Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ
1.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ
1.2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ
ГЛАВА 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ В XXI ВЕКЕ
2.2 АНАЛИЗ ФУНКИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Существенное значение в системном подходе придается выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов. Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта.
Системный подход в исследовании управления можно представить в совокупности принципов, которым необходимо следовать и которые отражают как содержание, так и особенность системного подхода.
1. Принцип целостности.
Он заключается в выделении объекта исследования целостным образованием, т. е. отграничении его от других явлений, от среды. Это можно сделать только посредством определения и оценки отличительных свойств явления и сравнения этих свойств со свойствами его элементов. При этом объект исследования не обязательно должен носить название системы. Например, система управления, система работы с персоналом и т. д. Это может быть механизм, процесс, решение, цель, проблема, ситуация и пр.
2. Принцип совместимости элементов целого.
Целое только тогда может существовать в качестве целого, когда совместимы между собой составляющие его элементы. Именно их совместимость и определяет возможность и наличие связей, их существование или функционирование в рамках целого. Системный подход требует оценить с этих позиций все элементы целого. При этом совместимость следует понимать не просто как свойство элемента как такового, а его свойство в соответствии с положением и функциональным статусом в этом целом, его отношение к системообразующим элементам.
3. Принцип функционально-структурного строения целого.
Этот принцип заключается в том, что при исследовании систем управления необходимо анализировать и определять функциональное строение системы, т. е. видеть не только элементы и их связи, но и функциональное содержание каждого из элементов. В двух идентичных системах с одинаковым набором элементов и их одинаковым строением может быть различным содержание функционирования этих элементов и их связи по определенным функциям. Это часто и оказывает влияние на эффективность управления. Например, в системе управления могут быть неразвитыми функции социального регулирования, функции прогнозирования и планирования, функции связей с общественностью.
Особым фактором использования этого принципа является фактор развитости функций и степень их обособления, которая в определенной мере характеризует профессионализм ее реализации.
Исследование функционального содержания системы управления обязательно должно включать и определение дисфункций, которые характеризуют наличие таких функций, которые не соответствуют функциям целого и тем самым могут нарушить устойчивость системы управления, необходимую стабильность ее функционирования. Дисфункции -- это как бы лишние функции, иногда устаревшие, потерявшие свою актуальность, но в силу инерции еще существующие. Их необходимо выявлять при исследовании.
4. Принцип развития.
Любая система управления, которая является объектом исследования, находится на определенном уровне и этапе развития. Все ее характеристики определяются особенностями уровня и этапа развития. И это нельзя не учитывать в проведении исследования.
Как это можно учесть? Очевидно, посредством сравнительного анализа прошлого ее состояния, настоящего и возможного будущего. Конечно, здесь возникают трудности информационного характера, а именно: наличие, достаточность и ценность информации. Но эти трудности могут быть уменьшены при систематическом исследовании системы управления, позволяющем накапливать необходимую информацию, определять тенденции развития и экстраполировать их на будущее.
5. Принцип лабилизации функций.
Оценивая развитие системы управления, нельзя исключать возможность изменения ее общих функций, приобретения ею новых функций целостности, при относительной стабильности внутренних, т. е. их состава и структуры. Такое явление характеризует понятие лабильности функций системы управления. В реальной действительности нередко приходится наблюдать лабильность функций управления. Она имеет определенные пределы, но во многих случаях может отражать как положительные, так и отрицательные явления. Конечно, это должно быть в поле зрения исследователя.
6. Принцип полуфункциональности.
В системе управления могут быть функции полифункционального назначения. Это функции, соединенные по определенному признаку, для получения какого-либо специального эффекта. Его можно иначе назвать принципом функциональной совместимости. Но совместимость функций определяется не только ее содержанием, как нередко принято считать, но и целями управления и совместимостью исполнителей. Ведь функция -- это не просто вид деятельности, но и человек, который реализует эту функцию. Часто функции, казалось бы несовместимые по своему содержанию, оказываются совместимыми в деятельности определенного специалиста. И наоборот. При исследовании полифункциональности нельзя забывать о человеческом факторе управления.
7. Принцип итеративности.
Любое исследование является процессом, предполагающим определенную последовательность операций, использования методов, оценки результатов предварительных, промежуточных и конечных. Это характеризует итерационное строение процесса исследования. Его успех зависит от того, как мы выберем эти итерации, как будем их комбинировать.
8. Принцип вероятностных оценок.
В исследовании не всегда существует возможность достаточно точно проследить и оценить все причинно-следственные связи, иначе говоря, представить объект исследования в детерминированном виде. Многие связи и отношения имеют объективно вероятностный характер, многие явления можно оценить лишь вероятностно, если учитывать современный уровень, современные возможности изучения явлений социально-экономического и социально-психологического плана. Поэтому исследование управления должно быть ориентировано на вероятностные оценки. Это означает широкое использование методов статистического анализа, методик расчета вероятности, нормативных оценок, гибкого моделирования и пр.
9. Принцип вариантности.
Этот принцип вытекает из принципа вероятности. Сочетание вероятностей дает различные варианты отражения и понимания действительности. Каждый из таких вариантов может и должен быть в фокусе внимания исследования. Любое исследование может быть ориентировано либо на получение единственного результата, либо на определение возможных вариантов отражения реального положения дел с последующим анализом этих вариантов. Вариантность исследования проявляется в разработке не единственной, а нескольких рабочих гипотез или разнообразных концепций на первом этапе исследования. Вариантность может проявляться и в выборе аспектов и методов исследования, различных способов, скажем моделирования явлений.
