ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 483

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Первая встреча режиссёра с коллективом.

7. Репетиции театрализованного массового праздника.

8. Выразительные средства режиссёра театрализованного массового праздника.

9. Генеральная репетиция театрализованного массового праздника.

10. Стечение народа на театрализованный массовый праздник.

11. Пролог театрализованного массового праздника.

12. Течение театрализованного массового праздника.

13. Эпилог театрализованного массового прапздника.

14. Театральный праздничный разъезд.

15. Воспитательные задачи театрализованного массового праздника.

223

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заканчивая учебное пособие, следует подвести некоторые итоги наших размышлений, сделать основные выводы из рассматриваемой проблемы (круга проблем), выделить главные ответы на поставленные во Введении и предлагаемых главах вопросы.

Следует также отметить новизну излагаемого материала, новый взгляд на старый материал в изложении (толковании) его и новизну ответов на освещаемые вопросы в свете традиционных для нашего народа духовно-нравственных координат, прежде всего, в свете православного мировоззрения.

Пособие носит название: «Театрализованный массовый праздник. Основы праздничного производства. Общая теория праздника, сценарий, организация, постановка». Понятия «общая теория праздника», «праздник», «театрализованный массовый праздник» подробно рассматриваются в первой главе пособия. Под основами праздничного производства мы понимаем не только основные его составляющие: сценарий, организацию и постановку праздника, которые соответственно рассмотрены во второй, третьей и четвертой главах пособия, но в более глубинном культурологическом, философском и богословском осмыслении сути самого праздника, его онтологических оснований и отражения их в земной событийной социальной жизни человечества. Это, во первых, его основные начала: духовная сущность праздника и его социально-событийные корни, во вторых, основные категории: праздничность, праздничное настроение, праздничная ситуация, праздничная атмосфера, в третьих, его основные слагаемые: реально-событийная и художественно-оформительская стороны праздника. А это, в свою очередь, предполагает более серьезные исследования в данном направлении (в нашем пособии намеченные лишь пунктирно) на пути создания общей технологии праздничного производства.

Опыт праздничного существования, осмысление праздничного бытия очень важен для человека. Человек всегда стремился осознать праздник как естественную, настоящую, желаемую форму жизни, саму жизнь как праздник, на который он призван как главный участник. Человек всегда рассматривал праздник как идеальный образ

224


жизни, как формулу счастья человеческого существования. Потому проблема праздника, его актуальность для человека во все времена напрямую связана с проблемой смысла жизни на Земле. По православному мировоззрению достичь Общего Праздника на Земле нельзя. Праздник лежит за пределами земного бытия. Но это не значит, что мы не должны к нему стремиться. Ведь Праздник и есть средство достижения Инобытия, а не только временное на Земле предчувствие его. Праздник – это наше возвращение в рай, это способ достижения праздничного бытия как высшей реальности, высшей формы человеческого существования.

Исходя из вышесказанного, в пособии впервые в исследовательской литературе, занимающейся проблемой праздника, дано определение праздника как высшей формы человеческого существования, полностью отвечающей насущной внутренней потребности человека, смыслу жизни. Праздник рассматривается здесь как цель и средство достижения этого самого смысла жизни.

Всвязи со сказанным в теорию и практику праздничной культуры вводится понятие новой праздничной функции – сотериологической функции как главной, стержневой, охранной функции праздника. Проблема достижения праздничного существования человека, переход в область праздничного бытия как раз и входит в главную задачу названной функции. Сотериологическая функция, образно говоря, является сердцевиной праздничного древа. Именно она направляет

икорректирует этот самый переход в праздничное существование. Именно она определяет настроенность человека на высшую реальность, на вхождение в неё. Именно она охраняет человека от опасности сбиться с пути, не достичь Неба.

Также впервые в специальной литературе в пособии дается определение театрализованного массового праздника как отраженной в событийной основе, развернутой в пространстве и времени художественно оформленной духовной сущности праздника (праздничности), ее бытия, образа, формы.

Впособии доказательно утверждается двуединая природа праздника, неслиянно и нераздельно содержащая в себе духовное и телесное, материальное и идеальное, земное и небесное, что также является давно забытым взглядом на предмет исследования и позволяет

225

достаточно основательно и наглядно определять эту двуединую природу как духовную сущность (идеальное) и социальные корни (материальное) праздника.

Исходя из вышесказанного, автором пособия вводится в празничную культуру новое понятие сверхидеи праздника как отражаемой каждым конкретным праздником духовной сущности (праздничности) праздника.

