Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
Введение
Эффективная организация управления имеет три основных составляющих : постановка цели, планирование достижений и вознаграждений за конечный результат. Методика эффективного менеджмента делает возможным каждому предпринимателю поэтапно овладеть, как применить эти составляющие, грамотно управлять подчиненными и распределить их деятельность так, что она принесла свои плоды. Поэтому цель этой курсовой работы состоит в классификации и расширении теоретических знаний по дисциплине « основы менеджмента», в применении полученных знаний на практике. А также для более глубокого освоения пройденного материала и в формировании навыков управления.
Управление организацией, можно рассмотреть как реально существующую деятельность, имеющую определенную форму и содержание, в полнее возможно если рассмотреть данный феномен глубже непосредственно начав с теории то он усвоиться лучше. Конечно не только теория создает объемное мышление, а наоборот немного даже размывает реальность, однако она лучше раскрывает суть и дает основу без которой само понятие потеряет смыл.
Глава 1
История развития менеджмента.
Формирование управленческой мысли уходит своими корнями в глубокое историческое прошлое. До нас лишь отдельные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления в эпоху Античности. Так , в Древней Греции Платон говорил о необходимости специализации производственных процессов. Сократ, осмысляя деятельность управленцев в различных сферах труда, говорил о том общем, что составляет основу их действий: ” Главная задача – поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний”. [1]
В Древнем Риме Катон Старший (234-149гг. до н.э.) советовал владельцу земли ” посмотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано и что осталось сделать. После этого он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе и объяснения, почему часть её не выполнена”. Советовал так же дать управляющему план работ на год.[1]
Весомый вклад в развитие менеджмента внес итальянский государственный деятель Макиавелли(1469-1527). Ему принадлежат слова: ” Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если эти люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел распознать способности и удержать их преданность”. [2]
В своих работах Никколо Макиавелли касался вопросов изучения стиля работы руководителя, организации его труда, взаимоотношений руководителей и подчиненных.[2]
В Новое время многие мыслители пытались ответить на вопрос: что же движет людьми, побуждает их к активным действиям?Англичанин Т.Гоббс в 1651г. и его соотечественник Дж. Стюарт в 1767г. доказывали, что основной мотив человеческого поведения- стремление к власти. Этот вывод был сделан при осмыслении поведения аристократии.
Развитие управления неразрывно связано с прогрессом производства.
Великий экономист А.Смит сформировал идею” экономического человека” , главной целью которой является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей. [2]
Большое влияние на формирование многих современных направлений менеджмента оказало учение Р.Оуэна. Его идеи гуманизации производства, признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
Со временем все больше проявляется необходимость научного управления для решения назревших производственных проблем. На рубеже XIX и XX веков в характере производства произошли крупнейшие сдвиги: наступила эпоха электричества, телефона, телеграфа, радио, дизельных судов, новых способов выплавки стали, автомобиля и аэроплана. Резко возросли масштабы производства, стали применяться дорогостоящее оборудование и сложнейшие технологии. [3]
Уровень подготовки мастеров и инженеров был явно недостаточен, их
деятельность основывалась скорее на интуиции, чем на применении научных методов. Обострившаяся конкуренция, изменчивая внешняя среда требовала развития знаний, как лучше использовать ресурсы. Настала необходимость коренного изменения модели управления производством. Необходимые предпосылки для преобразования к тому времени изменились. Они и позволили создать концепцию научного менеджмента.[3]
Основателем школы научного менеджмента считается Фредерик Уинслоу Тейлор(1856-1915) – инженер-практик и менеджер. Широкое использование электрической энергии и механизации ручного труда привели к высокой продуктивности и массовому производству техники. Накопление ресурсов и развитие технологии ярко высветили главное препятствие на пути к более высокой производительности, котором являлись незрелые формы управления.[3]
Труд был крайне специализирован и требовал координации. Интеграции и систематизации работы. И совсем не случайно, что первые попытки систематизировать управление исходили от инженеров, которые создавали оборудование, содействовали его внедрению и оказывали большую помощь в решении управленческих проблем в рамках цеха.
