ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 456
Скачиваний: 1
увеличения его), недостаток материалов, средств, денег, усталость металла, поломка техники, болезнь исполнителей, споры с руководителями работ отдельных участков праздника, пределы возможностей, отчаянные моменты, нечаянные радости, творческие прозрения, обретение друзей и опять – репетиции, репетиции, репетиции -утром, днем, вечером, ночью, весною, летом, осенью, зимой, в дождь, в град,
взной, в артиллерийскую канонаду в прямом и переносном смыслах, все это – Организация, Режиссура, Постановка Театрализованного Массового Праздника.
Время сводных репетиций отдельных эпизодов праздника с его единственной приближающейся генеральной имеет свой вкус, свой особый аромат, отличающий его от всех предыдущих отрезков времени в процессе создания праздника. Это время предела возможностей режиссера-постановщика и всей Постановочной группы и в то же время – это время открытия второго дыхания у создателей праздника. Невероятное становится вероятным, невозможное – возможным, желаемое – явленным.
Чувство стремительно приближающегося праздника придает этому отрезку времени особую остроту, бодрящую возбужденность, уже почти отчаянную жажду праздника во что бы то ни стало.
Когда уже все художественные и технические силы приведены
всостояние готовности, а силы постановщиков праздника, несмотря на второе дыхание, опять на исходе, наступает время генеральной репетиции праздника.
8. Генеральная репетиция
Ге н е р а л ь н а я р е п е т и ц и я театрализованногомассового праздника – главная репетиция накануне праздника, окончательный смотр готовности всех составных частей праздника, его творческоисполнительской, технической и всех организационных служб.
Генеральная репетиция обязательно включает в себя и так называемый просмотр – проигрывание по сценарному плану всего течения праздника, уточнение Оргкомитетом и Постановочной группой праздника его тактики и стратегии. В отличие от репетиции
215
театрального спектакля, где генеральная репетиция есть репетиция «перед выпуском спектакля в полном оформлении, обычно с публикой» [125, Т. 4, с. 598], генеральная репетиция праздника – это репетиция основных его частей, эпизодов, сцен, смотр общей готовности праздника. В специфическом понимании режиссуры больших праздничных форм генеральная репетиция праздника – это репетиции (прогоны, просмотры) отдельных его частей; смотр готовности творческо-исполнительской и технической служб праздника; смотр готовности Организационного комитета и Постановочной группы праздника в творческом процессе п р о и г р ы в а н и я в штабе праздника всей последовательности завтрашнего мероприятия. Подробный просмотр-проигрывание по сценарному плану всего течения праздника, рассматривание его слабых в организации мест, устранение недостатков, усиление позиций, уточнение совместных действий Организационного комитета и Постановочной группы – это все есть также подготовка, репетиция праздника.
Этот смотр готовности накануне праздника – своеобразный «военный совет».
Иэто сравнение усиливается еще и тем, что в отличие от театрального спектакля, прорепетировать полностью театрализованный праздник нельзя, как нельзя прорепетировать сражение. Так же в отличие от Художественного совета театра «военный совет» праздника бывает всегда накануне «сражения», а не за два-три (и более) дня до выхода спектакля, как иногда делается в театре, чтобы дать возможность перед премьерой исправить недоделки, доработать спектакль.
Генеральная репетиция – предверие Праздника.
Ивсе-таки как бы он не ожидался – день Праздника приходит внезапно.
9. Последние приготовления праздника. Смотр позиций.
П о с л е д н и е п р и г о т о в л е н и я п р а з д н и к а – работа всех служб праздника по подготовке праздника непосредственно перед началом его. Смотр режиссером-постановщиком праздника готовности к нему творческо-исполнительского, технического соста-
216
ва, всех участников праздника, решение текущих вопросов, отдача последних распоряжений.
Как правило, этот смотр позиций режиссер-постановщик осуществляет за два-три часа до начала праздника. Постановочная группа, Организационный комитет, технические службы уже заранее, до смотра режиссером готовности к празднику, занимаются своими непосредственными обязанностями.
Все уже на местах.
Вот-вот появится первый зритель.
Режиссер дает сигнал к началу праздничного репортажа. Зазвучал репортаж, взвился вверх своими ликующими призыв-
ными звуками, влился в общую праздничную, уже давно звучащую окрест, набирающую силу симфонию.
Праздничный репортаж – это сигнал к стечению народа на праздник, на центральное место начала его.
10. Театральный праздничный подъезд
Те а т р а л ь н ы й п р а з д н и ч н ы й п о д ъ е з д – подъезд, подход, стечение зрительских масс к месту проведения праздника, представления, концерта.