Рассматривая возникновение религиозного культа и возникающей на его основе культуры, в пособии константируются и постулируются религиозные истоки праздника как основные животворящие его истоки, определяющие жизненную силу, непреходящую и повсеместную ценность и актуальность праздника. Возникновение же безрелигиозного праздника в настоящем пособии рассматривается как результат отступления человека от Бога (апостасии), смену вертикальной небесной напрвленности на горизонтальную земную, отказ от вечного ради временного.

На основе имеющегося в отечественной и мировой специальной литературе представления о духовной (идеальной) стороне праздника, автором достаточно конкретно определяются его основные категории, такие как праздничность, праздничное настроение, праздничная ситуация, праздничная атмосфера, незаслуженно забытые и неразрабатываемые в отечественной литературе в последнее время.

Также конкретно и внятно в пособии определяются реальнособытийная и художественнооформительская стороны праздника как основные органично взаимосвязанные составляющие (слагаемые) театрализованного массового праздника.

На основе традиционного материала и последних исследований о литературной (драматургической) основе праздника, сценарии, в пособии творчески развивается мысль о сценарии как своеобразном режиссерско-драматургическом произведении, литературнопостановочном макете праздника.

Достаточно подробно проанализировано существующее в специальной литературе (учебных пособиях) широко распространенное представление о композиции сценария и постановке театрализованного массового представления, праздника как особой (монтажной) композиции, кардинально отличающейся от классической компо-

226


зиции театрального спектакля и пьесы, и дано обоснованное согласование этих двух так называемых композиций, доказана их полная идентичность как по наличию в них одних и тех же элементов, так

ипо их характеристикам. Отдельно существующая специальная, специфическая композиция театрализованных массовых представлений и праздников, так настойчиво декларируемая многими теоретиками и практиками театрализованных празднеств, на самом деле не выдерживает критики и является на поверку не композицией, как формой (способом) организации материала в единое гармоничное целое, а всего лишь творческим монтажным приемом (методом) соединения, сборки, сцепки, компоновки материала внутри композиции, а не вне ее и, тем более, не вместо нее.

Впервые в специальную литературу о постановке театрализованного массового праздника вводится классификация организационных праздничных мероприятий как предпраздничных, праздничных

ипослепраздничных мероприятий в едином организационном цикле подготовки и проведении праздника.

На основе теоретических исследований специалистов, практических наработок режиссерами-постановщиками праздников и собственного постановочного опыта автор четко разводит и уточняет понятия режиссерский (рабочий) сценарий и монтажный лист как две формы записи режиссерского сценария.

Также уточняется, определяется и формулируется актуальное понятие режиссерско-постановочного плана (экспликации) праздничной постановки, приводится его форма.

Формулируются понятия пространства и времени театрализованного массового праздника как основных величин, компонент, координат праздника, преобразующих реальные пространство и время в пространство и время праздничного бытия (праздничные пространство и время). По аналогии с литературоведческим термином М. М. Бахтина хронотопом (времяпространством), выражающим целостную, органичную взаимосвязь пространства и времени в литературных произведениях, подтверждается введение в праздничную культуру понятия праздничного хронотопа.

Важным нововведением в теорию и практику режиссуры театрализованных массовых представлений и праздников мы считаем раз-

227

деление и введение понятий театрализованного массового представления в его широком и узком смыслах, что помогает наиболее четко ориентироваться в теории и постановочной практике театрализованных массовых представлений и праздников.

Также вводится в теоретический и практический обиход специалистов театрализованных массовых представлений и праздников понятие формулы художника и разворачивается ее содержательная сторона, характеристики ее слагаемых. Акцентируется большое внимание на мировоззренческой позиции художника как краеугольном камне творчества.

Актуальным моментом пособия является также акцентирование внимания на опасности манипулирования массовым сознанием устроителями праздника с помощью средств театрализации, где автор творчески развивает мысли предыдущих исследователей в этом вопросе. Отклонение от сотериологической функции, отход от абсолютных ценностей в жизни человека опасен непоправимыми вывихами в жизни человеческого общества.

Говоря о перспективах исследования праздника как единой жизнеобеспечивающей системы человечества, состоящей из органичного сочетания будничного и праздничного в жизни человека, следует обратить особое внимание на способы, средства и методы, способствующие духовному преображению людей и окружающего мира в процессе праздничного существования, особенно в моменты перехода в это самое праздничное бытие, праздничное времяпространство.

Работа по созданию будущей общей теории и технологии праздника – большая и серьёзная работа, дело многих специалистов. При всей новизне взгляда на проблему, при всей видимой эвристичности её решений, всегда остаётся множество вопросов, ответы на которые так необходимы для наилучшего решения праздничных проблем, для выработки общей теории и технологии праздника.

