Файл: Ж.С. Сафронова Психодиагностика. Проективные методики (рисуночные тесты).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.06.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра психологии и педагогики
П С И Х О Д И А Г Н О С Т И К А Проективные методики
(рисуночные тесты)
Методические указания и контрольные задания для студентов специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» всех форм обучения
Составители Ж.С. Сафронова И.В. Кондрина Л.С. Полякова
Под общ. ред. Г.В. Пинигиной
Утверждены на заседании кафедры Протокол №1 от 26.08.02
Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 230500 Протокол №1 от 02.09.02
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
Кемерово 2002
1
Уважаемые студенты!
Проективные методики, представленные ниже, занимают особое место в области психодиагностики личности человека. Сущностное значение этих методик в том, что именно они, как ни какие другие методики, позволяют получить обширные и многосторонние данные о характеристиках личности о различных ее переживаниях, мотивах поведения, о целях, способностях, активности и т.д. Благодаря человеческой способности выражать свои мысли, чувства, настроение, потребности не только вербально (в речи), но и во всевозможных проявлениях своей жизнедеятельности (рисунки, почерк, манера держаться, поведение в различных ситуациях, вкусовое предпочтение и т.п.), психодиагност при помощи проективных методик имеет возможность проследить развитие личности во времени, исследовать некоторые нюансы прошлого, настоящего и будущего личности. Получаемые таким образом данные несут в себе отпечаток не только и не столько осознанных действий субъекта, они есть проявление неосознаваемых тенденций личности и могут быть по праву отнесены к объективным характеристикам. Сложность заключается в том, что для грамотной интерпретации результатов, полученных при помощи проективных методик, определяющую роль играют личность психодиагноста, его профессионализм, непредвзятость и опыт. Не случайно для объективности этой интерпретации применяется метод экспертных оценок.
Несмотря на идущие в психодиагностической науке жаркие споры по поводу целесообразности, самостоятельности и эффективности применяемых проективных методик в научной и практической деятельности, интерес к данным методикам все более возрастает, накапливается экспериментальный опыт, показывающий положительные результаты их применения, растет число пользователей этих методик в различных областях культуры и сервиса. Для последней категории пользователей проективные психодиагностические методики являются очень актуальным средством получения данных о клиенте, так как умелое их использование в соответствующих ситуациях не вызывает у клиента негативных переживаний (по поводу адекватности или неадекватности оценки его личности и др.), способствует налаживанию контакта между клиентом и психодиагностом, поддержанию положительного настроения между ними.
В данных методических указаниях приведены сокращенные варианты интерпретации символов, однако их вполне достаточно, чтобы
2
понять, насколько интересны, информативны, уникальны и в то же время сложны проективные методики, а также понять, насколько больше особенностей они позволяют увидеть в личности.
Желаем вам новых открытий!
Важно! При работе с проективными методиками стремитесь к самостоятельности в понимании и выполнении инструкции. Постарайтесь сосредоточиться только на задании, избегайте соблазна советоваться с товарищами, наблюдать за их действиями. Избегайте бурного проявления собственных спонтанных действий, эмоций и реплик. Будьте внимательны к своим переживаниям, эмоциям. Постарайтесь отметить все свои реакции на выполнение тех или иных действий, поскольку они также имеют важнейшее психодиагностическое значение.
3
ЧАСТЬ I. РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ
Необходимы: бумага, карандаш, ластик.
ТЕСТ «АВТОПОРТРЕТ»
Инструкция. На чистом листе бумаги нарисуйте самого себя, занятого какой-нибудь деятельностью. Вы можете нарисовать себя одного, или с членами вашей семьи, или с коллегами по учебе, работе. Старайтесь изображать людей полностью – не рисуйте карикатуры или плоский контур.
МЕТОДИКА «ДОМ – ДЕРЕВО – ЧЕЛОВЕК» (ТЕСТ ДДЧ)
Инструкция. Нарисуйте как можно лучше дом, дерево и человека. Помните, что этот тест не на художественные способности, поэтому рисуйте, как вы можете и как вы себе это представляете. Рисунки должны быть выполнены от руки, но вы можете использовать по мере необходимости ластик. Постарайтесь все нарисовать не менее чем за 20-30 минут.
ЧАСТЬ II. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Для проективных методик, представляющих собой рисуночные тесты, особое значение имеют следующие данные.
Ориентация в задании. Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его – критерии неутерянного контакта с реальностью.
Принятие задания с минимальным протестом – хорошее начало, за которым следуют усталость и прерывание рисования.
4
Извинения из-за рисунка – недостаточная уверенность. Уменьшение темпа и продуктивности по ходу рисования – бы-
строе истощение.
Название рисунка – экстраверсия, потребность в поддержке, мелочность.
