ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Камнерезное искусство народной художественной культуры Республики Тыва
1.2. История камнерезного искусства
1.? История камнерезного искусства
2.4.Степень изученности.(Примерное название) От Дойбухаа До наших мастеров-резчиков.
1.1 Агальматолит - поделочный камень
1.? Общие сведения о камнерезных изделиях
2.1 О волшебном камне "агальматолит"
2.2 Сюжет и тематика тувинского камнерезного дела
Массовое изготовление камнерезных художественных изделий из мягкого камня в России началось в 80-х год XIX века. Декоративные вещи из мягкого камня занимают значительное место. Обработка мягкого камня очень проста. Он легко распиливается поперечной или циркулярной пилой, а вырезка художественных изделий осуществляется вручную при помощи стамесок, рашпилей и других несложных инструментов. Красочный и легко поддающийся обработке мягкий камень более всего пригоден для изготовления скульптуры малых форм и мелких бытовых, преимущественно настольных предметов: пепельниц, солонок, вазочек, коробочек и т. п.
Небольшие изделия чаще всего целиком вырезаются на токарном станке, а затем дополнительно укрепляются вручную орнаментальной порезкой. Скульптура вырезается вручную после предварительной обточки камня на токарном станке. Готовые изделия шлифуются и полируются при помощи высушенных и специально обработанных стеблей хвоща.
Введение 4-й вариант
2. Камнерезное дело Тывы
Тыва – край потомственных мастеров искусства резьбы по камню. С незапамятных времен зародилось это искусство - тувинская резьба по камню, тувинцы, особенно люди старшего поколения, считают животных, зверей, их повадки и жизнь в природе наивысшим проявлением красоты и гармонии бытия.
В тувинской скульптуре малых форм мастера дают волю мысли, фантазии, не просто изображают зверя, но и стремятся выразить его состояние, настроение (упрямую силу быка, могучую красоту сарлыка, изящество оленя или косули, терпеливую медлительность или непокорную страстность молодого зверя), покрывают фигурку богатым ровным орнаментальным узором, в стилизованной форме воспроизводящим шерсть или гриву, создают своеобразные сказочные поэмы в кусочке камня.
2.1 О волшебном камне "агальматолит"
Горы Бай-Тайги, окрестности древнего Тээли богаты залежами цветного агальматолита, который тувинцы называют "Чонар даш" - камень, который можно резать.
Агальматолит -это непрозрачный декоративный поделочный камень, разновидность минерала пирофиллита. Из агальматолита режут различные фигурки и украшения.
Не случайно его название происходит от греческих слов agalma — "изваяние", "статуя" и lithos — "камень". Впервые термин "агальматолит" был введен в минералогическую номенклатуру в 1797 году.
Агальматолиты бывают белыми, серыми с зеленоватыми и желтоватыми оттенками. Реже встречаются камни красного и даже темно-вишневого цвета. Благодаря гладкой, мыльной" поверхности агальматолит называют "восковым камнем" или "жировиком".
Помимо Юго-Восточной Азии месторождения агальматолитов есть на Южном Урале, в Узбекистане, на Украине, в Чехии, Румынии и США. Обширные месторождения агальматолита существуют на территории Монголии и Тувы.
Камень настолько мягок, что легко поддается обработке ножом или резцом. Фигурки, вырезанные из агальматолита, во время жертвоприношений нередко заменяли самих жертвенных животных. В России до революции на сибирских ярмарках продавались декоративные миниатюрные пагоды из этого камня, который поэтому называли пагодитом. Благодаря тому, что его легко обрабатывать, его используется с глубокой древности: агальматолитовые бусины встречаются в захоронениях возраста более 16 тысяч лет. В Китае уже в глубокой древности из агальматолита вырезали предметы обихода, мелкие художественные изделия и декоративные предметы. И он ценился очень высоко, особенно если его искусственно окрашивали в разные цвета (чаще всего в лазоревый). В Киевской Руси в X-XIII вв. из волынских агальматолитов вырезали архитектурные детали храмов. Его называли "образным" (он шел в производство объемных икон) и "мыльным" камнем. На Востоке -"пагодитом" (из него вырезали фигурки фантастических и других животных, архитектурных памятников и пагод). Интересная особенность: после обжига камень становится более твердым.
Чтобы умилостивить богов, считалось необходимым принести им в жертву крупное животное, но его можно было заменить и удачно выполненной имитацией из камня. Агальматолит может применяться как поделочный, декоративный и облицовочный камень. Как поделочный камень агальматолит используется у нас в стране народными умельцами Бурятии, Тувы, а также в Корее и Японии.
Агальматолит образуется в результате низкотемпературных гидротермальных процессов (вне зависимости от состава различных образцов камня).
2.2 Сюжет и тематика тувинского камнерезного дела
Овладеть искусством резьбы по камню не так легко, как кажется на первый взгляд: многие изображения животных связаны с народным эпосом, с его поэтической символикой, имеют глубокие корни в древней восточной мифологии.
