Файл: В.А. Полетаев Ориентация Методические указания для студентов специальности 071900- Информационные системы и технологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
38
ных отраслей привело к тому, что доля наукоемкого оборудования в общей сумме капиталовложений в производственное оборудование США увеличилась за период с 1972 г. по 1982 г. почти вдвое: от 27 до 50 % [30]. Эта сама по себе достаточно характерная тенденция получила дополнительное еще более форсированное развитие в середине 80-х годов [31]. В результате доля наукоемкой продукции в экспорте США выросла от 42 % в 1983 г. до 64 % в 2000 г. [32].
Фундаментальные
исследования
1970 – 14 %
1985 – 12 %
ОКР
64 % НИР
22 %
Рис. 5. Структура общих расходов на НИОКР
Соответственно меняется и качественный состав занятых в обрабатывающей промышленности - неуклонно растет уровень образования трудящихся США в целом. В 1985 г. он оценивался в среднем в 13,1 лет обучения. Считается, что средний американский трудящийся по уровню образования приближается ныне к среднеспециальному, включающему полную школьную подготовку и двухлетний колледж [33].
Столь же серьезное внимание уделяется уровню насыщенности учеными хозяйственного механизма США, который остается наивысшим по отношению к остальным странам Запада. По состоянию на начало 80-х годов в США было 65 ученых на 10 тыс. человек, в Японии - 56, Англии - 33, Франции - 32.
В обрабатывающей промышленности США ныне в среднем 7 инженеров приходится на 100 рабочих [34]. Однако при этом необходимо ясно понимать, что 2,1 млн. американских инженеров - это, как прави-
39
ло, высококомпетентные профессионалы, выполняющие сложные функции связующего звена между наукой и производством:
"В соответствии с классификацией Бюро трудовой статистики США к инженерам относятся работники, применяющие научные принципы, теории и математические методы в решении практических проблем производства и техники" [35].
Понятно, что в целом задача обеспечить необходимый для вступления страны в "век информации" уровень образования трудящихся не является ни простой, ни дешевой. Достаточно сказать, что расходы на сферу образования в США находятся в пределах 6-7 % от ВНП, то есть приблизительно соответствуют уровню расходов на оборону. Затраты эти неуклонно растут по совершенно ясным экономическим мотивам - научно-технический прогресс обеспечивает ныне 40-65 % от общего прироста ВНП в США [36].
В заключение отметим важнейшее обстоятельство - темпы роста производительности труда в наукоемких отраслях промышленности резко выделяются на фоне всех остальных секторов экономики. Так, согласно прогнозу бюро статистики труда США, к 1995 г. доля занятых в наукоемких отраслях практически не изменится по сравнению с 1986 г. (увеличится на 6,4-7 % от общей численности трудящихся в несельскохозяйственных секторах экономики), тогда как темпы прироста производимой ими условно чистой продукции будут, как показывают оценки, в 2-3 раза опережать темпы прироста ВНП [37]. Соответственно будет расти общий удельный вес наукоемкой продукции в ВНП.
Таким образом, долговременная стратегическая ориентация экономики США на промышленную эксплуатацию, в первую очередь воспроизводимых ресурсов, обрела за последнюю четверть века четкие контуры последовательно реализуемой политики. На мировом рынке это, видимо, наиболее заметно проявляется в том, что вот уже много лет около 50 % мирового экспорта зерна и 80 % экспорта соевых бобов принадлежит США, так же как, к примеру, 80-90 % используемых в странах Западной Европы и Японии изделий вычислительной техники (независимо от укрепленной на их лицевой панели торговой марки изготовителя) разработаны американскими фирмами или их зарубежными филиалами [38].
В то же время за последние годы все громче раздаются голоса критиков этой политики. "Мы решительно не согласны с теми, кто счи-
40
тает, что можно сосредоточить внимание главным образом на развитии сельского хозяйства и отраслей промышленности, непосредственно связанных с информационной технологией, и оставаться при этом главной экономической силой мира", - сформулировал точку зрения растущего круга влиятельных оппонентов стратегии преимущественного развития средств эксплуатации воспроизводимых ресурсов руководитель одной из крупных американских промышленных корпораций О.Роурк. Тональность такого типа высказываний становится все более категоричной по мере того, как заметно ухудшаются внешнеэкономические показатели развития США. Наряду с растущим общим дефицитом внешнеторгового баланса, начиная с 1986 г. впервые стал для США отрицательным также и баланс сектора наукоемкой продукции. Это не означает, что уменьшается объем экспорта наукоемких секторов промышленности. Наоборот, экспорт из Америки наукоемкой продукции продолжает расти, однако импорт ее за последнее время растет заметно быстрее...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Положение о порядке продолжения образования на III уровне. – Кемерово, 1997.
