Файл: Социология семьи М, 1996.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 1017

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Образовательные программы в области семейных отношений для слушателей социологических и социальных факультетов от­личаются академической направленностью на освоение теорий семьи и семейной политики, опыта выборочных исследований семьи и практики семейной терапии и семейного консультиро­вания.

Практическая ориентированность в большей мере присуща повы­шению уровня "семейного образования" в рамках недостаточно раз­витой сегодня у нас подготовки администраторов, политиков, кон­сультантов, а также в пределах пока отсутствующей системы семей­ного образования для населения — учебные материалы в этих целях еще только предстоит готовить на основе информации о семейной жизнедеятельности.

Данный курс построен таким образом, чтобы показать происходя­щие в обществе изменения с учетом их преломления сквозь призму семейных изменений. Социальные изменения уходят своими корня-

8

ми в глубину взаимосвязи между социальными институтами, в изме­нение положения семьи среди них. Важно при этом рассмотреть, как активные формы семейного бытия и семейного поведения личности участвуют своими результатами в итоговых тенденциях не только трансформации семьи как социального института, но и в процессах социальной динамики.

Учебные пособия по социологии семьи могут строиться в зависи­мости от специфики авторских предпочтений весьма своеобразно. Многие учебники ориентированы на использование естественного интереса студентов к проблеме пола, брака и родительства и идут обычно от частного к общему в расположении материала. Иногда содержание привязывается к последовательным стадиям жизненного цикла личности и семьи, реже в основу кладется подход, при кото­ром постепенно анализируются все принимаемые личностью семей­ные решения.

В данной книге, ориентированной прежде всего на слушателей факультетов социальных наук, анализ семейных отношений на­чинается с рассмотрения их на макроуровне, в контексте социаль­ных институтов и институциональных взаимосвязей. Затем он опу­скается ниже, на уровень социальнозначимых проявлений жиз­ненного цикла семьи, на микроуровень межличностных взаимо­действий внутри самой семьи. Завершается он изучением раз­личных типов семейного поведения личности, индивидуального восприятия семейного образа жизни всеми членами семьи.


Такой подход к изложению позволяет понять судьбы семьи в ходе истории, положение семьи среди социальных институтов в системе государственного управления, определить, как становится возмож­ным осуществление макросоциетальных функций семьи через ана­лиз специфики потребности в самой семье для личности. При этом оказывается возможным объяснить степень устойчивости семьи как автономного феномена посредством выявления степени согласован­ности интересов личности и общества (государства), связанных с существованием семьи.

Заключительный раздел посвящен обсуждению проблем, возни­кающих при несовпадении заинтересованности в семье со стороны общества (государства) и личности, т.е. рассмотрению последствий изменения семьи, их оценки и всего комплекса проблем соци­альной технологии, относящихся к социальной политике в обла­сти семейных отношений, как к реальной политике вмешательст­ва государства в ход семейных процессов, так и к той семейной политике, в которой, с нашей точки зрения, нуждается наша страна.

9

ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ СЕМЬИ В БЫВШЕМ СССР в 1968—1983 гг.

1. Современные брачно-семейные от­ношения 137 работ

2. Социальные микропроцессы и семья — 50 -"-

3. Правовые аспекты брака — 94 -"-

4. Мораль и семья — 73

5. Семья и религия — 22

6. Семья и охрана здоровья — 103 -"-


7. Семья и общественные отношения — 49

8. Помощь семье со стороны общества — 167 -"-

9. Взаимодействие семьи с отдельными социальными институтами — 63 -"-

10. Численность, состав и структура семьи— 111

11. Основные функции семьи —1052

12. Образ жизни семьи — 115 -"

13. Семья, родство, микросреда семьи — 46

14. Семья и личность — 420

15. Межличностные отношения в семье — .206

16. Жизненный цикл семьи — 397 -"-

17. Социальная, региональная и этничес­кая дифференциация семейных отно­шений — 537 -"-

18. Проблемные семьи — 121


19. Историко-этнографические исследова­ния - 157 -"-

20. Методология и методика исследова­ний семьи — 335 -"-

21. Информационные материалы, библио­графии — 29 -"-

Мацковский М.С. Социология семьи. М., 1989. С. 113.

На этих страницах сделана попытка создания учебного пособия, совмещающего традиционное изложение курса с элементами социо­логического практикума и с широким использованием фрагментов из разного рода социологических текстов. Учитывая, что семейная про­блематика тесно связана с интимными сторонами жизни и тем са­мым с множеством предрассудков на уровне обыденного сознания, авторы предпочли направить внимание на развитие навыков само­стоятельной интерпретации социологических и статистических дан­ных о семье. Студент должен уметь разбираться в противоположных

10

научных концепциях объяснения современных тенденций семьи, различать это противостояние в общественном мнении, в общежи­тейских трактовках и точках зрения. Социологическое размышле­ние о проблемах семьи способствует, в соответствии с критерия­ми этнометодологии, преодолению стереотипов личного опыта се­мейной жизни и конструированию адекватных картин социального мира.

ЧАСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ СБОРА

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЬЕ


Опрос — 13,7%. Интервьюирование — 16,4%. Анкети­рование — 33,6%. Тестирование — 3,1%. Экспертный опрос — 0,8%. Анализ документов — 13,3%. Наблюде­ние — 8,6%. Эксперимент — 1,2%. Не указано 9,3% от общего числа рассмотренных 256 исследований.

Мацковский М.С. Социология семьи. М., 1989. С. 16.

Авторы учебного пособия благодарят рецензентов за ценные заме­чания, высказанные при работе над рукописью.

Авторы также признательны всем, кто помогал нам при подготов­ке рукописи учебного пособия к печати — преподавателям кафедры социологии семьи, деканату социологического факультета Москов­ского университета, сотрудникам Бизнес-университета, нашим аспи­рантам и студентам.

Главы 1-6 написаны А.И. Антоновым, гл. 2 — при участии Г.В. Соколовой, гл. 7-11 — В.М. Медковым при совместном редак­тировании.

Примечания

1 Parsons T. The American family: its relations to personality and the social structure // Parsons T., Bales R. Family, Socialization and Interaction Process. Free Press. 1955. P. 16.

Приглашение к занятиям:

ТЕСТ НА ИНФОРМИРОВАННОСТЬ

Социология семьи располагает таким объектом исследования, ко­торый известен всем с малолетства. Личный опыт зачастую проти­воречит социологическим данным — можно выйти на улицу, встре­тить подряд несколько мамаш с детскими колясками и обрадоваться "взрыву рождаемости", или можно верить, что "в наше время" люди были нравственнее или, что, если постоянно обращать внимание на недостатки спутника жизни, то можно скорее изменить их. Со­циология тревожит наше самоуважение и задевает многих, объясняя давно известное, открывая глаза на привычное.

В естествознании другое дело — там открывается доселе неведо­мое, прямо не связанное с опытом повседневности, там новые истины не задевают каждого. Социологические истины, напротив, постоянно пересекаются с очевидностями здравого смысла, когда одинаково очевидно, что "разлука — любовь бережет" и "с глаз долой — из сердца вон". Опираясь на эти премудрости, социологию семьи обвиняют то в банальности, то в абсурдности, тогда как разумнее было бы познакомиться с ней поближе.

Чем чаще социология возмущает спокойствие, будоражит мнения, тем лучше она реализует свои познавательные функции. Каждое новое достижение социологии делает предрассудком очередную прав­ду здравомыслия. Социология семьи противостоит предубеждениям, стереотипам и иллюзиям — в сфере мнений о семейных взаимоотно­шениях сильны пристрастия, здесь свои партии и партийная ожесто­ченность. Но не может быть столько социологии, сколько партий — социология одна. Поэтому проблема интерпретации данных, фактов, причин и следствий — одна из самых сложных в социологии. Не­достаточно сказать, что что-то верно, надо уметь различать ложь с помощью процедур социологического объяснения.