Файл: Р.Р. Масленников Лекции по истории автомобильной науки и техники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.06.2024
Просмотров: 248
Скачиваний: 0
сарае возле своего дома. Более двенадцати лет он занимался производством двухтактных двигателей и приобрел большой опыт в их изготовлении. Двухтактный цикл с предварительным сжатием позволял получить большую относительную мощность. Но, верно оценив будущие особенности эксплуатации, Карл Бенц решил, что двигатель его машины должен быть все же четырехтактным – более простым и экономичным. В 1884 г., когда возникли признаки того, что патент Отто на четырехтактный двигатель будет аннулирован, Бенц занялся двигателями этого типа. Принципиально электрическая система искрового зажигания была известна. Но для того, чтобы при низком напряжении получить искру, способную наверняка поджечь горючую смесь в цилиндре, требовалась цепь, состоящая из пятисот элементов питания. Разместить подобную систему на будущем автомобиле было совершенно невозможно. Надо было спроектировать компактную и в то же время надежную систему зажигания. Для этого Бенц решил использовать ток высокого напряжения, собрал десятки схем, а индуктивные катушки для них собственноручно мотал на кухне вместе с женой. В начале 1885 года Карл Бенц построил четырехтактный бензиновый одноцилиндровый двигатель с искровым зажиганием. Рабочий объем двигателя 990 см3, на стенде, он развил 315 оборотов в минуту и показал мощность около 0,88 л.с. Литровая мощность двигателя составила 0,9 л.с./ л, а удельная масса примерно 90 кг/л.с. Интересной конструктивной особенностью двигателя и автомобиля было горизонтальное расположение цилиндра и то, что его коленчатый вал располагался вертикально, а маховик вращался в горизонтальной плоскости. Такое расположение коленчатого вала и маховика объяснялось стремлением избежать гироскопического эффекта, якобы могущего помешать управлению автомобилем, кроме того гироскопический эффект в горизонтальной плоскости должен был увеличить его устойчивость. Сложности управления четырехколесной машиной вынудили его принять трехколесную схему с передним управляемым колесом и двумя задними ведущими. Привод от двигателя осуществлялся металлической роликовой цепью и включал в себя еще одно важное изобретение Бенца – дифференциал. Упорство, инициатива и целеустремленность позволили Бенцу в конце концов преодолеть первоначальные трудности. Результатом было создание летом 1885 года трехколесного автомобиля с четырехтактным двигателем, способным развивать скорость до 15 км/ч.(рис.5.9). В январе 1886 года Карл Бенц получил патент на свой автомобиль, (рис.5.10) но, к сожалению, он не вызвал большого интереса среди покупателей. В то
49
|
же время дви- |
|||
|
гатели |
поль- |
||
|
|
зовались |
||
|
|
большим |
||
|
спросом |
на |
||
|
рынке, |
осо- |
||
|
бенно |
в |
Гер- |
|
|
мании. |
Их |
||
|
даже |
выпус- |
||
|
кали |
по |
ли- |
|
|
цензии |
во |
||
|
Франции |
на |
||
|
фирме «Панар |
|||
|
и |
Левассор». |
||
|
Для демонст- |
|||
|
рации |
совер- |
||
Рис.5.9 Первый в мире автомобиль с двигателем |
шенства трех- |
|||
|
колесного |
|||
внутреннего сгорания построенного Карлом Бенцем |
экипажа |
мар- |
||
в 1885г. |
ки |
Бенц, |
по- |
|
|
вышения |
по- |
||
|
купательского |
спроса, желая, как то, помочь мужу, летом 1888 года тайком от него, фрау Берта Бенц с двумя несовершеннолетними сыновьями, не располагая специальными знаниями и оборудованием, отважились совершить на автомобиле путешествие из Мангейма в Пфорцгейм, через Гейдельберг и Визлок.
Они успешно преодолели расстояние в 180 километров, выявив ряд слабых мест машины и опробовав простейшие способы ее ремонта. Смелой и находчивой женщине пришлось в пути заново обшивать кожей тормоз у деревенского сапожника, укорачивать, с помощью кузнеца вытянувшуюся цепь, изолировать высоковольтный электрический провод резиновой чулочной подвязкой и прочищать трубку подачи топлива шляпной булавкой. Бензином путешественники заправлялись в бакалейных лавках и в аптеках. Бензин в то время служил лекарством от кожных болезней, кроме того, использовался вместо спирта как антисептик. Эта поездка положила начало испытательным пробегам автомобилей. В 1889 году представитель Бенца во Франции представил его автомобиль на автомобильной выставке в Париже. В то же время
50
там демонстрировался автомобиль немецкой компании «Даймлер». К сожалению, выставка не принесла успешных продаж. Трудности сбыта продолжались до 1890 года, пока у ряда немецких фирм не возник интерес к производству автомобилей Бенца. Была основана новая фирма, производившая исключительно автомобиль Бенца. В последующий период Бенц непрерывно работал над своими новыми проектами, доводка автомобилей стала обязательно включать тестовые пробеги начатые с легкой руки Берты Бенц.
