Файл: Томпсон. Механистическая и немеханистическая наука. Исследование природы сознания и формы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 516
Скачиваний: 0
Диалоги о сознании и кванте |
дд |
Шунья: Это обстоятельство вызывает сомнения в том, что мы вообще сможем проверить факт существования подобной гипотетической дживатмы. Но мне хотелось бы отметить другой, более фундаментальный момент. Допустим, вам удалось экспериментально доказать, что для объяснения деятельности мозга требуется введение нового фундаментального закона природы. Теория, которая включала бы в себя такой закон, по-прежнему оставалась бы механистической. Всякое научное утверждение — и, в сущности, всякое обоснованное утверждение любого типа — опирается на измеримые данные и, следовательно, является существенно механистическим, даже несмотря на то, что мы не всегда пытаемся выразить его в понятиях формального математического языка. Определяя сознание и личность как немеханические феномены, вы, в сущности, не говорите ничего. Поэтому не имеет смысла даже говорить об экспериментальной проверке подобных утверждений.
Авароха: Вы отчасти правы. Мы не можем изучать сознание, непосредственно исследуя его воздействие на движение материи. Разумеется, мы в состоянии получить при помощи подобных методов косвенные данные о сознании. Однако для полноценного исследования мы должны обратиться к высшим познавательным способностям самой дживатмы.
Как я уже говорил, многие из ваших утверждений не могут быть переведены на строго механистический язык. Говоря о надеждах и чаяниях, которые не имеет смысла даже обсуждать, вы на самом деле обращаетесь к аспектам реальности, лежащим за пределами механистических описаний. Чтобы осознать эти понятия и работать с ними практически, нам придется выйти за пределы механистического миррвоззрения. Будь мы машинами, это оказалось бы невозможно. Однако, как указывает Бхагавад-гита, само наше существование есть явление немеханистическое.
Как только дживатма обретает телесную оболочку, ее внутренние чувства объединяются с системой обработки информации тела и, таким образом, обычные чувственные восприятия дживатмы относятся почти исключительно к физическим состояниям машин, в число которых входит и мозг40. При этом условии лишь непосредственные восприятия дживатмы ее собственных ощущений и познавательная деятельность включают в себя нечто такое, что не может быть выражено через механистические понятия. По этой причине дживатма имеет тенденцию игнорировать собственную природу и
100 |
Глава 3 |
воспринимать окружающее сквозь призму механистического мировоззрения.
Однако собственные чувства дживатмы не ограничиваются наблюдением состояний физического тела. Дживатмы способна напрямую обращаться как к прочим дживатмам, так и к Параматме, Сверхразуму. В процессе взаимодействия непосредственно участвуют свойства и качества личности и, следовательно, подобный процесс нельзя описать механистически. Понять и анализировать его могут только люди, достигшие необходимого уровня восприятия при помощи непосредственного осознания.
Шунья: Подобное «осознание» — вещь чисто субъективная! Кто угодно может заявить о том, что он обладает сверхъестественными возможностями и способностью к таинственным видениям. На свете существуют тысячи таких людей и множество соперничающих между собой сект, объединяющих в своих рядах доверчивых последователей. Однако наука ограничивает свои интересы знанием, допускающим объективную проверку. Чтобы считать наблюдение объективным, должно быть возможно независимое проведение такого наблюдения разными людьми и сравнение полученных ими результатов.
Авароха: Два человека, достигших высшего уровня сознания смогут, без всякого сомнения, признать друг в друге людей, осознавших свою духовную природу, и глубоко обсуждать увиденное с людьми, наделенными сходными способностями. Мы можем отчасти пояснить сказанное на примере двух людей, наблюдающих за восходом солнца в присутствии совершенно слепого человека. Слепой не поймет их высказываний и может занять скептическую позицию, считая разговоры о восходе солнца абсурдом. Тем не менее зрячие могут обсуждать это явление, будучи уверенными в том, что собеседник разделяет их мнение по поводу предмета разговора.
Еще один важный момент: люди, осознавшие свою духовную природу, способны непосредственно воспринимать себя и окружающих при помощи собственных трансцендентных чувств. Их наблюдения не ограничиваются внешними чертами. Таким образом, распознавание высших состояний сознания не ограничивается простым субъективным восприятием отдельно взятой личности.
Вы правы, отмечая существование множества людей, вводящих и себя, и окружающих в заблуждение относительно наличия у них мистических способностей. Подобные мошенники существуют, но
Диалоги о сознании и кванте i Q i
это не означает, что создать истинную науку о высшем сознании невозможно. Такая наука должна основываться на проверке важнейших наблюдений несколькими экспертами, однако подобную проверку способны производить только люди, осознающие свою духовную природу.
В системе Бхагавад-гиты содержатся практические приемы обретения высшего самоосознания. В рамках этой системы человек, ищущий знания, может получать указания от осознавшей себя личности41. Следование указаниям пробуждает по милости Сверхразума высшие сознательные способности человека42. Тем не менее его достижения могут быть оценены только духовным учителем, обладающим способностью безошибочно распознавать заблуждения и иллюзии. Вместе с тем и учитель, и ученик могут искать помощи у других осознавших себя личностей, а также обращаться к авторитетным литературным источникам. Подобная система сродни методологии современной науки, в которой достижения отдельных исследователей тщательно рассматриваются коллегами и оцениваются в контексте надежно установленных фактов и концепций.
