ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 11. Структура библиографоведения

Цель: определить особенности структурирования библиографоведения как самостоятельного явления библиографии.

Основные задачи:

1.Рассмотреть соотношение библиографической науки и практики.

2.Выявить объект библиографоведения.

3.Рассмотреть структуру библиографоведения.

Рекомендуемая литература:

[1, с. 138–160; 3, с. 234–249, 263–268; 4, с. 169–173; 5, с. 100–146]

Основная часть:

Библиографическая практика, особенно в ее научно-вспомогатель- ных аспектах, обладает ясно выраженными чертами исследовательского труда и потому может рассматриваться как область не просто практической, а научнопрактической деятельности. Вместе с тем, однажды появившись, библиографоведение, как и любая другая научная дисциплина, (в 70-е годы ХХ века) отделилась от своего предмета и начала самостоятельную жизнь, сохраняя в дальнейшем относительную независимость

[3, с. 236–237].

М. Г. Вохрышева рассматривает библиографоведение как науку о библиографии в совокупности ее практической и познавательной сфер [1, с. 139] и как деятельность по формированию и развитию научного знания о библиографии в совокупности ее практической и познаватель-

ной сфер [1, с. 146].

О. П. Коршунов представляет библиографоведение как научную дисциплину, изучающую структуру и свойства библиографической информации, закономерности процессов ее создания и доведения до потре-

бителей [3, с. 238].

В качестве объекта, с точки зрения некоторых теоретиков, выступает библиография в целом, во всех ипостасях ее существования – практической, научной и образовательной. Предмет – это всегда конкретизация объекта, выделение в исследовательских целях явлений, их взаимосвязей, отношений. Богатство содержания предметного пространства библиографоведения невозможно охватить. Предметов библиографоведения можно выделить множество.

25

Однако, анализируя оглавление учебных изданий [1; 3; 4; 8], не сложно вычленить по содержанию разделов объекты библиографоведения. В учебнике О. П. Коршунова объекты – библиографическая информация, библиографическая деятельность, библиографическая наука (библиографоведение). В учебном пособии И. Г. Моргенштерна – теоретическая модель библиографии, природа библиографической информации, библиографическая деятельность, библиографоведение как научная дисциплина. По сути, аналогичные объекты совпадают и у М. Г. Вохрышевой, и у В. А. Фокеева.

Современное библиографоведение (В. А. Фокеев и А. В. Соколов называют его «постнеклассическое»), как система научного знания, представляет собой сложный полидисциплинарный комплекс, который включает ряд тесно связанных между собой научных дисциплин, выделяемых по различным признакам.

В научном познании теория выполняет три важнейшие функции: описательную – раскрытие природы и особенностей данного предмета; объяснительную – причины и факторы, обусловившие наблюдаемые состояния предмета; предсказательную – перспективы развития предмета.

Теория не исчерпывает содержания данной науки (научной дисциплины). Она представляет собой один из разделов науки; другими разделами являются методология и история (в прикладных дисциплинах в качестве особого раздела выделяются организация, методика, технология практической деятельности). Каждый раздел раскрывает предмет науки в собственном аспекте (теоретическом, методологическом, историческом), используя свойственные ему способы познания [5, с. 103].

Выделяют общее и частное (специальное) библиографоведение в зависимости от уровня общности задач: относятся ли исследования к библиографии в целом или к отдельным ее составляющим. В рамках общего библиографоведения осуществляется внутридисциплинарный анализ библиографоведческого знания, изучаются общетеоретические, методологические, исторические, организационные проблемы библиографической деятельности, ее законы, принципы, закономерности, связи с другими областями науки и практики.

Частное библиографоведение, согласно точке зрения О. П. Коршунова [3, с. 239], состоит из дисциплин, многоаспектно рассматривающих определенные фрагменты библиографического целого.

26


Тема 12. Библиография в системе областей знания и практики

Цель: определить место библиографоведения в системе наук, выявить соотношение библиографической деятельности с другими отраслями практической деятельности.

Основные задачи:

1.Рассмотреть общенаучный контекст библиографоведения.

2.Выявить взаимосвязи библиографоведения с родственными областями знания (библиотековедение, книговедение, документоведение, информатика).

3.Определить соотношение библиографоведения с другими отраслями науки (философия, социология, культурология, психология, экономика).

4.Определить взаимодействие библиографической деятельности, библиотечного дела и научно-информационной деятельности.

