Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 1
Следует провести сравнение и таких понятий, как «предприниматель и менеджер». Предпринимателем принято называть человека, предпринимающего что-то по собственной инициативе, действующего под свою ответственность, на свой страх и риск, рассчитывающего на собственные силы и средства. В этом смысле предпринимателями могут называть основателей музеев и галерей и даже путешественников предпринявших те или иные действия для этого. В более узком смысле предпринимательство – это частный случай бизнеса, вид деятельности человека, который осуществляет бизнес, реализует нововведения, вкладывает собственные средства в новое дело, принимая на себя личный риск. Если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, то различие между ним и предпринимателем очень велико. Эти различия стираются, когда менеджер активно ищет возможности и намеренно рискует, чтобы добиться изменений и совершенствования. Такой стиль управления является предпринимательским, а сам менеджер – предприимчивым. [4]
Менеджмент – это понятие крайне емкое. Мы его определили как управление в рыночных условиях, как особый вид деятельности по руководству коммерческим предприятием. Вообще –то, термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин «государственное управление» , а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин «администрирование» . Широко известно такое определение менеджмента: это умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.[1]
Работа с людьми всегда сложна. Ведь каждый имеет свои психологические особенности, способности , недостатки, которые в разных конкретных ситуациях проявляются по-разному.[1]
Менеджер должен владеть научными знаниями, которые каждый раз в его практической работе будут получать новое звучание. Творческое применение своих знаний в разных управленческих ситуациях требует и различие личностных качеств менеджера. Все это говорит о том, что менеджмент с полным правом может считаться не только наукой, но и искусством. Поскольку именно менеджеры управляют организацией, то менеджмент нередко идентифицирует с менеджерами – определенной категорией людей. Также менеджментом обозначают аппарат управления или специфический орган функционирующего коммерческого предприятия. Любое предприятие имеет такой орган, т.е. имеет руководство, или менеджмент. Руководство данного предприятия представляет его в обществе; успехи и неудачи предприятия это прежде всего успехи и неудачи менеджмента.[1]
Таким образом, менеджмент определяется как:
- наука и искусство;
- вид деятельности;
- орган или аппарат управления;
- категория людей.
В дальнейшем термины «менеджмент и управление» мы будем употреблять как равнозначные. Самой главной задачей менеджмента является обеспечение существования предприятия на рынке. Это возможно, если любое принимаемое решение в длительной перспективе свидетельствует об экономической пользе предприятия. В бизнесе это означает, что у предприятия постоянно имеется широкий круг потребителей. А чтобы это было именно так, руководство предприятия должно заниматься рыночными исследованиями, выявлять настоящие и прогнозировать будущие потребности своих реальных и потенциальных потребителей; хорошо знать своих конкурентов, ибо именно они задают те параметры, которые необходимо производить. Важно знать, что ожидают клиенты от фирмы сегодня, что будут ожидать завтра? Эта сложная работа называется маркетингом. Рынок очень подвижен, он все время меняется, следовательно, менеджмент должен обеспечить быстрое реагирование фирмы на все рыночные изменения. Исходя из сказанного , сделаем предварительные выводы , что общая задача менеджмента разворачивается в конкретные задачи, одной из которых выступает обеспечение маркетинга. Наравне с маркетингом одной из конкретных задач является обеспечение инноваций. В конкурентных условиях фирма не выживает, если не будет разрабатывать новые товары и услуги, более высокого качества, на более приемлемых для клиентов условиях. [1]
Понятие « инновация» вбирает в себя как технические разработки и исследования, так и все изменения в работе предприятия в лучшую сторону. В современных условиях существования глобальных проблем, одной из которых является экологическая проблема, руководство обязано придавать особое значение уменьшению загрязненности окружающей среды и рациональному использованию ресурсов. Это еще одна конкретная задача менеджмента.[4]
Мы знаем, что важнейшим элементом производственного процесса на предприятии являются люди и об этом нельзя забывать. И задача менеджера - организовать работу коллектива, что означает сформировать кадры, установить систему отношений между людьми, содействовать развитию персонала и его роста; повышать эффективность труда служащих. Если эта задача решается слабо, сотрудники не удовлетворены работой и эффективность труда низкая, положение предприятия на рынке неизбежно ухудшается. Основной же задачей менеджмента является сделать информацию, опыт, нововведения производительной силой, что и обеспечит существование и успех фирмы на рынке. Так же не будем забывать о малом бизнесе. В полнее зрелой рыночной экономике он составляет 95% всех фирм, а это между прочем работа для большинства населения. Устоять, можно, выразится «выжить» в конкурентной борьбе этим предприятиям невозможно без эффективного менеджмента. Роль менеджмента сложно переоценивать. В данное время уже никто не полагается только на удачу и интуицию. Благополучие предприятия – это результат продуманной деятельности руководства и персонала компании.[4]
В наши дни ключ к эффективной экономике – способности людей, их талант, образование приобретенная квалификация, а также все, что имеет отношение к организации, - ее структура, система управления, коммуникации, информационные технологии. Все это обеспечивает менеджмент, который делает работу организации продуктивной. По данным ученых института экономики США , до 70% прибыли организация получает за счет умелого управления и грамотной подготовки кадров в соответствующей квалификации.[4][1]
-
- Методы современного менеджмента.
Осуществление функций и принципов управления выполняется путем реализации различных методов. Метод управления – это процесс осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей. В менеджменте применяются как научные так и специфические методы. К научным относятся исторический системный подходы, экспериментирование, моделирование, экономико-математические и социологические измерения и т.д.
