ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Авансцена – пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.

Ассоциативный ряд – способность возникшей ассоциации вызвать другую. Когда одна ассоциация служит толчком для возникновения второй, вторая – третьей, третья – четвёртой и т. д., и в нашем сознании возникает то, что мы называем ассоциативным рядом.

Гармоничность, чёткость и лаконичность композиции зависит так же от соотношения в ней блоков, эпизодов и единиц сценической информации, как мер членения сценария. Выстраиванием этого отношения занимается такая наука как архитектоника сценария.

БЭС даёт следующее определение архитектоники:

Архитектоника – это строительное искусство. Это построение литературного произведения, как единого целого, а так же взаимосвязь и соотношение основных составляющих его частей и элементов.

О. И. Марков в своей работе «Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба» пишет, что архитектоника – это соотношение между главными и подчинёнными элементами сценария, связь между его отдельными частями и функциональное значение этих частей и элементов. Архитектоника в драматургии рассматривает конструктивные основы сценария. Иначе говоря, архитектоника это замер времени, посекундно, которое длиться любая часть сценарии от текста, ведущего до его проходки к микрофону, а так же номера исполнителя и т.д.

Акцент – это выделение какого-либо компонента. Акцентировать значит художественными средствами приковывать внимание зрителя к выделяемому объекту. Акцент – это художественно смысловой удар, это выразительное подчёркивание.

Акустика – изучает звуковые явления (греческое acustikos – относящийся к слушанию). Музыкальная акустика изучает природу музыкального звучания, а также музыкальные системы и строи. Под акустикой подразумевают также характер и качество слышимости в каком-либо помещении.

Аксессуар – мелкий предмет, деталь сценической обстановки, принадлежность чего-либо, сопутствующая чему-либо. В искусстве второстепенные детали изображения. В театре предметы бутафории или реквизита. Аксессуары туалета – предметы, дополняющие костюм.


Арлекин – мягкий занавес, подвешен на сцене сразу за порталом вверху, во всю его ширину – перед основным, антрактовым занавесом.

Блок сценария – совокупность эпизодов, объединенных одним сценическим заданием, художественно раскрывающих один из аспектов авторской концепции.

Бутафория – это поддельные предметы, употребляемые в театральных постановках вместо настоящих вещей, а также детали костюмов и декораций.

Бутафорский цех изготавливает фрагменты декораций – лепные и фигурные металлические украшения. Скульптуру, «резьбу по дереву», а также детали костюмов – пояса, пряжки, шляпы, веера и т. д.

Удалённость сцены от зрителя и специально поставленный свет позволяют бутафорам достигать впечатления реальности подчас очень простыми средствами: из жести делается «хрустальная» посуда; из папье-маше – «мрамор» и т. д. Бутафория выступает в театре как художественно – выразительное средство.

Групповая беседа – организованный диалог, коллективное обсуждение какого-либо вопроса; форма изучения аудитории, её интересов, знаний, культурного уровня.

Гагин определяет драматургию так: драматургия – есть продуманная специально выстроенная и организованная структура. Композиция какого-либо материала. Отсюда сложившиеся понятии в самых различных сферах творческой жизни – драматургия урока, доклада и т.д.

Дискуссия – это публичный спор единомышленников, мнения которых столкнулись в поисках правильных путей и средств достижения общей цели. В настоящее время дискуссионные программы востребованы на ТВ: разнообразные ток-шоу диск-го или диспутивного характера. Такое определение дискуссии дают Фоменко Н.К. и Туев В. В. в своей разработке учебно-методической классификации дискуссионных форм речевой коммуникации. Они же определяют задачи организатора коммуникативного процесса: организатор дискуссии должен организовать глубокое, всестороннее коллективное обсуждение проблемы, расширить объём знаний участников дискуссии по обсуждаемому вопросу, а также стимулировать процесс коммуникации.

Тематическая дискуссия - публичный спор единомышленников, мнения которых столкнулись в поисках правильных путей и средств общей цели.


Дискуссионная программа представляет собой определённый вид спора. Надо сказать, сто спор первичен, чем дискуссия, поэтому стоит рассмотреть это понятие.

Спор – это всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому – либо вопросу, борьба, при которой каждый отстаивает свою правоту. Существует несколько классификаций спора:

  • По цели;

  • Приёмы и средства достижения цели

  • Количество участников

  • Форма проведения (диспут, дискуссия)

Теоретики приводят следующую классификацию спора по цели:

  • Аподиктический – поиск истины, опираясь на логику

  • Эвристический – убеждение противника, в чем либо.

  • Софистический – одержание победы над противником, поиски истины противника не существует.

Чаще всего дискуссию отождествляют с диспутом. Но Юрский на наш взгляд в своей работе «Методика организационной работы» хорошо разводит эти 2 понятия.

