Файл: Основные функции в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вывод:

Прочитав и описав, какая колоссальная работа была проделана Ф.Тейлором и его последователями в формировании управленческой мысли. И сравнивая с совремным временем, я осознал, что такой объем работы был проделан не зря. И хотя с влиянием прогресса она начинает устаревать нам еще есть, чему у них поучится.

Глава 2

Основы менеджмента

Как вы уже поняли, в этой главе речь пойдет о том из чего состоит менеджмент. Менеджер, реализуя управленческую функцию, использует в своей работе многообразие подходов, самые распространенные из которых составляют:

  1. Подход с точки зрения поведения человека.
  2. Количество подходов (наука управления).
  3. Системный подход.
  4. Ситуационный подход.

Повысить качество системы менеджмента можно, если применять также интеграционный подход. Под интеграцией понимается процесс объединения усилий всех подразделений (подсистем) организации для достижения ее целей и задач. К главным функциям руководства относятся: организация, координация и интеграция. Организация – это интегрированное целое, в котором все системы объединены общей деятельностью. Функции каждого подразделения предприятия должны быть учтены как часть целого. Основными принципами интеграции выступают следующие.

- Единство методов для всех уровней предприятия. Этот принцип предполагает, что в методическом отношении все уровни едины и взаимосвязаны общей целью управления.

- Единство информативности. Необходимо уменьшить разнообразие форм документов, циркулирующих в организации для того, чтобы не происходило рассогласования выходной информации.[1],[5].

- Комплексность, т.е. осуществляется функциональная интеграция, предусматривающая решение задач, относящихся к различным объектам и уровням управления, на основе типовых экономико-математических и стандартизации информационных связей между объектами и уровнями управления, различными системами задач.

- Типичность моделей управления. Выявление подразделений, близких по своим производственным условиям, позволяет выделить из общей совокупности подразделений группы, «сходные» по определенным признакам, для создания типовых схем управления.

- Паритетность (децентрализованность). Все уровни управления и подразделения аппарата равны между собой с точки зрения совершенствования управления.

- Гомеостатичность (сохранение постоянства). Интегрированная система поддерживает требуемое стабильное качество управляющих воздействий на всех уровнях управления.


- Принцип авторизации. Использование компьютерных технологий управления на всех стадиях и всеми факторами производства на основе интеграции функций управления и обработки данных. В системе усиливается взаимосвязь расчетов и работ, выполняемых в каждом из самостоятельно функционирующих подразделений, углубляется взаимодействие уровней управления, сокращается временной интервал управления.

- Многоаспектность. Этот принцип предъявляет требования совершенствования процесса управления на всех уровнях и подразделениях по нескольким направлениям (технологическое, материальное, техническое, трудовое, финансовое).[1],[5]

Основным механизмом интеграции в современных условиях деятельности предприятия выступают:

- руководство, реализующее интеграционные процессы в организации через властные полномочия путем использования различных типов координаций;

- социальная деятельность на предприятии, которая через человека реализует единство, целеустремленную деятельность коллектива, интеграцию его усилий. Эта деятельность реализуется прежде всего через повышение социальной ответственности и корпоративную культуру.

- плановая деятельность, объединяющая всю последующую деятельность предприятия и определяющую основные системные показатели деятельности предприятия.

- оперативное управление (регулирование) производством, выступающее как основной рычаг реализации стабильной, ритмичности деятельности предприятия, обеспечивающий контроль и регулирование хода производственных процессов, реализацию согласованной, сбалансированной деятельности предприятия.

- инвестиционная деятельность предприятия, обеспечивающая через разумную финансовую политику целостное развитие предприятия.

В настоящее время практикой управления выработан ряд методов эффективной интеграции деятельности организации, выбор (использование) которых определяется внешней средой организации. Для интеграции организации, действующих в устойчивой окружающей среде и использующих технологии массового производства, используются методы, связанные с разработкой и установлением соответствующих правил и процедур, иерархическими структурами управления.[1],[5].

В этом случае используются запрограммированные решения, которые подходят для повторяющихся ситуаций. Для организаций, действующих в изменчивой окружающей среде и использующих разнообразные гибкие технологические процессы, более эффективный способ интеграции состоит в установлении индивидуальных взаимодействий, личных связей, временных рабочих групп, различных комитетов и проведении совещаний между отделами. Интеграция производства требует повышения координации деятельности производственников и технологов, энергетиков, администраторов; разработки технологических процессов; планирования и графиков работы. Основные критерии оценки успеха интеграции:


- сокращение простоев оборудования и систем, минимизация экономических потерь, информационная обеспеченность всех процессов управления, гармонизация человеческих отношений и как итог – повышение экономических показателей работы (прибыли) и социальной ответственности предприятия;

- рост производительности технологического оборудования;

- повышение надежности и ритмичности работы систем;

- эффективность работы диагностических систем.

Наиболее эффективным способом совершенствования управления предприятием в настоящее время является внедрение интегрированных систем менеджмента, созданных исходя из требований международных стандартов: ISO 9000 (качество), ISO 14001 (охрана окружающей среды), SA 8000 (управление персоналом), OHSAS 18000 (охрана труда и промышленная безопасность), IDEE (информационное обеспечение) и некоторые другие. [1],[5].