Особое внимание в пособии уделено педагогической подготовке специалистов театрализованных представлений и праздников, вводятся понятия большой и малой педагогических технологий, готовящих специалистов, мастеров своего дела. Но при всей технологичной педагогической выстроенности подготовки специалиста, мастера

228


своего дела, мы не должны забывать главного, что вся эта наука, искусство, мастерство сценариста, организаторов, режиссера направлены на единственную цель – на достижении в празднике Праздника, о чём мы говорили во Введении. Мы должны помнить всегда, что обретение опыта праздничного существования, соборной праздничной радости, счастья и есть главная цель любого праздника, его сверхсверхзадача. Потому мы должны помнить и исповедовать основное условие организатора праздника: чтобы хорошо ставить праздник, нужно самому быть праздничным, иметь праздничное мировоззрение и уметь легко и свободно (профессионально) выражать его.

229

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Книга прочитана и напоследок хочется сказать несколько слов. Самое главное и ценное в мире – это обретение смысла жизни, чувства целостности жизни, чувства праздничности её. Это жизнь на Земле по законам Неба. Праздничное мировоззрение – это противо-

стояние агрессивному восприятию мира.

На Земле так мало Праздника и так много горя и слёз.

Потому мы будем активно созидать наше праздничное дело во благо мира и любви.

Что может быть интереснее этого занятия?

Что может быть значительнее, чем доставлять своей работой радость людям?

Ачто вообще может быть важнее хоть в малой степени участия

всотворении Праздника уже здесь на Земле?

230


СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ПОСОБИИ

Актуальность праздника – насущная потребность человека в празднике.

Анализ театрализованного массового праздника – разбор достоинств и недостатков прошедшего мероприятия, оценка профессиональной деятельности всех участников праздника.

Большая педагогическая технология – обучение мастерству. Видеоряд театрализованного массового праздника – развива-

ющаяся в пространстве и времени визуальная составляющая праздника, вливающаяся в его единый художественный образ.

Время театрализованного массового праздника – реальное время, остановленное в своем линейном (горизонтальном, историческом, будничном) течении, спрессованное в единое прошлое- настоящее-будущее и направленное по вертикальному вектору вверх, в Вечность, и в соединении с ней представляющее единое целое праздничное время.

Выразительные средства режиссера – весь комплекс театральных: художественно-творческих и технических средств, направленных на создание праздника (спектакля, представления, концерта) с целью наиболее яркого проявления через художественный образ его идеи, сверхзадачи.

Гармония будней и праздников – идеальное сочетание различных состояний в жизни человека и общества, к которому устремлены помыслы отдельного человека и человечества в целом.

Генеральная репетиция театрализованного массового праздника – главная репетиция накануне праздника, окончательный смотр готовности всех составных частей праздника, его творческоисполнительской, технической и всех организационных служб, просмотр – проигрывание по сценарному плану всего течения праздника, уточнение оргкомитетом и постановочной группой праздника его тактики и стратегии.

Главное событие пьесы (сценария), представления, праздника – последнее событие, декларирующее идею автора, его эмоциональный призыв.

231

Главное событие соответствует композиционному элементу – эпилогу.

Две основные слагаемые художественного произведения

точность выражения мысли и яркость художественного образа.

Двуединая природа театрализованного массового праздника

гармоничное сочетание (единосущие) духовной сущности и социальных корней театрализованного массового праздника, образующее целостную двуединую природу праздника при примате его духовного начала.

Духовная сущность праздника отражена и материализована в его событийной основе.

Духовная сущность и социальные корни театрализованного массового праздника – два источника, два начала, две основных реалии праздника.

Духовная сущность театрализованного массового праздника

основное, идеальное начало праздника, потенциальная идея, суть, смысл. Завязка – место перехода различий, заложенных в экспозиции в противоречия, зона возникновения конфликта, первое прямое столкновение обнаруживающих себя противоборствующих сторон,

начало борьбы по сквозному действию.

Замысел художественного произведения – представленный (вспыхнувший, явившийся) в воображении, образно оформленный, композиционно изложенный план будущего произведения, выражающий его основную мысль (идею).

Звукоряд театрализованного массового праздника – развивающаяся в пространстве и времени звуковая составляющая праздника, вливающаяся в его единый художественный образ.

Идеяхудожественногопроизведения–основная,сущностная,обоб- щающая мысль, эмоционально-образно выраженная всем строем его.

Исходное событие – первое событие пьесы (сценария), спектакля (театрализованного представления, праздника), начинающееся (в отличие от всех последующих событий) за пределами спектакля (представления) и заканчивающееся на глазах у зрителя.

Исходное событие в структурном построении пьесы (сценария), спектакля (театрализованного представления) соответствует композиционному элементу – экспозиции.

Композиция художественного произведения – способ (фор-

232