Файл: Е.С. Мичурина Социальная психология. Методические указания в помощь магистрантам по усврению дисциплины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.06.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10

Упражнение 15

Избирательность восприятия информации является социально обусловленной особенностью общения. Объясните это явление, пользуясь рис. 6.

Рис.6.Неодинаковое воздействие слова зависит от того, какими языковыми средствами пользуется человек, какими действиями, жестами и движениями сопровождается его речь, какие интонации в ней звучат

Упражнение 16

Мировоззрение человека является социально-психологическим феноменом. Объясните его происхождение, используя для этого рис. 7

Рис.7. Сотни и тысячи лет человек выглядывал в мир из окошка своего дома - много ли из него увидишь!

11

Упражнение 17

Одно из этих утверждений истинное, а другое — ложное. Как вы определите, какое из них истинное, а какое — нет?

1.«Любовь зла — полюбишь и козла».

2.«Благими намерениями дорога в ад вымощена».

Упражнение 18

Известно, что заблуждение — это неправильное знание. Вы уверены в том, что знакомый вам человек заблуждается, считая кого-то своим другом.

Как ему доказать, что это действительно заблуждение.

Упражнение 19

Аргументом, обращенным к традиции, достаточно легко развеять заблуждение или подкрепить его.

Назовите, какие вы знаете традиции своего народа в решении межличностных конфликтов.

Упражнение 20

Аргументом, обращенным к большинству, часто доказывается истинность какого-то знания. Как вы относитесь к следующим аргументам: 1) большинство народа за реформы;

2)все богатые люди в наше время неумехи;

3)этот народ умеет только пить.

Упражнение 21

Какой из аргументов к личности коммуникатора, на ваш взгляд, более убедительный и почему?

1.Это говорила моя тетя.

2.Я узнал это от нашего начальника.

3.Старый сказал.

4.Это говорил немецкий профессор.

5.Да каждый умный человек так говорит.

6.Передавала «Свобода».

7.Было по 1 программе.


12

Упражнение 22

Пользуясь рис. 8, определите, какое воздействие оказывают средства массовой информации.

Какие социально-психологические механизмы при этом участвуют?

Рис.8. ...причина одна — повышенная внушаемость

Упражнение 23

Известно, что внушение или суггестия — это социальнопсихологическое явление, возникающее и проявляющееся только в процессе общения людей.

Посмотрите на рис. 9. Сформулируйте, какие качества личности актуализировались во взаимодействии врача и пациента как проявление суггестии.

Рис. 9. проявление суггестии

13

Упражнение 24

Суггестивность, внушаемость и подражательность играют большую роль в истории человеческого общества и каждого человека.

Посмотрите на рис. 10. Постройте обобщенную модель поведения человека, изображенного на нем, в реальной, контактной, сплоченной группе, где этот человек будет новичком.

Рис. 10....конформист подделывается под окружение, хотя в душе может быть с ним не согласен. Признаемся - не лучшее качество личности!

Упражнение 25

Известно, что социальная ориентация проявляется в осознании человеком его потребностей и условий их удовлетворения. Формула «мне требуется» или «мне необходимо» — основная рефлексивная формула, в которой осознаются потребности.

Какими социальными факторами, по вашему мнению, определяются следующие потребности личности.

Мне необходимо:

1)хорошая работа;

2)красивая и удобная одежда;

3)радостная жизнь;

4)здоровье;

5)верная дружба;

6)острый нож;

7)мешок денег.

14

Упражнение 26

Ценность — это характеристика значимости предмета или явления для человека. Ценностные ориентации личности создаются на основе целостных представлений человека и выражаются в социальных установках, социальной оценке и социальном интересе.

Определите в следующих высказываниях людей их ценностные ориентации

1.Новые русские — это непонятные люди с непонятными идеалами.

2.Все богатые должны помогать бедным.

3.Нельзя убивать душу.

4.Никому не дано судить других.

5.Учителя должны уважать себя и детей.

Упражнение 27

Социальная оценка проявляется в виде общественного мнения, т.е. мнения какой-то группы людей об общественных явлениях.

Определите, какие из приведенных утверждений можно считать проявлением общественного мнения:

1.Яблоко от яблони недалеко падает.

2.Везде одна мафия.

3.Только ненормальный может отдать другим все до нитки.

4.Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.

5.Честно в наше время жить нельзя.

Задание 5. УРОВЕНЬ ПРИНЯТИЯ В ГРУППЕ

Каков уровень принятия в вашей группе? Возможно, вы захотите узнать об этом, заполнив следующий опросник баллов.

Цель упражнения - дать способ оценки и обсуждения уровня принятия в группе.

Для этого необходимо выполнить следующее.

1.Каждый член группы заполняет опросник.

2.Результаты заносятся в Суммарную таблицу (см. далее).

3.Обсудите выводы, которые можно сделать, исходя из результатов.


15

4.Что способствует высокому или низкому уровню принятия в группе?

5.Как можно увеличить уровень принятия в группе?

Опросник группового климата

Подумайте, как члены группы обычно ведут себя по отношению к вам. В скобках перед каждым высказыванием поставьте оценку вашего восприятия группы в целом. Используйте шкалу, помещенную ниже.

5 - Можно думать, что они всегда так будут вести себя. 4 - Это их типичное поведение.

3 - Они обычно так ведут себя.

2 - Они иногда так ведут себя.

1 - Они редко так ведут себя.

0 - Они никогда так себя не ведут.

Яобычно ожидаю, что члены моей группы:

1.(__)_______ подстраиваются под меня.

2.__(__)_____ понимают смысл того, что я стараюсь сказать. 3*. ___(__)___ прерывают или не обращают внимания на мои

замечания.

4._______(__) принимают меня таким, какой я есть.

5.(__)_______ открыто говорят мне, когда я их задеваю.

6*. _(__)_____ неправильно истолковывают то, что я говорю, делаю.

7.____(__)___ интересуются мной.

8._______(__) создают такой климат, в котором я могу быть самим собой.

9*.(__)______ не все рассказывают, чтобы пощадить мои чувства.

10.__(__)____ понимают, что я за человек.

11.____(__)__ включают меня во все происходящее. 12*. _____(__) осуждают мое поведение.

13.(__)______ полностью откровенны со мной.

14.__(__)____ сразу замечают, когда меня что-то беспокоит.

15.____(__)__ уважают меня как личность независимо от того, что

яумею или какое занимаю положение.

Баллы
0-4
5-8
9-12
13-16
17-20

16

16*. ______(__) высмеивают или осуждают меня, если я проявляю какие-то свои особенности.

(__) Искренни со мной. (__) Понимают меня.

(__) Ценят меня.

(__) Принимают меня.

Сложите все баллы, отражающие отношение к вам (по столбикам)

В высказываниях со звездочкой (*) числа имеют отрицательный знак. Перед тем как заполнить таблицу, их надо вычесть из суммы баллов в строках таблицы, начиная со строки с пятью баллами.

Ответы на вопросы должны быть записаны на листе бумаги. Не подписывайте листы, чтобы нельзя было определить автора ответов. Затем суммируйте их (в Суммарной таблице) и обсудите.

Суммарная таблица

Искренность Понимание Ценность Принятие

Задание 6. ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Многое из того, что мы узнаем о мужчинах и женщинах, зависит от того, какими мы видим их по телевизору и в кино, на страницах газет и журналов. Как средства массовой информации изображают мужчин и женщин? На этот вопрос вы и попытаетесь ответить, выполняя данное задание.

Выберите какое-нибудь средство массовой информации — свою любимую газету, журнал, телепрограмму (новости, сериал, мультфильмы, музыкальные видеоклипы), радиопрограмму (новости, народная музыка, рок-музыка и т. п.). Решите, какую выборку вы возьмете для своего исследования (неделя, семь


17

номеров, десять часов и т. п.) и какой именно материал вы собираетесь наблюдать. Записывайте релевантные данные.

1.Каким источником вы воспользовались (тип носителя информации)?

2.Что вы смотрели (рекламу, мультфильмы и т. п.)?

3.Как вы собирали данные? (В какое время? Как часто? И т.п.) Что именно вы наблюдали?.(Какую телевизионную программу? В течение скольких часов? Какой журнал вы читали? Сколько номеров?)

4.Какие темы, имеющие отношение к гендерным вопросам, вы обнаружили?

Задание 7. ГЕНДЕР И КОММУНИКАЦИЯ

Как человек передает свои личные мысли и чувства другому человеку? Зависит ли стиль коммуникации от пола говорящего и/или пола слушателя? Это задание предназначено для того, чтобы вы попытались ответить на эти вопросы.

Вы будете наблюдать за разговорами пар испытуемых одного или разного пола и записывать характерные особенности речи обоих партнеров. Собранные вами данные вместе с данными других студентов вашей группы позволят вам оценить зависимость стиля коммуникации от трех независимых переменных: от пола говорящего (можно ли считать, что мужчины и женщины поразному разговаривают с людьми?), от пола адресата (можно ли считать, что люди по-разному разговаривают с мужчинами и с женщинами?) и от полового состава пары (можно ли считать, что люди говорят с собеседником своего пола не так, как собеседником противоположного пола?).

Точность ваших результатов будет зависеть от того, насколько вам удастся сохранить постоянство других основных переменных. Поэтому перед началом сбора информации вам и вашим товарищам надо принять определенные решения о том, за кем и где вы будете наблюдать. Принимая эти решения, вам необходимо учитывать, в какой обстановке вы будете наблюдать за разговорами пар. Место, где проводятся наблюдения, должно быть общественным и легко

18

доступным (так, чтобы можно было услышать разговоры, не вторгаясь в частную жизнь говорящих), привлекать много пар людей (одного пола и разного пола), и это должно быть место, где люди обычно много разговаривают (избегайте залов для занятий и библиотек). Хорошими примерами таких мест являются многолюдные кафе. Стиль коммуникации будет сильно зависеть от возраста и статуса партнеров в паре, поэтому выберите для наблюдения людей примерно одинакового возраста, имеющих одинаковый статус (например студенты примерно одинакового возраста). Коммуникации между знакомыми и незнакомыми людьми также осуществляются по-разному, поэтому вы должны решить, за парами какого типа вы будете наблюдать. Вам надо также решить, в течение какого времени вы будете наблюдать за каждой парой (например одну минуту, три минуты).

Какие конкретные речевые характеристики вы выберете в качестве зависимых переменных? Ниже перечислены несколько возможных вариантов. Не выбирайте слишком много переменных, поскольку вам будет трудно одновременно оценивать каждую из них. Внесите названия переменных и форму оценки каждой из них в бланки для результатов наблюдений (см. табл.3). Желательно, чтобы вы провели наблюдения минимум за тремя парами: женщина—женщина, мужчина—мужчина и мужчина—женщина. Запишите оценки на бланках, чтобы можно было объединить результаты и провести их статистический анализ.

Коммуникационные переменные

1.Время разговора.

а) как часто говорит данный собеседник?

б) как долго он говорит каждый раз (для измерения этого времени нужен секундомер)?

2.Прерывание собеседника.

а) завершение фразы за собеседника; б) преждевременные ответы (человек начинает говорить до того, как

его собеседник закончил); в) неуместные замечания или смена темы;