Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 1
А.Файоль разработал принципы администрирования деятельности, к которым относятся: разделение труда, власть ( авторитет ответственность), дисциплина, единство командования, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общему интересу, вознаграждение, централизация, скалярная цель (линия власти), равенство, устойчивость должностей кадрового состава, инициатива, корпоративный дух. Он впервые указал на необходимость создания штабов (функциональных подразделений), которые не должны обладать правом руководства, но должны осуществлять подготовку к будущему и выявлять возможные способы совершенствования организации.[1]
Принципы управления 90-х гг. XX в. Нацеливают внимание на социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффективными. К концу XX в. Практика выработала свои принципы. Некоторые из них перечисляются ниже:
- целенаправленная активация деятельности людей, инновационной предприимчивости;
- гуманизация процесса труда;
- динамизм формирования и развития инноваций;
- самоконтроль качества труда, продуктов и процессов деятельности в системе менеджмента;
- ориентация менеджмента не на процессы деятельности в системе менеджмента; - эффективность менеджмента обеспечивается соединением воедино факторов производства: капитала, информации, материалов, людей и организаций, самым главным из которых является человек;
- человек не только средство для достижения цели, он сам-цель менеджмента;
- качество работы и продукции обеспечивается принципом добровольности, саморазвития и взаиморазвития, групповой деятельности, деловой активности, массового новаторства и творческого подхода.[1]
2.2 Эффективность менеджмента
Как было сказано ранее, деятельность менеджера заключается в руководстве людьми, направленном на достижение поставленных целей.
Если управленческая деятельность решает поставленные задачи, обеспечивает реализацию целей, причем на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной. Иными словами, эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, и в этом смысле проблема эффективности управления являются составной частью экономики управления, частью эффективности производства. Для оценки эффективности производства и управления используется система обобщающих и частных показателе.
Обобщающие показатели характеризуются конечные результаты:
- рентабельность;
- объем производства;
- прибыль;
- время и др.
Частные показатели характеризующие использование отдельных видов ресурсов – труда, основных средств, инвестиций:
- фондоотдача;
- материалоемкость продукции;
Темп роста производительности труда.
К показателям, характеризующим труд менеджера, можно отнести:
- сокращение потерь рабочего времени управленческого персонала улучшением организации труда;
- снижение трудоемкости обработки управленческой информации;
- сокращение управленческого персонала, сроков обработки информации.[1]
Эффективность управленческой системы оценивается количественными и качественными показателями.
Количественные показатели включают:
- финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление т.п.);
- показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур);
- комплекс трудовых показателей – экономия живого труда в сфере управления ( численность, сокращение трудовых процессов управления) и др.
Качественные показатели включают:
- формирование организационной культуры;
- повышение научно-технического уровня увправления;
- удовлетворенность трудом;
- повышение квалификации менеджеров;
- завоевание общественного доверия;
- повышение уровня обоснованности принимаемых решений;
- экономические последствия;
- усиление социальной ответственности организации.
Эффективность управления бывает тактической и стратегической.
Тактическая эффективность отражает получение эффекта в ближайшем времени, стратегическая – в будущем. Эффективность можно различать как потенциальную и реальную. Потенциальная эффективность оценивается предварительно, реальная определяется полученными на практике результатами.[1]
Эффективность управления определяется как в относительных величинах – соотношение цели и полученного результата, экономического эффекта и затрат, потребности и ее удовлетворения, так и в общем виде, например в полученной прибыли. Но нельзя упрощенно подходить к оценке эффективности управления, соизмеряя полученную прибыль и затраты по управлению, ибо результат управления может быть не только экономическим, но и социально – экономическим, социальным. Таким образом, понятие эффективности включает в себя различные виды, такие как:
- способность достигать намеченных целей и в запланированные сроки;
- цену ресурсов, затраченных на достижение цели;
- степень удовлетворения интересов различных групп личностей и организаций, связанных с деятельностью предприятия ( собственников, менеджеров, работников, клиентов, поставщиков др.).
Причем эти виды эффективности часто противоречат друг другу, а выбрать эффективность, удовлетворяющую всех, практически невозможно. Поэтому следует учитывать, о какой эффективности и « для кого» идет речь. К числу факторов, влияющих на эффективность управления, относят величину предприятия и количество его сотрудников, а также особенности производственной деятельности.
Среди этих факторов:
- культура организации;
- потенциал сотрудников, их способность выполнять работу;
- средства производства;
- социальный аспект деятельности персонала и коллектива в целом.[1][5]
Это предполагает использование новейших информационных и управленческих технологий, максимальную автоматизацию и компьютеризацию деловых процессов, активное участие сотрудников организации в управлении, формирование надежных коммуникаций, заинтересованности всех участников в результатах управления. Каждая организация, каждый субъект управления имеют свои внешние и внутренние факторы влияния на эффективность. Эффективность менеджмента зависит от активности субъекта управления. Активность складывается из двух типов факторов - структурных и активирующих. Структурные факторы управления требуют рационального подхода, логики, объективности и систематизации. Они характеризуют область технических навыков. Активирующие факторы характеризуют процесс управления людьми, умение налаживать межличностные отношения. Владение этими факторами творческого подхода, знаний в области человеческого поведения, интуиции.
