Файл: Р.Р. Масленников Лекции по истории автомобильной науки и техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2024

Просмотров: 250

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

удлиненной до 2730 мм, базой. Первые пять опытных образцов, изготовленные ижевским мотоциклетным заводом имели верхнеклапанные двигатели, а для последующих были спроектированы нижнеклапанные двигатели с алюминиевыми поршнями, весившие на 20 кг меньше. В разработке конструкции автомобиля кроме К. Шарапова приняли участие А. Липгарт и Е. Чарнко. Автомобиль выпускался в 1931-1932 годах.

Рис. 11.23. НАТИ-2. Колесная формула- 4 Х 2; число мест- 2; двигатель: число цилиндров-4; рабочий объем – 1211 см3; мощность22 л.с. при 2800 об/мин; число передач- 3; размер шин- 28-4,75; база2130 мм; скорость – 75 км/ч.

Ярославский автомобильный завод в 1932 г. первым в истории советского автомобилестроения построил серийный трехосный грузовик ЯГ-10. Автомобиль выпускали небольшими партиями, т.к. он комплектовался импортными двигателями "геркулес" мощностью 103 или 93 л. с. (рис.11.24). У автомобиля были: двухступенчатая раздаточная коробка, конические редукторы главной передачи и вакуумный усилитель в механическом приводе тормозов. В первый год было построено 37 грузовиков ЯГ-10, а общее их количество составило несколько сотен. Ни один из них не сохранился до наших дней.

Кроме автомобиля ЯГ-10 Ярославский завод выпустил опытный грузовик повышенной проходимости, оригинальной конструкции ЯГ-12 (рис.11.25). Это был первый в мире четырехосный автомобиль со всеми ведущими колесами. У грузовика две пары передних колес были управляемые, кроме того, он имел двойные главные передачи, вакуумный усилитель в механическом приводе тормозов, расположенную под кузовом лебедку. Топливный бак вмещал 164 л.

110

Рис. 11.24. ЯГ-10 Колесная формула- 6 Х 4; грузоподъемность8000 кг; двигатель: число цилиндров-6; рабочий объем– 7022 см3; мощность93 л.с. при 2200 об/мин; число передач- 8; размер шин40 х 8; длина 6990 мм; ширина2340 мм; высота2580 мм; база4200 мм; снаряженный вес5430 кг; скорость – 40 км/ч.

Успехи России в этом этапе были очевидны и никем не оспариваемы. По выпуску грузовых автомобилей в 1938 г. СССР вышел на первое место в Европе и на второе в мире.

Этап четвертый, (1939 - 1947 гг.) связан с Великой Отечественной войной. Перспективный третий пятилетний план предусматривал увеличить общее производство автомобилей к 1942 году до 400 тыс. шт. Однако мирный труд советского народа был нарушен вероломным нападением гитлеровцев. На всех автомобильных заводах значительная часть производственных мощностей еще до войны переключилась на выпуск военной продукции.

А начинался очередной этап совсем в мирном русле. Еще в начале прошлого этапа, в тридцатые годы, группа специалистов Научного автотракторного института (НАТИ) под руководством Г. Сонкина начала работу над полугусеничными машинами. Опытные образцы такого автомобиля, названого "НАТИ-3" и созданного на базе грузовика ГАЗАА, были испытаны уже в 1932 году.

В серийное производство машина поступила в 1938 г. как ГАЗ-60 (рис.11.26). Основу движителя автомобиля составила резиновая гусеница. Передача к переднему и заднему ведущим каткам каждого борта осуществлялась от заднего ведущего моста двумя цепями. Серийно выпускался этот автомобиль в 1938-1942годах.

111


Рис. 11.25. ЯГ-12 Колесная формула- 8 Х 8; грузоподъемность: на шоссе-12000 кг, на грунте8000 кг; двигатель: число цилиндров-6; рабочий объем –8190 см3; мощность120 л.с. при 2400 об/мин; число передач- 8 вперед и 2 заднего хода; размер шин40 х 8; длина 6586 мм; ширина2390 мм; высота2770 мм; наименьший дорожный просвет320 мм; снаряженный вес20000 кг; скорость – 45 км/ч.

Рис. 11.26. ГАЗ60. Число мест-2; грузоподъемность1200 кг; двигатель: число цилиндров-4; рабочий объем –3285 см3; мощность50 л.с. при 2800 об/мин; число передач 4; размер шин- 6,50-20//; длина 5300 мм; ширина2400 мм; высота2085 мм; база3350 мм; снаряженный вес3375 кг; скорость – 35 км/ч.

