Файл: Л.Я. Мощевитина Организационное поведение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.06.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10

нравилась. Много было нового и интересного. Но со временем рамки компетенции стали ощутимо узкими, рутина стала надоедать, перспектив никаких не предвиделось. Появилось желание продолжить обучение. Со временем оно росло и крепло. Все коллеги и непосредственное начальство знали об этом. Поняв, что никаких предложений по продвижению поступать от администрации не будет, он попытался узнать о возможности получения второго высшего образования за счет организации. Ему сказали, что это не представляется возможным, хотя он знал, что некоторые представители управленческого персонала пользуются такой возможностью.

Зачастую на работу приходили официальные приглашения из фирм о повышении квалификации специалистов в разных областях. Каждое такое письмо подталкивало его еще раз узнать о возможности обучения. Но ответ был всегда отрицательным. Оставаться до пенсионного возраста в таком положении он не желал, но бросать эту работу ему не хотелось. Необходимо было рассчитывать только на свои силы. Самая главная проблема заключалась в том, что стоимость обучения даже на заочном отделении превышала все его возможности. Что-то надо было предпринимать.

Первым шагом на пути к цели стало следующее. Дождавшись очередного приема в ВУЗ, он, подготовившись, успешно прошел собеседование по специальности «менеджмент» заочной формы обучения и взял бланк трехстороннего договора между ВУЗом, предприятием и студентом. Далее он написал заявление, в котором просил направить его на обучение в ВУЗ.

Документы некоторое время блуждали по коридорам власти. Затем его несколько дней гоняли по кабинетам, где каждый пытался узнать все о принятом им решении учиться. Потом его отправили к окончательно принимающему решение. Выслушав из первых уст все возможные перспективы, принимающий решение сообщил, что давать специалисту второе высшее образование дорого.

Случайно молодой специалист узнал о подходящей для него возможности учиться на курсах повышения квалификации, финансируемых государством. Основной проблемой было то, что обучение очное, и его нельзя совместить с работой. Не желая ставить многочисленное руководство в известность, он собрал все необходимые документы и успешно прошел отбор на эти курсы. Необходимо было опять принимать решение. Специалисту было известно, что подобный случай уже был, и


11

человеку пришлось уволиться для того, чтобы учиться. Родилась идея перевестись на период обучения на полставки и выполнить свои обязанности по вечерам. С этой идеей он опять пошел к начальству. Опять пришлось походить по кабинетам и почувствовать недовольство руководства его самостоятельностью и целеустремленностью. Но в данном случае ответ был дан положительный, так как не требовал финансовых затрат.

В результате специалист получил возможность повышать уровень своей квалификации, но подпортил отношения с руководством.

Задание

1. Как вы думаете, почему руководство не шло навстречу молодому специалисту?

2.Если бы Вы оказались на месте молодого специалиста, чтобы предприняли для достижения цели, не испортив отношений с руководством?

Ситуация 6 «Всем сестрам по серьгам»

По итогам работы за год предприятие выделило для материального стимулирования бригады наладчиков Х тыс. руб. В бригаде 5 человек, бригадир распределил средства поровну, чем вызвал большое недовольство работников и конфликтную ситуацию в бригаде. Далее представлена характеристика членов бригады.

а) Самый молодой работник, 20 лет. Не женат, увлекается спортом, музыкой. В отношении карьеры не определился. Профессию выбрал случайно. Полученную работу старается выполнить хорошо, но безынициативен, оценка работы средняя.

б) Молодой рабочий, 25 лет. Работает по призванию (рабочая династия). Семья, маленький ребенок. Очень сильны мотивы удачной карьеры, достижения цели. Инициативен, полностью отдает себя работе, оценка работы высокая. Имеет большое желание учиться, повышать квалификацию. Его заветная цель – стать ви- це-президентом, управляющим корпорацией, а в ближайшей перспективе – бригадиром.

12

в) Рабочий, 40 лет. Семья, двое детей-студентов. Работает стабильно хорошо, оценка работы высокая. К моральным стимулам равнодушен, так же как и к карьере. Преимущество отдает материальным стимулам, так как оплачивает учебу детей и частное лечение жены, страдающей хроническим заболеванием. Свободное время проводит на даче, увлекается садоводством.

