ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Камнерезное искусство народной художественной культуры Республики Тыва
1.2. История камнерезного искусства
1.? История камнерезного искусства
2.4.Степень изученности.(Примерное название) От Дойбухаа До наших мастеров-резчиков.
1.1 Агальматолит - поделочный камень
1.? Общие сведения о камнерезных изделиях
2.1 О волшебном камне "агальматолит"
2.2 Сюжет и тематика тувинского камнерезного дела
Автобиографии мастеров-резчиков
Э. Байынды – камнерез, сын известного народного мастера камнереза Байыра Байынды, который был награжден Государственной премией РСФСР им. И. Репина. Родом из села Ак-Туруг, где работал Монгуш Черзи. В детстве Э. Байынды видел, как его отец и Монгуш Черзи вырезали, и им подражал – вырезал сначала из дерева, потом из камня. Закончил художественное отделение Кызылского училища искусств, участвовал во многих выставках: региональных, всесоюзных и всероссийских. Он один из авторов монументально-декоративного фонтана на площади Арата Кызыла. В последнее время преподает в Республиканской школе искусств им. Р. Кенденбиля.
«СОКРОВИЩА ВРЕМЕН»
В Кемеровском областном музее изобразительных искусств открылась выставка «Сокровища времен», представляющая камнерезное искусство Тувы.
Республика Тува, или, в новейшем написании, Тыва, почти соседствует с Кузбассом, но связи наших регионов пока не слишком интенсивны. Объясняется это просто: прямого автомобильного пути туда не существует, а железную дорогу в этот уголок России только недавно начали строить. Тува знаменита искусством горлового пения и роскошной природою. Там находятся истоки Енисея и географический центр Азии. Самый известный тамошний уроженец – самый бравый российский министр Сергей Шойгу. В Туве не раз бывал и президент Путин; недавно он поймал там щуку чудовищных размеров, что многим напомнило сюжет сказки «По щучьему велению».
Кроме всего прочего, Тува – страна древней культуры. В Туве и соседней Хакасии когда-то строились первые города в Сибири; правда, строили их из необожженной глины, поэтому до наших времен они не дожили. В этих местах оставили след не только кочевники (скифы, сарматы, гунны, древние тюрки, монголы), но и уйгуры и китайцы, жившие вполне оседло. Между прочим, и каменный уголь в Туве добывали на тысячу лет раньше, чем его открыли в Кузбассе: при раскопках обнаружены следы средневековых шахт и угольных разрезов.
Один из аспектов этой древней культурной традиции и представлен на выставке. Камнерезное искусство (чонар-даш) принадлежит к самым известным тувинским народным промыслам; многие здешние мастера были лауреатами премий российского масштаба. Фигурки свои они режут по большей части из местного мягкого камня агальмолита, светло-серого или бурого. Реже обращаются к серпентиниту; в отличие от популярного зеленого змеевика, принадлежащего к той же группе минералов, это черный камень с зеленоватым отливом.
Тувинское камнерезное искусство – традиционное, приемы его выработаны давно и стали частью канона. Поэтому работы разных мастеров зачастую очень похожи; тонкие различия между ними могут разглядеть лишь специалисты-искусствоведы. Сюжеты также освящены традицией: обыкновенно это изображения животных (кони, козлы, бараны, быки, верблюды, барсы, фантастические драконы и птицы), звериные бои и сцены охоты, фигурки шаманов, сцены национальной борьбы хуреш и т. п.Резко выделяется из общего ряда своей гротескной и фантастической манерою творчество Юрия Ооржака; это камнерез-модернист, изображающий то кабана, похожего на чудо-юдо из сказки Петра Ершова, то козла с длиннейшими устремленными ввысь рогами. Некоторые его коллеги работают в более сдержанной манере, но выделяются нетрадиционными сюжетами: например, Сергей Одушпай изображает носорога – животное для Тувы, на первый взгляд, экзотическое, если не помнить, что шерстистые носороги когда-то были в Сибири вполне обычными зверями, наряду с мамонтами, и их окаменелые кости представлены во всяком уважающем себя краеведческом музее.
Было отмечено также композиция Владимира Салчака «Юрта-коллаж»: нечто вроде филигранного венка, образованного фигурками баранов, драконов, змей, буддийской Тары («Спасительницы») в характерном головном уборе и башни-пагоды на заднем плане. Вся композиция напоминает приемы китайской живописи, где вертикальные скалы и древесные стволы сочетаются с пышными горизонтальными облаками и лиственными купами. Филигранностью отделки отличаются и некоторые предметы прикладного назначения, например, резные шахматы и ступенчатые шкатулки, опять-таки напоминающие пагоды.