Само понятие театрального подъезда взято из классического театра, где театральный подъезд означал подъезд зрителей к зданию театра к началу театрального представления.
Чем интересен этот этап праздника? Ведь, вроде, режиссерпостановщик его не выстраивает, не репетирует и, кажется, не планирует.
Это не так. Стечение народа на праздник – это, конечно, в первую очередь показатель желания людей праздновать, что само по себе немаловажно для режиссера и актерско-исполнительского состава, но это еще и показатель предварительной организационной работы всех готовящих праздник. Это – результат подготовки праздничной ситуации.
Удалась ли она?
Кроме всего прочего, стечение людей на праздник даёт большую эмоциональную поддержку всем готовящим праздник, а сам этот сход
217
на праздник заряжает энергией участников, по нему уже можно предварительно определить, прогнозировать успех или неуспех праздничного мероприятия.
Ведь мы помним, что Зритель – соавтор представления, Участник праздника. Потому его эмоциональный настрой на празднуемое событие – немаловажное обстоятельство, и формирование этого зрительского настроя – тоже дело режиссера.
Потому Праздничный подъезд – это не случайное, стихийное движение масс, но планируемое, организуемое, оформляемое режиссером стечение народа на праздник. В заботу постановщиков входит не только грамотное распределение участников праздника на местах проведения его, но и само красочное и безопасное стечение народа на праздник, оформление праздничных колонн участников, сопровождение их.
11. Начало праздника
Н а ч а л о театрализованного массового праздника – Пролог, торжественное открытие праздника.
Важнейшие мгновения праздника.
Пролог – это не только официальное информационное начало праздника. Пролог – эмоциональное начало, камертон праздника.
По началу праздника, его Прологу проверяется режиссер. И нужно сказать, что мастерство сценариста и режиссера не расценивается здесь длительностью или краткостью Пролога или как бы отсутствием такового, профессионализм – в точном соответствии Пролога всему праздничному действу.
Пролог – это образное выражение зерна-идеи праздника, эмоциональный толчок к вхождению в пространство и время праздничного бытия, ключ к правилам праздничного существования. Пролог – это пароль в праздничный мир, дверь в него. И если это вхождение состоялось, дверь в праздник открылась, – успех праздничному мероприятию обеспечен.
Умение хорошо начинать, проводить и заканчивать праздник – высший сценарный и режиссерский пилотаж.
218
Пролог!..
Вся махина театрального действа двинулась! Многодневный подготовительный труд предстает живой плотью праздника, вырастает на глазах в его зримый образ.
В этот самый момент режиссер понимает – получился праздник или нет. И, как ни странно, наступает облегчение…
Сражение за праздник началось. Началось конкретное общее праздничное дело, ради которого трудились все участники его.
12. Течение праздника
Т е ч е н и е театрализованного массового праздника – движение, развитие праздничного действия от завязки через кульминацию к развязке – финалу праздника.
Основной объем праздничного действия. Режиссер координирует все это движение.
Но основная нагрузка сейчас – на помощниках режиссера. Ктото из них следит за основным действием на сцене, кто-то занимается подъезжающими и отъезжающими артистами и другими артистами, организует последовательность их выходов на сценическую площадку, кто-то отвечает за игровую активизацию зрителей, включенность их в праздничное действие, у него в подчинении Скоморохи, другие участники, работающие среди зрителей.
Праздник развивается.
Из зерна-идеи на глазах вырастает живое праздничное древо – художественный образ праздника.
Праздник!
Его ждали, осуществляли и осуществили совместно с пришедшими на праздник всеми его участниками создатели его.
Праздник!
Его ликующие звуки объемлют всего человека, звучат внутри него, окрыляют, восхищают в небеса праздничного существования, животворят.
Праздник!
Его присутствие здесь на Земле во времени свидетельствуют
219
о Вечном непрекращающемся Празднике на Небесах, к Которому и призван человек изначала.
Праздник!
И хотя мгновения его на Земле преходящи, хотя празднование праздничного события, по поводу которого собрались сегодня люди, подходит к концу, праздник не прекращается, – он продолжается в сердцах, факт праздничного существования стал конкретным, личным опытом каждого человека, принявшего участие в празднике.
Праздник!..
13. Конец праздника
Ко н е ц театрализованного массового праздника – э п и -
ло г, торжественное завершение, закрытие праздника.
Как правило, короткая эмоциональная, яркая, восклицательная сцена праздника, закрепляющая торжество идеи его, запечатлевающая в душах стойкое ощущение праздника.
