ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
9
2.Хешеви М.А. Политика и психология масс // Вопросы филосо-
фии. – 1998. – № 12. – С. 32-42.
3.Бланкенбург Э. Правовая культура и шансы институционных социально-правовых инноваций // Социологические исследования. – 1997. – № 7.
4.Овсянко Д.М. Государственная служба в Российской Федера-
ции. – М.: Юрист, 1996.
5.Оболонский А.В. Государственная служба. – М.: Дело, 2000.
Тема 4. Культура социального управления.
Прежде всего следует шире и глубже раскрыть содержание понятия “культура”. В литературе по обществоведению существует много представлений о культуре, но они не раскрывают всей сущности культуры.
Гегель определяет культуру как “символический мир объективизации человеческого духа”. Человеческая духовность динамична, подвижна, изменчива, и следовательно, культура есть постоянное развитие, становление и изменение.
Культура – это постоянное стремление к новым, более высоким образцам жизнедеятельности людей.
Всовременных условиях, когда радикально меняются жизнь общества и роль государства в нем, когда преобразуется психология общественных отношений, возникает необходимость в создании новых, качественно иных стандартов регулирования жизнедеятельностью людей.
Вэтом случае социальное управление становится самостоятельной областью знаний, основой которой являются психология, этика, теория государства и права, теория управления. Предметом социального управления являются, прежде всего, духовное состояние общества и социальная психология.
От качества этих знаний и умения их реализовывать будет зависеть успешное развитие нашего государства, общества в целом, в конечном счете – качество жизни каждого человека.
Духовность проявляется через функционирование общественных систем. Система вообще определяется как упорядоченное единство материальных и нематериальных элементов, взаимодействующих друг
сдругом. Общественная система – это определенным образом организованное сообщество людей. Организации бывают:
10
зованное сообщество людей. Организации бывают: политические, производственные, научные, религиозные и т.д.
Связующим звеном организации общества в целом являются органы государственной власти, от деятельности которых зависит успешное функционирование всех других общественных систем.
Повышение культуры социального управления предполагает быструю адекватную реакцию на изменения в сфере духовности и социальной психологии общества. В любой организации есть управляющая и управляемая стороны. Постоянное поддержание согласованности между сторонами является целью социального управления.
Социальная политика – одна из составляющих внутренней политики государства, его властных структур и политических сил, деятельность которых направлена на решение таких задач, как:
-планировка, застройка иблагоустройство населенных пунктов;
-поддержание в должном состоянии дорожной сети;
-организация транспортного обслуживания населения и обеспечение их услугами связи и информации;
-охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
-бытовое обслуживание населения;
-охрана общественного порядка;
-организация социальной защиты людей.
Культура социального управления предполагает:
-правовую компетентность;
-развитую нравственность;
-профессионализм руководителя.
Контрольные вопросы
1.Что такое организационная культура?
2.В чем заключается культура власти?
3.В чем заключается культура подчинения?
4.Что является предметом социального управления?
5.Роль этики в принятии решений по социальным проблемам.
Основная литература
1.Гусейнов А.А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М., 1998.
2.Попов Л.А. Этика и культура. – М., 1998.
3.Никитин А.Ф. Что такое правовая культура. – М., 1998.
4.Социальный менеджмент / Под ред. Н.Н. Гриценко. – М., 2000.
5.Общая теория государства и права: Учеб. – М., 1994.
11
Дополнительная литература
1.Политическая теория и политическая практика / Под ред. Л.А. Миголатьева. – М., 1997.
2.Основы менеджмента / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.
3.Севортьян Р. Государство как универсальный феномен и аналитическая конструкция // МЭ и МО. – 1998. – № 11. – С. 59-67.
4.Права человека, социальная справедливость и равенство // Со- циально-политический журнал. – 1998. – № 4. – С. 49-62.
5.Бланкенбург Э. Правовая культура и шансы институциональных социально-правовых инноваций // Социологические исследова-
ния. – 1997. – № 7. – С. 103-117.
6.2. Практические занятия Занятие 1. Профессиональная этика
1.Возникновение и задачи профессиональной этики.
2.Специфика трудовой морали государственных служащих.