Структурные факторы (логичность): использование финансовой системы; принятие решений; инструктирование; контроль. Активизирующие факторы (творческий подход) : мотивирование; информирование; совершенствование организации; сотрудничество; управление.[5][1]
Вывод:
На чем основывается менеджмент и какие он имеет подходы. Из каких принципов состоит управленческая деятельность. Насколько эффективен тот или иной метод управления и в чем они заключаются. Умение анализировать, планировать, грамотно распределять ресурсы и достигать положительного результата в этом и заключается менеджмент.
Глава 3
Понятие современного менеджмента
На сегодняшний день слово «менеджмент» знают или хотя бы слышали практически все. Оно за относительно короткий срок вошло в словарный запас. Но наиболее точным переводом с английского языка слово « management» означает « управление». Большинство тех, кто раньше занимались производством, теперь объявляют себя специалистами в области менеджмента. Можно ли считать, что русское «управляющий» и английское «менеджер» - это абсолютно одинаковы понятия.[4]
Когда европейцы и американцы говорят о менеджменте, то они подразумевают менеджера – человека, субъекта управления, который действует в структуре рынка. Речь идет о тех организациях ,которыйе заняты бизнесом. Бизнес направлен на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг. Значит, бизнес менеджер – это управляющий предпринимательской деятельностью, хозяйственными корпорациями. Хотя бизнес и менеджер – не одно и то же. Бизнес – это человек, который «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход.
Бизнесмен – это прежде всего деловой человек, у которого может не быть подчиненных или в полнее возможно крупный собственник, который может не занимать никакой постоянной должности в корпорации, однако является владельце пакета ее акций. Когда говорят о менеджере, то как правило имеют ввиду менеджера – профессионала, прошедшего специальную подготовку, а не просто инженер, юриста или экономиста. Менеджер занимает постоянную должность в корпорации.[4]
Менеджеры работают на всех «ступенях» управления и, по американским меркам, в задачу менеджера входит организация конкретной работы в рамках определенного числа подчиненных, которые находятся по его властью. Как известно на западных предприятиях различают:
- lower management – низшие звенья управления ( руководители подотделов и других аналогичных им подразделений);
- middle management – среднее звено управление ( руководители управления и самостоятельных отделов);
- top management . т.е. высшее звено управления ( генеральный директор и другие члены правления).
Подразумевается, что руководители самого разного уровня есть и в армии, и в правительстве, и даже в церкви, но менеджмент деловых предприятий существенно отличается от прочих видов управления тем, что целью предприятия, а следовательно и задачей его управления является производство товаров или удовлетворение социальных потребностей через рынок.[4]
Английский термин «менеджер» не переводится дословно на русский язык. Его принято переводить как « управление», а термин «менеджер» переводят как «руководитель». Менеджмент – это обязательное управление хозяйственной деятельностью, которое выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности. В качестве объекта менеджмента выступает хозяйственная деятельность, предприятия в целом или ее конкретная сфера.
Менеджмент охватывает деятельность предприятий, которые выступают в рыночном механизме в качестве самостоятельных экономических субъектов. Одной из главных задач менеджмента является определение целей деятельности организации.[1]
Менеджер – специально подготовленный профессиональный управляющий, являющийся представителем любой профессии и специалистом в ее области. Это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях. Специфика труда менеджера определяется тем, что он реализует функцию руководства. При этом перед ним стоит задача по соединению систем управления в единое целое, координация действий ее звеньев. Наиболее важной обязанностью менеджера обеспечение согласованности и единства системы управления как целого.[1]
Менеджмент реализуется в экономическом, правовом, социально- психологическом и организационно – техническом направлениях. Содержание экономического направления является управление производственным процессом.[1]
Деятельность менеджера сосредотачивается на координации материальных и трудовых ресурсов для достижения поставленной цели при наименьших затратах. Социально – психологическое направление менеджмента - это прерогатива менеджеров всех уровней. На низовом и среднем уровнях управления усилия менеджеров направлены на создание дружественных производственных отношений между коллективом и отдельными работниками, при которых их способности могли бы полностью реализоваться. На высших уровнях управления социально – психологическую функцию осуществляет ряд лиц, использующих власть, авторитет, социальное положение для регулирования отношений между руководителями и подчиненными. Социально – психологическое направление базируется также на уровне развития социальных отношений в обществе ( уровень образования, традиции, культура, обычаи).[1][4]
Правовая база менеджмента, которая отражается в законодательстве и других правовых актах, вырабатываемых государственными, экономическими и политическими структурами, отражается в таможенной и налоговой политике, государственном регулировании предпринимательства и вправе создать фирмы и предприятия. Огромный удельный вес в общем объеме работы занимает организационно – техническая работа менеджера, которая охватывает многие стороны управления. В нее входит постановка целей и задач, обеспечение ресурсами, организация работы, налаживание контактов с исполнителями и контролирование их деятельности, стимулирование труда работников, проектирование новых производственных процессов.[4]