Заключительная сцена праздника не обязательно должна быть грандиозно-помпезной, пафос ее может иметь и лирическое звучание, но она должна быть обязательно яркой и в своей лиричности, трепетной в своей душевности, жизнеутверждающей в своей духовности.
Без такой сцены – нет эмоциональной точки, нет завершения праздника.
Если такой точки не поставит режиссер, зритель будет искать ее сам. И не совсем в том месте, где хотелось бы устроителям праздника. И не совсем так, как хотелось бы им.
14. Театральный праздничный разъезд
Те а т р а л ь н ы й п р а з д н и ч н ы й р а з ъ е з д – разъезд, уход, отток зрительских масс с места проведения праздника.
И, конечно, театральный праздничный разъезд тоже планируется и в определенной степени выстраивается режиссером.
220
Театральный разъезд интересен и первой непосредственной реакцией зрителей на происшедшее событие, первой его рецензией. Этот живой зрительский отклик очень важен режиссеру. По нему он будет сверять свои ощущения о проделанной работе, с его учетом будет анализировать с актерами и всеми участниками, трудящимися над Праздником, его достоинства и недостатки, делать выводы на будущее.
Театральный разъезд много дает материала для размышления внимательному режиссеру. Важны не только отдельные отзывы, но и общее состояние зрителя – затронуло ли происходящее его, или он остался нем и глух к волнующей постановщиков теме? А если затронула тема, запечатлелась в душе, взволновала, то, возможно, поразмышляет человек над ней на досуге, рассмотрит и идею повнимательней и увидит за яркими театральными образами общую мысль представления, сокровенный смысл его.
«Смысл внутренний всегда постигается после» [27, Т. 3, с. 434], – говорит гоголевский персонаж из его «Театрального разъезда»…
Иотрицательный отзыв важен режиссеру, и небрежное отношение к теме волнует его. Все вместе – это портрет сегодняшнего Зрителя.
А режиссеру так важно знать его. Важно знать состояние зрителя до и после постановки. По большому счету, режиссер ответственен перед зрителем за плоды своего творчества.
«Театр – сильнейшее оружие, но, как всякое оружие, о двух концах: оно может приносить величайшее благо людям и может быть величайшим злом» [118, с. 360].
Иесли кто-то скажет, что ему безразлично поведение зрителя после постановки, что свобода творчества художника предполагает свободу поведения зрителя, то мы вправе спросить, а не свобода ли это на самом деле от ответственности художника за свои произведения?
Если скажут, что главная функция искусства – развлечение,
аего главная форма – зрелище, что не дело искусства заниматься просвещением и настоящий Художник не ставит перед собой воспитательной задачи, как уже сплошь и рядом слышится это агрессивное утверждение (особенно с экранов телевизоров), мы ответим: да – зрелище, да – развлечение, но зрелище как средство, а не как самоцель.
221
«Зрелище и просвещение!
Или, вернее, просвещение через зрелище!» [118, с. 399].
Вот почему так важно изучение зрительского восприятия. К. С. Станиславский считал театр своим гражданским служением России.
«Театр – могущественная сила для душевного воздействия на толпы людей, ищущих общения. Театр может развивать и облагораживать эстетическое чувство общества, и это тем более важная культурная миссия, что развитие эстетического чувства человека – одно из немногих земных средств, приближающих нас к небу» [118,
с.361].
Иэто не только позиция русского художника. Это позиция художника вообще.
Вот высказывание о театре Ф. Г. Лорки.
«Театр может быть самое могучее средство возрождения страны; как барометр, театр указывает на подъем или упадок нации. Чуткий, прозорливый театр (я говорю обо всех жанрах – от трагедии до водевиля) способен в считанные годы переменить образ чувств целого народа, и точно так же увечный театр, отрастивший копыта вместо крыльев, способен растлить и усыпить нацию. Театр – это школа смеха и слез; это свободная трибуна, с которой должно обличать лживую или ветхую мораль, представляя через живые судьбы вечные законы сердца и души человеческой» [73, Т. 2, с. 417].
Театр в самом высоком смысле. Театр с Большой Буквы.
А настоящий театрализованный массовый праздник и есть такой Театр.
ВОПРОСЫ
1. Постановка театрализованного массового праздника.
2. Режиссёрско-постановочный план (экспликация) театрализованного массового праздника.
3. Постановочная группа театрализованного массового праздника.
4. Пространство и время театрализованного массового праздника.
5. Праздничный хронотоп – времяпространство театрализованного массового праздника.
222