г) Бригадир, 43 года. Тщеславен, своей карьерой не доволен, должность бригадира считает не соответствующей своим способностям. Активно участвует в общественной жизни предприятия, работе клубов, движений, комитетов, активно самоутверждается. Это отнимает много времени, поэтому результаты работы средние. Разведен, не испытывает особых материальных затруднений. Регулярно и с большим желанием повышает квалификацию на курсах. Увлекается туризмом.

д) Пожилой работник (3 года до пенсии). Большой профессиональный опыт, знания, навыки, не снижающаяся физическая активность. Незаменим при консультировании в сложных ситуациях, но сам физически не всегда может справиться с их решением. Дети, внуки, жена на пенсии. Главная задача работника – спокойно доработать до пенсии. Показатели работы средние. Является наставником самого молодого работника. Увлекается историей, мемуарами.

Задание

1. Какие мотивационные требования нарушены?

2.Что следует предпринять, чтобы разрешить конфликт?

3.Как можно предупредить появление подобных ситуаций?

Ситуация 7 «Карина»

Допустим, что вы являетесь руководителем одной из служб банка. Карина – одна из ваших ассистенток, которую вы приняли на работу много лет назад, и которая, по вашим советам, неоднократно закан-

чивала курсы повышения квалификации, чтобы иметь комплексное представление о деятельности вашей службы. После очередной стажи-


13

ровки в других службах банка она вернулась, чтобы занять пост вашего референта.

Она работает на этом посту с рвением, согласовывает с вами каждый свой шаг по всем проблемам, выполняет все ваши поручения и проявляет повышенный интерес к усовершенствованию работы вашей службы.

Вы отдаете себе отчет в том, что она еще не достигла совершенства в работе референта и часто проявляет несостоятельность перед определенными проблемами.

Задание

Выработайте свою линию поведения по отношению к Карине, чтобы получить наибольшую отдачу. Каковы ваши действия?

Практические приложения теорий мотивации и ролевого поведения

1. Подумайте и вспомните людей, которым удалось эффективно мотивировать вас к каким-либо поступкам. Какие методы были использованы ими (явно или неявно)?

2. Как бы вы, будучи менеджером, использовали знание мотивационных теорий в следующих ситуациях:

а) для того, чтобы обеспечить полноценный рабочий процесс, в июне – августе вам необходимо убедить двух сотрудников перенести отпуска с лета на весну;

б) вы хотели бы подготовить одного из работников к продвижению по службе, так как считаете, что он обладает необходимым потенциалом;

в) вы подвернули ногу, и вам назначен постельный режим. Вы хотели бы, чтобы ваш сосед по комнате в общежитии (очень ленивый человек) сходил в столовую и принес вам булочку.

3.Опишите пять ролей, которые вам в настоящее время приходится выполнять. Имеются ли такие, которые находятся в конфликте друг с другом? Каким образом вам удается разрешать эти конфликты?

14

Ситуативная игра «Аэропорт»

Цель:

-научиться строить свое поведение в организации таким образом, чтобы предотвратить возникновение межролевых конфликтов.

Инструкция.

Выбирают две пары людей, в каждой паре один играет роль руководителя, другой – подчиненного. Обе пары «проигрывают» одну и ту же ролевую ситуацию, которая происходила в аэропорту. На период игры первой пары, вторая пара выходит из помещения. Затем ситуацию «проигрывает» вторая пара участников. Каждому участнику дается для ознакомления только инструкция его роли, напечатанная на отдельном листе. Остальные участники-наблюдатели должны понять суть происходящего между начальником и подчиненным, и провести анализ общения. Подробные инструкции отдельно участникам и наблюдателям дает преподаватель.

ТЕМА: 3. КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

ЦЕЛИ:

-научиться применять знание психогеометрической типологии делового поведения личности С. Деллингер для организации эффективных межличностных коммуникаций;

-уметь определять преобладающий психогеометрический тип личности.