2.Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направления подготовки дипломированного специалиста 654700 – Информационные системы. – М., 2000.
3.Положение о курсовых экзаменах и зачетах. – Кемерово, 1998.
4.Правила внутреннего распорядка КузГТУ. – Кемерово, 1994.
5.Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. – М.: Инфо-
АРТ, 1992. – 336 с.
6.Гутер Р.С. От абака до компьютера / Р.С.Гутер, Ю.Л.Полунов. –
М.: Знание, 1981. – 207 с.
7.Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. – М.: Изд-
во МГУ, 1982. – 32 с.
8.Фролов Б.А. Число в графике палеолита. – Новосибирск: Изд-во СО АН СССР, 1974. – 123 с.
9.Шелли П.В. Письма, статьи, фрагменты. – М.: Наука, 1982. –
418 с.
10.Энгельс Ф. Диалектика природы. – М.: Госиздат, 1953. – 81 с.
41
11.Лаплас П.С. Изложение системы мира. – Л.: Наука, 1982. –
258 с.
12.Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. – М.: Радио и связь, 1982. – 368 с.
13.Infotech Suite of the Art Report Future Systems. – Maidenhead, England, 1977. – Р. 23.
14.Шкловский И.С. Проблема внеземных цивилизаций и искусственная разумная жизнь // Кибернетика. Перспективы развития. – М.:
Наука, 1981. – С. 158–157.
15.Мартин Дж. Телесвязь и ЭВМ. – М.: Машиностроение, 1981. –
687 с.
16.Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. – М.: Наука, 1980. – 488 с.
17.Иойрыш Н. А – бомба. – М.: Наука, 1980. – 423 с.
18.Щербак Ю. Чернобыль // Юность. – 1988. № 10.
19.Винер Н. Кибернетика. – М.: Сов. радио, 1958. – 215 с.
20.Громов Г.Р. Современная индустрия обработки данных // Изв. АН СССР. Сер. Техническая кибернетика. – 1984. № 8. – С. 81.
21.Зарубежная радиоэлектроника. – 1984. № 8. – С. 81.
22.Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. – М.: Мысль, 1980. –
326 с.
23.Oettinger A. Information Resources: Knowledge and Power in the 21st Century // Science. – 1980. – Vol. 209, N. 47. – Р. 191-198.
24.Кудров В.М. Научно-технический прогресс и структурные сдвиги в экономике США // США: ЭПИ. – 1980. - № 11. – С. 15-18.
25.США: ЭПИ. – 1988. - № 3. – С. 26.
26.США: ЭПИ. – 1980. - № 3. – С. 77-88.
27.Drucker P.F. The Changed World Economy // Foreign Affairs. – 1986. – Vol. 64, N 4. – P. 778.
28.Протопопов А.Ю. Концентрация НИОКР в промышленности США // США: ЭПИ. – 1981. - № 8. – С. 120-127.
29.США: ЭПИ. – 1986. - № 2. – С. 41.
30.США: ЭПИ. – 1985. - № 11. – С. 78.
31.США: ЭПИ. – 1985. - № 11. – С. 58.
32.США: ЭПИ. – 1987. - № 10. – С. 83.
33.США: ЭПИ. – 1988. - № 3. – С. 72.
34.США: ЭПИ. – 1988. - № 2. – С. 45.
35.США: ЭПИ. – 1988. - № 2. – С. 42.
42
36.США: ЭПИ. – 1985. - № 5. – С. 51-52. 37.США: ЭПИ. – 1987. - № 10. – С. 82. 38.США: ЭПИ. – 1986. - № 3. – С. 29.
|
43 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ |
|
1. |
ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ |
|
ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА............................................ |
2 |
|
2. |
ПОЛОЖЕНИЕ О КУРСОВЫХ ЭКЗАМЕНАХ И ЗАЧЕТАХ............ |
15 |
3. |
ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА ГУ КУЗГТУ.............. |
20 |
(ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СТУДЕНТОВ |
|
|
УНИВЕРСИТЕТА)..................................................................................... |
20 |
|
4. |
ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ .................. |
21 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................... |
40 |
15
Составитель Вадим Алексеевич Полетаев
ОРИЕНТАЦИЯ
Методические указания для студентов специальности 071900 – "Информационные технологии"
Редактор З.М.Савина
ЛР № 020313 от 23.12.96
Подписано в печать 07.09.01. Формат 60х84/16.
Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 2,50. Тираж 40 экз. Заказ ГУ Кузбасский государственный технический университет.
650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28.
Типография ГУ Кузбасский государственный технический университет.
650099, Кемерово, ул. Д.Бедного, 4 А.