Файл: Системный подход к менеджменту.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теория систем Л. фон Берталанфи. Идея построения теории, применимой к системам любой природы, была выдвинута в начале ХХ в. Людвигом фон Берталанфи.

Людвиг фон Берталанфи (1901–1972) – австрийский биолог, доктор философии, профессор ряда университетов в Австрии, Канаде и США. Основной вклад Л. Берталанфи в возникновение и развитие системного подхода к управлению связан с введением понятия «открытая система» и созданием «теории общих систем».

По мнению Л. Берталанфи, живой организм представляет собой нечто большее, чем сумму отдельных элементов, поскольку использует для организации их взаимодействия принцип синергизма. Все организмы существуют в тесной взаимосвязи с внешней средой, их функции и структура поддерживаются с помощью непрерывного обмена информацией с нею.

Поэтому любой организм, а применительно к управлению – любая организация может рассматриваться как открытая система.

Ключевыми понятиями теории открытых систем стали концепции самоорганизации как способа прогрессивной дифференциации, эквифинальности, отражающей независимость финального состояния от начальных условий, и телеологии, описывающей зависимость поведения организма от неких «известных ему заранее» целей в будущем. Теория открытых систем рассматривает организации в качестве комплексных систем, состоящих из частей, которые следует изучать как единое целое. Основной задачей организации является обеспечение выживания за счет трансформирования внешних воздействий и адаптации к происходящим изменениям. Так как элементами организации являются живые люди, то администрация должна учитывать особенности проявления человеческой природы в трудовом процессе.

В противоположность открытым системам, замкнутые системы основываются на тех же фундаментальных принципах и законах, которые действуют в физике. Мышление в терминах замкнутых систем соответствует классической теории менеджмента. В соответствии с этим подходом, замкнутые организации управляются административным и инженерно-техническим персоналом, операции в них носят рутинный и повторяющийся характер и сводятся к решению заранее определенных задач. В этих системах существует жесткая иерархия контроля, строгая подчиненность подразделений, большое внимание уделяется обеспечению эффективности деятельности отдельных структурных единиц.

По мнению западных ученых, влияние теории открытых систем Л. Берталанфи на теорию бизнеса и менеджмента оказалось огромным, поскольку именно она помогла сформулировать теории управления предприятием в 1950–1960-х гг. Кроме того, она незримо присутствовала в используемых в 1990-х гг. практических методах менеджмента.


Л. фон Берталанфи много занимался проблемой обобщения концепции открытых систем с целью ее применения в других областях знаний. Эта работа привела его к разработке общей теории систем и нового понимания единства науки. Ее основные положения впервые были представлены на научном семинаре в Чикаго в 1937 г. На протяжении 1940-х и 1950-х гг. Л. Берталанфи продолжал заниматься разработкой общей теории систем, которая ставит своей задачей формулировку и разработку принципов, применимых ко всем системам.

Таким образом, Л. Берталанфи дал первый импульс развитию нового системного направления в науке вообще и науке управления в частности.

Кибернетика и развитие теории информации. В 1948 г. американский математик Норберт Винер опубликовал книгу под названием «Кибернетика».

По определению А. И. Берга, кибернетика – это наука об оптимальном управлении сложными динамическими системами.

А. Н. Колмогоров предложил другое определение: кибернетика – это наука о системах, воспринимающих, хранящих, перерабатывающих и использующих информацию.

Предметом кибернетики является исследование систем. Кибернетика изучает проблемы формирования и передачи управляющих воздействий для достижения заданного состояния системы произвольной природы, т. е. достижения определенного уровня ее организации.

С кибернетикой Н. Винера связаны такие продвижения в развитии системных представлений, как типизация моделей систем, выявление особого значения обратных связей в системе, подчеркивание принципа оптимальности в управлении и синтезе систем, осознание информации как всеобщего свойства материи и возможности ее количественного описания, развитие методологии моделирования вообще и в особенности идеи математического эксперимента с помощью ЭВМ.

Одновременно с исследованиями Н. Винера стала разрабатываться теория информации. Ее предметом стало кодирование, передача и расшифровка сообщений, емкости каналов и математическое изучение связи.

Попытку соединения идей Л. Берталанфи, кибернетики Н. Винера и теории информации в единую систему предпринял Кеннет Боулдинг. Особое место при этом он отводит теории общих систем, которая, по его мнению, «направлена на создание каркаса (структуры), на который надо нанизывать определенные дисциплины и предметы в соответствующем порядке».

Потребности практики почти одновременно со становлением теории систем привели к возникновению направления, названного исследованием операций. Это направление возникло в связи с задачами военного характера, но благодаря развитому математическому аппарату, базирующемуся на методах оптимизации, математического программирования и математической статистики, получило довольно широкое распространение в других прикладных областях, в экономических задачах, при решении проблем организации производства и управления предприятиями.


