Файл: Р.Р. Масленников Лекции по истории автомобильной науки и техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2024

Просмотров: 247

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛЕКЦИЯ ШЕСТАЯ

Первый, построенный в России, автомобиль

Из многих публикаций известно, что первый в России автомобиль был построен в Петербурге морским офицером Е.А. Яковлевым и горным инженером П.А. Фрезе. Однако, информация, содержащаяся в этих публикациях, носит краткий и фрагментарный характер. Наиболее полно исследовал конструкцию первого автомобиля и биографии его создателей В.И. Дубовской [5].

Евгений Александрович Яковлев, личный дворянин, родился в 1857г. в Санкт – Петербургской губернии. Воспитывался в «приготовительном» пансионе Николаевского кавалерийского, затем морского училища. После окончания морского училища в 1875г., в возрасте 18 лет был «определен» на службу во флот юнкером. После двух лет службы и сдачи экзаменов в 1877г. был произведен в гардемарины. В 1878г. проходит стажировку на германском, а в 1879г. и на американском пароходах. В декабре 1878г. " за выслугой лет и по экзамену " в возрасте 21 года был произведен в мичманы. Яковлев был холост и имущества "родового или благоприобретенно-

го " не имел. В 1880г. Яковлев был переведен в 8-й флотский экипаж, а в мае 1881г. был временно назначен командиром 9-й роты и хора музыкантов экипажа. В 1881г. Яковлев женится на Софье Петровне Кузьминой, дочери надворного советника, и получает приданое. Служба идет успешно, и 1 января 1883г. его производят в лейтенанты, а 14 февраля он берет бессрочный отпуск. Жажда творчества и увлеченность двигателями внутреннего сгорания заставляют его совершить мужественный поступок, и 25 июня 1884г. он был " уволен со службы вовсе по домашним обстоятельствам ". Выйдя в отставку, Яковлев в том же 1884г. начал экспериментировать с двигателями внутреннего сгорания. В 1888г. он создает агрегат, состоящий из небольшого газового двигателя с вертикальным цилиндром и с верхним коленчатым валом, трубчатого радиатора и вентилятора с приводом от этого же двигателя. (

"Радиатор " - от латинского – излучаю, " радиатор " – это устройство в двигателях

54

внутреннего сгорания для снижения температуры охлаждающей жидкости или масла, циркулирующего по системе каналов или трубок ) [12]. Эта установка

предназначалась для отопления жилых помещений и была названа “ Гигиеническое отопление системы Е.А. Яковлева “. В настоящее время эта конструкция может рассматриваться как прообраз отопителя автомобиля или как система охлаждения современного двигателя.

В период с 1889 по 1891 годы Е.А. Яковлевым были получены патенты на стационарные нефтяные двигатели с вертикальным цилиндром и коленчатым валом, расположенным снизу. В Петербурге в 1891г. Е.А. Яковлев приобретает земельный участок вместе с находившимся там небольшим заводом и создает “ Машиностроительный, чугунно – и меднолитейный завод Е.А. Яковлева “. Завод имел механический и литейный цехи. Источниками энергии были: паровая машина мощностью 58 л.с., 20ти – сильный керосиновый двигатель и два газовых двигателя каждый мощностью по 4 л.с. Завод выпускал несколько десятков двигателей в год. Конструкции двигателей оказались удачными и пользовались спросом. Фирма Яковлева преуспевала так, что с 1891 по 1894г. валовый оборот ее увеличился в 44 раза и достиг 770 000 руб. В 1893 году Яковлев поехал на Всемирную выставку в Чикаго, где среди экспонатов русского павильона были выставлены и его двигатели. В немецком павильоне Всемирной выставки красовался автомобиль “ Бенц “, модели “Вело “, с одноцилиндровым двигателем. Автомобиль, а особенно его двигатель, заинтересовали Яковлева.

Любовался и внимательно изучал автомобиль Бенца и другой русский предприниматель и участник выставки, бывший горный инженер, Петр Александрович Фрезе, который поменял свою профессию на предпринимательство, еще раньше, чем Яковлев.

Фрезе родился 14 марта 1844 года. Российская автомобильная общественность в марте 1994г. отмечала 150 летие со дня рождения Петра Александровича Фрезе. Его предприятие « Акционерное общество постройки экипажей Фрезе и Ко " к моменту открытия завода Яковлева уже имело хорошую репутацию и солидных клиентов. История фирмы такова. В 1827г. уроженец Петербурга, датчанин по происхождению, Карл Карлович

55


Неллис организовал небольшую каретную мастерскую, имевшую всего три кузнечных горна. Вскоре она начала выпускать коляски, кареты, ландо, которые славились не только элегантностью и надежностью, но и техническим совершенством. Даже Императорский Конюшенный Двор делал Неллису заказы. Одна из этих колясок уцелела до наших дней. В 1876г. мастерская " К.К. Неллис " слилась с другим таким же предприятием, основанным в 1873г. П.А. Фрезе. Новая фирма стала называться " Неллис и Фрезе " дела у новой фирмы пошли еще успешнее. Фрезе проявлял склонность к изобретательству, внес несколько интересных предложений по усовершенствованию экипажей. Он прекрасно рисовал, делал чертежи, неплохо работал на токарном станке. Интерес к различным новинкам был очень велик, он мог следить за ними по иностранным журналам, поскольку прекрасно знал немецкий и французский языки. Некоторые интересные решения и идеи были зафиксированы в привилегиях Департамента Торговли и Мануфактур. Одна из них, выданная 11 января 1884 года относилась к " новой системе увески экипажей на лежачих рессорах ". Фирма " Неллис и Фрезе " в 1893г. была переименована в " Фрезе и Ко ".