Один из этих инженеров выделяется своим особым вкладом в систематизацию управления. Он получил признание как отец научного менеджмента.[3]
Ф. Тейлор получил степень инженера-механика в 1883 году.У Тейлора не было опыта управления, и он полагался исключительно на собственные исследования. Система сдельной работы, введенная еще задолго до Тейлора, пробуждала инициативу тем, что оплачивала выпуск продукции. Но стандарты были плохо установлены, а работодатели урезали зарплату рабочим, как только те начинали зарабатывать больше, поэтому система “ провалилась”. Рабочие ради защиты своих интересов скрывали новые более прогрессивные методы и приемы работы.[3]
Изучение времени операций стало основой всей системы Тейлора. При анализе каждая работа разбивалась на множество элементарных операций; измерялось и фиксировалось время, затрачиваемое на каждое элементарное движение наиболее умелыми и квалифицированными рабочими. Затем создавалась картотека элементарных операций и времени, затрачиваемого на их выполнение. Это вело к поиску улучшений в приборах, машинах, методах и конечной стандартизации всех элементов работы.[1]
Разрабатывая свою систему оплаты труда, Тейлор выделил цели, которые должны преследоваться каждым предприятием.
- Каждый рабочий должен получать наиболее сложную для него работу.
- Каждый рабочий должен призываться выполнить максимум, на который способен первоклассный рабочий.
- Каждый рабочий, когда он работает со скоростью первоклассного, должен получить надбавку от 30% до 100% за работу, которую он выполняет выше среднего уровня.[3]
Тейлор определил первоклассного работника как физически подходящего к определенной работе и расположенного работать хорошо. В определении норм для каждой работы Тейлор исходил из темпа, который первоклассный работник мог сохранять годами без ущерба для здоровья. [3]
Тейлор создал также систему управления заданиями. Он определял менеджмент как точное знание того, что хочешь от человека и наблюдение за тем, как он делает это наилучшим и наиболее дешевым способом. Понимая, что его система работы зависит от тщательного планирования, он основал концепцию управления заданиями, которая впоследствии стала называться научным менеджментом. Менеджмент по заданиям состоял из 2 частей:
- Каждый день рабочий получал определенное задание с детально описанными инструкциями и точными указанием времени для каждого этапа работы,
- Рабочий, выполнивший задание в определенное время, получал более высокую зарплату, чем тот, кто затрачивал времени больше необходимого.
Типичный менеджер тех дней не умел планировать и не занимался этим. Новый стиль управления Ф. Тейлора начался, что стало заметным достижением того времени. Чтобы справиться с возрастающей сложностью управления, Тейлор создал уникальную форму руководства, названную им «функциональный руководитель».[1]
Тейлор определил признаки хорошего руководителя низшего звена: ум, образование, специальные или технические знания, ловкость руководителя или сила, такт, энергичность, выдержка, честность, собственное мнение и здравый смысл, хорошее здоровье.[1]
Конечно, сначала метод Тейлора встретил препятствие в лице профсоюзов, управленцев и даже рабочих. Но в процессе его применения стало понятно, что общество в выигрыше: росло производство, а значит, росла и прибыль хозяев; цена товаров становилась ниже и это удобства покупателя; росли и доходы рабочих.[1]
С 1901 года он начинает трактовать свою систему в лекциях и письменных работах. Спустя три года он становится Президентом довольно престижного в США Американского общества инженеров-механиков. Основным местом преподавания был Гарвард, где его зимние циклы проводились с 1909 по 1914 годы. Он был исключительно интересным лектором, так как иллюстрировал теоретические положения примерами и языком своих собеседников- рабочих, анекдотами и сленгом простонародья.[1]
В первом десятилетии двадцатого столетия президентом Т. Рузвельтом было выражено беспокойство по поводу истощения ресурсов Америки. Тейлор, который почти три десятилетия боролся против неправильного использования ресурсов, оказался ко времени.
