ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.06.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра психологии и педагогики
П С И Х О Д И А Г Н О С Т И К А
Методические указания и контрольные задания для студентов специальности 230500 «Социаль- но-культурный сервис и туризм»
Составитель Ж.С. Сафронова
Утверждены на заседании кафедры
Протокол N 7 от 2.02.01 Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 230500 Протокол N 2 от 05.02.01 Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2001
2
Уважаемые студенты!
Перед вами открывается новая дверь, ведущая к самопознанию и самосовершенствованию своей личности, а также к пониманию уникальности и неповторимости личности других людей. Вы научитесь диагностировать и интерпретировать свои собственные личностные особенности и особенности личности других людей, научитесь строить дальнейший прогноз поведения личности в образовательной, социально-культурной, профессиональной и других сферах человеческой жизни. Это стало возможным при изучении курса психодиагностики, который знакомит вас с основными методами и средствами психологического диагностирования.
В данных методических указаниях приведены некоторые наиболее распространенные тестовые методики и задания, которые выдержали испытания временем и широко применяются в профессиональной практической диагностике. Приведенные ниже тесты были отобраны с учетом основных требований, предъявляемых к методам психологического диагностирования, т.е. надежности, валидности, адекватности и др.
При использовании тестов важно помнить, что от правильного их подбора в соответствии с целью тестирования, от соблюдения правил проведения психодиагностических процедур и от точного понимания инструкции будет зависеть целесообразность и объективность получаемых данных.
Будьте внимательны, терпеливы, искренны и вы сможете увидеть в себе то, о чем вы, может быть, не догадывались, или подтвердить то, в чем вы сомневались. В противном случае вы сможете еще раз убедиться в том, что вы всегда предполагали.
Желаем вам успехов!
3
ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕСТЫ
Личностные тесты направлены на измерение неинтеллектуальных проявлений личности. Они диагностируют эмоциональные, волевые, мотивационные, межличностные свойства индивида.
Тест УСК (Уровень субъективного контроля)
Предназначен для диагностики интернальности – экстернальности. Уровень субъективного контроля – это характеристика личности, оказывающая регулирующее воздействие на различные жизненные ситуации (семейные, производственные, кризисные, конфликтные и т.д.).
Инструкция: Вам будет предложено 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по 6-балльной шкале:
полное |
-3 -2 -1 1 2 3 |
полное |
несогласие |
|
согласие |
Другими словами, поставьте против каждого утверждения один из 6 предложенных баллов с соответствующим знаком «+» (согласие) или «-» (несогласие).
Будьте, пожалуйста, внимательны и искренни. Желаем успеха!
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ:
1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
2.Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
3.Болезнь – дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
4.Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5.Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
6.Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
7.Внешние обстоятельства – родители и благосостояние – влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8.Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со
мной.
4
9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
10. Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.
12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22.Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
23.Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
24.Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
25.В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
26.Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
27.Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любо-
го.
5
28.На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
29.То, что со мной случается, - это дело моих собственных рук.
30.Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а
не иначе.
31.Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий.
32.Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я
хочу.
33.В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
34.Ребенка всегда можно уберечь от простуды.
35.В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
36.Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
37.Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
38.Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
39.Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
40.К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
41.В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42.Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
43.Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
44.Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало что зависело от везения или невезения.
6
Ключ
Обработка результатов теста включает три этапа.
1этап. Подсчет «сырых» (предварительных) баллов по 7 шкалам с помощью ключа №1.
Показатели шкалы:
1. Ио – шкала общей интернальности;
2.Ид – шкала интернальности в области достижений;
3.Ин – шкала интернальности в области неудач;
4.Ис – шкала интернальности в семейных отношениях;
5.Ип – шкала интернальности в производственных отношениях;
6.Им – шкала интернальности в области межличностных отноше-
ний;
7. Из – шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. Таблица 1 для подсчета «сырых» баллов по 7 шкалам:
Подсчитайте сумму Ваших баллов по каждой из 7 шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+», берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в столбце «-», изменяют знак Вашего балла на обратный.