Ситуация 8 «Отчет»

Однажды нашему отделу нужно было подготовить внеплановый отчет, не прекращая текущей работы. Отчет требовал быстрых и точных подсчетов результатов прошедшего квартала. Если бы мы не успели сдать его вовремя, то наверняка лишились бы премии. Я как начальник отдела могла заняться отчетом сама, чтобы быть уверенной в том, что сроки не будут сорваны, или поручить работу кому-либо из сотрудни-


15

ков, успешно справлявшихся с отчетами ранее. Поскольку я готовилась к проверке, то решила поручить написание отчета Анне Михайловне, но все думала, стоит ли «запугивать» ее рассказами о возможных последствиях или просто дать поручение.

Я пригласила подчиненную в свой кабинет и сказала следующее:

- Анна Михайловна, я много лет знаю Вас как очень ответственного, аккуратного и обязательного работника. В последний раз именно Вы точно произвели все подсчеты и составили сводную ведомость, что и определило , в конечном счете, успех нашего отчета. Поэтому в трудную минуту я обращаюсь именно к Вам.

Далее я сказала о своей просьбе и не упомянула о том, что нас ждет в случае несвоевременного или некачественного выполнения задания. Анна Михайловна, улыбнувшись, сказала: «Спасибо за теплые слова. Я постараюсь выполнить работу раньше необходимого срока».

Действительно, отчет был сделан превосходно и несколько раньше намеченного срока.

Задание

1. Прокомментируйте ситуацию с точки зрения теории человеческого поведения Дугласа Мак-Грегора.

2.Какой теории человеческого поведения отдает предпочтение руководитель при общении с подчиненной? Как вы считаете, почему выбранная им стратегия поведения принесла положительный результат?

3.Каково, по вашему мнению, представление Анны Михайловны о своей социальной роли?

4.Какой психогеометрический тип делового поведения присущ руководителю?

Ситуация 9 «Директор-дипломат»

Представьте крупное предприятие, предоставляющее транспортные услуги и работающее с большим количеством клиентов. Обработкой огромного потока информации, рассылкой ее по подразделениям, печатанием приказов, координированием действий подразделений за-

16

нимается секретарь-референт. Человек, находящийся на этой должности, является «лицом» фирмы, так как это первый представитель предприятия, с которым общается клиент напрямую, по телефону или интернету. То, как будут складываться отношения фирмы с потребителями ее услуг, во многом зависит от секретаря-референта: его умения общаться, передавать и принимать деловую информацию, обрабатывать ее и т.п.

Директор предприятия Николай Степанович (в дальнейшем Н.С.), считающий, что сотрудники должны уметь самостоятельно принимать решения в пределах их компетенции и нести ответственность за результаты своего труда, не был удовлетворен работой секретаря-референта Людмилы (Л.). Его не устраивало, что Л. не желала учиться новому, даже не торопилась освоить работу на компьютере, хотя это существенно облегчило бы ее труд. Поэтому вполне понятно, что Н.С. с облегчением вздохнул, когда Л. взяла трехгодичный отпуск по уходу за ребенком. Он принял на ее место нового работника – Наталью (Н.).

Н. быстро освоилась, овладела новыми компьютерными программами, провела полную реорганизацию работы с поступающей информацией, показала высокое мастерство при общении с поставщиками и заказчиками. Директор был доволен новым секретарем-референтом, поддерживал ее начинания и повысил ей оклад. Отношения с коллективом у Н. сложились хорошие, все видели, что она выполняет огромный объем работы, вкладывая в дело душу.

Примерно через год на прием к Н.С. пришла Л. и сказала, что решила прервать отпуск по уходу за ребенком и выйти на работу, на свое прежнее место. Л. отлично знала, что рабочее место на данный момент было занято Н. и, видимо, предвидя возражения со стороны Н.С., напомнила о своих более чем хороших отношениях с начальником отдела кадров холдинга, в который входило предприятие, и законном праве на досрочный выход на работу.

Н.С. не стал возражать. Он выслушал Л. очень внимательно, сказал, что ей придется пройти курсы повышения квалификации, поскольку произошли значительные изменения в организации деятельности секретаря-референта, а после учебы она займет свое законное место. Н.С. подчеркнул, что не видит никаких сложностей, ведь он может предложить Н. как ценному работнику занять высокооплачиваемое место оператора на вводящихся в ближайшее время очистных сооружениях механической мойки автомобилей, оснащенных итальянским обору-