ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
Качества библиографической информации: вторичность, идентифицирующая способность, интегральность отражения формальной и содержательной структур любых документальных массивов, комплексность информационного содержания, двойственность, стандартность.
Основные свойства библиографической информации: двойственность, вторичность, комплексность, идентифицирующая способность, универсальность, коммуникативность.
Принцип отграничения библиографических явлений от небиблиографических.
Раздел 2. БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМА
Тема 8. Библиография как область деятельности
Экспликация (лат. – истолкование, объяснение) понятия «библиография».
Основные концепции библиографоведов (70–90 гг. ХХ в.) Современный этап развития теории отечественной библиографии. Библиография как целостный, сложно организованный, конкретно
исторически обусловленный феномен и одновременно специфическая область деятельности.
Определение библиографии как области деятельности. Деятельностный подход к библиографии в ГОСТ 7.0-99.
Функциональная сущность библиографии как области деятельности. Организационная оформленность библиографии. Социальные институты в структуре информационного сервиса. Организационно-
ведомственная структура библиографии.
Тема 9. Компонентная структура библиографической деятельности
Дифференциация библиографии на системно-деятельностной основе. Основные компоненты библиографической деятельности: субъекты, процессы, средства, результаты.
Основные требования, определяющие профессионализм библиографа: характерные черты профессиональной психологии, совокупность знаний, умений, навыков.
9
Документ как непосредственный объект процесса библиографирования. Потребитель информации как потенциальный (опосредованный) объект составительской работы и непосредственный объект библиографического обслуживания. Взаимосвязь потребностей, интересов и запросов потребителей информации.
Процессы библиографирования и библиографического обслуживания. Библиографический поиск. Пертинентность, релевантность, поисковый признак, поисковый образ документа, поисковое предписание. Полнота и точность библиографического поиска.
Виды библиографического обслуживания. Сущность справочнобиблиографического обслуживания. Сущность и основные виды библиографического информирования.
Средства библиографической деятельности. Методы библиографирования. Методы библиографического обслуживания. Каналы производства и доведения библиографической информации до потребителей. Технические средства библиографической деятельности.
Результаты библиографической деятельности. Библиографическая продукция как результат и средство процесса библиографирования. Ответы на разовые запросы как результат справочно-библиографического обслуживания.
Тема 10. Видовая структура библиографии
Видовая структура библиографии как научная проблема; попытки систематизации библиографии в 1950–1970-е годы. Основообразующее начало отечественной структуры библиографии – общественное назначение библиографической информации. Подструктуры общей и специальной библиографии. Государственная, репертуарная и массовая библиография в рамках общей библиографии. Научно-вспомогательная и рекомендательная библиография в рамках специальной библиографии.
Классификационные уровни библиографии, определяемые содержанием документального потока, хронологическим охватом материала, организационной оформленностью библиографической деятельности.
10
Раздел 3. БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ – НАУКА О БИБЛИОГРАФИИ
Тема 11. Структура библиографоведения
Общая характеристика возникновения и развития научного знания о библиографии. Соотношение библиографической науки и практики.
Структура библиографоведения. Основные направления внутренней дифференциации библиографоведения: аспектное и предметное.
Задачи библиографоведения. Теория и методология библиографии, ее основные задачи. История библиографии как научная дисциплина. Основные задачи научных исследований по организационной структуре библиографоведения. Методика и технология библиографической деятельности как наиболее разработанная научная дисциплина в составе библиографоведения.
Тема 12. Библиография в системе областей знания и практики
Соотношение библиографической практики и науки со смежными областями знания и практической деятельности.
Взаимодействие библиографической деятельности с библиотечным делом, научно-информационной деятельностью, с книжным делом.
Взаимосвязь библиографоведения с библиотековедением, информатикой, книговедением.
Тема 13. Методология и методы библиографоведения
Синергетические основания современной методологии библиографоведения. Библиографическая методология как учение о методах, используемых в библиографической деятельности (практической и познавательной).