1. Ио + |
– |
2.Ид |
+ |
|
– |
5.Ип |
+ |
|
– |
|
|
2 |
1 |
|
12 |
|
1 |
|
19 |
|
1 |
|
4 |
3 |
|
15 |
|
5 |
|
22 |
|
9 |
|
11 |
5 |
|
27 |
|
6 |
|
25 |
|
10 |
|
12 |
6 |
|
32 |
|
14 |
|
42 |
|
30 |
|
13 |
7 |
|
36 |
|
26 |
|
36 |
|
26 |
|
15 |
8 |
|
37 |
|
43 |
|
37 |
|
43 |
|
16 |
9 |
3.Ин |
+ |
|
– |
6.Им |
+ |
|
– |
|
17 |
10 |
|
|
||||||
|
19 |
14 |
|
2 |
|
7 |
|
4 |
|
6 |
|
20 |
18 |
|
4 |
|
24 |
|
27 |
|
38 |
|
22 |
21 |
|
20 |
|
33 |
7.Из |
+ |
|
– |
|
25 |
23 |
|
31 |
|
38 |
|
|||
|
27 |
24 |
|
42 |
|
40 |
|
13 |
|
3 |
|
29 |
26 |
|
44 |
|
41 |
|
34 |
|
23 |
|
31 |
28 |
4.Ис |
+ |
|
– |
|
|
|
|
|
32 |
30 |
|
|
|
|
|
|||
|
34 |
33 |
|
2 |
|
7 |
|
|
|
|
|
36 |
35 |
|
16 |
|
14 |
|
|
|
|
|
37 |
38 |
|
20 |
|
26 |
|
|
|
|
|
39 |
40 |
|
32 |
|
28 |
|
|
|
|
|
42 |
41 |
|
37 |
|
41 |
|
|
|
|
|
44 |
43 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7
Итак, Вы получили 7 сумм баллов.
2 этап. Перевод «сырых» баллов в стены (стандартные оценки). Стены представлены в 10 балльной шкале и дают возможность сравнить результаты различных исследований.
Таблица 2 для перевода «сырых» баллов в стены.
БАЛЛЫ ! СТЕНЫ:
1.Ио |
от -132 до -13 |
! 1 4.Ис |
от -30 до - |
! 1 |
||
|
|
|
|
|
11 |
|
|
-13 |
-2 |
2 |
-11 |
-7 |
2 |
|
-2 |
+10 |
3 |
-7 |
-4 |
3 |
|
10 |
22 |
4 |
-4 |
0 |
4 |
|
22 |
33 |
5 |
0 |
4 |
5 |
|
33 |
45 |
6 |
4 |
7 |
6 |
|
45 |
57 |
7 |
7 |
11 |
7 |
|
57 |
69 |
8 |
11 |
14 |
8 |
|
69 |
80 |
9 |
14 |
18 |
9 |
|
80 |
132 |
10 |
18 |
30 |
10 |
2.Ид |
от -36 |
до -10 |
! 1 5.Ип |
от -30 |
до -4 |
! 1 |
|
-10 |
-6 |
2 |
-4 |
0 |
2 |
|
-6 |
-2 |
3 |
0 |
4 |
3 |
|
-2 |
+2 |
4 |
4 |
8 |
4 |
|
2 |
6 |
5 |
8 |
12 |
5 |
|
6 |
10 |
6 |
12 |
16 |
6 |
|
10 |
15 |
7 |
16 |
20 |
7 |
|
15 |
19 |
8 |
20 |
24 |
8 |
|
19 |
23 |
9 |
24 |
28 |
9 |
|
23 |
36 |
10 |
28 |
30 |
10 |
3.Ин |
от -36 |
до -7 |
! 1 6.Им |
от -12 до -6 ! 1 |
||
|
-7 |
-3 |
2 |
-6 |
-4 |
2 |
|
-3 |
+1 |
3 |
-4 |
-2 |
3 |
|
1 |
5 |
4 |
-2 |
0 |
4 |
|
5 |
8 |
5 |
0 |
2 |
5 |
|
8 |
12 |
6 |
2 |
5 |
6 |
|
12 |
16 |
7 |
5 |
7 |
7 |
|
16 |
20 |
8 |
7 |
9 |
8 |
|
20 |
24 |
9 |
9 |
11 |
9 |
|
24 |
36 |
10 |
11 |
12 |
10 |
|
|
8 |
7.Из от -12 до -3 |
! 1 |
|
-3 |
-1 |
2 |
-1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
6 |
5 |
7 |
7 |
7 |
9 |
8 |
9 |
11 |
9 |
11 |
12 |
10 |
3 этап. Построение «профиля УСК» по 7 шкалам.
Отложите свои 7 результатов (стенов) на 7 десятибалльных шкалах и отметьте также норму, соответствующую 5,5 стенам.
Например: |
|
|
|||
1. |
Ио |
1 |
5,5 |
10 |
|
2. |
Ид |
|
1 |
|
10 |
3. |
Ин |
|
1 |
|
10 |
4. |
Ис |
|
1 |
|
10 |
5. |
Ип |
|
1 |
|
10 |
6. |
Им |
|
1 |
|
10 |
7. |
Из |
|
1 |
|
10 |
|
|
|
«профиль» |
норма |
|
|
|
моего УСК |
|
|
Анализ результатов
Проанализируйте количественно и качественно Ваши показатели УСК по 7 шкалам, сравнивая свои результаты (полученный «профиль») с нормой. Отклонение вправо (>5,5) свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (<5,5) свидетельствует об экстернальном типе УСК.
Методика УСК широко применяется в области профессиональной, семейной, коррекционной психодиагностики. Отличается высокой валидностью и надежностью.