Файл: МОТИВАЦИЯ И ЕЕ ТЕОРИИ (Теоретические вопросы мотивации труда).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические вопросы мотивации труда
1.1 Появление и значение теорий мотивации
1.2 Сущность содержательных теорий мотивации
2. Характеристика содержательных теорий мотивации
3. Практическое использование содержательных теорий мотивации на практике
3.1 Использование теорий в зарубежной практике
Рассмотрим ещё один вид потребностей – потребность в безопасности. Люди с высокой потребностью в безопасности проявляют особую обеспокоенность по поводу надежности работы и гарантии доходов, стремятся найти работу с безопасными условиями труда. Наиболее привлекательными факторами для них могут оказаться пожизненный найм, гарантированная зарплата и социальные льготы (медицинское страхование, пенсионные программы и т.п.). Примером пенсионной программы может служить программа, разработанная ОАО «ГМК Норильский никель» [25]. Проблема, связанная с пенсионерами, вытекает из большого разрыва между размером пенсии, которую получает северный пенсионер, и его заработной платой. Усилия компании направлены на максимальное сглаживание этой проблемы собственными средствами [17]. Введены целый ряд пенсионных программ, так называемые солидарные корпоративные пенсии, а также накопительная система, в которой участвуют работники своими средствами. Пенсионные программы содействуют переезду пенсионеров на постоянное место жительства в климатически более благоприятные регионы России, обеспечивают поддержание достойного уровня их жизни на «материке» и одновременно позволяют предоставлять рабочие места норильской молодежи. Программа «Шесть пенсий» нацелена на создание условий для выезда пенсионеров из Норильского промышленного района на постоянное место жительства в климатически благоприятные районы России. Программа реализуется с марта 1999 года и предусматривает выплату ежемесячной материальной помощи увольняющимся на пенсию работникам в течение двух лет после выхода на пенсию и переезда на «материк» в размере, равном шести государственным пенсиям [16]. Программа «Пожизненная профессиональная пенсия» реализуется с середины 2001 года и предусматривает выплату пожизненной корпоративной пенсии, равной двум государственным пенсиям. Программа «Солидарная корпоративная пенсия» введена в действие в декабре 2002 года и так же предусматривает выплату дополнительной пожизненной корпоративной пенсии работникам компании в связи с уходом на пенсию и выездом на «материк». По этой программе в формировании пенсионных накоплений солидарно участвуют работник и компания. Пенсионные программы начинают действовать при условии переезда пенсионера и его семьи на «материк». Большинство программ, разработанных в рамках социального партнерства, находят своё отражение в содержательных теориях мотивации [18].
ОАО «ГМК норильский никель» - не единственная компания, использующая содержательные теории мотивации на практике, однако её действия являются наиболее показательными.
Необходимым условием успешного функционирования компании является эффективное применение содержательных теорий мотивации в управлении предприятиями. Они внесли исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных организаций начали осознавать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.
Заключение
В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Эволюция применения различных методов мотивации показала, как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям. Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности.
Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения.
Человек осуществляет определенные действия в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать процесс мотивации. Но на основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и содержание процесса мотивации.
Так называемые теории содержания мотивации основное внимание уделяют тому, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека. Широко признанными концепциями этой группы являются теория иерархии потребностей Маслоу, теория X и Y МакГрегора, теория ERG Альдерфера, теория двух групп факторов Герцберга и теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Несмотря на принципиальные отличия этих концепций, они тем не менее имеют нечто общее в своей основе, что отражает определенную общность в мотивации человека к действиям.
Процесс мотивации раскрывается в теориях, пытающихся объяснить, почему люди готовы осуществлять определенные действия, затрачивая большие или меньшие усилия. Теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства, объясняя то, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе, дают менеджерам ключ к построению действенной системы мотивирования людей.
Сказанное позволяет уточнить понятие мотивации как совокупности сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости, в направлении достижения определенных целей.
В современном мире мотивация труда играет немаловажную роль, так как правильное проведение политики мотивации труда среди персонала, обеспечивает как минимум улучшение качества труда работников и возможное повышение производительности труда, в общем случае мотивация – это процесс побуждения к труду. Поэтому руководители, которые хотят добиться эффективной деятельности своих подчиненных, не должны забывать о наличии стимулов для работников.