Понятие «синергетика», ее объекты исследования. Синергетическая концепция библиографии как метатеория библио-
графических концепций. Синергетика как методология формирования общей теории библиографии.
Другие концепции методологии библиографоведения.
11
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛЕКЦИОННОЙ ЧАСТИ КУРСА
Тема 1. Введение в дисциплину
Цель: Дать общие ориентиры, связанные с изучением курса.
Основные задачи:
1.Охарактеризовать курс «Общее библиографоведение. Часть 2: Теория» как составную часть комплексной научной дисциплины «Библиографоведение».
2.Определить цели и задачи, объем и структуру курса.
3.Выявить взаимосвязи курса с общепрофессиональными дисциплинами и курсами специализации.
4.Охарактеризовать научную разработанность курса.
5.Рассмотреть методическую и учебную оснащенность курса.
6.Раскрыть методику общей подготовки по дисциплине в межсессионный период и выполнения контрольной работы (для студентов заочной формы обучения).
Рекомендуемая литература:
[1, с. 3–5; 3, с. 3–5; 4, с. 9–11]
Основная часть:
Курс теории библиографии является основополагающим по отношению ко всему циклу библиографических дисциплин, которые конкретизируют материал применительно к специфике отдельных процессов и участков библиографической деятельности.
Термином «Библиографоведение» обозначается наука, которая изучает библиографию. Библиографоведение в течение нескольких десятилетий рассматривается в качестве общепрофессиональной дисциплины, входит в государственные образовательные стандарты первого, второго и третьего поколений. Библиографоведение – наука отечественная. Теоретико-методологический комплекс разработан советскими и постсоветскими библиографоведами-книжниками, сумевшими в 70-х годах
ХХвека осуществить подлинную революцию в мире библиографии.
Впоследние годы появились учебные пособия известных российских библиографоведов, отражающие авторские трактовки библиографических явлений: М. Г. Вохрышевой «Теория библиографии» (2004), И. Г. Моргенштерна «Общее библиографоведение» (2005), В. А. Фо-
12
кеева «Библиография: теоретико-методологические основания» (2006), О. П. Коршунова, Т. Ф. Лиховид, Т. А. Новоженовой «Библиографоведение: основы теории и методологии» (2009).
Учебные издания М. Г. Вохрышевой (сторонник культурологической концепции библиографии) и В. А. Фокеева (сторонник когнитографической или «знаниевой» концепции) по характеру изложения материала скорее подходят для расширенной подготовки магистров.
Учебное пособие И. Г. Моргенштерна написано в русле документографической концепции библиографии, содержит много полезных кон- кретно-исторических сведений, связанных с библиографической деятельностью, но теоретические разделы представлены в нем крайне лаконично.
Учебник под редакцией Коршунова О. П. «Библиографоведение: Основы теории и методологии» (2009) продолжает традицию преподавания библиографоведения в рамках документографической концепции. Текст учебника отражает новые методологические подходы, влияние электронных технологий на библиографические процессы, оценку существующих отечественных концепций библиографии и характеристику основных этапов развития теоретических представлений о библиографии за рубежом. Он также рассчитан, прежде всего, на подготовку бакалавров в рамках библиотечно-информационной деятельности.
Охарактеризованные выше учебные издания обязательны для изучения дисциплины «Общее библиографоведение. Часть 2: Теория». Но для качественной подготовки к семинарам, экзамену и дальнейшему применению знаний в практической деятельности студент должен привлекать дополнительные источники информации по дисциплине.
Курс теории библиографии является основополагающим по отношению ко всему циклу библиографических дисциплин учебного плана, которые конкретизируют материал применительно к специфике отдельных процессов и участков библиографической деятельности.
Изучение дисциплины завершается экзаменом. Допуском к экзамену для студентов заочной формы обучения является правильно и в полном объеме выполненная в межсессионный период контрольная работа, а также активность студента на семинарских и практическом занятиях на сессии.