Отсутствие автомобильных дорог привело к тому, что горьковский автомобильный завод, кроме грузового автомобиля, вынужден был к 1938 году спроектировать и построить опытные образцы первого легкового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-61 (рис.11.27). В 1940 году после испытаний и доводки конструкции рабочие чертежи машины были переданы заводу для подготовки и организации производства. Эта машина - первая серийная легковая модель с приводом на все колеса. В начале Великой Отечественной войны она использовалась как командирский автомобиль, в частности, на нем ездили известные полководцы Г. Жуков, И. Конев, К. Рокоссовский. ГАЗ-61 стоял на производстве всего один, 1941 год.

112

Рис. 11.27. ГАЗ-61 Колесная формула 4 Х 4; число мест- 5; двигатель: число цилиндров- 6; рабочий объем – 3485 см3; мощность85 л.с. при 3600 об/мин; число передач 4; длина 4670 мм; ширина1770 мм; высота1905 мм; база 2845 мм; снаряженная масса - 1650 кг; скорость – 107 км/ч.

Кроме автомобиля ГАЗ-61 в том же, 1938 году, конструкторское бюро завода спроектировало и построило опытные образцы "эмки" с кузовом "фаэтон" ГАЗ-11-40 (рис.11.28). Завод планировал выпускать этот автомобиль параллельно с седаном ГАЗ-11-73, который представлял собой модернизированный автомобиль ГАЗ-М1, но с новым шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11, (известным в послевоенные годы по грузовику ГАЗ-51). На автомобиле ГАЗ-11-40 кузов имел V-образное лобовое стекло, двери с передними петлями, большой кофр-багажник, усовершенствованную подвеску колес и панель приборов, измененную по форме облицовку радиатора и капот двигателя с отдушинами. Для производства ГАЗ-11-40 на заводе была готова вся необходимая оснастка. Война помешала начать серийный выпуск автомобиля. Успели изготовить лишь два десятка машин.

Сразу же после начала Великой Отечественной войны на горьковском автомобильном заводе были прекращены работы над моделями ГАЗ-61 и ГАЗ-11-40, и срочно начаты работы над командирским джипом ГАЗ-64 (рис.11.29), более простым и дешевым в производстве. Новый автомобиль был создан на базе узлов и деталей серийных машин ГАЗ-М1 и ГАЗ-61. В приводе передних колес у автомобиля ГАЗ-64 были использованы шариковые шарниры равных угловых скоростей, зависимая подвеска передних колес на четырех четвертьэллиптических рессорах. В 1942 году машина была модернизирована и получила индекс ГАЗ-67. У автомобиля ГАЗ-67 была расширена колея, применен более мощный двигатель и изменен кузов. Автомобилей ГАЗ-64 было

113


произведено всего 686 штук, а ГАЗ-67 – 62843 штуки. В 1943 году, после внесения некоторых изменений и усовершенствований машина получила индекс ГАЗ-67Б (рис.11.30). Эта модель стояла на производстве до 1953 года. Машина, которая показана на рис.11.30 хранится в музее ГАЗа и во всех мелочах соответствует автомобилям послевоенного периода.

Рис. 11.28. ГАЗ-11-40. Колесная формула- 4 Х 2; число мест- 5; двигатель: число цилиндров- 6; рабочий объем – 3485 см3; мощность76 л.с. при 3400 об/мин; число передач 4; размер шин- 7,00-16//; длина 4625 мм; ширина1800 мм; высота1730 мм; база 2845 мм; снаряженная масса - 1400 кг; скорость – 120 км/ч.

Рис. 11.29. ГАЗ-64. Число мест- 4; число и рабочий объем цилиндров- 4 и 3285 см3; мощность50(54) л.с. при 2800 об/мин; число передач- 4; шины- 7,00-16;

длина 3660(3350) мм; ширина1530(1690) мм; высота с тентом1900 (1700) мм;

колея-1250(1440) мм; база2100 мм; наименьший дорожный просвет210 мм; снаряженный вес1200(1250) кг; скорость – 100 (90) км/ч.