Яковлев и Фрезе изучили автомобиль Бенца до мелочей, и, вернувшись домой, начали сообща работать над подобной машиной. Это - одна из версий, которая побудила их заняться постройкой подобной машины, другая, и, скорее всего, более правдоподобная версия была связана с объявлением об открытии в Нижнем Новгороде в 1896г. Всероссийской промышленно – художественной выставки. Причем, согласно правилам, к участию в выставке могли быть допущены только изделия русской промышленности.

В связи с этим, возможно, немецкая фирма " Бенц " решила воспользоваться этой выставкой для пропаганды своей конструкции. Но для этого требовалось, чтобы экспонат был построен в России. Первый русский автомобиль был близок к модели " Вело ", но только близок, В.И. Дубовской [ 5 ] убедительно доказал, что в основе конструкции лежали чертежи совершенно нового автомобиля Бенца модели " Дюк ". Одноименные автомобили строили в период 1898 – 1900 гг. французская фирма " Ришар " и голландская " Спейкер ". Близок к ним был автомобиль немецкой фирмы " Опель " и автомобили ряда других зарубежных фирм. Для нас в данном случае интересен тот факт, что автомобиль Яковлева со всеми присущими ему новшествами был построен в1896г., опережая на 2 – 3 года все упомянутые выше фирмы. Он стал первым автомобилем, построенным в России, Восточной Европе и в

56


славянских странах. Первый чешский автомобиль " Президент ", в будущем " Татра ", был изготовлен только в 1898г. и использовал готовый, полученный из Германии двигатель фирмы " Бенц ".

В мае 1896 г. в Нижнем Новгороде открылась Всероссийская промышленно – художественная выставка, на которой неподалеку от павильона нефтепромышленной фирмы " Товарищество братьев Нобель " демонстрировался автомобиль, внешне похожий на извозчичью рессорную пролетку с колесами на сплошных резиновых шинах. В основе конструкции двигателя и трансмиссии, которые изготовил для будущего автомобиля Яковлев, лежали идеи Бенца, а вот кузов, рулевое управление и подвеска, разработанные Фрезе, оказались вполне оригинальными.

Автомобиль имел двухместный открытый кузов, складной кожаный верх, два керосиновых фонаря (рис.6.1). На автомобиле был установлен горизонтальный двигатель, расположенный в задней части автомобиля, что соответствует конструктивной схеме автомобиля " Бенц ". Воспламенение смеси осуществлялось электрической системой зажигания с применением свечи конструкции Яковлева и батареи сухих элементов. Система охлаждения предусматривала принудительную циркуляцию воды при помощи помпы. Двигатель развивал мощность 2 л.с. и имел

Рис.6.1. Автомобиль «Яковлев»

Построен в 1896 году в г.Санкт-Петербурге. Тип кузова – двухместный фаэтон; двигатель – горизонтальный, одноцилиндровый; объем цилиндра 990 см 3; мощность – 2 л.с. при 600 об/мин; число передач –2; заднего хода – нет; подвеска колес – зависимая рессорная;размер колес – передних 800 мм, задних 1000 мм; длина

автомобиля – 2450 мм; ширина – 1590 мм; ширина кузова – 950 мм; высота по рулевой колонке – 1500 мм; высота с поднятым верхом – 2250 мм; база – 1500 мм; колея передних колес – 1225 мм; задних – 1250 мм; снаряжонный вес – 350 кг; скорость – 20 км/ч; расход топлива – 4,5 л/100 км.

57

Рис. 6.2. Реконструированный автором чертеж автомобиля «Яковлев» (вид сбоку)[5] :1- керосиновый фонарь; 2 – педаль ленточного тормоза трансмиссии; 3 – сигнальный рожок с резиновой грушей; 4 и 5 –рукоятки переключения передач (расположены на двух отдельных стойках); 6 – рукоятка кранового золотника добавочного воздуха; 7 – ручка газа; 8 – манетка опережения зажигания; 9 – рукоятка рулевого управления; 10 – рычаг ручного колодочного тормоза; 11 – складной кожаный верх; 12 – конденсатор-охладитель; 13 – звездочка заднего колеса; 14 – карбюратор; 15 – спускной краник испарительного карбюратора; 16 – цепь; 17 – звездочка дифференциальной оси.