Обрамление выставки, уместившейся в нескольких стеклянных витринах, составляют фотографии. Это сцены археологических раскопок в урочище Аржаан-2, известном как Долина царей, портреты известных мастеров 1960-1970-х годов (Х.Тойбухаа, Б.Байынды, Р.Аракчаа, К.Саая и других), северные олени, верблюд, запряженный в сани, тувинское седло с национальным орнаментом, каменные бабы уйгурских и древнетюрскских времен, образцы наскальных росписей.
Словом, выставка небольшая, но емкая. Глядя на нее, убеждаешься, что искусство тувинских камнерезов не менее интересно, чем, например, знаменитые японские нецкэ, хотя гораздо менее раскручено. Возможно, положение переменится, когда до Тувы дотянется, наконец, железная дорога и места эти станут доступнее для массового туризма. Впрочем, с первозданными природными прелестями тогда поневоле придется расстаться.
Елизавета Байынды - вторая в истории Тувы женщина-камнерез
Е.Б. Байынды относится к династии народных мастеров, которые во многом восприняли традиции старшего поколения камнерезов. Она стала достойной ученицей и продолжательницей своего отца, Байыра Байынды, известного камнереза, лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.
Юбиляр родилась 9 января 1951 года в селе Ак-Дуруг Улуг-Хемского района. Лиза с детства любила рисовать и часто наблюдала, как отец с дедушкой Монгушем Черзи режут чонар-даш, как бы «оживляя» фигурки домашних и диких животных. Маленькая девочка, смотря на это чудо, восхищалась и удивлялась искусным мастерам, способным из камня создать образ живого существа. Ее мама по заказу клубных работников шила красивые национальные халаты с узорами.
Огромную роль в воспитании любви к искусству, рисованию, музыке сыграл старший брат Ким-оол Байынды. Он учился в музыкальном училище по классу баяна, затем много лет работал преподавателем музыки, рисования и черчения. Под его влиянием юная Лиза стала много рисовать, интересоваться изобразительным искусством и вырезать фигурки из дерева.
В 1967 году Елизавета Байынды поступила на художественное отделение Кызылского училища искусств. Уже тогда она вырезала фигурки из камня, агальматолита, не показывая их отцу. Однажды отец увидел вырезанную Лизой фигурку лошади и спросил, кто это сделал. Удивился, когда узнал, но похвалил за умение и трудолюбие.
Ее первым выходом в «свет» стало участие в IV-м Всероссийском художественном смотре «Советская Россия» в 1976 году в Москве. С того года Елизавета Байынды стала постоянно участвовать в зональных, всесоюзных и зарубежных выставках. Это «Сибирь социалистическая», «Скульптура малых форм», «Молодые художники Сибири», «Россия», в Канаде, США, Монголии, Японии.
Ее первые камнерезные работы это, в основном, одиночные статичные фигуры животных. Затем она стала изображать их в движении, наделяя характером и грацией.
В конце 1970-х – начале 1980-х годов в творчестве Елизаветы Байыровны появилась серия всадников. Эти композиции отличаются динамичным движением лошадей, фигуры людей прижаты к туловищам животных, выделены складки одежды, головных уборов, которые развеваются на ветру.
В 1980 году Е.Б. Байынды приняли в Союз художников СССР. С середины 1980-х и до конца 1990-х в творческой деятельности мастера наступает яркий многогранный художественный взлет. В это время она создает много скульптур и новые жанровые композиции в малой пластике. Наиболее выразительные из них – «Друзья», «Упрямый верблюд», «До встречи», «Громовержец-дракон, змея и обезьяна», «Наше детство». Они навеяны воспоминаниями о детстве, об играх своих детей – сыновей. Композиции мягко смоделированы, образы детей переданы с большой теплотой и нежностью. Сценки исполнены лаконично, без лишней орнаментации. В эти годы Елизавета Байыровна создает серию высокохудожественных малых скульптур, посвященную мифическим драконам, один из которых экспонировался на выставке «Декоративно-прикладное искусство СССР» в Торонто, в Канаде (1989). В последующие годы были созданы замечательные групповые композиции горных козлов, сарлыков и всадников.
Талантливый камнерез, в республиканской школе искусств с полной отдачей обучала юных ребят-камнерезов. Ее учени- ки – Сайын-Маадыр Байынды (сын брата Эреса, окончил Московский государственный художественно-промышлен брата Эреса, окончил Московский государственный художественно-промышленный университет им. Строганова, скульптор), Аян Чошкак (закончил тоже Строгановку, художник по керамике), Эрес Самбу (Абрамцевское художественно-промышленное училище им. Васнецова, художник-прикладник), Байза Ондар (Московский государственный художественный институт им. Сурикова, скульптор), Буян Хомушку (КУИ, художник-педагог). Они стали известными прикладниками, членами Союза художников России.
