Файл: Р.Р. Масленников Лекции по истории автомобильной науки и техники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.06.2024
Просмотров: 249
Скачиваний: 0
Основной задачей третьего этапа развития автомобилестроения являлось освоение массового поточного производства автомобилей. Для этой цели пятилетний план предусматривал коренную реконструкцию завода АМО и доведение его ежегодного выпуска автомобилей грузоподъемностью в 2,5 т. до 25 тыс., а самое главное, план предусматривал строительство автомобильного гиганта в городе Горьком, рассчитанного на выпуск 100 тыс. автомобилей в год. Завод в Горьком был самым крупным в мире, а завод АМО - крупнейшим в Европе по производству грузовых автомобилей. Осуществление этих планов началось в 1928 г.
В 1931 г. была закончена реконструкция Московского завода, который начал выпускать автомобили марки АМО-3.
Строительство автомобильного завода в Горьком было завершено в 1932 г., и по лицензии Форда был начат впуск полуторатонных автомобилей ГАЗ-АА и легковых ГАЗ-А. Грузовой автомобиль ГАЗ-АА ( рис. 11.10) в этот период был самым распространенным на дорогах нашей страны. Легковые автомобили ГАЗ-А (рис.11.11), так же как и автомобили ГАЗ-АА, начиная с 1930 года первоначально собирались на Московском заводе имени Коммунистического Интернационала Молодежи (КИМ) из импортных деталей и именовались соответственно Форд-А (рис.11.12) и Форд-АА, а с 1932 годаиз отечественных деталей Горьковского автомобильного завода. Сборка автомобилей ГАЗ-А на заводе КИМ продолжалась до 1933года, а автомобилей ГАЗ-АА - до 1939 г.
Московский завод "Аремкуз", занимавшийся ремонтом и постройкой автомобильных кузовов, изготовлял в 1934-1935 гг. пятиместные четырехдверные закрытые кузова "седан" для легковых автомобилей ГАЗ-А, делая новые крылья, подножки и буфера, оставляя из элементов старого оперения лишь капот двигателя и облицовку радиатора. Кузова для этих машин имели деревянный каркас с обшивкой из стального листа, а в качестве наружной отделки два молдинга вдоль поясной линии. Машина носила название ГАЗ-А "АРемКуЗ" (рис.11.13).
В 1936 году на смену ГАЗ-А пришел легковой автомобиль ГАЗМ1 (рис.11.14). Его выпуск продолжался до 1943 года, правда, в военные годы сборка шла из деталей, изготовленных в мирное время. Общее количество машин, изготовленных за все годы, превысило 70 тысяч, до сегодняшнего дня сохранилось несколько сот "эмок". ГАЗ-М1 явился первым отечественным автомобилем с регулируемыми по длине передними сиденьями и центробежным регулятором опережения зажигания.
101
Рис.11.10. ГАЗ-АА. Грузоподъемность – 1500 кг; число и рабочий объем цилиндров- 4 и 3285 см3; расположение клапанов нижнее; степень сжатия- 4,2; мощность42 л.с. при 2200 об/мин; число передач- 4; подвеска колесзависимая рессорная ; шины- 6,50-20; длина 5335 мм; ширина2040 мм; высота1970 мм; база3340 мм; снаряженный вес1810 кг; скорость – 70 км/ч; эксплуатационный расход топлива20,5 л/100 км.
Рис.11.11. ГАЗ-А. Колесная формула- 4 Х 2; число мест- 5; двигатель: число ци- линдров-4; рабочий объем – 3285 см3; мощность42 л.с. при 2200 об/мин; клапанный механизмSV; число передач- 3; размер шин- 4,75-19; длина 3875 мм; ширина1710 мм; высота1780 мм; база2620 мм; снаряженная масса1080 кг; скорость – 90 км/ч.
102
Рис. 11.12. ГАЗ-А(Форд-А)
Рис. 11.13. ГАЗ-А «Аремкуз» Колесная формула- 4 Х 2; число мест- 5; двигатель: число цилиндров-4; рабочий объем – 3285 см3; мощность42 л.с. при 2200 об/мин; число передач- 3; размер шин- 5,50-19; длина 3950 мм; ширина1750 мм; высота1800 мм; база2620 мм; снаряженная масса1300 кг; скорость – 90 км/ч.
В 1933 году на шасси грузовика ГАЗ-АА, а позднее и на ГАЗ-ММ Горьковский автомобильный завод освоил выпуск автобуса ГАЗ-03-30 (рис.11.15). Кузов автобуса был с деревянным каркасом и деревометаллической обшивкой, имел одну дверь для пассажиров и использовался на предприятиях как транспорт служебный, городской и для внутрирайонных пассажирских перевозок. Поскольку автобус ГАЗ-03-30 отличался от базовой модели ГАЗ-АА увеличенной лобовой площадью и массой, то скорость его оказалась на 5 км/ч ниже. В 1938 году автобус модернизировали и стали комплектовать не 40а, а 50ти сильными двигателями. В общей сложности было выпущено 18613 автобусов. До настоящего времени сохранилось лишь два экземпляра: один в г. Коврове Владимирской области, другой – в Риге, у клуба антикварных автомобилей.