В 1948 г. в работах корпорации RAND, занимающейся разработкой военных доктрин, проблемами анализа и прогнозирования развития военного потенциала США, освоения космического пространства, впервые появился так называемый системный анализ. Первой методикой системного анализа была методика PATTERN, создателем которой является Ч. Дэвис. В настоящее время методика системного анализа считается наиболее конструктивным из направлений системных исследований.

В 60-е гг. ХХ в. при постановке и исследовании сложных проблем проектирования и управления значительное распространение получил термин «системотехника», предложенный в 1962 г. Фёдором Евгеньевичем Темниковым. Он использовался в основном в приложениях системных методов только к техническим направлениям, а для других направлений был предложен термин «системология» (в 1965 г. И. Б. Новиком).

Таким образом, к 60-м гг. ХХ в. усилиями ученых разных областей науки была сформирована философская основа и необходимый теоретический и методологический инструментарий системных исследований, который стал основой при разработке системного подхода к управлению.

1.2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ

Примерно со средины 1950-х гг. системный подход проникает в самые разные исследовательские области, как естествознания, так и обществознания. К этому периоду уже существуют разнообразные подходы и концепции в менеджменте, уже четко обозначается «классический» период или «классическая школа» менеджмента, «школа человеческих отношений», «научный менеджмент», психологические подходы в теории управления, теории мотивации и ряд других. Другими словами, наряду с естественнонаучным, в менеджмент проникает гуманитарный идеал научности, с характерными для него антинатуралистическими, субъективистскими философско-методологическими тенденциями.

Историю развития системных идей в менеджменте можно разделить на три этапа, различающихся с точки зрения лежащих в их основе философско-методологических принципов:

1-й этап. Становление и развитие жесткого системного подхода (середина 1950-х-середина 1970-х годов);

2-й этап. Становление и развитие мягкого системного подхода (середина 1970 годов - настоящее время);

3-й этап. Комплементаризм в менеджменте (вторая половина 1980-х гг. - настоящее время).


Имея более чем полувековую историю существования в качестве признанной дисциплины, системный подход показал свою универсальность в качестве инструмента для решения практических проблем, продемонстрировал мощный философско-методологический и мировоззренческий потенциал.

Однако это развитие носило противоречивый, некумулятивистский характер, что делает историю становления и развития системных идей в управлении особенно ценной в качестве эмпирического материала для методологических исследований в области менеджмента.

Системный подход развивался, решая триединую задачу: аккумуляции в общенаучных понятиях и концепциях новейших результатов общественных, естественных и технических наук, касающихся системной организованности объектов действительности и способов их познания; интеграции принципов и опыта развития философии, прежде всего результатов разработки философского принципа системности и связанных с ним категорий; применения разработанного на этой основе концептуального аппарата и средств моделирования для решения актуальных комплексных проблем.

Системный подход - это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов -- систем разных типов и классов. Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов.

В настоящее время системный подход все шире применяется в управлении, накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.

"Система" - слово греческое (systema), буквально означает целое, составленное из частей; совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

От слова "система" можно образовать другие слова: "системный", "систематизировать", "систематический". В узком смысле под системным подходом будем понимать применение системных методов для изучения реальных физических, биологических, социальных и других систем.

Системный подход в широком смысле включает, кроме того, применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента.


Сущность системного подхода формулировалась многими авторами. В развернутом виде она сформулирована В. Г. Афанасьевым, определившим ряд взаимосвязанных аспектов, которые в совокупности и единстве составляют системный подход:

  • системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;
  • системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;
  • системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;
  • системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими, как по горизонтали, так и по вертикали;
  • системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;
  • системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.

Термин "системный подход" охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций.

Общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем. В процессе анализа система выделяется из среды, определяется ее состав, структуры, функции, интегральные характеристики (свойства), а также системообразующие факторы и взаимосвязи со средой.

В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень абстрактного описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы описания, закономерности динамики и поведения.

Системный подход применяется к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а также к свойствам и интегральным характеристикам объектов. Системный подход не самоцель. В каждом конкретном случае его применение должно давать реальный, вполне ощутимый эффект. Системный подход позволяет усматривать пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи научных исследований, в отдельных случаях - путем интерполяции и экстраполяции - предсказывать свойства отсутствующих частей описания.

Отличительными признаками системы выступают:

  • наличие взаимосвязанных частей в объекте;
  • взаимодействие между частями объекта;
  • упорядоченность данного взаимодействия для достижения общей цели системы.
  • К числу важнейших задач системного подхода относятся:
  • разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем;
  • построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем;
  • исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок.