Файл: С.Б. Максюкова Философия. рабочая программа, методические указания и темы контрольных работ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
ФИЛОСОФИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
для студентов заочной формы обучения всех специальностей (в том числе сокращенные сроки обучения)
Составители С.Б. Максюкова А.И. Вознесенская В.А. Кадычков
Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Протокол № 8 от 23.06.2000
Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности
060100
Протокол № 1 от 1.09.2000
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2000
1
Общий курс “Философия” является обязательным в программе высшего образования. Данная программа и методические указания составлены в соответствии с требованиями Государственного стандарта. Задача данного курса - научить будущих специалистов свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности.
Цель данного курса - помочь изучающим философию составить себе первоначальное представление о предмете философии и её назначении, о важнейших школах и течениях, выдающихся мыслителях, о решении “вечных” человеческих проблем, начиная с общей картины мира и кончая глобальными проблемами современности. При этом знание философии - не самоцель. Это знание поможет молодому специалисту выработать определенную жизненную позицию и позволит быстрее решать встающие перед ним личные, профессиональные и общественные проблемы.
В содержание курса входят цикл лекций, практические занятия, контрольная работа и экзамен. Студент обязан посещать лекции, выполнить контрольную работу и сдать экзамен.
2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тема 1. Предмет философии.
Предмет философии и специфика философского мышления. Связь философии с мифом, религией и наукой. Основные проблемы философии. Структура философского знания.
Тема 2. Функции философии и её роль в жизни общества. Философия как особая форма духовной жизни. Философия как ра-
циональное мировоззрение. Методологические и социальные функции философии. Философия в системе исторических форм культуры.
Тема 3. Древнекитайская философия.
Мифологическая картина мироздания. Философские идеи китайских книг мудрости (“Ши цзин” - “Канон стихов”, “И цзин” - “Книга перемен”). Философское учение о Дао. Вопросы бытия и небытия в философии даосизма. Проблемы познания в философии даосизма. Школа познания моистов (основатель Мо-цзы). Проблема человека в философии Конфуция.
Тема 4. Индийская философия.
Предпосылки становления древнеиндийской философии (Веды, Упанишады, Бхагаватгита). Концепция первоначала в древнеиндийской философии. Реалистическое и нереалистическое направления. Путь совершенствования человека в индийской религиозно-философской мысли.
Тема 5. Основные проблемы античной философии.
Понятия “природы” и “архе” у философов “физиса”. Проблема первоначала в милетской школе. Пифагор, учение о числе. Гераклит: учение о противоположности и становлении. Атомизм Демокрита. Понятия атома и пустоты.
Тема 6. Век “классической философии”.
Диалектической метод Сократа. Учение Сократа о человеке. Учение Платона о мире идей. Аристотель о материи и форме. Учение о возможном и действительном бытии.
Тема 7. Философия средних веков.
Философские идеи Библии. Апологетика и патристика. Учение Августина о Боге, человеческой личности и её самопознании. Схоластика. Логика как основа онтологии. Споры номиналистов и реалистов об универсалиях. Философский синтез Фомы Аквинского. Православие и истоки русской религиозно-философской мысли.
3
Тема 8. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.
Диалектика конечного и бесконечного в творчестве Н.Кузанского. Н.Кузанский об ученом незнании. Дж.Бруно о бесконечности миров.
Тема 9. Английский сенсуализм 17 - первой половины 18 вв. Сенсуализм Ф.Бэкона. Ф.Бэкон о практическом предназначении
науки. Учение Ф.Бэкона о методе. Критика предрассудков как идолов в познании. Субъективный идеализм Дж.Беркли. Гносеологический скептицизм Д.Юма. Дуализм Дж.Локка. Вопрос об источниках знания. Учение о первичных и вторичных качествах.
Тема 10. Философия Нового времени.
Рационалистический принцип философии Декарта. Учение о врожденных идеях. Ясность и отчетливость как критерии истины. Проблема метода. Картезианское сомнение. Пантеизм Б.Спинозы: Бог, природа, субстанция. Атрибуты и модусы субстанции. Универсальный детерминизм Спинозы. Монадология Лейбница. Основные характеристики монады. Понятие предустановленной гармонии. Учение о возможных мирах.
Тема 11. Классическая немецкая философия.
Философия И.Канта. Предмет и задачи критической философии И.Канта. Понятие трансцендентального субъекта. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Чувственность и рассудок. “Вещь в себе” и явление. Идеи чистого разума и его антиномичность. Кант о возможностях и границах спекулятивного теоретического разума.
Моральная философия Канта. Категорический императив как закон практического разума. Формализм моральной философии. Проблема Бога и бессмертия души в моральной философии Канта.
Тема 12. Философия Г. Гегеля.
Абсолютный идеализм Г.Гегеля. Система и метод философии. Гегель о тождестве мышления и бытия. Диалектика как метод познания. Учение Гегеля об истине. Гегель об “абсолютном духе” и ступенях его развития (субъективный, объективный, абсолютный).
Тема 13. Философия К.Маркса и Ф.Энгельса.
Задачи философии марксизма. Философия и практика. Основные положения материалистического понимания истории. Отношение общественного сознания к общественному бытию. Концепция обществен-
4
но-экономической формации. Проблема отчуждения и его преодоление в коммунистической формации. Критерии общественного прогресса.
Ф.Энгельс об основном вопросе философии. “Диалектика приро-
ды”.
Тема 14. Иррационализм и философия жизни.
Волюнтаризм А.Шопенгауэра в его главном сочинении “Мир как воля и представление”. Философия пессимизма.
С.Кьеркегор - предтеча экзистенциализма. Мир переживаний - мир экзистенции человека.
Философия Ф.Ницше. Критика морали Ницше и переоценка ценностей. “Воля к власти” и идеал “сверхчеловека”.
Тема 15. Философские идеи экзистенциализма. Социально-исторические и духовные истоки экзистенциализма.
Уникальность человеческого бытия как философская проблема. Проблема подлинного и неподлинного человеческого существования. Проблема свободы и ответственности личности у Ж.П.Сартра. “Бунтующий человек” А.Камю.
Тема 16. Психоанализ и философия неофрейдизма.
Открытие бессознательного. Модель личности по З.Фрейду. Культура и проблема коллективного невроза.
Учение К.Г.Юнга о коллективном бессознательном. Понятие “архетипы”. Гуманистический психоанализ Э.Фромма.
Тема 17. Философия славянофильства.
Славянофильская концепция соборности. Учение о своеобразии и исторической миссии России. Критика западной философии рационализма и материализма. Философская идея цельности знания. Концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского и законы их развития.
Идеи почвенников о национальной почве как основе социального и духовного развития России. Экзистенциальный гуманизм Ф.М.Достоевского.
Тема 18. Российское западничество.
П.Я.Чаадаев: оценка исторического прошлого России и её современного состояния. А.И.Герцен: разработка диалектического метода, критика идеи разумности истории, “русский социализм”.
П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Г.В.Плеханов о роли личности в истории.
5
Тема 19. Философия всеединства В.С.Соловьева.
Метафизика всеединства В.С.Соловьева. “Критика отвлеченных начал” и программа “цельного знания”. Историософия и идея нравственной эволюции. Смысл любви.
Тема 20. Русский космизм.
Н.Ф.Федоров: “Философия общего дела”. Проблема смерти и победы над ней. Преодоление “небратства”. Философские идеи монизма Вселенной К.Э.Циолковского. В.И.Вернадский: учение о ноосфере. П.А.Флоренский: идея органического прогресса.
Тема 21. Онтология - учение о бытии.
Философская картина мира. Проблема бытия в истории философской мысли. Философский смысл категории “бытие”. Проблема субстанции. Основные формы бытия; природа, духовное, социальное. Бытие и небытие.
Тема 22. Материя и её атрибуты.
Представления о материи в различных философских учениях. Философское определение материи. Движение, пространство, время, отражение как атрибуты материи. Идея материального единства мира. Современные естественнонаучные представления о материи, её видах, структуре и формах движения.
Тема 23. Проблема изменения и развития мира.
Проблема развития в философии. Категории “развитие”, “связь”, “взаимодействие”, “движение”. Проблема источников, движущих сил и направленности развития. Диалектика и метафизика. Диалектические законы развития, их основное содержание. Проблема развития в философии и науке 20 века.
Тема 24. Сознание.
Проблема сознания в истории философской мысли. Основные концепции происхождения и сущности сознания. Проблема идеального. Сущностные характеристики сознания. Структура человеческого сознания. Общественное и индивидуальное сознание, их различие и взаимосвязь. Структура общественного сознания.
Тема 25. Предмет социальной философии.