Рекомендуемая литература:

[1, с. 161–170; 3, с. 250–268]

Основная часть:

Библиографоведение опирается на результаты исследований других наук, это дает возможность более глубоко и всесторонне понимать изучаемые ею аспекты.

Предметное поле библиографоведения характеризуется сложностью и многомерностью. Библиографоведческая проблематика выходит за пределы собственной науки, многие исследования осуществляются междисциплинарно, на стыке наук.

Соотношение библиографоведения с родственными областями знания – библиотековедением, книговедением, документоведением,

информатикой – раскрыто в [1, с. 167–170; 3, с. 251–263].

Соотношение библиографоведения с другими отраслями науки – философией, социологией, культурологией, психологией, экономикой –

[1, с. 162–166].

Тема 13. Методология и методы библиографоведения

Цель: получить понятие о методологии и выявить систему методов библиографоведения.

27

Основные задачи:

1.Рассмотреть теоретические аспекты методологического знания.

2.Определить роль методологического знания в библиографической деятельности.

3.Составить представление о библиографической методологии.

4.Выявить систему методов библиографии.

5.Определить задачи современной методологии библиографоведения.

Рекомендуемая литература:

[1, с. 202–250; 3, с. 269–287; 5, с. 147–188; 6, с. 576–579]

Основная часть:

Для ориентации в методическом аппарате любой отрасли знания необходимо различать методологию, методы и методики.

Методология – это научно обоснованная система взглядов на сущность, содержание и задачи научного исследования или практической деятельности, на место и роль отдельных методов.

Метод представляет собой упорядоченную последовательность операций, позволяющую достигнуть желаемой цели, и реализуется в виде методики, состоящей из частных приемов, обеспечивающих использование метода в данных конкретных условиях. Различают методы (методики) научного исследования и методы (методики) практической деятельности; соответственно формируются научная методология и практическая методология [5, с. 147].

Предметом методологического раздела библиографоведения являются научные и практические методологии и методы. Конкретными методиками и приемами занимается библиографическая технология.

В библиографической науке методологический раздел достаточно разработан: обоснованы функции и принципы библиографической деятельности; имеется целая серия методологических подходов, рассматривающих библиографию через призму информации, системы, деятельности, семиотики, синергетики и других модных научных новаций. Однако понимание методологии и методов библиографии не является однозначным.

Большой вклад в становление специального методологического раздела в структуре современного библиографоведения внесла М. Г. Во-

хрышева. Ее определение: «Библиографическая методология – это

28


учение о методах, используемых в библиографической деятельности (практической и познавательной)» [1, с. 202] – считается наиболее простым и удачным.

Различают четыре уровня методологии библиографии, соответствующих специфике используемых методов: философский, общенаучный, междисциплинарный, частнонаучный [1, с. 212–213].

Первый уровень – философские методы, дают главные ориентиры в исследовании библиографической науки и практики – диалектический, системно-деятельностный, функциональный, герменевтический и пр.

Второй уровень – общенаучные методы, разработанные в фундаментальных науках и принципиально применимые во всех областях знания: математический, статистический, психологический, культурологический, синергетический, моделирования, источниковедческий, исторический, социологический, информационный, когнитологический и другие методы.

Третий уровень – комплексные (межнаучные) методы. Объединение в единый научный комплекс библиотековедения, библиографоведения, книговедения, информатики определяет целесообразность осмысления методологической проблематики в ракурсе синтеза специальнонаучных методов. Комплексные методы характерны для родственных по объекту научных дисциплин.

Четвертый уровень – частнонаучная методология, то есть методы, выработанные в рамках конкретной науки – книговедения (историкокниговедческий, историко-сравнительный, историко-типологический, библиотипологический), библиотековедения (изучение книжного фонда, читателей, читательских формуляров).

Специалисты убеждены в том, что библиографоведение располагает собственным частнонаучным методом – библиографическим, который может выступать также в качестве общенаучного. И. Г. Моргенштерн, например, называл такие специальные методы библиографоведческих исследований, как: статистический и прагматический анализ библиографической деятельности, продукции и их компонентов, пробельный анализ, экспертизу конкретных библиографических источников и ресурсов, библиографическое моделирование, тестирование, мониторинг документных, библиографических потоков и потребностей и др. Как правило,

29

в процессе библиографоведческих исследований используется комплекс методов [5, с. 149–150].

