Файл: В.Н. Ермак Сборник заданий на курсовой проект по теории механизмов и машин для студентов всех форм обучения механических специальностей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.06.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 3
Министерство образования Российской Федерации Государственное учреждение
Кузбасский государственный технический университет Кафедра прикладной механики
СБОРНИК ЗАДАНИЙ
на курсовой проект по теории механизмов и машин для студентов всех форм обучения механических специальностей
Составители В.Н. Ермак Н.П. Курышкин
Утверждён на заседании кафедры Протокол № 2 от 27.11.01
Рекомендован к печати учебнометодической комиссией направления 552900 Протокол № 11 от 03.12.01
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
Кемерово 2002
1
Указания к заданиям
Сборник включает в себя 27 заданий на анализ и синтез основных видов механизмов машинных агрегатов, использующихся в различных областях техники. Каждое задание представлено эскизом машины, схемами рычажного, зубчатого и кулачкового механизмов, а также таблицей числовых данных в десяти вариантах. Номер таблицы совпадает с номером задания. Перед заданиями приводятся обозначения, принятые на схемах и в таблицах, а также варианты аналога ускорения толкателя кулачкового механизма.
При анализе и синтезе рычажного механизма поршневой машины учесть, что координата s отсчитывается всегда от верхней мёртвой точки. Это та точка, которой поршень достигает в конце такта сжатия. У непоршневых машин система отсчёта координаты s указана на рисунке.
При отсутствии координат центра масс стержневого звена исходить из рисунка. Во всех заданиях принято только два варианта расположения центра масс: либо посередине стержня, либо на однойтретиего длины.
Если масса или момент инерции какого-либо звена не указаны, то они либо не требуются, либо считаются равными нулю. Если не указано число сателлитов планетарного механизма, то считать его равным трём.
Варианты аналога ускорения толкателя кулачкового механизма
2
Обозначения
Для кулачковых механизмов
A, B, C, D, E, F - варианты аналога ускорения толкателя; Smax - ход толкателя - стержневого и тарельчатого;
e - эксцентриситет стержневого толкателя; ψmax - ход коромыслового толкателя;
l - длина коромыслового толкателя;
ϕп, ϕо, ϕвв, ϕнв - фазовые углы поворота кулачка; ϑд - допустимый угол давления.
Для зубчатых механизмов zi - число зубьев колеса i;
m1-3 - модуль колёс 1, 2, 3;
m4,5 - модуль колёс 4, 5;
(aw)45 - межцентровое расстояние в зацеплении 4, 5; u1H - передаточное отношение от колеса 1 к водилу Н; nH - частота вращения водила;
k - число сателлитов.
Для рычажных механизмов
Si - центр масс звена i;
lAB - длина звена АВ;
lBSi - расстояние от точки В до центра масс Si;
xD, yD - координаты точки D;
mi - масса звена i;
J1S - момент инерции звена 1 относительно центра его масс; J1A - момент инерции звена 1 относительно точки А;
d - диаметр поршня;
S и Smax - текущее и максимальное перемещение поршня (или ползуна); s - относительное перемещение поршня (s=S/Smax);
P и Pmax - текущее и максимальное давление на поршень; p - относительное давление (p=P/Pmax);
F и Fmax - текущее и максимальное значение внешней силы; f - относительное значение внешней силы (f=F/Fmax);
nдв - частота вращения электродвигателя; nкр - частота вращения кривошипа;
δ - коэффициент неравномерности вращения кривошипа; ϕ1 - положение кривошипа при силовом расчёте; из положений, построенных на чертеже, берётся ближайшее к заданному.
|
|
|
|
3 |
|
|
Варианты аналога ускорения толкателя кулачкового механизма |
||||||
S″ |
(или ψ″) |
|
|
|
|
|
|
|
Синусоида |
|
|
|
|
A) |
|
|
|
|
|
ϕ |
|
|
|
|
|
|
|
S″ |
(или ψ″) |
|
|
|
|
|
|
|
Косинусоида |
|
|
|
|
B) |
|
|
|
|
|
ϕ |
S″ |
(или ψ″) |
|
|
|
||
|
|
|
|
|||
|
1 |
|
a1=a2 |
|
|
|
|
a |
|
|
|
|
|
C) |
|
|
|
|
|
ϕ |
|
|
|
2 |
|
|
|
S″ |
(или ψ″) |
a |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