Сюжет и тематика тувинской скульптуры закреплены многолетней традицией. Прежде всего – это изображения животных, обитающих в горах и степях края: конь, горный козел – серге, верблюд, тувинский як (сарлык), олень.
В них декоративная стилизация сочетается с реалистической достоверностью, великолепным знанием повадок зверей, анатомии их тела.
Подчеркивая отдельные формы (например, удлиняя или круто завивая рога серге, усиливая выпуклость могучей шеи сарлыка), мастер придает им дополнительную выразительность, чему также способствует резной орнаментальный узор, воспроизводящий завитки шерсти или гриву.
Излюбленными персонажами тувинской пластики являются фантастические, сказочные создания, восходящие к мотивам древней мифологии. Наиболее часто попадается изображение "арзылана" (льва), который с настоящим львом ( в Туве не встречающимся) имеет мало общего. Представление об "арзылане" издавна проникли в Туву из Китая и смешались с вымыслами, легендами и мифами.
В изображении этих "арзыланов" тувинские мастера особенно щедры на выдумку. Широко распространен образ сказочного дракона, извергающего пламя. 3
Значительную долю изделий составляют такие предметы как шахматы с их специфической восточной иконографией (например, "арзлан" - ферзь, верблюд – шахматный слон, буддийский монах, лама – король), а также чернильные приборы, карандашницы, пепельницы и многие другие мелкие предметы.
Проникают в народную скульптуру сюжеты из истории и современности, изображение людей - всадников, пастухов, охотников, встречаются даже портреты.
2.3 Мастера тувинского камнерезного искусства
При общности иконографии, традиций, основных приемов и форм в этом искусстве раскрывается бесконечное богатство творческих индивидуальностей мастеров.
Например, мастер М.Х. Черзи силен богатством и тонкостью орнаментации, декоративными эффектами.
Меньше внимания орнаментации уделял Х.К. Тойбухаа, зато богаты моделировка его скульптур, пластическое выражение движения, пространственная композиция. Даже в миниатюрных фигурках поражают точность и чистота изображений лиц. С большим мастерством ему удавались многофигурные композиции, ритмическая согласованность движений пары или группы животных. Мастер Б.С. Байынды любил спокойные, статистические формы, подчеркивал устойчивость и силу животных. Именно эти особенности стремится передать мастер в композиции " Бой быков" (1977 г ), избегая динамичности, которой требует сам сюжет.
Выдающийся камнерез В.Салчак придумал новое направление в камнерезном искусстве – создание пустотелых фигур. Самое священное у тувинцев - это их жилище, юрта. Он сделал ее миниатюру из агальматолита пустотелой (2004 г.). Особенность пустотелых фигур состоит в том, что их можно выполнять в более крупном размере, нежели монолитные фигурки из Чонар – даша, а это неограниченный простор для фантазии.
Владимир Салчак исследовал чонардаш и обнаружил, что он еще и поет: " камни бело-голубого цвета хорошо, звонче поют. Немного тусклее и тоскливее звучит красноватый камень. Мы изучали и его светопроницаемость. Один и тот же камень по-разному пропускает через себя свет. В особенности, когда еще не разукрашенная юрта каменная, когда вечером снизу подсветку лампой делаешь цветами играет - одно загляденье".
Среди камнерезов старшего поколения Байыр Сарыгович Байынды является признанным мастером. Его произведения стали ярким примером для творческого вдохновения последующих молодых резчиков по агальматолиту. Пластическое искусство Байыра Сарыговича раскрыло одну из блестящих граней тувинского народного искусства.
Камнерезные произведения Б. С. Байынды хранятся в фондах Национального музея Республики Тыва, художественных музеев Иркутска, Красноярска, Томска, Омска, Барнаула, Москвы и Санкт-Петербурга. Пластическое искусство Байыра Сарыговича Байынды является одним из значительных пластов "золотого" фонда изобразительного искусства Тувы.
Тарас Дамдынович Монгуш.Наверняка многие посетители открыли для себя имя Тараса Монгуша, скромнейшего человека. Тарас Дамдынович – уроженец далекого Сут-Холя. Специального профессионального образования нигде не получал. Но брал уроки у известного скульптора Товарищтая Ондара в его мастерской, напитывался знаниями. У талантливого сельчанина их ростки дали удивительные всходы.
Елизавета Байынды - вторая в истории Тувы женщина-камнерез
Е.Б. Байынды относится к династии народных мастеров, которые во многом восприняли традиции старшего поколения камнерезов. Она стала достойной ученицей и продолжательницей своего отца, Байыра Байынды, известного камнереза, лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.
Юбиляр родилась 9 января 1951 года в селе Ак-Дуруг Улуг-Хемского района. Лиза с детства любила рисовать и часто наблюдала, как отец с дедушкой Монгушем Черзи режут чонар-даш, как бы «оживляя» фигурки домашних и диких животных. Маленькая девочка, смотря на это чудо, восхищалась и удивлялась искусным мастерам, способным из камня создать образ живого существа. Ее мама по заказу клубных работников шила красивые национальные халаты с узорами.