все представление целиком. Настоящая же фонограмма – это, несомненно, искусство. Одно из главных достоинств ее в том, что она закрепляет наилучший вариант исполнения. Не следует также забывать оставлять время с исполнителями после записи фонограммы для репетиций под фонограмму. Работа под фонограмму (целиком или фрагментами) в представлении требует обязательных дополнительных репетиций, как бы хорошо не были прежде наработаны отдельные номера или целые эпизоды праздника.
Итак, Постановочная группа уже вплотную приступила к своим обязанностям. Уже вовсю идут репетиции по коллективам. Приближается время сводных репетиций. Ах, как незаметно оно подошло, хотя давно было определено в календарном плане репетиций!
Началась самая горячая пора подготовки праздника.
Встречи с руководителями коллективов, исполнителями, ведущими праздника, реальными героями предстоящего события, летучие собрания постановочной группы, работа с художником, композитором, звукорежиссером, звукооператорами, осветителями, пиротехниками, завпостом, встречи в рабочем порядке с членами Оргкомитета по всяким срочным проблемам (ибо Оргкомитет в полном составе теперь соберется только перед генеральной репетицией и накануне самого праздника, чтобы подвести смотр всем своим силам, всем фронтам и армиям), ворох, куча, гора самых разных художественных, технических и организационных дел-вопросов, острая нехватка репетиционного времени, неожиданные и всегда бываемые изменения графика работ, уменьшение праздничного размаха (или, наоборот,
214