3.Профессиональные и корпоративные кодексы. Их роль в жизни
людей.
4.Профессиональный долг и профессиональная честь государственных служащих.
Контрольные вопросы
1.Когда и почему возникает профессиональная этика?
2.Вчемсоциальнаянеобходимостьсозданиянравственныхкодексов?
3.В чем отличие профессиональных кодексов от корпоративных?
4.Этические требования к государственным служащим.
5.Значение профессиональной этики в нравственном прогрессе.
Основная литература
1.Гусейнов А.А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М., 1998.
–Темы 24-25.
2.Шрейдер Ю.А. Этика. – М., 1998. – Гл. 8.
3.Петрухин Ю.Ю. Этика бизнеса / Ю.Ю. Петрухин, В.К. Бори-
сов. – М., 2000. – Лекции 3, 4.
4.Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. –
М., 1999. – Гл. 2.
Дополнительная литература
1.Социальный менеджмент / Под ред. Н.Н. Гриценко. – М., 2000.
–Гл. 19-20.
12
2.Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лаври-
ненко. – М., 2000. – Гл. 3.
3.Попов Л.А. Этика и культура. – М., 1998.
Занятие 2. Культура социального управления
1.Государственный аппарат как социальная система. Атрибуты правового государства.
2.Управленческая культура государственных служащих.
3.Этика отношений власти и граждан.
Контрольные вопросы
1.Государство как социальная система. Вычлените её структурные элементы. Определите их виды и функции.
2.Назовите атрибуты правового государства.
3.В какой степени культура государственных служащих влияет на культуру граждан?
4.В чем конкретно проявляется нравственность государственных служащих?
Основная литература
1.Социальный менеджмент / Под ред. Н.Н. Гриценко. – М., 2000.
–Гл. 1, § 4; гл. 3-4; гл. 14, § 2.
2.Шрейдер Ю.А. Этика. – М., 1998. – Гл. 8.
3.Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. – 1996. – № 5.
4.Розенбаум Ю.А. Государственная служба как фактор укрепления целостности Российского Федеративного государства // Государство и право. – 1999. – № 4.
Дополнительная литература
1.Петрухин Ю.Ю. Этика бизнеса / Ю.Ю. Петрухин, В.К. Бори-
сов. – М., 2000. – Лекция 10.
2.Хешеви М.А. Политика и психология масс // Вопросы филосо-
фии. – 1999. – № 12. – С. 32-42.
3.Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. –
М., 1999. – Гл. 4, § 4. – С. 145-227.
4.Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. – 1997. – № 2.
5.Севортьян Р. Государство как универсальный феномен и аналитическая конструкция // МЭ и МО. – 1998. – № 11. – С. 59-67.
6.Оболонский А.В. Государственная служба. – М., 2000.
13
6.3. Методическиеуказанияповыполнениюконтрольнойработы
А. Выбор темы контрольной работы Выбор темы контрольной работы осуществляется студентом са-
мостоятельно по следующей таблице.
Последняя |
|
Первая буква фамилии студента |
|
||
цифра |
|
|
|
|
|
шифра за- |
А, Б, В, |
Е, Ж, З, |
Л, М, Н, О, |
С, Т, У, Ф, |
Ч, Ш, Щ, |
четной |
Г, Д |
И, К |
П, Р |
Х, Ц |
Э, Ю, Я |
книжки |
|
|
|
|
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
3 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
4 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
5 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
8 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
9 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Б. Работа студента над содержанием темы и её оформлением Контрольная работа может быть представлена в следующих ви-
дах:
1.Компиляция – глубокое изучение философской литературы по данной проблеме. Раскрываются различные точки зрения (необходима ссылка на литературный источник, откуда взята информация), среди которых студент выделяет наиболее истинную, импонирующую ему позицию.
2.Обзор научной литературы, в котором можно ограничиться мнением авторов и лишь в конце работы дать собственный краткий комментарий.
3.Обобщение – это в большей степени, чем предыдущие виды, самостоятельная работа студентов. Студент рассматривает тему сам, но он использует как объект собственной рефлексии различные точки зрения и концепции по отдельным проблемам.
Подборка научно-этической литературы дана по каждой теме в объеме, превышающем необходимый. Но студент вправе самостоя-