Его главный труд «Принципы и методы научного менеджмента» был
опубликован в 1911г. и принес автору широкую известность. В книге наглядно показано, какие огромные потери имеют место из за низкой
эффективности труда.[1]
Средством сокращения этих потерь является систематический менеджмент. Тейлор доказал, что лучший менеджмент- это истинная наука, базирующаяся на определенных законах. Принципы научного менеджмента при правильном использовании дают удивительные результаты.[1]
Тейлор был центром движения научного менеджмента, но люди, окружающие и знавшие его, также содействовали становлению и распространению научного менеджмента. Как и Тейлор, это были яркие и неординарные люди. Среди них Генри Гантт, занимавшийся разработкой в области методики премиальной оплаты, составивший карты-схемы для производственного планирования(ленточные графики Гантта), а также внесший вклад в разработку теории лидерства. После смерти Гантта в (1919) популяризатором его идей стал Уоллес Кларк( один из работников консультационной фирмы Гантта), издавший в 1922г. книгу «График Гантта: рабочий инструмент управления». Книга была переведена на восемь языков, она дала миру графическое средство планирования и контроля.[2]
Участниками успешного становления движения научного управления являлись Френк и Лилиан Гилберт, которые упорно искали пути повышения эффективности труда через усовершенствование многих ручных операций. Они использовали наблюдения , замеры, микрохронометраж. Супруга Гилберта разработала метод анализа микродвижений рабочего, в основе которого кинограммы этих движений с последующим определением их стандартных последовательностей и наборов. [2]
Френк Гилберт написал широко известные книги «Азбука научной организации труда» и « Изучение движений»(1911) Френк и Лилиан Гилберт были ведущими консультантами своего времени по промышленной эффективности , а Ф.Гилберт был еще и талантливым строителем-подрядчиком.[2]
Кроме семьи Гилбертов и Гантта , последователем Ф. Тейлора был Гарингтон Эмирсон- американский организатор производства, разработавший комплексный системный подход к организации управления. Широко известна его книга «Двенадцать принципов производительности»(1912), в которой он сформулировал принципы правильной организации труда отдельного исполнителя и производственного процесса предприятия, предложил методику достижения максимальной эффективности управления.[2]
А вот современник Ф.Тейлора, французский исследователь Анри Файоль, изучая процесс управления, внес огромный вклад в управленческую науку в Европе, став основателем первой теории.
Анри Файоль занял должность Генерального директора горнодобывающей компании в 1888г., когда компания двигалась к банкротству. Файоль сумел предотвратить банкротство компании и К своему уходу из нее в возрасте 77 лет привел ее состояние и финансы в исключительно стабильное положение.Ко времени отставки Файоля это был один из самых мощных, славящихся своими административными, техническими и научными кадрами французский концерн. [3]
На основе собственного опыта Файоль начал формулировать идеи административной теории уже в 1900г., когда выступил с докладом по управлению перед членами Международного Конгресса по проблемам горной и металлургической промышленности. [3]
В 1908г. он подготовил тезисы к юбилею Общества добывающей промышленности, в которых выдвинул свои четырнадцать общих принципов управления. Его первое упоминание об элементах управления относится к 1916 году, когда была опубликована его основная работа «Общее и промышленное управление». Следует сказать, что работы А.Файоля долгое время даже во Франции были в значительной степени в тени работ Тейлора. Файоль осознал и развил идею универсальности организации функций, среди которых: (1)производственная; (2) коммерческая; (3)финансовая; (4)безопасность (5)бухгалтерский учет; (6)управленческая – планирование, организация, распорядительство, координация и контроль. А.Файоль подробно рассматривал только управленческую, так как остальные виды осознавались достаточно хорошо. В старой системе подготовки не было управленческой подготовки, так как отсутствовала теория. Каждый менеджер следовал своим методам, принципам, но никто никогда до А.Файоля не пытался объединить правила и опыт в рамках теории администрирования.[3]