13
Тема 2. Современная теория библиографии
Цель: рассмотреть проблемы эволюции библиографии.
Основные задачи:
1.Дать общую характеристику современного состояния российского библиографоведения.
2.Разобрать основополагающие понятия: «информация», «библиографическая информация».
3.Выявить наиболее существенные и устойчивые значения термина «библиография».
4.Рассмотреть основные концепции отечественной библиографии.
Рекомендуемая литература:
[1, с. 8–17; 2, с. 12–15; 3, с. 8–37; 4, с. 12–17; 5, с. 111–125; 6, с. 16–26]
Основная часть:
Предметная область современной теории библиографии обусловлена, прежде всего, пониманием сущности, задач теоретического библиографоведения.
В специальной литературе насчитываются сотни определений библиографии, число их увеличивается, но общего признания научного сообщества ни одному из них не удается получить. Причина заключается, очевидно, в том, что понятие «библиография» выполняет функцию обобщенной характеристики, представляя и фиксируя все библиографические явления как единство, как целостность. В этом понятии содержится качественная специфика данного социального феномена, отличающая его от других.
Библиография превратилась в столь сложное и многоаспектное явление, что оно не может быть охарактеризовано одним универсальным определением, достаточно полно и верно отражающим многообразие дефиниций, соотносящихся с разными подходами и мнениями ученых.
С целью упорядочения библиографической терминологической системы в разные годы принимались специальные стандарты, которые должны способствовать однозначному пониманию тех или иных терминов. Но даже стандарты с их предполагающейся «жесткостью» не смогли внести ни ясности, ни единства в понимание основного термина – «библиография».
Требования к определению просты: оно должно выражать сущность явления, быть кратким и понятным, следовательно, не включать в себя понятия, которые являются производными от определяемого.
14
Целесообразно подойти к определению, исходя из идеи поэтапности: вначале дать самое общее определение, ответив на вопросы «что это?» и «зачем?», а далее, во втором определении, раскрыть специфику средств достижения цели. Первое определение должно быть понятно каждому, в том числе тем, кто профессионально не связан с библиографией. Последующее его раскрытие требует большей научной строгости и конкретности.
Однако, приоритетным, рекомендуемым для использования в сфере образования и библиографической практики, является определение ГОСТ 7.0-99 «Информационная деятельность. Библиография. Термины и определения»: библиография – «информационная инфраструктура,
обеспечивающая подготовку, распространение и использование библиографической информации».
Среди концептуального многообразия современного отечественного библиографоведения следует рассмотреть концепции: книговедческую, документографическую (системно-деятельностную, документаль- но-информационную), идеографическую (информографическую), культурологическую; информационно-технологическую [3; 6].
Студентам, оценивающим своеобразие дискутируемых библиографоведческих построений не только по данному вопросу, но и по некоторым другим в данной учебной дисциплине, необходимо помнить мудрые слова профессора О. П. Коршунова о том, что все концепции в определенном смысле правильные, поскольку изложенные в них взгляды имеют основания в рассматриваемой библиографической реальности. Следует твердо уяснить, что сложившееся разнообразие общебиблиографических концепций ни в коей мере не устраняет, а, напротив, с появлением каждой новой концепции лишь увеличивает актуальность задачи интегрирования, обобщения имеющегося концептуального разнообразия в рамках единой общей теории библиографии.
С точки зрения В. А. Фокеева поликонцептуализм, то есть множество одновременно существующих, но различных интерпретаций оснований науки, – показатель зрелости библиографоведения [5, с. 111].
Тем не менее, на начало второго десятилетия XXI века отсутствует интеграция усилий теоретиков библиографоведения, предполагающая сотрудничество и взаимопонимание. До тех пор, пока теоретики библиографоведения акцентируют не преемственность, а уникальность и неповторимую оригинальность своих концепций, интегральной общей теории
15