Диспут – это спор, борьба противник, проблемы; Диспут – это еще и борьба за слушателей. Он взаимоисключает примирения. Применяются любые приемы для достижения победы.

Н.К. Фоменко и В.В. Туев в своей классификации дискуссионных форм речевой коммуникации определяют диспут как публичный спор антагонистов, концепции которых взаимно исключают друг друга. Задачи организатора диспута трактуются авторами так: разрешить конфликтную ситуацию и утвердить истину посредством публичного спора; организатор диспута должен учить аудиторию отстаивать свои взгляды, а так же искусству убеждать, развивать индивидуальную культуру мышления и полемики.

Досуг – это свободное время человека, деятельность человека в свободное время.

Досуг – это деятельность, которая наполняет свободное время человека. Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.

Виды досуговой деятельности:

  1. Самообразование

  2. Общественная деятельность

  3. потребление культурных ценностей

  4. Занятие спортом

  5. Туризм и путешествия

  6. Развлечения

  7. Общение с людьми

  8. Общение с природой

  9. Пассивный отдых

  10. Антисоциальные виды досуга


Рациональный досуг – это тщательно спланированный досуг, включающий в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный, познавательный, созидательный и праздничный виды досуга. Формировать культуру досуга несложно на примере других людей. Основными задачами КДУ являются удовлетворение культурных потребностей людей, возвышение их и расширение их диапазона.

Дебют – первое публичное выступление артиста на театральной сцене или концертной эстраде.

Единицы сценической информации – любые элементы театрализованных представлений и праздников подвергающих зрителя чувственному и психологическому воздействию.

Жанр – ( от фр. Genre – род, вид) понятие, выработанное для обозначения внутривидовых подразделений искусства. В любом жанре раскрывается некоторая общность содержания (особый характер жизненных связей и отношений), направленности, отбора жизненных явлений и их художественного воплощения, идейно – эстетических оценок, особенностей эмоционального воздействия. Каждый жанр отличается совокупностью относительно устойчивых художественных средств, играющих роль его своеобразных опознавательных признаков.

Зрелище – это случай, событие, происшествие, видимое глазами. Все, что мы рассматриваем, на что глядим внимательно. (В. Даль).

С.И. Ожегов. Зрелище – театральные или театрализованные представления, спортивные выступления.

Зрелищность – совокупность динамических эффектов и приемов вовлечения зрителей в действие с заранее рассчитанным результатом.

Искусство – это творческое отражение, воспроизведение реальной действительности в образно-художественных формах.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе (БСЭ).

Игра – своеобразный документальный спектакль. Событие – реальное, жизненное здесь только предполагается, для зрителей оно выступает как художественный образ, для знатоков, как реальное событие в их жизни (В.Я. Ворошилов).

Играть – забавляться, шутить, резвиться, тешиться, неотъемлемое свойство игры – это удовольствие, наслаждение, удовлетворение от самого участия в ней.


Имитация – (от латинского - imitation – подражание), приём музыкального изложения, когда тема или небольшой мелодический оборот, прозвучавший в одном из голосов, повторяется другим голосом, как бы подражая первому, имитируя его.

Интерпретация – истолкование музыкального произведения в творческом процессе исполнения ( от латинского interpretation – разъяснение, истолкование). В отличие от других видов искусства музыка непременно нуждается в исполнителе, истолкователе нотного текста. Естественно, чем шире его кругозор, общая культура, чем глубже, основательнее профессиональная подготовка, тем более значительной и впечатляющей будет интерпретация. «Исполнение – второе творение».

Интермедия – музыка или сценическая пьеса, исполняемая между двумя частями или эпизодами произведения (латинское intermedia – находящаяся посередине). В XVII – XVIII вв. интермедиями назывались небольшие комические оперы, исполнявшиеся в антрактах спектакля. Интермедией называется также промежуточный эпизод между проведениями темы в фуге.

Характер интермедии в драматургии – противопоставление двух разных точек зрения, по сути, спор. Интермедия (сценка – спор) не может быть удачной без юмора, без заострённой характеристики ведущих диалог или спорящих.

Идея – это активная мысль автора, направленная на внесение того или иного изменения (улучшения) в общественную жизнь, то, ради чего написано произведение. То есть, ради чего и во имя чего режиссёр будет ставить данное произведение.

Идея – это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.

Культура – это совокупность производственных и духовных достижений людей, возделывание, выращивание какого-либо животного растения, высокий уровень развития чего-либо.

КДП – это результат традиционной, своеобразной продукции созданной на основе сценарного замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей. (Учебник КДД Жарков и Чижиков).

Культурно-досуговая программа – это смонтированный воедино комплекс разнородных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое. Можно встретить следующие виды таких программ: