Файл: Г.В. Пинигина Методические указания. Рабочие программы и вопросы для магистров по самоконтролю усвоения психолого-педагогических дисциплин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.06.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кузбасский государственный технический университет
Кафедра психологии и педагогики
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Рабочие программы и вопросы для магистров по самоконтролю усвоения психолого-педагогических дисциплин
Составители Г.В. Пинигина И.В.Кондрина Л.Я.Мощевитина Ж.С.Сафронова Т.В.Степанова
Под общ. ред. Г.В.Пинигиной
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 1 от 10.01.2001
Рекомендованы к печати методической комиссией направления 552900 Протокол № 292 от 02.02.2001
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
КЕМЕРОВО 2001
2
Вместо предисловия
В целях самоконтроля усвоения дисциплин психологопедагогического цикла, изучаемых магистрами направления 552900 «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств», в данной методической разработке приведены рабочие программы дисциплин и вопросы для самопроверки усвоения содержания дисциплин.
Контролируя усвоение содержания психолого-педагогических дисциплин, магистр должен помнить, что общая и главная цель у всех этих дисциплин была одна – формирование психологической готовности магистра к педагогической деятельности. А потому особое внима-
ние следует обратить на вопросы, общие для всех дисциплин:
-каково влияние содержания данной дисциплины на формирование положительного отношения к педагогической деятельности;
-влияло ли содержание данной дисциплины на осознание вашей профессиональной пригодности в педагогической деятельности;
-на формирование каких педагогических умений повлияют знания, полученные при изучении данной дисциплины.
Кафедра психологии и педагогики примет с благодарностью замечания и пожелания магистров по содержанию дисциплин психологопедагогического цикла.
Г.В. Пинигина
3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Современные технологии обучения»
Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. ЦЕЛИ дисциплины:
•создание условий для формирования у магистров мобильности в знаниях;
•овладение гибкими методами преподавания.
1.2. ЗАДАЧИ дисциплины:
•показать многообразие современных инновационных технологий обучения;
•осуществить практическую реализацию теоретических знаний по технологиям обучения.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Лекционные занятия
Наименование |
Кол-во |
Наименование тем |
|||
разделов |
часов |
|
|
|
|
Общие |
поло- |
6 |
Лекция 1. Технология обучения – определе- |
||
жения |
про- |
|
ние, содержание и функции. Структура тех- |
||
блемы |
совре- |
|
нологии обучения. |
|
|
менных |
тех- |
|
Лекция 2. Место технологии обучения в |
||
нологий |
обу- |
|
структуре педагогической системы. Связь |
||
чения. |
|
|
технологии |
обучения с |
обновлением |
|
|
|
содержания обучения в высшей школе. |
||
|
|
|
Лекция 3. Классификация технологий обу- |
||
|
|
|
чения. Анализ существующих точек зрения |
||
|
|
|
по проблеме |
многообразия |
современных |
|
|
|
технологий обучения. |
|
|
|
|
|
|||
Особенности |
6 |
Лекция 4. Основные элементы контекстного |
|||
различных |
|
обучения. Проблема формирования позна- |
|||
технологий |
|
вательных и |
профессиональных мотивов |
||
обучения. |
|
деятельности в контекстном обучении. |
|
|
4 |
|
|
|
Продолжение табл. |
|
Наименование |
Кол-во |
Наименование тем |
|
разделов |
часов |
|
|
|
|
Лекция 5. Структура и содержание про- |
|
|
|
блемно-модульного обучения. Особенность |
|
|
|
постановки проблемы и разработки модуль- |
|
|
|
ной единицы обучения в техническом вузе. |
|
|
|
Лекция 6. Дистанционное обучение на со- |
|
|
|
временном этапе. Информационные и ком- |
|
|
|
муникационные технологии в дистанцион- |
|
|
|
ном обучении. |
|
Возможности |
8 |
Лекция 7. Влияние содержания конкретных |
|
практической |
|
дисциплин на выбор технологии обучения. |
|
реализации |
|
Лекция 8. Реализация личностно- |
|
технологий |
|
ориентированного подхода в технологии |
|
обучения. |
|
обучения эвристического типа. |
|
|
|
Лекция 9. Социальная проблемная ситуация |
|
|
|
как единица содержания контекстного обу- |
|
|
|
чения. |
|
|
|
Лекция 10. Проблемно-модульное обучение |
|
|
|
в системе гуманитарной подготовки в тех- |
|
|
|
ническом вузе. |
|
Всего: |
20 |
|
|
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ
В процессе самостоятельной работы магистры прорабатывают лекционный материал, расширяют и углубляют свои знания, изучая по литературе подходы в решении воспитательно-образовательных задач в различных технологиях обучения и анализируя особенности традиционного обучения и современных технологий обучения.
5
Раздел 4. УЧЕБНО-МОТЕДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Основная литература по дисциплине
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1995.
2.Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991.
3.Долженко О.В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод. пособие / О.В.Долженко, В.Л.Шатуновский – М.: Высш. шк., 1990.
4.Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? //
Педагогика. - 1997. № 3. – С. 20-27.
5.Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. - 1994. № 2. – С. 29-37.
6.Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Пер. с пол. О.В.Долженко. – М.: Высш. шк., 1986.
Дополнительная литература по дисциплине
1. Груздев Г. Педагогическая технология эвристического типа / Г.Груздев, В.Груздева // Высшее образование в России. - 1996. № 1. – С. 117-121.
2.Саранцев Г.И. Теория, методика и технология обучения // Педагоги-
ка. - 1999. № 1. – С. 19-24.
3.Скибицкий Э.Г. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения / Э.Г. Скибицкий, Л.И. Холина. – Новосибирск : НИПКи-
ПРО, 1999.