103
В 1934 году на базе грузовика ГАЗ-АА завод освоил выпуск трехосного грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-
ААА (рис.11.16). Шасси этого грузовика широко использовалось для различных специальных машин: бронеавтомобилей, радиостанций, зенитных установок. В трансмиссии автомобиль имел двухступенчатый демультипликатор, червячные главные передачи и был оснащен двумя бензобаками общей емкостью 105 л. В годы Великой Отечественной войны автомобиль ГАЗ-ААА выпускался с упрощенными кабиной и крыльями, у него не было буфера, правой фары, тормозов на передних колесах, боковые борта не откидывались, зато он был оснащен двумя запасными колесами. Всего было изготовлено 37373 автомобиля ГАЗ-
ААА.
Рис. 11.14. ГАЗ-М1. Число мест- 5; число и рабочий объем цилиндров- 4 и 3285 см3; расположение клапанов нижнее; степень сжатия- 4,6; мощность50 л.с. при 2800 об/мин; число передач- 3; подвеска колесзависимая рессорная; шины- 7,0- 16; длина 4625 мм; ширина1770 мм; высота1780 мм; база2845 мм; снаряженный вес1370 кг; скорость – 105 км/ч; эксплуатационный расход топлива14,5
л/100 км.
В 1938 году Научным автотракторным институтом (НАТИ) был спроектирован и изготовлен городской автобус НАТИ-А (рис.11.17). Автобус обладал множеством необычных для того времени конструктивных решений. Прежде всего - это несущий кузов вагонной компоновки с алюминиевой наружной обшивкой, заднее расположение верхнеклапанного карбюраторного двигателя, пневматический привод тормозов. При создании автобуса впервые в мире нашел применение метод расчета несущих конструкций, разработанный отечественными учеными института. Построенный в единственном экземпляре, после всесторонних испытаний, в 1940 году был передан г. Москве и курсировал по
104
маршруту площадь Свердлова – Большая Сетунь. Освоить серийное производство этого автобуса непосредственно перед Великой Отечественной войной наша промышленность не смогла.
Рис. 11.15 . ГАЗ – 03-30 Колесная формула- 4 Х 2; число мест17; двигатель: число цилиндров- 4; рабочий объем – 3285 см3; мощность50 л.с. при 2800 об/мин; число передач 4; размер шин- 6,50-20//; длина 5300 мм; ширина2100 мм; высота2530 мм; база3340 мм; снаряженная масса - 2270 кг; скорость – 65 км/ч.
Рис. 11.16 . ГАЗ – ААА Колесная формула- 6 Х 4; число мест- 2; грузоподъемность: на шоссе – 2000 кг, на грунте – 1500 кг; двигатель: число цилиндров- 4; рабочий объем – 3285 см3; мощность50 л.с. при 2800 об/мин; число передач 8; размер шин- 6,50-20//; длина 5335 мм; ширина2040 мм; высота1970 мм; снаряженная масса - 2450 кг; скорость – 65 км/ч.
105
Рис. 11.17 . НАТИ – А Колесная формула- 4 Х 2; число мест общее – 70, для сидения - 40; двигатель: число цилиндров- 6; рабочий объем – 10300 см3; мощность155 л.с. при 2200 об/мин; число передач - 3; размер шин- 10,50-20//; длина 10000 мм; ширина3420 мм; высота2820 мм; база5930 мм; снаряженная масса - 8000 кг; скорость – 65 км/ч.
Первые образцы автомобиля, впоследствии названного ЗИС-5, пришли на смену автомобилю АМО-3 в июле 1933 года. В 1934 году завод АМО переименовали, и он стал называться заводом имени Сталина (ЗИС). Этот автомобиль (рис.11.18) выпускался в третьем и четвертом этапах, пользовался большим уважением у автомобилистов за свою выносливость и проходимость.
На базе уже известной машины ЗИС-5 был спроектирован и построен трехосный грузовик ЗИС-6 (Рис.11.19). Он широко применялся в Красной Армии как транспортное средство и как шасси для специальных машин, в частности, для первых "катюш". В отличие от ЗИС-5 машина ЗИС-6 была снабжена червячными редукторами главных передач, двухступенчатым демультипликатором с задним ходом, вакуумным усилителем в механическом приводе тормозов. Автомобиль имел две системы зажигания: от батареи и от магнето. С учетом специфики эксплуатации емкость бензобака была увеличена до 105 л, а емкость двух аккумуляторов - до 210А-ч.