В. А. Фокеев определяет библиографический метод как систему приемов и правил, обеспечивающих возможность оперативного интеллектуального доступа к источникам знания на уровне их идеальных образов (моделей) и ориентировки во всем их многообразии, выбора нужных (релевантных, пертинентных) документов, нахождения кратчайших, оптимальных путей оценки информационных ситуаций, определения основных направлений изучения литературы, формирования информационной культуры.

Он включает в понятие «интеллектуальный доступ» различные специальные методы, являющиеся специфическими проявлениями библиографического метода. Такими методами являются: методы библиографической ориентации, библиографического свертывания, идентификации, библиографической оценки, рекомендации, библиографической группировки, структурирования документальных потоков и массивов (библиотипология), библиографического поиска (библиографическая эвристика), оповещения, источниковедческий метод (библиографического источниковедения), библиоисториографический, учетно-регист- рационный, метод библиографоведческих дискуссий, теоретического анализа библиографической деятельности, библиографирования (создания источников библиографической информации), статистического (количественного) обследования [5, с. 151].

Благодаря учебнику [3] студенты познакомятся с синергетической концепцией методологии формирования теории библиографии.

Справочник библиографа [6] в разделе «Библиографические исследования» знакомит с общенаучными методами библиографических исследований: наблюдение, измерение, сравнение и моделирование.

Перед библиографоведами-методологами стоят следующие многочисленные задачи:

определение содержания методологического раздела библиографоведения; методологических уровней – философского, общенаучного, междисциплинарного (комплексного) и частнонаучного характера;

экспликация понятия «методология библиографии», выявление ее задач и сущности;

30



представление системы методов библиографоведения и библиографической практики в их взаимосвязи;

раскрытие взаимообусловленности предмета и методов библиографии;

изучение процессов становления библиографических парадигм и создания библиографических концепций;

анализ научных подходов к изучению библиографии, принципов и факторов библиографической деятельности, ее эффективности и эффектов;

оценка объективности, достоверности, репрезентативности результатов исследований в сфере библиографии;

обеспечение методологической подготовки кадров практиков и научных сотрудников-библиографоведов [5, с. 149].

ОПИСАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарское занятие № 1

2 часа

Система документных коммуникаций как метасистема и среда функционирования библиографии

План семинарского занятия

1.Основополагающие категории библиографии.

1.1.Определение понятия «библиография», его многозначность.

1.2.Понятия «коммуникация», «информация», «библиографическая информация», «потребитель информации», «документ», «данные», «система».

2.Логическая структура понятия «система документных коммуникаций».

3.Система документных коммуникаций как объективная реальность.

Список литературы

1.Вохрышева, М. Г. Теория библиографии: учеб. пособие / М. Г. Вохрышева. – Самара: Изд-во СГАКИ, 2004. – С. 8–20; 27–29.

31

2.ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. – Введ. 2000-07-01 // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / сост. Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман. – СПб.: Профес-

сия, 2005. – С. 11–14.

3.Коршунов, О. П., Лиховид, Т. Ф., Новоженова, Т. А. Библиографоведение: Основы теории и методологии: учебник для библиотечноинформационных факультетов вузов / О. П. Коршунов, Т. Ф. Лиховид, Т. А. Новоженова; под ред. О. П. Коршунова. – М.: ФАИР, 2009. – С. 8–51.

4. Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение: учебник / И. Г. Моргенштерн. – СПб.: Профессия, 2005. – С. 12–20; 30–40.

5.Фокеев, В. А. Библиографическая наука и практика: терминологический словарь / науч. ред. Г. В. Михеева. – СПб.: Профессия, 2008. –

С. 29, 33, 77, 82.

6.Соколов, А. В. Суперсистемный подход к книжной коммуникации // Мир библиографии. – 2007. – № 5. – С. 2–5.

Семинарское занятие № 2

2 часа

Основные общественные функции библиографической информации

План семинарского занятия

1.Посредники в системе документных коммуникаций: причины необходимости посредничества, разновидности информационных барьеров, основная особенность посредничества библиографической информации.

2.Двойственность библиографической информации.

3.Документальные и библиографические потребности.

4.Понятие «функция»; теория формирования основных общественных функций библиографической информации.

5.Научное значение пониманий основных общественных функций библиографической информации.

Список литературы

1.Вохрышева, М. Г. Теория библиографии: учеб. пособие / М. Г. Вохрышева. – Самара: Изд-во СГАКИ, 2004. – С. 21–24.

32