Список использованной литературы
1. Басовский, Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003
2. Видяпин, В.И. Бакалавр экономики. Хрестоматия Т.2- М.: Инфра-М, 2002
3. Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент.- М.:Экономистъ, 2003
4. Двухфакторная теория Ф. Герцберга (Мотивационно-гигиеническая): Электронный ресурс // http://www.pragmatist.ru/motivaciya-truda/dvuxfaktornaya-teoriya-f-gercberga-motivacionno-gigienicheskaya.html
5. Дмитренко, Г.А., Шарапатова, Е.А., Максименко Т.М. Мотивация и оценка персонала: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 2002 // http://biglibrary.ru/category38/book115/part3
6. Магура, М., Курбатова, М. Содержательные теории мотивации // Управление персоналом. - N 13-14. – 2007
7. Магура, М., Курбатова, М.: Секреты мотивации или мотивация без секретов. – СПб:Питер, 2007
8. Менеджмент: электронный учебник. / Под ред. Подлесных В.И.: СПбГУ ИТМО // http://de.ifmo.ru/bk_netra/select.php
9. Менеджмент: электронный учебник. / Под ред. Подлесных В.И.: СПбГУ ИТМО // http://de.ifmo.ru/bk_netra/select.php
10. Официальный сайт ОАО «ГМК Норильский Никель» http://www.nornik.ru/
11. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс, 2005
12. Столяренко, А.М. Психология менеджмента. - М: ЮНИТИ, 2005
13. Чуйкин, А.М. Основы менеджмента. – Калиниград, 1996 // http://www.i-u.ru/biblio/archive/mekson_osnovi/12.aspx
14. Шапиро, С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.:ГроссМедиа, 2005
15. Шелдрейк, Д. Теория менеджмента: от тейлоризма к японизации. – Спб: Питер, 2001 // http://www.marketing.spb.ru/lib-around/maslow.htm
16. Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент.- М.:Экономистъ, 2003, С.133
17. Шапиро, С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.:ГроссМедиа, 2005 С.21
18. Шапиро, С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.:ГроссМедиа, 2005 С.23
19. Шапиро, С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.:ГроссМедиа, 2005 С.24
20. Шапиро, С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.:ГроссМедиа, 2005 С.25
21. Менеджмент: электронный учебник. / Под ред. Подлесных В.И.: СПбГУ ИТМО // http://de.ifmo.ru/bk_netra/select.php
22. Дмитренко, Г.А., Шарапатова, Е.А., Максименко, Т.М. Мотивация и оценка персонала: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 2002 // http://biglibrary.ru/category38/book115/part3
23. Видяпин, В.И. Бакалавр экономики. Хрестоматия Т.2- М.: Инфра-М, 2002, С.192
24. Басовский, Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003, С.123
25. Шелдрейк, Д. Теория менеджмента: от тейлоризма к японизации. – Спб: Питер, 2001 // http://www.marketing.spb.ru/lib-around/maslow.htm
26. Магура, М., Курбатова, М. Секреты мотивации или мотивация без секретов. – СПб:Питер, 2007 – С.70
27. Магура, М., Курбатова, М.: Секреты мотивации или мотивация без секретов. – СПб:Питер, 2007 – С. 103
28. Магура, М., Курбатова, М.: Секреты мотивации или мотивация без секретов. – СПб:Питер, 2007 – С. 107
29. Двухфакторная теория Ф. Герцберга (Мотивационно-гигиеническая): Электронный ресурс // http://www.pragmatist.ru/motivaciya-truda/dvuxfaktornaya-teoriya-f-gercberga-motivacionno-gigienicheskaya.html
30. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс, 2005 – с.184
31. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс, 2005 – с.185
32. Магура, М., Курбатова М.: Секреты мотивации или мотивация без секретов. – СПб:Питер, 2007 – С.97
33. Менеджмент: электронный учебник. / Под ред. Подлесных В.И.: СПбГУ ИТМО // http://de.ifmo.ru/bk_netra/select.php
34. Столяренко, А.М. Психология менеджмента. - М: ЮНИТИ, 2005, С.371
35. Чуйкин, А.М. Основы менеджмента. – Калиниград, 1996 // http://www.i-u.ru/biblio/archive/mekson_osnovi/12.aspx
36. Станкин, М.И. Активный отдых за рубежом // Управление персоналом. 2001 - №5. – С.50
37. Магура, М., Курбатова, М. Содержательные теории мотивации // Управление персоналом. - N 13-14. – 2007
38. Магура, М., Курбатова, М. Содержательные теории мотивации // Управление персоналом. - N 13-14. – 2007
39. Магура М., Курбатова, М. Содержательные теории мотивации // Управление персоналом. - N 13-14. – 2007
40. Официальный сайт ОАО «ГМК Норильский Никель» http://www.nornik.ru/