Файл: Организационная структура управления проектами: преимущества и недостатки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 1234

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 10

Преимущества

Недостатки

высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполне­ние конкретных функций

нарушение принципа единоначалия при использовании принци­па полноправного распорядительства;

сотрудникам легче изучать чужой опыт, что помогает повышать квалификацию и способности, благодаря чему возрастают и личные, и организационные показатели работы

длительная процедура принятия решений

специализация подразделений на выполнении определенного вида управленческой деятельности

трудности поддержания взаимосвязей между различными функциональными службами

ликвидация дублирования в выполнении задач управления от­дельными службами

снижение ответственности исполнителей за работу;

преимущество координационного характера – сотрудники, сгруппированные на основе одинаковых позиций, могут легко участвовать в коммуникациях и обмениваться ин­формацией друг с другом, так как сотрудники, подходящие к про­блемам с одной и той же точки зрения, часто могут принимать решения быстрее и эффективнее, чем люди, взгляды которых на ситуацию различаются

поскольку каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей

руководителям легче контролировать показатели работы каждого сотрудника, вознаграждать за высокие результаты и снижать возможности отлынивания от работы

снижение ответственности функциональных руководителей и функциональных подразделений за работу организации в целом

формирование норм, ценностей и групповой сплоченности, в большей степени работающих на повышение показателей работы

Линейно-функциональная структура.

Линейно-функциональная структуризация – это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свои задачи, права и ответственность в соответствии с положением в иерархической структуре.

Линейно-функциональная структура обеспечивает та­кое разделение управленческого труда, при котором ли­нейные звенья управления призваны командовать, а функ­циональные — консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих реше­ний, программ, планов.

Руководители функциональных подразделений осу­ществляют влияние на производственные подразделения формально.


Линейно-функциональная структура применяет­ся, когда:

  1. производится один вид продукции или четко выделяется основной ее вид при не­значительной доле остальных;
  2. подразделения тесно связаны между собой и вносят значительный вклад в производ­ство конечной продукции организации;
  3. внешняя среда организации отличается стабильностью (относительно невысокая конкуренция, стабилен спрос на продукцию организации, технологии меняются медленно, макроэкономические и политические условия благоприятны);
  4. процесс труда является относительно про­стым либо может быть разделен на ряд простых операций, поддающихся стандар­тизации.

Таблица 11

Достоинства

Недостатки

освобождение линейных руководителей от реше­ния многих вопросов, связанных с планированием финан­совых расчетов, материально-техническим обеспечением и д.р.

каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы

построение связей "руководитель — подчиненный" по иерархической лестнице, при которых каждый работ­ник подчинен только одному руководителю

отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными под­разделениями

чрезмерно развитая система взаимодействия по вер­тикали

аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению наряду со стратегическими множества оператив­ных задач

Дивизионная структура управления

Дивизиональная структура управления основана на диверсификации деятельности организации при усложнении взаимодействий с внешней средой. Данная структура предусматривает автономию (полную или частичную) рыночно ориентированных организационных звеньев (дивизионов) от высшего руководящего звена.

Виды дивизионов:

  • клиентские;
  • продуктовые;
  • региональные.

Организация разбивается на дивизионы, каждый из которых оперирует на отдельном целевом рынке. Они возникают тогда, когда у организации появляются несколько групп потребителей, которые для нее настолько важны, а потребнос­ти их настолько специфичны, что организация ре­шает создать подразделения, каждое из которых будет обслуживать только свою группу потребителей и действовать как прак­тически независимая единица.

Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой являются уже не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения (дивизионы).


Таблица 12

Преимущества

Недостатки

она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями

большое количество "этажей" управленческой вертикали; между рабочими и управляющим производством подразделения - 3 и более уровня управления, между рабочими и руководством компании - 5 и более

обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной

разобщенность штабных структур отделений от штабов компании

при расширении границ самостоятельности отделений они становятся "центрами получения прибыли", активно работая по повышении эффективности и качества производства

основные связи - вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки - волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений и т. д.

более тесная связь производства с потребителями

дублирование функций на разных "этажах" и как следствие - очень высокие затраты на содержание управленческой структуры

в отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно - штабная структура со всеми их недостатками

Органические или адаптивные структуры управления стали развиваться примерно с конца 70-х годов, когда, с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг резко обострило конкуренцию среди предприятий и жизнь потребовала от предприятий высокой эффективности и качества работы и быстрой реакции на изменения рынка, и с другой стороны, стала очевидной неспособность структур иерархического типа этим условиям соответствовать. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые), бригадные формы структур. При внедрении этих структур необходимо одновременно изменять и взаимоотношения между подразделениями предприятия. Если же сохранять систему планирования, контроля, распределения ресурсов, стиль руководства, методы мотивации персонала, не поддерживать стремление работников к саморазвитию, результаты внедрения таких структур могут быть отрицательными.


Бригадная (кросс - функциональная) структура управления

Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам). Форма бригадной организации работ - достаточно древняя организационная форма, достаточно вспомнить рабочие артели, но только с 80-х годов началось ее активное применение как структуры управления организацией, во многом прямо противоположной иерархическому типу структур. Основными принципами такой организации управления являются:

  • автономная работа рабочих групп (бригад);
  • самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали;
  • замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями;
  • привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.

Эти принципы разрушает свойственное иерархическим структурам жесткое распределение сотрудников по производственным, инженерно-техническим, экономическим и управленческим службам, которые образуют изолированные системы со своими целевыми установками и интересами.

В организации, построенной по этим принципам, могут как сохраняться функциональные подразделения (Рис.4), так отсутствовать (Рис.4). В первом случае работники находятся под двойным подчинением - административным (руководителю функционального подразделения, в котором они работают) и функциональным (руководителю рабочей группы или бригады, в которую они входят). Такая форма организации называется кросс-функциональной, во многом она близка к матричной.

Во втором случае функциональные подразделения как таковые отсутствуют, ее мы будем назвать собственно бригадной. Такая форма достаточно широко применяется в организации управления по проектам.

Рисунок 3 Кросс - функциональная организационная структура

Таблица 12

Преимущества

Недостатки

сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления

усложнение взаимодействия (в особенности для кросс-функциональной структуры)

гибкое использование кадров, их знаний и компетентности

сложность в координации работ отдельных бригад

работа в группах создает условия для самосовершенствования

высокая квалификация и ответственность персонала

возможность применения эффективных методов планирования и управления

высокие требования к коммуникациям

сокращается потребность в специалистах широкого профиля


Проектная структура управления

Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе. Деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе). По форме структура управления по проектам может соответствовать как бригадной (кросс-функциональной) структуре, так и дивизионной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а на срок выполнения проекта.

Таблица 13

Преимущества

Недостатки

высокая гибкость

очень высокие требования квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта, который должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании

сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами

дробление ресурсов между проектами

сложность взаимодействия большого числа проектов в компании

усложнение процесса развития организации как единого целого

Матричная (программно - целевая) структура управления

Матричная структура является комбинацией продуктовой (проектной) и функциональной структурой.

Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с 2-мя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируют проекты, для постоянной деятельности - целевые программы.