Трехколесные автомобили с возрастающей мощностью от 0,88 л.с. до 2 л.с. Бенц выпускал в течение семи лет, а с 1893 г. приступил к выпуску 4- колесных. Первый та-
|
кой автомобиль получил на- |
||||
|
звание «Виктория». Автомо- |
||||
|
биль |
оставался |
заднемотор- |
||
|
ным, коленчатый вал распола- |
||||
|
гался |
горизонтально |
поперек |
||
|
автомобиля. Двигатель впер- |
||||
|
вые получил термосифонное |
||||
|
водяное охлаждение. Облег- |
||||
|
ченные |
колеса |
автомобиля |
||
|
имели деревянные спицы. По |
||||
|
совету |
коммерческого |
дирек- |
||
|
тора Йозефа Брехта с 1894 г. |
||||
|
фирма |
начала |
параллельно |
||
|
выпускать уменьшенную ко- |
||||
|
пию «Виктории», |
модель «Ве- |
|||
|
ло». Колеса этого автомобиля |
||||
|
были |
велосипедного |
типа. |
||
|
Этот автомобиль получил рас- |
||||
|
пространение в России. Един- |
||||
|
ственный, |
сохранившийся в |
|||
|
мире экземпляр этого автомо- |
||||
|
биля постройки 1896 года на- |
||||
|
ходится в музее Петропавлов- |
||||
Рис.5.10 Патент на автомобль полу- |
ской |
крепости |
Санкт– |
||
ченный Карлом Бенцем в январе |
Петербурга (рис.5.11). |
|
|||
1886г. |
В 1897 году он разработал |
двухцилиндровый двигатель с горизонтальным расположением цилиндров, известный как «контрадвигатель» по современной терминологии
51
Рис 5.11 Автомобиль Бенц модели «Вело» этот автомобиль отреставрированный объединением Ленэкспо в 1999 году был представлен на экспозиции посвященной 170-летию первой всемирной мануфактурной выставке в городе СанктПетербурге. В день открытия перед посетителями выставки на нем была совершена демонстрационная поездка.
«оппозитный», т.е. двигатель с противоположно движущимися поршнями оси цилиндров которых расположены под углом 180 .
В системе охлаждения двигателя у этого автомобиля, у передних колес появился бочек. Фирма «Бенц» вскоре добилась признания и высокой популярности среди покупателей благодаря высоким спортивным результатам разрабатываемых ею автомобилей. Наконец, после многих лет неудач для Карла Бенц наступил более удачный этап деятельности. С начала 90-х годов прошлого века фирма «Бенц» стала самым крупным производителем автомобилей в мире и оставалась им до 1899 г., когда Германия уступила первое место по выпуску автомобилей Франции. Динамика выпуска автомобилей «Бенц» такова: с 1890 по 1893 г.- 69 автомобилей; в 1894 – 67; в 1895 – 135; в 1896 – 181; в 1897 – 256; в 1898 – 234; в 1899 – 572; в 1900 – 603. В эти годы автомобили системы
«Бенц» стали строить другие немецкие и зарубежные фирмы. В 1889 г. такие автомобили стали производить во Франции Эмиль Роже, двигатели Бенца для них он получал из Германии. Кроме Роже во Франции автомобили Бенца производили еще фирмы «Делайе» и «Ришар». Пер-
52
вый построенный в 1897 г. в Чехии автомобиль «Президент» имел двигатель фирмы «Бенц» – «контрмотор». В Англии копии «Бенца» строили фирмы «Арнольд» и «Зантлер», в 1900 г. в Нидерландах начала выпускать автомобили этой марки фирма «Спейкер» и в Германии – «Опель». Но с 1901 г. резко стал падать спрос на автомобили Бенца: в этом году было выпущено всего 385 шт., а в 1902 г. – 226. Модели с горизонтально расположенными цилиндрами изжили себя. Бенц был к этому готов. Из Франции был приглашен инженер – конструктор М. Барбару, ранее работавший в фирме «Клеман». И с 1903 г. фирма начала выпуск новой модели автомобиля типа «Парсифаль» с передним расположением вертикальных двигателей мощностью вначале от 8 до 12 л.с., а затем и более мощных. Фирма «Бенц» стала успешно развиваться и дальше. В 1926 году к фирме «Бенц» присоединилась компания «Даймлер», возникла новая фирма «Даймлер – Бенц» существующая и в наше время. С этого времени автомобили, производимые фирмой «Даймлер – Бенц» стали носить название «Мерседес – Бенц».
Карл Бенц скончался 4 апреля 1929 года в возрасте 85 лет.
1 Христиан Гюйгенс (1629 – 1695), нидерландский ученый, который в 1665 –81 г. работая в Париже, изобрел в 1657 г. маятниковые часы со спусковым механизмом, дал их теорию, установил законы колебаний физического маятника, заложил основы теории удара. Он создал в 1678 г. и опубликовал в 1690 г. волновую теорию света, объяснил двойное лучепреломление. Совместно с Р. Гуком2 установил постоянные точки термометра. Усовершенствовал телескоп; сконструировал окуляр, названный его именем. Кроме того он открыл кольцо у Сатурна и его спутник Титан. Автор одного из первых трудов по теории вероятностей, – 1657 г. [12]
2Роберт Гук (1635 – 1703), английский естествоиспытатель разносторонний ученый и экспериментатор, архитектор. Он открыл в 1660 г. закон, названный его именем. Высказал гипотезу тяготения. Сторонник волновой теории света. Улучшил и изобрел многие приборы, установил совместно с Х. Гюйгенсом постоянные точки термометра. Усовершенствовал микроскоп и установил клеточное строение тканей, ввел термин «клетка». [12]
3Этьен Ленуар (1822 – 1900),французский изобретатель. Создал практически пригодный двигатель внутреннего сгорания в 1860 г.[12]
4 Николаус Август Отто (1832 – 1891), немецкий конструктор. Создал в 1876 г. 4- тактный газовый двигатель внутреннего сгорания [12].
5Александр Александрович Летний (1848-1883), русский химик-технолог. Открыл в 1875 г. разложение тяжелых нефтяных остатков при высокой температуре в легкие, заложил основы крекинга, впервые выделил из нефти ароматические углеводороды. Руководил строительством нефтеперерабатывающих заводов
[12].
53