Кроме работы над легковыми автомобилями, завод занимался модернизацией и усовершенствованием своей основной продукции – грузового автомобиля. В 1938 году грузовой автомобиль ГАЗ-АА был модернизирован, главным образом по двигателю, и получил индекс ГАЗММ. Этот автомобиль на горьковском заводе выпускался до 1946 года, а с 1947 по 1950 год - на ульяновском автомобильном заводе. В годы

114

войны выпускался ее упрощенный вариант ГАЗ-ММ (рис.11.31): угловатые сварные крылья, деревянная кабина с брезентовым верхом и боковинами, не откидывающиеся боковые борта, одна фара, упрощенное шасси – односкатные задние колеса, отсутствие бампера и передних тормозов. С 1943 года машина получила деревянную кабину, несколько позже - вторую фару, а после войны - и передние тормоза.

Рис. 11.30. ГАЗ-67. Число мест- 4; число и рабочий объем цилиндров- 4 и 3285 см3; мощность54 л.с. при 2800 об/мин; число передач- 4; шины- 6,50-16; длина 3350 мм; ширина1685 мм; высота1700 мм; база2100 мм; снаряженный вес1320 кг; скорость – 90 км/ч; расход топлива15 л/100 км.

Рис. 11.31. ГАЗ-ММ Колесная формула- 4 Х 2; грузоподъемность1500 кг; двигатель: число цилиндров-4; рабочий объем –3285 см3; мощность50 л.с. при 2800 об/мин; число передач 4; размер шин- 6,50-20//; длина 5250 мм; ширина2040 мм; высота1900 мм; база3340 мм; наименьший дорожный просвет200 мм; снаряженный вес1750 кг; скорость – 70 км/ч.

115


На шасси трехосного грузовика ГАЗ-ААА выпускался 17ти местный автобус ГАЗ-03-30, а на его базе - штабной автобус ГАЗ-05-193. Салон машины, помимо специального оборудования, был оснащен самостоятельной системой отопления, комплектовался двумя запасными колесами. В годы Великой Отечественной войны ГАЗ-05-193 выпускался в упрощенном варианте (рис.11.32), причем существовала его модификация и для перевозки раненых.

Рис. 11.32. ГАЗ-05-193. Колесная формула- 6 Х 4; число мест- 9; двигатель: число цилиндров- 4; рабочий объем – 3285 см3; мощность50 л.с. при 2800 об/мин; число передач 8 вперед и 2 заднего хода; размер шин- 6,50-20//; длина 5300 мм; ширина2100 мм; высота2590 мм; база между передней и средней осями2730 мм, задней тележки940 мм; дорожный просвет230 мм; снаряженная масса - 3140 кг; скорость – 65 км/ч.

На базе грузовика ГАЗ-ММ еще в мирное время был создан медицинский автомобиль ГАЗ-55, а в военные годы выпускался его упрощенный вариант для перевозки раненых (рис.11.33). В соответствии с назначением он был снабжен более мягкими рессорами и гидравлическими амортизаторами в задней подвеске, а также системой вентиляции

иотопления салона.

В1939 году завод приступил к выпуску газогенераторной модификации автомобиля ГАЗ-ММ, которому присвоили индекс ГАЗ-42 (рис11.34). Топливом для этого автомобиля служил газ – продукт перегонки древесных чурок в смонтированном на автомобиле газогенераторе. Эта установка, а также очиститель и охладитель газа, запас древесных чурок сделали автомобиль ГАЗ-42 на 240 кг тяжелее базовой модели, а это снизило его грузоподъемность на 300 кг. Из-за низкой теплотворной способности газа мощность двигателя снизилась на 40%, хотя

116

для компенсации падения мощности степень сжатия в двигателе этого автомобиля подняли с 4,6 до 6,2. Запаса древесных чурок хватало на 80 км пробега автомобиля. Общее число выпущенных газогенераторных автомобилей довольно велико – 33840 штук.

К проектированию нового легкового автомобиля, выпуск которого предстояло освоить после войны, коллектив ГАЗа приступил задолго до ее окончания, в феврале 1944года. Первый прототип нового автомобиля был готов уже через 10 месяцев, в ноябре 1944года, а через год, после окончания Великой отечественной войны, в 1946 году, было начато его серийное производство. Автомобиль получил индекс ГАЗ-20 и собственное имя "Победа" (рис.11.35). Машины выпуска 1946-1848 гг., 19491955 гг. и 1956-1958 гг. внешне различались в деталях. На рис.11.35 представлена "Победа" самого раннего выпуска, имевшая радиатор с "трехэтажной" облицовкой, коробку передач с напольным рычагом переключения; у нее было иное, чем у более поздних машин, передаточное число главной передачи, и еще не было отопителя. Для того времени конструкция автомобиля ГАЗ-20, прежде всего кузова, передней независимой подвески колес, была весьма передовой, а ее создатели были отмечены Сталинской, (позже она называлась Государственной), премией. Кузов имел обтекаемую форму, у него отсутствовали ярко выраженные крылья и подножки, это позволило значительно расширить салон автомобиля, не увеличивая габаритов машины. Автомобиль не имел рамы, т.к. кузов был несущего типа.