Его основные проблемы и функции. Философский анализ общества. Понятие общества. Общество как система, её характерные черты, компоненты, функции. Социальная сфера жизни. Социальные отношения. Социальная общность людей, типы общностей, их признаки. Понятие социальной стратификации и социальной мобильности.
6
Тема 26. Философия истории.
Проблема движущих сил и периодизации истории. История общества как единый мировой процесс и как совокупность локальностей. Исторический прогресс и его критерии. Смысл истории.
Тема 27. Человек как проблема философии.
Проблема сущности человека в истории философии. Понятие “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Закономерности и этапы развития личности. Роль социальной среды в формировании личности. Отчуждение и самоопределение личности.
Тема 28. Общество и культура.
Культура как специфический человеческий способ бытия. Материальная и духовная культура. Исторические типы культур. Единство и многообразие культур. Концепции кризиса культуры. Культура и цивилизация в философии О.Шпенглера.
Тема 29. Глобальные проблемы современной цивилизации. Общая характеристика современной цивилизации. Материальное
производство и техносфера. Глобальные проблемы современности: возникновение, сущность, типология. В.И. Вернадский о ноосфере. Гуманизм как основа решения глобальных проблем.
Тема 30. Теория познания.
Философский подход к познанию. Проблема познаваемости мира. Проблема истины. Проблема объекта и субъекта познания. Диалектика чувственного и рационального в познании и их основные формы. Научное познание: уровни, методы и формы.
Представленные выше темы программы являются основой для экзаменационных вопросов.
7
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
А. Выбор темы контрольной работы.
Выбор темы контрольной работы осуществляется студентом самостоятельно по следующей таблице.
Последняя |
|
Первая буква фамилии студента |
|
||
цифра |
|
|
|
|
|
шифра за- |
А, Б, В, |
Е, Ж, З, |
Л, М, Н, |
С, Т, У, Ф, |
Ч, Ш, Щ, |
четной |
Г, Д |
И, К |
О, |
Х, Ц |
Э, Ю, Я |
книжки |
|
|
П, Р |
|
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
3 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
4 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
5 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
8 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
9 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Б. Работа студента над содержанием темы и её оформлением. Контрольная работа может быть представлена в следующих видах: 1. Компиляция - глубокое изучение философской литературы по
данной проблеме. Раскрываются различные точки зрения (необходима ссылка на литературный источник, откуда взята информация), среди которых студент выделяет наиболее истинную, ему импонирующую позицию.
2.Обзор научной литературы, в котором можно ограничиться мнением авторов и лишь в конце работы дать собственный краткий комментарий.
3.Обобщение - в большей степени, чем предыдущие, самостоятельная работа студентов. Студент рассматривает сам, но он использует как объект собственной рефлексии точки зрения, концепции по отдельным проблемам.
Подборка необходимой научно-философской литературы дана по каждой теме в объеме, превышающем необходимый. Но студент вправе
8
самостоятельно расширить этот список. Желательно, чтобы литература была ограничена пятью последними годами издания, за исключением фундаментальных изданий. В контрольной работе рекомендуется использовать не менее пяти литературных источников, при этом следует иметь в виду, что содержание учебников различно по тематике и объему, поэтому необходимо подбирать материал по интересуемой проблеме по разным источникам. Текст работы должен быть лаконичен, насыщен идеями, имеющими непосредственное отношение к выбранной теме.
В содержании контрольной работы выделяются следующие части: план, введение, основная часть (можно выделить параграфы), заключение, список литературы.
Контрольная работа оформляется по единым требованиям, представляется преподавателю в единственном экземпляре в рукописном или машинописном варианте в установленный срок.
По внешнему оформлению контрольная работа включает титульный лист, план, введение, заключение и основную часть с подзаголовками, список использованной литературы. На титульном листе указывают: названия министерства, ведомства, университета, кафедры, учебной дисциплины, название темы работы, Ф.И.О. студента, курс, группу, город и год написания (см. образец).
Рукописный текст выполняется в ученической тетради; печатный вариант: через 1,5 интервала на стандартных листах бумаги.
Общий объем рукописной работы составляет 12 листов ученической тетради, машинописной - соответственно 12 листов форматом А4. С левой стороны остаются поля 30 мм, с правой - 15 мм, сверху и снизу примерно 25 мм.
9
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кузбасский государственный технический университет
Кафедра философии
Учебная дисциплина “ФИЛОСОФИЯ”
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ № 5: наименование темы
Выполнил(а): ст-нт гр. Э-975 И.И.Иванов Проверил:
Прокопьевск 2000