Подчеркнута (выделена) левая половина рисунка – идентификация с женским полом.
Субъект упорно рисует, несмотря на трудности, – хороший прогноз, энергичность.
Сопротивление, отказ от рисования – скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.
Расположение рисунка на листе. Если рисунок расположен ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем это ярче проявляется), то субъект обладает завышенной самооценкой, может проявлять недовольство своим положением в обществе, недовольство по поводу недостаточного (по его мнению) признания со стороны окружающих. Это может свидетельствовать о завышенных претензиях к окружающим и амбициях; тенденциях к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части – наоборот свидетельство о неуверенности в себе, низкой самооценке, застенчивости; отсутствие стремления к признанию, самоутверждению.
Пространство, которое занимает рисунок, связано с эмоциональными проявлениями, с переживаниями прошлого, настоящего и будущего.
Левая сторона – это прошлое субъекта, бездеятельность, пассивность, отрицательные эмоции; склонность к рассуждениям, мечтаниям, планированию, но отсутствуют реальная активность, деятельность. Чем выше рисунок расположен в левой части листа, тем это ярче выражено, тем более глубокие корни эти явления имеют.
Правая сторона – это реальная действительность или будущее, положительные эмоции, активность, деятельность, инициативность. Чем выше рисунок расположен в правой части, тем это ярче выражено.
В норме рисунок располагается в середине, без явного смещения вверх, вниз, вправо или влево.
5
Тест «АВТОПОРТРЕТ»
Голова. Большая голова свидетельствует о больших интеллектуальных претензиях либо о недовольстве своим интеллектом. Маленькая голова свидетельствует о чувстве интеллектуальной или социальной неадекватности.
Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, проявление излишней озабоченности и чувствительности к общественному мнению, страх. Маленькие или закрытые глаза предполагают самопоглощенность, «уход в себя». Длинные ресницы – кокетливость, демонстративность.
Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Особо большой, выделенный нос – наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри – склонность к агрессии.
Рот. «Рот клоуна» – вынужденная приветливость. Выделенный рот может свидетельствовать о грубости. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении. Выделенные губы – женственность.
Зубы. Большие зубы, клыки – агрессивность либо защита.
Шея. Шея свидетельствует о связи между сферой контроля (головой) и сферой влечения (телом). Подчеркнутая шея – потребность в защитном интеллектуальном контроле. Чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов, попытка их контролировать. Длинная тонкая шея – торможение. Тонкая короткая шея – уступки своим слабостям и желаниям.
Плечи. Размер плеч – признак физической силы или потребности во власти. Плечи чрезмерно крупные – ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью. Плечи мелкие – признак ощущения малоценности, ничтожности.
Руки. Руки символизируют контакт личности с окружающим миром. Скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вялоопущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость, потребность в опеке, зависимости. Длинные сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки или отсутствие рук предполагают чувство неадекватности. Руки за спиной или в карманах – чувство вины или неуверенности в себе. Рука как боксерская перчатка – вытесненная агрессия. Пальцев на руке больше 5 – агрессивность, амбиции.
6
Пальцы сжаты в кулак – бунтарство. Руки, изображенные близко к телу, – напряжение. Руки, повернутые в стороны, достающие что-либо, – зависимость, желание любви, привязанности.
Ноги. Длинные ноги – потребность в независимости. Рисунок без ног – нестабильность и отсутствие опоры, основы, робость. Ноги слишком короткие – неловкость.
Поза. Если человек нарисован так, что виден его затылок, – это проявление замкнутости. Голова в профиль, тело в анфас – проявление тревоги, вызванное социальным окружением. Если нарисован человек, сидящий на краешке стула, – сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение. Человек, изображенный в беге, – желание убежать, скрыться от кого-либо. Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой или левой сторонам – отсутствие личного равновесия.
Виды изображения.
«Схематично» – в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще так рисуют люди интеллектуального склада (мыслители), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере необходимости.
«Реалистично» – с более тщательными подробностями, т.е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.
«Метафорично» – в виде какого-либо предмета, например чайника, животного, растения, литературного героя и т.п. Такой рисунок свойственен людям художественного склада, с развитой фантазией, творческими способностями, чувством юмора.
«Автопортрет в интерьере» – изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.п. Это люди с направленностью на внешнее предметное окружение. Им важна атрибутика.
«Эмоционально» – в каком-либо эмоциональном состоянии; часто в виде шаржа. Такого рода рисунки свойственны высоко эмоциональным людям. При этом переживаемая эмоция часто может быть противоположна той, которая изображается.
«Изображение позы или движения» – человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. Данный тип изображения
7
характерен для лиц с выразительными движениями (танцоров, спортсменов и др.).
«Автопортрет со спины» – вместо лица нарисован затылок. Это свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например экспериментатору, либо при нежелании рисовать.