Рис. 11.33. ГАЗ-55 . Колесная формула- 4 Х 2; число мест- 6-7; двигатель: число цилиндров- 4; рабочий объем – 3285 см3; мощность50 л.с. при 2800 об/мин; число передач 4; размер шин- 6,50-20//; длина 5425 мм; ширина2040 мм; высота2340 мм; база3340 мм; дорожный просвет200 мм; снаряженная масса - 2370 кг; скорость – 70 км/ч.

117


Рис. 11.34. ГАЗ-42 . Колесная формула- 4 Х 2; число мест- 2; двигатель: число цилиндров- 4; рабочий объем – 3285 см3; мощность30 л.с. при 2400 об/мин; число передач 4; размер шин- 6,50-20//; длина 5335 мм; ширина2040 мм; высота1970 мм; база3340 мм; снаряженная масса - 2050 кг; скорость – 50 км/ч.

Рис. 11.35. «Победа». Число мест- 5; число и рабочий объем цилиндров- 4 и 2111 см3; расположение клапанов нижнее; степень сжатия- 6,2; мощность-52 л.с. при 3600 об/мин; число передач- 3; подвеска колеснезависимая пружинная спереди и зависимая рессорная сзади; шины- 6,0-16; длина 4665 мм; ширина1695 мм; высота1640 мм; база2700 мм; снаряженный вес1460 кг; скорость –110 км/ч; эксплуатационный расход топлива13,5 л/100 км.

В том же 1946 году, кроме легкового автомобиля завод приступил к выпуску самого распространенного в шестидесятых годах грузовика ГАЗ-51. Он неоднократно подвергался текущей модернизации, в результате которой кабина с фанерной обшивкой была заменена на цельнометаллическую, был установлен отопитель, кузов получил три откидывающихся борта.

В 1946 году вскоре после Великой Отечественной войны и тяжелейшей блокады Ленинграда Автотранспортное управление Ленгорисполкома (АТУЛ) на принадлежащих ему авторемонтном и кузовном за-

118

водах приступило к выпуску городских автобусов АТУЛ Л-1 (рис.11.36). Автобус Л-1 был выполнен на модернизированном шасси грузовика ЗИС-5. Это был первый в стране серийно выпускавшийся (было выпущено более 100 машин), автобус вагонной компоновки. Кузов этого автобуса имел деревянный каркас, обшитый стальными панелями. У более поздних машин, выпущенных в 1947 году проемы колес закрывали щитками, тормозная система получила вакуумный усилитель, и несколько изменилось оформление передней части кузова; была улучшена обзорность. Автобусы оказались достаточно прочными и находились в интенсивной эксплуатации до середины 50-х годов.

Рис. 11.36. АТУЛ Л-1 . Колесная формула- 4 Х 2; число мест для сидения24, общее -35; двигатель: число цилиндров- 6; рабочий объем – 5555 см3; мощность76 л.с. при 2300 об/мин; число передач 4; длина 8000 мм; ширина2400 мм; высота2700 мм; база3810 мм; снаряженная масса - 7400 кг; скорость – 60 км/ч.

Московский завод имени Сталина под угрозой оккупации в конце октября 1941 года по июнь 1942 года был вынужден прекратить выпуск автомобилей, а производство своего знаменитого автомобиля ЗИС-5 передал сначала в г. Ульяновск (май 1942 – сентябрь 1944 гг.), а затем на Урал, в г. Миасс (июль 1944февраль 1955 гг.). Так, во время войны в глубоком тылу было создано два впоследствии известных завода УАЗ и МиАЗ. Автомобили завода МиАЗ получили марку "Урал ЗИС". В уральском городе Шадринске, куда позже эвакуировалась часть завода ЗИС, появился автоагрегатный завод, который до сих пор производит различное автомобильное оборудование. В сентябре 1944 г. УАЗ разделился на два самостоятельных завода – собственно автозавод и завод двигателей. Производство автомобиля ЗИС-5 на Московском заводе имени Сталина было восстановлено в июне 1942 года и продолжалось до мая 1949 года. Машины, изготовленные после 1942 года, имели деревянную кабину и характерные сварные угловатые крылья.

119