В практике управления широко применяют модели процесса принятия решения. Моделирование собственного процесса принятия решений позволяет сделать существенный шаг в сторону количественных оценок результатов принимаемых решений. При этом роль качественного(неколичественного) анализа не принижается. Использование моделирования процесса принятия управленческих решений позволяет поднять его на абсолютно новый уровень по качеству, разработать и внедрить в практику принятия управленческих решений современные технологии. Профессиональное использование моделей процесса принятия решений позволяет менеджеру осуществлять контроль интуитивных соображений при принятии решений, властности, обеспечивать большую степень непротиворечивости и надежности принимаемых управленческих решений. Следует понимать, что модель позволяет найти рациональное решение. Поэтому нельзя акт принятия решения перекладывать только на заложенные в компьютер модели ситуации и полученные с их помощью альтернативные варианты управленческих решений. Они носят лишь рекомендательный характер и способствуют разработке эффективного управленческого решения.[4]
Решение, найденное с помощью моделирования ситуации принятия решения, необходимо проанализировать с точки зрения полноты учтенных в ней данных и, в случае необходимости, внести коррективы либо уточнить соответствующим образом применяемую модель. При принятии особо важных решений могут применятся несколько моделей, описывающих ситуацию принятия решений с разных сторон.[4]
Окончательное решение принимается на основании сравнения результатов, полученных с использованием различных ситуаций. На завершающей стадии важное знание приобретает искусство принятия решений. При моделировании процесса принятия решений надо иметь четкое представление о основных элементах таких моделей:
- ситуация принятия решений;
- время ля принятия решений;
- ресурсы, необходимые для принятия решений;
- ресурсы, которыми располагает организация;
- система управляемых факторов;
- система неуправляемых факторов;
- система связей между управляемыми и неуправляемыми факторами;
- альтернативные варианты решений;
- система критериев ( система оценок) для оценок результатов принимаемых решений.[4]
Важно, чтобы используемая в процессе принятия управленческого решения модель была адекватна ситуации принятия решения. Это означает, что модель должна соответствовать:
- структуре и свойствам объекта управления;
- требованиям решаемой управленческой задачи;
- особенностям и возможностям создания используемых методов моделирования и экспериментов, проводимых на базе используемого метода.
Модели процесса управления без условно различаются между собой, но никакая модель не может учесть абсолютно все факторы. Однако профессионально созданная модель отличается тем, что позволяет учесть наиболее важные из них.[4]
Все большее признание среди менеджеров получает такой метод, как экспериментирование. У нас в России проводятся экономические реформы и, многие управленческие нововведения требуют экспериментальной проверки. С помощью экспериментов ведётся и сам поиск научного научно доказанных нововведений, которые ведет полезны для решения целей и задач предприятия. Ценность управленческого эксперимента состоит не только в его практической направленности на решение проблем управления, но и в том, что оно служит источником новых идей, гипотез, теоретических положений, т.е. позволяет комплексно подойти к исследованию проблем теории и практики управления.[1]
Эксперимент(от лат. experimentum – проба, опыт) – один из основных методов научного познания. Он предполагает активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, который осуществляет планомерное изменение одного или нескольких факторов и регистрирует изменения в изучаемом объекте. С помощью эксперимента проверяют или иные гипотезы, нововведения и изменения в системе управления предприятием. Управленческой наукой накоплен большой опыт проведения экспериментов. При его проведении необходимо обеспечить соблюдение данных принципов:
- чистота эксперимента, т.е. эксперимент должен ставится таким образом, чтобы нейтрализовалось влияние условий и факторов, искажающих его ход и результаты;
- целенаправленность. Это означает, что эксперимент проводит ради определенной цели. Эта цель должна быть научно обоснована и конкретно сформулирована. Иначе непонятно, для чего проводится эксперимент;
- четкое установление зоны эксперимента (границ). Исследователь должен четко представлять место проведения эксперимента, его временные рамки, количество и состав участников.
Эксперимент по управленческим нововведениям должен иметь следующие виды обеспечения:
- информационное и управленческое обеспечение, дающее ясное представление об объеме и содержании необходимой информации, о возможностях механизации и автоматизации информационных процедур, а также о процессе экспериментов;
- Научное и методологическое обеспечение, состоящие из обоснования необходимости проведения эксперимента, формулирования его целей, задач и содержания, разработки гипотез, идей, теоретических положений, требующих экспериментальной проверки, разработки принципов и условий проведения и т.д;
- кадровое и социальное обеспечение, предусматривающие специальную подготовку кадров для участия в эксперименте и привлечение специалистов других профилей для обеспечения комплексности, а также проведения инструктивных и разъяснительных совещаний с участниками эксперимента;
- организационное обеспечение, предусматривающее необходимость выбора объектов экспериментирования и контроля, разработки инструктивных материалов по порядку проведения эксперимента, его срокам, процедурам, участникам, распределению ответственности между ними и т.д.;
- методическое обеспечение, т.е. разработку комплекса методических материалов по всем аспектам проводимого эксперимента в рамках этапов подготовки, проведения, анализа, оценки результатов, принятия решений;
- экономическое обеспечение, в состав которого входит определение условий финансирования и необходимых ресурсов по видам, а также разработка вопросов стимулирования участников эксперимента.
Можно выделить три возможных результата управленческого эксперимента:
- управленческое решение о принятии или об отрицательной оценке проверяемого нововведения;
- формулировка, научное и практическое обоснование новых теоретических и методических положений науки управления;
- развитие системы методов научного менеджмента, повышение их научной обоснованности.[1][4]