В 1992 году сразу несколько тувинских камнерезов, и она в их числе, стали лауреатами Госпремии РФ в области литературы и искусства. В 1998-м за активное участие в выставке «Сибирь» Елизавета Байынды награждена серебряной медалью Российской академии художеств. Лучшие ее камнерезные скульптуры находятся в художественных музеях Красноярска, Читы, Иркутска, Российском этнографическом музее г. Санкт-Петербурга, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства Москвы и частных художественных коллекциях.
Сегодня в Национальном музее Тувы открылась персональная выставка известного мастера резьбы по камню, лауреата Государственной премии Тувы, Заслуженного художника России Эреса Баировича Байынды, приуроченная к 65-летию мастера. В этом торжественном событии приняли участие ученики, представители Союза художников, Министерства культуры, городского хурала представителей. Эрес Байынды принадлежит легендарной семейной династии, основоположником которой был его отец Баир Байынды. Удивительные по красоте фигурки из чонар-даша вырезает также его сестра Елизавета Байынды, сын Сайын-Маадыр.
Эрес Байынды родился 25 сентября 1948 г. в п. Ак-Туруг Улуг-Хемского района Тувинской АССР. Окончил Кызылское училище искусств в 1972 г. С 1972 г. - преподаватель черчения и рисования Саглынской средней школы Тувинской АССР; с 1994 г. – педагог Тувинской государственной школы искусств. С 1977 г. – член Союза художников СССР. С 1972 г. – участник всесоюзных, всероссийских, зарубежных и зональных художественных выставок. Награжден Серебряной медалью Академии художеств РФ.
Эрес Баирович Байынды, как отмечают коллеги, человек очень высокой внутренней культуры, скромный, немногословный, тактичный, такой же как и его отец Байыр Сарыгович.
«Мы умели делать всю мужскую работу: ходили по воду, смотрели за скотиной, - рассказывает юбиляр журналистам. - Были у нас и свои развлечения – летом не вылезали из реки.
Учились работать с камнем, глядя на отца. Он в свободное время вырезал фигурки из черного серпентинита, который добывают только в местечке Алдын-Булак близ села Ак-Дуруг и местечке Аргалыктыг рядом с селом Аргузун.
Отец еще заведовал колхозной мельницей. Во всем селе только он умел завести ее. На летних каникулах брал меня в столярку, где мы делали сундуки – аптара, сани и телегу для коней.
Дедушка Черзи Монгуш вел в школе кружок резьбы из камня. Учил и нашего отца. Частенько они вместе вырезали фигурки. Их работы каждый месяц закупал художественный фонд Красноярского отделения Союза художников СССР.
В середине шестидесятых годов известных камнерезов позвали в Кызыл. Идея была такая, чтобы они жили в столице и развивали традиционное искусство тувинцев. Переехали только мой отец, дедушка Черзи и Хуна Хертек из Бай-Тайги.
Эти три мастера работали так активно, что выполняли весь план, поставленный художественным фондом Красноярского отделения Союза художников СССР. Отец вскоре стал лауреатом Государственной премии РСФСР имени Ильи Репина.
Отец показывал мне, как работать с камнем. Помню, вырезал ногу коня и говорил: «Остальные тоже будешь делать пропорционально этой ноге. Так легче соизмерить и закончить оставшуюся часть фигурки». Когда хорошо получалось, хвалил.
Если бы отец был жив, гордился бы тем, что я пошел по его стопам и стал Заслуженным художником России, и тем, что к династии камнерезов Байынды присоединился и мой сын»
Юбиляр сегодня принимал поздравления. От имени депутатского корпуса столицы Эреса Байынды тепло поздравил председатель комитета по культуре и спорту горхурала Олег Сарыглар. Он вручил мастеру Почетную грамоту хурала представителей г. Кызыла. Хурал выступит и заказчиком на целый ряд камнерезных работ Эреса Баировича Байынды к 100-летнему юбилею столицы.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА В ОБЛАСТНОМ ЭКСПОЦЕНТРЕ «СИБИРЬ ХI»
В областном Экспоцентре открылась региональная художественная выставка «Сибирь ХI». На ней представлено более 1200 работ 721 автора из 13 регионов. Этот художественный проект называют грандиозным. Давно Омск не был площадкой для смотра талантов художников, творчески работающих на огромной территории от Омска до Забайкалья. Общие конкурсные экспозиции проводятся в Сибири с 1964 года.