Но эти принципы системности только тогда могут быть полезны и эффективны, могут отражать действительно системный подход, когда они сами будут учитываться и использоваться системно, т. е. во взаимозависимости и в связи друг с другом. Возможен такой парадокс: принципы системного подхода не дают системности в исследовании, потому что используются спорадически, без учета их связи, субординации, комплексности. Принципы системности надо использовать тоже системно.
Таким образом, системный подход – это совокупность принципов, определяющих цель и стратегию решения сложных проблем, метод, основанный на представлении объекта-носителя проблемы в качестве системы, включающий с одной стороны разложение сложной проблемы на ее составляющие, анализ этих составляющих, вплоть до постановки конкретных задач, имеющих отработанные алгоритмы решения, а с другой стороны, удержание этих составляющих в их неразрывном единстве. Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта.
ГЛАВА 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ В XXI ВЕКЕ
В качестве объекта исследования была выбрана коммерческая организация: Общество с Ограниченной Ответственностью "Росинтер", дата создания - 31 июля 2008 года.
Организационная (корпоративная) культура – набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявленных организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Для более полного представления о рассматриваемой организации интересно изучить ее организационную культуру. Охарактеризовать организационную культуру ООО «Росинтер» можно на основе опроса сотрудников (10 чел.) о наличии ее элементов; далее представлены результаты опроса:
- Управление: деятельность работников четко и детально организована, однако не всегда принимаются своевременные и эффективные решения; дисциплинарные меры применяются в исключительных случаях; есть место делегированию полномочий; руководство предприятия не нацелено на нововведения.
- Определенного фирменного стиля в организации нет, за исключением рекомендаций по внешнему виду руководителей и специалистов предприятия.
- Традиции и принципы организации труда: обустроенное офисное здание, деятельность сотрудников четко и детально организована, трудовая нагрузка высокая.
- Взаимоотношения между людьми достаточно формализованы, конфликты в организации бывают редко.
- Главная ценность у сотрудников: материальная стабильность.
В таблице 1 будут приведены черты организации, как открытой системы.
Таблица 1. Черты и свойства организации как открытой системы.
Наименование свойства |
Характеристика, обоснование |
А |
Б |
Компоненты |
Система состоит из некоторого количества частей, называемых элементами |
Связи |
Компоненты системы связаны между собой |
Структура |
Форма связи организационно закреплена в структуре |
Взаимодействие |
Компоненты воздействуют друг на друга своим нахождением в системе и выходом из нее, что есть результат взаимного влияния и взаимодействия с окружающей средой Процесс Изменения, происходящие в результате |
Прогресс |
Изменения, происходящие в результате взаимодействий, называются процессами |
Свойства целостности |
Система — целостность (Ноlism — англ. |
Идентификация |
Свойства системы, на основании которых ее можно идентифицировать и отличить от других явлений, не входящих в систему |
Окружение |
Представлено явлениями, образованиями, которые, не являясь частью системы, существенно влияют на нее. Это окружающая среда системы |
Концептуализм |
Система — это концепция, особая форма которой отражает цели и ценности индивидуума или группы, разработавших эту концепцию |
Ключевые факторы успеха организации находятся в двух сферах: во внешней сфере, из которой она получла все виды ресурсов, включая информацию,т.е. знание: во внутренней, сильные и слабые стороны которой создают те или иные предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию и услуги.
2.2 АНАЛИЗ ФУНКИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Основные виды деятельности данной организации сводятся к оптовой торговле материалами и оборудованием, а именно: лакокрасочными материалами, листовым стеклом, санитарно-техническим оборудованием и прочими строительными материалами; материалами для остекления; санитарно-техническим оборудованием; лесоматериалами.
Численность работников данного предприятия – 20 человек. Организационная структура управления данного предприятия представлена ниже (Рисунок 1).
Генеральный
директор
Экономист
Начальник Производства
Бухгалтер
Мастер
Рабочие (15 чел.)
Рисунок 1. Организационная структура управления ООО "Росинтер".
Как видно по рис. 1, данная структура управления является линейной, поскольку руководители подразделений подчиняются одному руководителю более высокого уровня управления. Достоинствами данной структуры управления являются:
- единство и четкость распорядительства
- согласованность действий исполнителей
- четкая система взаимных связей между руководителями и подчиненными;
- быстрота реакции в ответ на прямые указания
- получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами
- личная ответственность руководителя за конечный результат деятельности своего подразделения
Далее представлены основные полномочия элементов структуры управления, то есть непосредственно работников: Управление ООО «Росинтер» осуществляется главой организации - генеральным директором, который, в соответствии с должностной инструкцией (см. прил. 1), исполняет следующие основные полномочия:
- организует работу и эффективное взаимодействие работников ООО «Росинтер»
- осуществляет меры по выполнению предприятием заданий и договоров, всех обязательств перед государственным бюджетом, поставщиками, заказчиками, банками
- принимает меры по обеспечению данного предприятия квалифицированными кадрами, созданию благоприятного микроклимата в коллективе, безопасных и благоприятных условий для их труда
- организует торгово-хозяйственную деятельность предприятия путем применения в процессе управления нормативов финансовых, материальных и трудовых затрат, рационального сочетания экономических и административных методов руководства, моральных и материальных стимулов к труду
- осуществляет меры по социальному развитию коллектива предприятия торговли, обеспечивает разработку, заключение и выполнение коллективного договора
- проводит работу по укреплению трудовой и производственной дисциплины, способствует развитию трудовой активности работников
- обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия
- контролирует выполнение планов и заданий, состоянием товарных запасов, наличием в продаже установленного ассортимента товаров, соблюдением правил торговли, культуры обслуживания, требований по охране труда и пожарной безопасности, состоянием трудовой дисциплины, санитарно-техническим состоянием предприятия торговли.