ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.07.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Дайте характеристику взглядов представителей марксистского направления.
1.3.Социологические взгляды п. А. Сорокина.
2. Развитие социологической науки в 20 – 50-е гг. XX века.
3. Культура современного российского общества.
3.1. Назовите характерные черты культуры русского народа.
3.2. Охарактеризуйте массовую культуру российского общества.
3.4.Назовите основные субкультуры российского общества. Охарактеризуйте одну из них.
Основные черты эмо-стиля Мироощущение
3.5. Дайте описание субкультуры современной российской молодежи.
4. Социальная структура и стратификация современного российского общества:
4.1.Что такое социальная структура общества?
4.4.Охарактеризуйте этническую структуру российского общества.
5.Социальные институты современного российского общества:
5.1. Дайте определение социального института. Назовите главные институты современного общества.
5.2.Дайте характеристику института политики современного российского общества.
История социологической мысли России XIX – начала XX веков.
1.1 Перечислите основные направления социологической мысли в России и назовите фамилии представителей.
Органическое направление (П. Ф. Лилиенфельд, А. И. Стронин). Основные идеи этого направления заключались в отождествлении общества с организмом и попытке объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями.
Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный), направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии(М. М. Ковалевский, В. В. Лесевич, М. М. Троицкий).
Географическое направление (Л. И. Мечников, В. О. Ключевский) - направление, рассматривающее географическую среду (климат, реки, почву и т. п.) как определяющий фактор развития общества.
Народничество (М. А. Бакунин, П. Н. Ткачев).Народническая идеология представляла собой своеобразное соединение социалистических идей со славянофильскими представлениями о самобытном пути развития России.
Субъективизм (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский) - учение, утверждающее, что дух, сознание, мышление, психическое — первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно.
Психологизм (Е. В. Де Роберти, Н. И. Кареев, Л. И. Петражицкий) - направление социологии, стремящееся объяснить социальные отношения и структуры на основе свойств человеческой психики, анализа непосредственного взаимодействия людей.
1.2. Дайте характеристику взглядов представителей марксистского направления.
Марксизм, социологическое, философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого — К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французского утопического социализма (Сен-Симон, Фурье и др.), Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы, которые являются базисом, определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство, то есть надстройку. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов — движущая сила истории, а ее высшее выражение — социальная революция. Капитализм — последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса. В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть, с помощью которой осуществляется переход к коммунизму (уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности).
Марксизм оказал влияние на развитие социальной мысли 19-20 вв. В то же время подверглись критике содержавшиеся в нем утопические, противоречивые и ошибочные представления. В марксизме абсолютизировалась роль социальных антагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицались возможности эволюции буржуазного общества, значение частной собственности как основы гражданского общества, романтизировалась историческая роль пролетариата, неадекватно истолковывался труд как источник стоимости; утверждалась необходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей; отвергалась общечеловеческая нравственность. Марксизм стал идеологической основой социал-демократического движения, которое с нач. 20 в. разделилось на революционное течение (В. И. Ленин и др.) и реформистское, или «легальный марксизм» (П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, М. И. Туган-Барановский и др.) течения. В реформизме использовали положения марксистской экономической теории для обоснования развития капитализма в России, выступали за демократические свободы, развивали либеральные теории реформирования общества. Теоретические основы марксизма подверглись критике, что привело к отказу от его основных положений. В революционном течении возобладало крайне левое истолкование марксизма. Здесь отстаивался курс на установление диктатуры пролетариата. В соответствии с этой концепцией после революционного свержения буржуазного режима вся полнота власти должна перейти к классу пролетариата. Его диктатура должна сохраняться вплоть до перехода к коммунизму (социализму как его первой фазе). Диктатура пролетариата должна была быть направлена против эксплуататорских классов и их сопротивления пролетарской революции и переустройству общества. Демократические и социальные права рабочих должны были быть расширены настолько, что стало бы возможно говорить об отмирании государства, так как его принудительные функции будут направлены против заведомого меньшинства населения. После Октябрьской революции в России марксизм подвергся догматизации и вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму. Ленин выдвинул идею передачи всей власти советам рабочих депутатов, то есть на тот момент — органам самоуправления, по существу, самим рабочим массам. Эта идея, близкая взглядам оппонентов марксизма анархистов, стала реализовываться на местах сразу после Октябрьского переворота 1917. Но в то же время после прихода к власти Ленин стал концентрировать верховную власть в руках Совета народных комиссаров и ЦК партии большевиков, действовавших от имени рабочих. Созданные ими бюрократические структуры уже в 1918 заменили власть советов, которые превратились в придатки бюрократический диктатуры. Рабочие выступления против «рабочего» государства жестоко подавлялись. Это официально объяснялось «несознательностью» той части рабочих, которые не поддерживали большевиков. В конце жизни Ленин признал, что новая власть «чуть-чуть подмазана советским миром».