В работе над интерпретацией теста «Автопортрет» особое внимание обратите на сочетаемость тех или иных признаков, на их фиксации (обведено жирной линией, прорисовано несколько раз, дополнение различными штрихами и элементами и др.).
Тест «Автопортрет» адаптирован Р.Бернсом (Институт человеческого развития, г.Сиэтл), получил широкое распространение в США. Дополнительная интерпретация использована из работ Е.С.Романовой. Тест может быть применим в рамках экспресс-диагностики.
Tеcm «ДДЧ»
Если первым нарисовано дерево, значит для человека основное – это его жизненная энергия, здоровье. Если первым нарисован дом, то первое место в жизни человека отводится безопасности, успеху, либо наоборот, пренебрежение этими понятиями. Человек нарисован первым – это собственное Я, личность.
Общий вид.
Рисунок расположен на краю листа – чувство неуверенности, опасности. Рисунок изображен вдали – чувство изоляции, отверженности, желание не признавать символичность рисунка.
Размещение рисунка по левой стороне листа – акцент на прошлом, импульсивность; в левом верхнем углу листа – склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии. Размещение рисунка на правой половине листа – склонность искать наслаждения в интеллектуальных сферах; контролируемое поведение; акцентирование будущего.
Рисунок выходит за левый край листа – фиксация на прошлом и страх перед будущим, чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.
8
Выход за правый край листа – желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого, страх перед открытыми свободными переживаниями, стремление сохранить жесткий контроль.
Выход за верхний край листа – фиксирование на мышлении и фантазии как источнике наслаждений, которых субъект не испытывает в настоящей жизни.
Рисунок дома.
Городской дом, многоэтажное здание – этот рисунок позволяет предположить, что его изобразил человек одинокий в своих проблемах, достаточно замкнутый. (В иной интерпретации – это свидетельство поверхностности во взаимоотношениях).
Небольшой дом с очень низкой крышей – чувство утомленности, усталости; погруженности в прошлое; переживание негативных прошлых событий.
Замок (дворец) – легкомысленность, несерьезность; преувеличенность воображения; человек не успевает справляться со своими реальными проблемами.
Просторный сельский дом – стремление иметь семью, растить детей, расширить свое жизненное пространство. Чем ниже забор, ограда вокруг дома, тем выше у этого человека потребность в общении с людьми, доверие к ним.
Дом старый, развалившийся – выражение усталости, переживаемых трудностей.
Дом вдали – чувство отверженности. Дом вблизи – открытость, доступность и (или) теплота и гостеприимность. План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьезный конфликт.
Стены. Задняя стена, изображенная с другой стороны, – сознательная попытка самоконтроля, приспособление, но вместе с тем имеется враждебность.
Стена с отсутствием ее основы – слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу). Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается выяснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу. Стена с акцентированными контурами – сознательное стремление сохранить контроль. Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.
Двери. Отсутствие двери предполагает психологическую недоступность, замкнутость, трудности при стремлении раскрыться перед
9
другими. Двери (одни или несколько) задние или боковые – отступление, отрешенность, избегание. Двери (одни или несколько) парадные – откровенность, достижимость. Двери открытые: если дом жилой – сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать откровенность. Двери очень большие – чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью. Очень маленькие двери – нерешительность в общении. Двери с огромным замком – враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.
Окна. Отсутствие окон – замкнутость; большое количество окон предполагает стремление к хорошим контактам с людьми. Окна сильно открытые (распахнутые) – развязность, прямолинейность, а отсутствие занавесок – отсутствие желания скрывать свои чувства. Окна закрытые (занавешенные) – озабоченность взаимодействия со средой (если это значимо для субъекта). Отсутствие окон на первом этаже – признак враждебности, отчужденности. Окна лишь на верхнем этаже, но их нет на первом – «пропасть» между реальной жизнью и фантазией человека. Маленькие окна предполагают стеснительность и психологическую недоступность.
Крыша – сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, символически выражают ощущение субъекта, что им повелевают независимо от собственной силы воли. Крыша с жирным контуром, несвойственным всему рисунку, – фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождается тревогой. Карниз крыши, акцентирование ярким контуром или продлением за стены – усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка. Остроконечная крыша
– сильное сознание или чувство вины.
Труба. Отсутствие трубы – нехватка психологической теплоты дома. Труба почти невидима (спрятана) – нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями. Труба нарисована косо по отношению к крыше (для взрослых) – регрессия. Водосточные трубы – усиленная защита и обычно мнительность. Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) – защитные установки, повышенная мнительность.
Комната. Комната, не поместившаяся на листе, – нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или их жильцами. Ванная характеризует санитарные функции. Если акцент сделан на ванной, следовательно, эта функция нарушена.