1 |
a1=1,5a2 |
|
|
|
|
|
a |
|
|
|
||
D) |
|
|
2 |
|
|
ϕ |
|
|
|
|
|
||
S″ |
(или ψ″) |
a |
|
|
||
|
|
|
||||
E) |
|
|
|
|
|
ϕ |
|
|
|
|
|
|
|
S″ |
(или ψ″) |
|
|
|
|
|
F) |
|
|
|
|
360° |
ϕ |
|
|
|
|
|
||
|
|
ϕп |
ϕвв |
ϕо |
ϕнв |
|
4
Задание 1. Четырёхтактный двигатель с V-образным коромыслом
FД
F,S5
S4
E
D
S3 y
S2 |
B |
z5 |
|
C |
ϕ1, nкр |
||
|
|||
A,S1 |
|
||
|
x |
||
МПС |
z4 |
||
|
Эскиз двигателя |
Схема двигателя |
p |
1 |
d |
z3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
n1=nкр |
z2 |
|
|
|
|
|
|
|
nH |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
H |
||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
c |
e |
|
|
|
|
|
|
a0 |
|
|
b |
|
1 |
s |
|
Индикаторная диаграмма: |
|
|
|
ab - всасывание; bc - сжатие; |
|
||
cdb - расширение; ba - выпуск |
|
z1
Схема планетарной передачи
5
Таблица 1
Обозна- |
|
|
Вариант числовых данных |
|
|
|||||
чение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
S″(ϕ) |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
A |
B |
C |
D |
Smax, м |
0,010 |
0,015 |
0,020 |
0,025 |
0,030 |
0,028 |
0,022 |
0,018 |
0,012 |
0,016 |
ϕп=ϕо,град. |
40 |
48 |
56 |
64 |
72 |
64 |
56 |
48 |
32 |
40 |
ϕвв, град. |
80 |
100 |
112 |
128 |
144 |
70 |
90 |
120 |
130 |
150 |
ϑд, град. |
25 |
30 |
35 |
22 |
32 |
36 |
24 |
26 |
28 |
30 |
z4 |
10 |
12 |
16 |
20 |
25 |
30 |
20 |
16 |
12 |
25 |
z5 |
20 |
24 |
32 |
40 |
50 |
60 |
40 |
32 |
24 |
50 |
m4,5, мм |
10 |
10 |
10 |
6 |
5 |
6 |
6 |
7 |
10 |
6 |
m1-3, мм |
8 |
10 |
9 |
5 |
5 |
5 |
4 |
6 |
8 |
5 |
nH, об/мин |
415 |
500 |
540 |
500 |
750 |
300 |
300 |
290 |
300 |
420 |
nкр, об/мин |
2500 |
3000 |
3500 |
4000 |
4500 |
1500 |
1800 |
2000 |
2200 |
2700 |
xD, м |
-0,168 |
-0,190 |
-0,181 |
-0,152 |
-0,143 |
-0,186 |
-0,228 |
-0,112 |
-0,149 |
-0,171 |
yD, м |
0,277 |
0,289 |
0,274 |
0,231 |
0,216 |
0,307 |
0,346 |
0,184 |
0,246 |
0,260 |
lAB, м |
0,090 |
0,084 |
0,080 |
0,067 |
0,063 |
0,100 |
0,101 |
0,060 |
0,080 |
0,076 |
lBC, м |
0,284 |
0,295 |
0,280 |
0,236 |
0,221 |
0,315 |
0,353 |
0,189 |
0,252 |
0,265 |
lCD=lDE |
0,180 |
0,200 |
0,190 |
0,160 |
0,150 |
0,200 |
0,240 |
0,120 |
0,160 |
0,180 |
CDE,град |
120 |
100 |
100 |
100 |
100 |
120 |
100 |
120 |
120 |
100 |
lEF, м |
0,120 |
0,140 |
0,120 |
0,110 |
0,100 |
0,140 |
0,170 |
0,080 |
0,100 |
0,120 |
m1, кг |
31 |
25 |
22 |
13 |
11 |
43 |
44 |
9 |
22 |
19 |
m2, кг |
2,8 |
2,9 |
2,8 |
2,3 |
2,2 |
3,1 |
3,5 |
1,9 |
2,5 |
2,6 |
m3, кг |
3,6 |
4 |
3,8 |
3,2 |
3,0 |
4,0 |
4,8 |
2,4 |
3,2 |
3,6 |
m4, кг |
1,2 |
1,4 |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
1,4 |
1,7 |
0,8 |
1,0 |
1,2 |
m5, кг |
0,95 |
0,55 |
0,55 |
0,28 |
0,28 |
0,95 |
0,95 |
0,28 |
0,55 |
0,28 |
J1S 103, кг м2 |
125 |
88 |
70 |
29 |
22 |
215 |
224 |
16 |
70 |
55 |
J2S 103, кг м2 |
18,8 |
21,0 |
18,3 |
10,6 |
8,95 |
25,6 |
36,3 |
5,65 |
13,2 |
15,2 |
J3S 103, кг м2 |
9,52 |
13,0 |
11,2 |
6,68 |
5,51 |
13,0 |
22,5 |
2,82 |
6,68 |
9,52 |
J4S 103, кг м2 |
1,44 |
2,28 |
1,44 |
1,11 |
0,83 |
2,28 |
4,09 |
0,42 |
0,83 |
1,44 |
d, м |
0,12 |
0,10 |
0,10 |
0,08 |
0,08 |
0,12 |
0,12 |
0,08 |
0,10 |
0,08 |
Pmax, МПа |
3,2 |
2,5 |
1,8 |
1,4 |
1,2 |
3,8 |
3,5 |
3,2 |
3,0 |
2,8 |
δ |
1/60 |
1/70 |
1/80 |
1/90 |
1/100 |
1/20 |
1/25 |
1/30 |
1/40 |
1/50 |
ϕ1, град. |
60 |
120 |
180 |
240 |
300 |
360 |
420 |
480 |
540 |
600 |
6
Задание 2. Двигатель с треугольным шатуном
FД
F,S5
S4 |
|
z6 |
|
|
|
E |
|
|
|
|
C |
90° |
S2 |
S3 |
D |
||
|
|
y |
|
B |
ϕ1, nкр |
|
A, S1 |
x |
z5 |
z4 |
MПС |
|
|
Эскиз двигателя |
|
|
Схема двигателя |
|
p |
1 |
d |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
z3 |
|
|
|
|
|
|
z2 |
|
|
|
|
|
n1=nкр |
H |
nH |
|
c |
|
|
|
|
|
|
|
e |
|
|
z1 |
|
|
a |
|
b |
|
|
|
|
0 |
1 |
|
s |
|
|
|
Индикаторная диаграмма: |
|
|
|
|
|
|
ab – всасывание; bc- сжатие; |
Схема планетарной передачи |
||||
|
cdb – расширение; ba - выпуск |
|||||
|
|
|
|