4.Чашанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. - 1997. № 2. – С. 21-29.
Вопросы по самоконтролю усвоения дисциплины «Современные технологии обучения».
Раздел 1. Общие положения проблемы современных технологий обучения
Ключевые слова: педагогическая система, теория обучения, методология, технология обучения, содержание образовательного процесса,
6
методы, приемы обучения, форма организации учебного процесса, средства обучения.
Задание 1: Какое из предложенных определений понятия «Технология обучения» является, на ваш взгляд, наиболее оптимальным и почему? Аргументируйте свою точку зрения.
а) «Технология обучения» – система научных действий активных элементов (участников) процесса обучения, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения.
б) «Технология обучения» – это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в развитии личности студента.
в) «Технология обучения» – планирование, анализ целей, научная организация учебно-воспитательного процесса, выбор методов, средств и материалов, наиболее соответствующих целям и содержанию в интересах повышения эффективности обучения.
Задание 2: Первоначально термин «технология обучения» был связан с применением технических средств обучения и методов программированного обучения.
Вопрос: В чем существенное отличие современной трактовки данного термина от предложенного?
Задание 3: На сегодняшний день педагогическая теория отказывается от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и переходит к новому идеалу – максимальному развитию способностей человека к самореализации (или самообразованию).
Вопрос1: Чем вызван этот переход в современной системе образования?
Вопрос2: Что означает «создать возможности для самообразования»?
7
Вопросы для самопроверки 1. Что означает термин «технология обучения»?
2.Каково место современных технологий обучения в системе высшего образования?
3.Роль форм, методов и средств обучения в структуре технологии обучения.
4.Элементы структуры технологии обучения и их взаимосвязь.
5.Что предшествует разработке новой технологии обучения?
6.Основные признаки классификации технологий обучения.
Раздел 2. Особенности различных технологий обучения и возможности практической их реализации
Ключевые слова: контекстное обучение, активные методы обучения, включенность в деятельность учения, мотивация, социальная проблемная ситуация; технология эвристического типа, познавательноисследовательская деятельность; понятие делового общения, знаковая система; модуль, проблемная ситуация; дистанционное обучение, самообучение, модель управления; компьютеризированное обучение.
Задание1: «Индивидуализация обучения как условие развития личных дарований будущих специалистов необходимо соединить с реализацией коллективных форм учебных занятий. Это важнейшая предпосылка успешной подготовки специалиста для коллективного по своей сути профессионального труда»
Вопрос: Поясните данное утверждение с точки зрения контекстного подхода в обучении.
Задание2: а) «В деловой игре, как процессе педагогическом, студент усваивает абстрактные по своей природе, знаковые по форме знания, закрепляет знания, умения и навыки не ради них самих, не про запас, а в реальном процессе подготовки и принятия решений, в функции средства выполнения игровых и учебных действий, а через них – и действий профессиональных».
б) «В процессе общения партнеры выступают
8
как равноценные личности. При этом каждый участник общения, воспринимая уникальность партнера, принимая его самоценность, предоставляет ему свободу выбора в действиях и словах».
в) «Цель создаваемой системы процесса обучения – развитие личности обучающегося в условиях овладения им конкретным предметным содержанием. Развитие – поэтапное движение от деятельности под руководством педагога к самоуправляемому обучению, от него – к самообучению».
г) «Основное внимание уделяется аспекту формирования критического мышления обучаемых посредством целенаправленного создания системы специальных ситуаций поиска ошибок».
Вопрос: Определите, какой технологии обучения соответствует каждое из высказываний. Свой ответ обоснуйте.
Вопросы для самопроверки: 1. В чем своеобразие контекстного обучения?
2.Какова роль социальной проблемной ситуации в контекстном обучении?
3.Как взаимосвязаны познавательная и профессиональная мотивации в контекстном обучении?
4.Какие методы активизации познавательной активности могут быть реализованы в контекстном обучении?
5.На чем базируется технология эвристического типа?
6.Какова специфика процесса обучения при использовании технологии эвристического типа?
7.Что представляет собой модуль в системе технологий обучения?
8.В чем заключается отличие традиционного обучения от современных технологий обучения?
9.Цель и задачи дистанционного обучения в системе высшего образования.
10. Основные проблемы и трудности, вызываемые введением дистанционного обучения.
11. Как реализуется принцип личностно-ориентированного подхода в технологии эвристического типа?
9
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине “Методы интенсификации процесса обучения”
Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. ЦЕЛИ дисциплины:
•формирование у магистров базовых знаний в области интенсификации процесса обучения;
•создание предпосылок для самостоятельного поиска возможно-
стей повышения интенсивности обучения и овладения современными методами в этой области.
1.2. ЗАДАЧИ дисциплины:
•раскрыть основные направления интенсификации процесса обучения;
•ознакомить с современными активными методами обучения;
•ознакомить с современным состоянием практической работы отечественных и зарубежных вузов по интенсификации обучения.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Лекционные занятия
Наименование |
Кол-во |
Наименование тем |
|
разделов |
часов |
|
|
Процесс |
обуче- |
2 |
Лекция 1. Понятие процесса обучения. |
ния и его струк- |
|
Единство образовательной, воспитательной |
|
тура. |
|
|
и развивающей функций обучения. Дви- |
|
|
|
жущие силы процесса обучения. |
|
|
|
|
Пути интенси- |
4 |
Лекция 2. Понятие интенсификации про- |
|
фикации |
про- |
|
цесса обучения. Содержание образования и |
цесса обучения. |
|
интенсификация. Возможности форм орга- |
|
|
|
|
низации учебного процесса в повышении |
|
|
|
его эффективности. |