Кутарк: Вы упомянули о Сверхличности и Сверхсознании. Что означают эти слова? Что именно осознается в упомянутом вами процессе осознания? Доступен ли он человеку, опыт которого ограничен результатами действия обычных пяти чувств?
Авароха: Бхагавад-гита указывает, что сознание существует в двух аспектах — всеобщем и бесконечно малом. Всеобщее сознание является основой реальности и высшим источником всевозможных явлений. Абсолютное сознание понимается как Верховная Личность, обладающая всеми признаками личности — такими как чувства, воля, интеллект. В ведической литературе Верховная Личность упоминается под разными именами — например Кришна, Говинда. Разумеется, это та же самая Верховная Личность, которую иудаизм и христианство называют Богом, мусульманство — Аллахом.
Бесконечно малый аспект сознания представляют неисчислимые атомарные «Я», называемые дживатмами. Поясним соотношение всеобщего и бесконечно малого аспектов сознания при помощи простой аналогии. В классической физике мы определяем электрон как крохотную заряженную частичку, взаимодействующую по определенным законам с электромагнитным полем. Подобным образом мы можем определить истинную сущность дживатмы через ее взаимодействие с Верховной Личностью. Электрон определяется через
102 |
Глава 3 |
взаимодействие с электромагнитным полем, и точно так же мы можем сказать, что дживатма определяется через ее взаимодействие с Высшим Сознательным Существом.
Таким образом, высшей целью самоосознания является достижение способности общения с Верховной Личностью. Способ такого взаимодействия сугубо индивидуален, его сущность состоит в преданном служении, основанном на любви. Мы можем получить представление о том, как происходит это взаимодействие из описания Верховной Личности, приводимого в Брахма-Самхите:
преманджана-ччхурита-бхакти-вшочанена сайтах садайва хридайешу вилокайанти йам шйама-сундарам ачинтйа-гуна-сварупам говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
«Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, который есть Шйамасундара, Сам Кришна, обладающий непостижимыми бесчисиенными качествами, которого истинные преданные видят в глубине своих сердец глазами преданности, умащенными бальзамом любви»43. Разумеется, мы можем полностью осознать смысл этого описания лишь путем прямого опыта, точно так же, как вкус фрукта можно ощутить, лишь попробовав его.
Баум: Мне кажется, вы просто излагаете нам содержание некой религиозной доктрины. С точки зрения науки, подобные идеи абсоиютно фантастичны и не могут быть проверены. Они могут быть приняты лишь посредством слепой веры. Пропаганда подобных идей под маской научных воззрений достойна порицания!
Авароха: Очень забавно услышать от вас подобные слова после того, как вы выдвинули идею о множественных расщепляющихся мирах — идею, которая действительно не поддается проверке. Главной же целью указанного мной подхода к изучению высшего сознания является именно обеспечение возможности прямой проверки его истинности. Нет никаких сомнений в том, что существование Бога невозможно подтвердить на основании рассуждения и набора эмпирических фактов — во всяком случае, выяснить о нем что-либо серьезное таким путем нельзя. Однако если Бог реален, а «сознающее Я» обладает соответствующими имманентно присущими ему способностями, то мы должны иметь возможность обращаться к Богу напрямую
Диалоги о сознании и кванте
К сожалению, многие исследователи отвергают такую возможность, выдвигая мистические теории, в которых не находится места для «сознающего Я», не говоря уже о более высоких предметах. Путем неоправданных экстраполяции эмпирических фактов они приходят к воззрениям, которые невозможно проверить и которые иначе как фантастическими не назовешь. Скованные рамками таких представлений, они приходят к неизбежному выводу о том, что «чем глубже мы познаем природу, тем более бессмысленным представляется ее существование» . Осуждения заслуживает распространение именно таких бессмысленных теорий, поскольку они неспособны дать ощутимых результатов и ставят заслон на пути духовного развития, наполняя умы людей ложными концепциями.
Янтри: Эти материи весьма далеки от предмета изучения физики, химии и биологии. Зачем вводить столь сложную систему, опирающуюся на концепции, чуждые современным научным воззрениям? Да, мы еще не до конца понимаем природу сознания и, вероятно, нам предстоит узнать еще очень многое о фундаментальных принципах, лежащих в основе материи. Разумеется, нам следует быть начеку и не допускать неоправданных экстраполяции и поспешных обобщений. И все же мне кажется, что нам, ученым, следует придерживаться консервативных подходов45. Мы должны действовать постепенно, шаг за шагом развивая знание на основе уже существующих научных воззрений.
Авароха: Главным недостатком данного подходя является то, что современная наука не накопила еще достаточного количества данных о сознании. Научная теория по своему качеству не может быть выше данных, на которых она построена, так что продвижение в понимании соотношения сознания и материи является процессом медленным и неоднозначным. Вот почему попытки ввести понятие сознания в квантовую механику преждевременны. Например, физик может не знать о сознании ничего, кроме того факта, что люди как правило осведомлены об определенных макроскопических распределениях материи. Поскольку из-за этого появляется необходимость редуцировать вектор состояния, физик выдвигает теорию, в которой именно сознание вызывает такую редукцию. И все же подобная теория может не учесть многих аспектов феномена сознания.
Философская система Бхагавад-гиты обладает тем преимуществом, что она дает обширную информацию о сознании и определяет научные процедуры, при помощи которых человек может практиче-