Для восточных районов страны и Западной Сибири в 1936 году был изготовлен первый серийный газогенераторный автомобиль ЗИС-13 (рис 11.20). Автомобиль был спроектирован под руководством инженера А. Скерджиева с использованием генератора светильного газа конструкции А. Пельтцера. Конструкция автомобиля базировалась на шасси ЗИС-11 длиннобазовой модификации грузовика ЗИС-5. Двигатель этого автомобиля имел повышенную (с 4,8 до 7,0) степень сжатия, газосмеситель вместо карбюратора и зажигание от магнето. Газогенератор расхо-
106
довал 80-85 кг древесных чурок на 100 км пробега автомобиля. Запас хода на одной заправке составлял 90 км. Завод изготовил около 900 грузовиков ЗИС-13, а в 1939 году заменил эту модель на более совершенную, ЗИС-21
Рис. 11.18. ЗИС-5. Грузоподъемность – 3000 кг; число и рабочий объем цилиндров- 6 и 5555 см3; расположение клапанов нижнее; степень сжатия- 4,7; мощность73 л.с. при 2400 об/мин; число передач- 4; подвеска колесзависимая, рессорная ; шины- 7,00-20; длина 6060 мм; ширина2235 мм; высота2160 мм; база3810 мм; снаряженный вес3100 кг; скорость – 60 км/ч; эксплуатационный расход топлива33 л/100 км.
Рис. 11.19.ЗИС- 6 Колесная формула 6 Х 4; число мест-2; грузоподъемность: на шоссе-4000 кг, на грунте2500 кг; двигатель: число цилиндров-6; рабочий объем –5555 см3; мощность73 л.с. при 3200 об/мин; число передач- 9 вперед и 6 заднего хода; размер шин34 х 7; длина 6060 мм; ширина2250 мм; высота2160 мм; базамежду передней и средней осями3360 мм, задней тележки1080; мм наименьший дорожный просвет290 мм; снаряженный вес4230 кг; скорость – 50 км/ч.
107
Рис. 11.20.ЗИС13 Колесная формула 4 Х 2; число мест-2; грузоподъемность: - 2500 кг; двигатель: число цилиндров-6; рабочий объем –5555 см3; мощность45 л.с. при 2400 об/мин; число передач- 4; размер шин34 х 7//; длина 6670 мм; ширина2235 мм; высота2180 мм; снаряженный вес3700 кг; скорость – 45 км/ч.
В 1936 году завод приступил к выпуску автомобилей высшего класса ЗИС-101. Машину отличали новшества, впервые примененные в отечественном автомобилестроении: восьмицилиндровый двигатель, двухкамерный карбюратор, термостат в системе охлаждения, синхронизаторы коробки передач, радиоприемник, отопитель кузова. После модернизации, проведенной в 1940 году, она стала называться ЗИС-101А (рис.11.21). Эта машина с кузовом "лимузин", так же как и ее модификация ЗИС102 с кузовом "фаэтон", выпускалась до 1941 года. До настоящего времени сохранилось несколько десятков автомобилей ЗИС101 и ЗИС-101А. Один из сохранившихся автомобилей ЗИС-101А, принадлежит заводу изготовителю, именно он и показан на рис.11.21.
Однако первый советский легковой автомобиль высшего класса был спроектирован и построен коллективом ленинградского завода "Красный путиловец", (бывший Путиловский, а ныне Кировский завод) в 1933 году. Опытная партия состояла из шести автомобилей марки Л-1 (рис.11.22). План на 1934 год составлял 2000 автомобилей, но от него пришлось отказаться ради более важного задания: - организации производства пропашных тракторов "Универсал".
108
Рис. 11.21. ЗИС-101А. Число мест- 6; число и рабочий объем цилиндров- 8 и 5750 см3; расположение клапановверхнее; степень сжатия- 6,4; мощность116 л.с. при 3200 об/мин; число передач- 3; подвеска колесзависимая рессорная; шины- 7,5017; длина 5650 мм; ширина1890 мм; высота1860 мм; база3605 мм; снаряженный вес2550 кг; скорость –125 км/ч; эксплуатационный расход топлива25,5
л/100 км.
Рис. 11.22 . Л-1 Колесная формула- 4 Х 2; число мест- 7; двигатель: число цилин- дров-8; рабочий объем – 5750 см3; мощность105 л.с. при 2900 об/мин; число передач- 3; размер шин- 7,50-17; длина 5300 мм; ширина1890 мм; высота1860 мм; база3380 мм; снаряженная масса2300 кг; скорость – 115 км/ч.
На автомобиле Л-1 был применен верхнеклапанный двигатель, термостат в системе охлаждения, дистанционное управление сопротивлением амортизаторов, синхронизатор в коробке передач. Все шесть образцов имели кузов типа "лимузин".
На смену автомобилю НАМИ-1, выпускавшемуся в 1928-1930 гг., коллектив конструкторов Научного автотракторного института спроектировал в 1931 году более совершенную модель НАТИ-2 (рис.11.23). Автомобиль выпускался с двухместным кузовом "пикап", а для установки четырехместного кузова "фаэтон" было предусмотрено шасси с
109