Это руководство по совершенствованию управления предприятием, созданным на основе международного управленческого опыта. Наиболее известными являются стандарты ISO 9000. Определяющие системы менеджмента качества. Их идеология направление на улучшение качества товаров и услуг предприятий и организаций, что способствует повышению из конкурентоспособности на мировом рынке. Стандарты ISO 9000 могут быть использованы для построения системы менеджмента качества на любом предприятии. Стандарты ISO 9000 универсальны с точки зрения их совместного применения со стандартной сиcтемой экономического менеджмента ISO 14000 и стандартами систем промышленной безопасности и охраны труда OHSAS 18000. В сегодняшнем мире, когда антропогенная нагрузка на биосферу вызывает значительные негативные изменения, проблемы охраны окружающей среды ощутимы каждому. Репутация предприятия во многом определяется отношением к охране окружающей среды. Стандарты систем экологического менеджмента ISO 14001 и экологического менеджмента и аудита EMAS позволяют предприятию достичь качественно нового уровня охраны окружающей среды, сделать его природоохранную деятельность системной и более эффективной. Стандарты предусматривают осуществление необходимых мероприятий по совершенствованию охраны окружающей среды при сохранении экономических интересов предприятии.Сегодня вопросы промышленной безопасности становятся по значимости сравнимыми с проблемами охраны окружающей среды и вопросами сохранения мира. Техносфера стала представлять для человека серьезную опасность. С 1979г. ежегодный экономический ущерб от техногенных аварий превышает ущерб от природных катастроф. [1],[5].


На сегодня в России насчитывается около 100 тысяч опасных производств и объектов. Из них около 2300 ядерных и 3000 химических объектов обладают повышенной опасностью. При этом в ядерном комплексе сосредоточено около 1013, а в химическом комплексе – около 1012 смертельных точек доз. Ситуация усугубляется тем, что для многих потенциально опасных объектов и производств характерна выработка проектных ресурсов и сроков службы. Дальнейшая эксплуатация приводит к резкому возрастанию технических отказов, что обусловлено старением материалов и повреждаемостью конструкций.

Сегодня нельзя создавать современную систему менеджмента успешно функционирующего предприятия без учета вопросов промышленной безопасности. Решение вопросов промышленной безопасности на современном уровне возможно внедрением на предприятиях международных стандартов менеджмента промышленной безопасности. Современные системы менеджмента промышленной безопасности и охраны труда на многих предприятиях уже успешно используются.[1],[5].

2.1 Принципы менеджмента.

Менеджменту присущи общие основы, исходные положения и правила. Они называются принципами менеджмента. Выступая как основополающие идеи и общие правила, принципы определяют черты реальной управленческой практики в любой организации, формулируют требования к системам управления организацией – функциям, методам и организационной структуры управления.[1],[5].

Ведущий принцип менеджмента - оптимальное сочетание централизации и детализации управления. Его применение на практике означает, что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями – оперативное управление. Реализация этого принципа решает проблему оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений.[1]

Из этого основного принципа вытекают другие:

- принцип демократизации управления. В современной экономике исполнители обладают высоким профессионализмом, образованием и квалификацией, а также общей культурой и потребностью участвовать в управлении производством. Привлечением персонала к управлению организацией есть реализация данного принципа;

- принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Он означает, что каждый работник строго отвечает за свой участок работы, за принятие им на своем уровне решения. Всю полноту ответственности за работу организации несет одно лицо – управляющий, директор, президент корпорации. В тоже время к выработке управленческих решений привлекаются руководители разного уровня и разных подразделений, а также исполнители конкретных решений. Этим обеспечивается объективность, большая обоснованность принимаемых решений;


- принцип плановости, означает, что деятельность организации, как текущая, так и перспективная, должна планироваться;

- принцип научной обоснованности управления. Он означает, что управление должно осуществляться на основе применения науки; [5]

- принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, т.е. работник должен нести ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу предоставленных ему полномочий (прав принимать решения).

Не следует полагать, что принципы есть некая догма. Экономическая жизнь общества не стоит на месте, она меняется, а вместе с изменением реалий хозяйствования переносят изменения в правилах управления. [5]

Так на рубеже XIX – XX вв. Основатель школы научного управления Ф.Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

- разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими;

- научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

- кооперация с рабочим;

- научный подход к выбору каждого элемента работы.[5]

Изыскания Харрингтона Эмерсона (1853 – 1931) по применению научной организации труда во всякой целесообразной человеческой деятельности, а не только в ограниченном производственном процессе нашли теоретическое обобщение в книге « Двенадцать принципов производства»(1912). По мнению Эмерсона, такими принципами являются следующие: точно сформированные цели управления, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления; подход с позиции здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей; компетентная консультация – необходимость специальных знаний компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением (подлинный компетентный совет может быть только коллегиальным); дисциплина – подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку; справедливое отношение к персоналу; комплексный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями; диспетчирование, обеспечивающее оперативное управление деятельностью коллектива; нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери; нормализация условий обеспечивающая такое сочетание времени, усилий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты; нормирование операций, предполагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции; письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ; вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника. Г.Эмерсон впервые указал на необходимость и целесообразность комплексного подхода к решению задач организации производства и управления.[5]