карбюратор испарительног о типа, автоматический, то есть открываемый за счет разряжения в цилиндре впускной клапан. Максимальная скорость этого автомобиля равнялась 20 км/ч . Трансмиссия состояла из набора шкивов и плоских прорезиненных ремней и позволяла получить две передачи вперед и холостой ход (рис.6.2 и 6.3). Применение прорезиненных ремней было новинкой того времени, что позволяло расположить шкивы ближе друг к другу, они меньше буксовали и меньше вытягивались.

Кожаные ремни вытягивались при намокании и удовлетворительно работали только при большом расстоянии между шкивами. Вращение к колесам передавалось через дифференциал, а для остановки машины служили два тормоза, один из которых действовал на трансмиссию, а другой - на задние колеса к их шинам прижимались маленькие колодочки. Автомобиль имел " горный упор " – подвешенные у земли сзади колес клинья. Передние колеса этого экипажа поворачивались на

58


шкворнях, но оригинальность конструкции была в том, что колеса поворачивались вместе с эллиптическими рессорами.

Дату рождения машины указывает иллюстрированное приложение к газете " Новое время ", в котором 27 мая 1896 года появилась информация под заголовком " Новость: самобеглый экипаж ". Газета " Нижегородский листок " от20 июля 1896г. сообщает, что 19 июля императорская чета посетила выставку, и:, " Осмотрев кустарный отдел, их Императорские Величества прошли в отдел экипажного дела… После обзора этого отдела был демонстрирован первый русский бензиномотор ". А вот газета " Волгарь " от 20 июля того же года пишет: " В павильон их Величества не вошли, но изволили остановиться на некоторое время у входа. В то время, когда их Величества изволили остановиться, была произведена демонстрация с самодвижущимся экипажем ". Демонстрацию автомобиля на выставке проводил П.А. Фрезе, один из ее авторов и одновременно представитель фирмы Е.А. Яковлева.

Рис.6.3. Приближенная схема устройства автомобиля Е.А.Яковлева (вид в плане)[5]: 1 и 15 – рессоры; 2 и 14 – зубчатые рейки; 3 и 5 – шкивы холостого хода; 4

– двухступенчатый шкив с дифференциалом; 6 – перекрещивающиеся прорезиновые ремни; 7 – маховик; 8 – карбюратор; 9 – цилиндр со съемной головкой; 10 – барабан ленточного тормоза; 11 – рукоятка кранового золотника добавочного воздуха; 12 – ручка «газа»; 13 – шестеренка рулевого вала; 16 – передняя балка

Вероятно, после закрытия выставки автомобиль Яковлева возвратили в Петербург, но дальнейшая судьба первого русского автомобиля осталась неизвестной. Завод Яковлева продолжал рекламировать "само-

59


движущиеся экипажи " до 1898г, но за первым экземпляром, видимо, так и не последовали другие. В этот период времени в печати стали появляться сообщения: " В мастерской предполагается производить подобные же экипажи и для зимнего движения, причем вместо передней пары колес ставятся особые полозья, а задние колеса несут на ободах зубцы…" - журнал " Самокат ", № 146. Восьмого мая 1898 года Евгений Александрович Яковлев скончался и был похоронен в Петербурге на Волковом кладбище.

Постройка первого русского автомобиля не прошла бесследно. Ее результатом явилось официальное признание в России, автомобиля как средства транспорта.

Началом зарождения автомобильного транспорта в России, как отрасли народного хозяйства, считается 11 сентября 1896г., когда Министерство путей сообщения издало обязательное постановление " О порядке и условиях перевозки грузов и пассажиров по шоссе… в самодвижущихся экипажах ". 1августа 1899г. в г. Санкт – Петербурге на Марсовом поле состоялась проба автомобилей для перевозки пассажиров. Первое грузовое автотранспортное подразделение было основано в 1901г. и состояло из пяти фургонов и грузовых автомобилей. Одно из первых, крупное по тем временам, автохозяйство (14 автофургонов) начало работать в столичном Санкт – Петербургском почтамте с сентября 1903г. (В количестве фургонов и годе создания предприятия историки не сходятся, иные цифры будут приведены ниже).

После смерти Яковлева Фрезе лишился руководителя работ и крупной фирмы, построившей автомобиль. Конные экипажи по - прежнему составляли основу деятельности его фабрики. Но Петр Александрович не отступил от автомобильной идеи. В 1899 – 1900 годах он изготовил кузова и ходовую часть для четырех моделей электромобилей И.В. Романова, а в 1900 году взялся за постройку малой партии своих электромобилей (рис.6.4).

Поиски поставщика легких моторов привели его во французский город Пюто, на известный тогда завод " Де Дион – Бутон ". Там он закупил партию одноцилиндровых бензиновых двигателей и других узлов, чтобы оснащать ими свои автомобили.

Петр Александрович понимал, что для развития автомобильного производства надо получить государственный заказ. Первый шаг навстречу государству он сделал в 1901 году, когда изготовил для столичного почтамта 12 легких фургонов, оснащенных моторами в 4,5 л.с. Другой шаг он сделал в 1902 году, когда представил на Курские воен-

60