1.3.Социологические взгляды п. А. Сорокина.
Среди самых выдающихся имен, которые Россия дала мировой социологии, надо назвать Питирима Сорокина, которого в силу универсальности охвата социологической проблематики, значения теоретического и методологического вклада в мировую социологию можно сравнить разве что с М. Вебером. Именно этот мыслитель, родившийся в России, а умерший в США, прославил российскую социологию. Благодаря его научному творчеству Россию наряду с Италией (где жили и трудились выдающиеся социологи XIX—XX вв. В. Парето, Г. Моска и Михельс) можно причислить к разряду социологических держав мира.
После эмиграции из России в 1922 г. он занял видное положение в западной социологии. Обосновавшись в США, Сорокин сделал там успешную карьеру: преподаватель социологии, президент Американской социологической ассоциации, профессор Гарвардского университета. Творческую деятельность Сорокина отличает необычайная продуктивность — им написаны десятки работ, посвященных разнообразным проблемам.
Главная особенность творчества Сорокина — глобализм, попытка осмысления социологических аспектов широко понимаемой им культуры. Его книга «Социальная и культурная динамика» (1937) — беспрецедентный по объему научный труд, превзошедший «Капитал» К. Маркса. Другая его книга «Социальная мобильность» (1927) признана мировой классикой. Сорокин констатировал кризисное состояние современной культуры, проанализировал различные его причины и формы. В качестве путей выхода из кризиса ученый предлагал нравственно-религиозное возрождение человечества на основе «альтруистической любви» как главной и абсолютной ценности.
Сорокин является создателем современной теории стратификации, которая изложена в его книге «Человек, цивилизация, общество», переведенной на русский язык. П. Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т.е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главные оси координат: ось X (для измерения горизонтальной мобильности) и ось Y (для измерения вертикальной мобильности). Иначе говоря, получилось некое подобие классического эвклидова пространства.
П. Сорокин рассматривал стратификацию как способ измерения статуса: той или иной социальной группы в различных сферах жизнедеятельности общества. Он предлагал производить стратификационные измерения в трех социальных пространствах — экономическом, политическом и профессиональном.
Социальная стратификация в целом описывает расслоение людей на классы и иерархические ранги. Ее основа — неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Ее подвид, экономическое расслоение, означает неодинаковость экономических статусов, иначе говоря, наличие экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровней жизни, в существовании бедных и богатых. Для экономической стратификации показательны два явления, которые Сорокин называет флуктуациями: 1) обогащение и обеднение группы либо общества; 2) уменьшение и увеличение высоты экономической пирамиды. Оперируя огромным статистическим материалом, он доказывает, что нет семьи, деревни, города, области или страны, которые становились бы год от года богаче или беднее. В истории не существует никакой устойчивой тенденции. В развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обеднения. Так было в Древнем Египте и так есть в современной Америке. Бесцельные колебания (флуктуации) совершаются циклически (за обогащением следует обнищание): мелкие циклы составляют 3—5, 7—8, 10—12 лет, крупные — 40—60 лет. По мнению Сорокина, его теория флуктуации опровергает идею прогресса человечества — постоянного улучшения экономического положения.
Сравнив различные классы, эпохи и страны, Сорокин неожиданно обнаружил, что в колебаниях высоты экономической пирамиды нет никакой устойчивой тенденции. Если высоту измерять разницей между доходами высших, средних и низших слоев общества, то окажется, что в течение последних 500 лет эта высота то увеличивалась, то уменьшалась. Это значит, что богатые не богатеют постоянно, так же как бедные постоянно не беднеют. Вместо прямолинейного процесса существуют периодические флуктуации, которые составляют 50, 100 и 150 лет. Точно так же колеблются и мировые цены в истории — то падая, то возрастая. Связь двух явлений — бедности и мировых цен — не вызывает удивления: изменение цен способствует перераспределению национального дохода в пользу того или другого класса.