Файл: Тема 20. ПОКАЗАТЕЛИ СТАТИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Удельный вес расходов на образование в общих расходах консолидированного бюджета Российской Федерации но уровням бюджетной системы представлен на рис. 2.

Расходы регионального консолидированного бюджета на образование в процентах к валовому региональному продукту. Важнейший индикатор уровня обеспеченности финансовыми ресурсами образовательных учреждений. Представляет собой меру относительной доли национального достояния, инвестируемой государством в образование. Используется не только для межрегиональных, но и для межстрановых сопоставлений. Определяется как соотношение государственных ассигнований, направленных на образование того или иного субъекта Российской Федерации, с валовым региональным продуктом.

Расходы домашних хозяйств на оплату услуг образования в процентах к потребительским расходам. Позволяет оценить финансовые возможности населения в части платных образовательных услуг (обучение на коммерческой основе, платные дополнительные образовательные услуги). Характеризует долю денежных средств, которые направляются на оплату услуг образования, в общих потребительских расходах домашних хозяйств.

Определяется как отношение объема расходов домашних хозяйств на оплату услуг в системе образования к денежным расходам, направляемым на приобретение потребительских товаров и услуг. Например, по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, доля расходов домашних хозяйств на оплату услуг образования в потребительских расходах в 2005 г. по Центральному федеральному округу составила 2%, Приволжскому и Сибирскому - также по 2%, Северо-Западному - 1,1%, Южному - 1,5%, Уральскому - 2,2% и Дальневосточному - 1,7%.

Соотношение расходов на оплату услуг в системе образования в среднем на одного жителя и среднедушевых денежных доходов населения. Характеризует долю денежных средств, идущих на оплату услуг в системе образования, в общих денежных доходах населения. Позволяет в определенной степени оценить финансовые возможности населения в части платных образовательных услуг (обучение па коммерческой основе, платные дополнительные образовательные услуги). Определяется как отношение объема платных услуг в системе образования на душу населения (в месяц) и среднедушевых денежных доходов (в месяц).

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в образовании в процентах к заработной плате в экономике региона. Характеризует мотивацию учителей и преподавателей к педагогическому труду, к активному участию в модернизации образования. Указывает и на качество образования, которое в существенной степени зависит от уровня оплаты труда педагогических кадров. Определяется как отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в образовании и заработной платы в экономике региона.


Численность студентов высших учебных заведений на 10000 человек населения. Индикатор степени доступности высшего профессионального образования. Определяется как отношение численности студентов учреждений высшего профессионального образования к численности населения на 1 января следующего календарного года, умноженное на 10000.

В 2005 г. численность студентов высших учебных заведений на 10000 человек населения в государственных и муниципальных вузах составила 419 человек, в негосударственных - 76 человек, что на 16,1 и 52% больше по сравнению с 2002 г. соответственно.

Если рассматривать динамику данных показателей за 5 лет, то можно выявить тенденцию к увеличению численности студентов. В 2005 по сравнению с 1995 г. число студентов в государственных и муниципальных вузах возросло в 2,3 раза, в негосударственных - в 8,4 раза. По сравнению с 2004 г. рост показателей составил 2,3 и 7% соответственно по сравнению с 2001 - 27,4 и 76,7%.

Соотношение стоимости обучения в государственных и муниципальных учреждениях высшего профессионального образования в среднем за год и годовой номинальной начисленной заработной платы в экономике региона. Характеризует степень доступности для жителей региона получения высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на коммерческой основе. Определяется отношением стоимости обучения в государственных и муниципальных учреждениях высшего профессионального образования в среднем за год и годовой номинальной начисленной заработной платы в экономике региона.

Обеспеченность студентов государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования сетью общественного питания. Показатель обеспеченности государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования местами в предприятиях общественного питания. Определяется отношением числа мест в организациях общественного питания государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования к числу мест по норме.

Обеспеченность студентов очной формы обучения государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования общежитиями. Показатель характеризует доступность высшего профессионального образования в части обеспечения студентов жильем на время обучения, что особенно актуально для иногородних студентов. Численность студентов очной формы обучения государственных и муниципальных высших учебных заведений, проживающих в общежитии, выраженная в процентном отношении к численности студентов, нуждающихся в общежитии.


Учебная и учебно-вспомогательная площадь учебно-лабораторных зданий государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования в расчете на одного студента. Показатель обеспеченности государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования площадями, задействованными в образовательном процессе (учебными и учебно-вспомогательными). Определяется отношением учебной и учебно-вспомогательной площади учебно-лабораторных зданий государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования и расчетной численности студентов в этих учреждениях.

Удельный вес лиц, имеющих ученую степень доктора наук, в общей численности основного (штатного) профессорско-преподавательского персонала государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования. Характеризует качественный состав основного (штатного) профессорско-преподавательского персонала государственных и муниципальных учреждении высшего профессионального образования. Определяется отношением численности лиц, имеющих ученую степень доктора наук, к общей численности основного штатного профессорско-преподавательского персонала государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования. Например, в 2005/2006 гг. (на начало учебного года, человек) штатный профессорско-преподавательский персонал государственных и муниципальных высших учебных заведений в Российской Федерации составил 322122 человека, из численности штатного персонала имели ученую степень доктора наук 37297 человек. Удельный вес лиц, имеющих ученую степень доктора наук, в общей численности основного (штатного) профессорско-преподавательского персонала государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования составил:

.

Если рассматривать предыдущие годы, то удельный вес данного показателя был следующим: в 2000/2001 гг. - 10,6%, 2001/2002 гг. -10, 9 %, 2002/2003 гг. - 11,1%, 2003/2004 гг. - 11,3%, 2004/2005 гг. -11,4%. Таким образом, очевидно, что за период с 2000 по 2006 г. имела место тенденция роста из года в год числа докторов наук в численности персонала.

Удельный вес лиц, имеющих ученую степень кандидата наук, в общей численности основного (штатного) профессорско-преподавательского персонала государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования. Характеризует качественный состав основного (штатного) профессорско-преподавательского персонала государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования. Определяется отношением численности лиц, имеющих ученую степень кандидата наук, к общей численности основного штатного профессорско-преподавательского персонала государственных и муниципальных учреждении высшего профессионального образования,


В 2005/2006 гг. (на начало учебного года, человек) удельный вес лиц, имеющих ученую степень кандидата наук, в общей численности основного (штатного) профессорско-преподавательского персонала государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования был следующим:

.

В 2000/2001 гг. рассматриваемый показатель составил 47,3%, в 2001/2002 гг. - 47.1%, 2002/2003 гг. 46,4%, 2003/2004 гг. - 46,8% и в 2004/2005 гг. - 47,4%.

Удельный вес нетрудоустроенных выпускников очной формы обучения государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования в общей численности выпускников. Характеризует процесс трудоустройства выпускников очной формы обучения государственных и муниципальных высших учебных заве­дений. Определяется отношением численности выпускников очной формы обучения государственных и муниципальных высших учебных заведений, не получивших направление на работу (нетрудоустроенных), к общей их численности. В расчет не включаются лица, обучающиеся с полным возмещением затрат.

Соотношение удельного веса занятого населения в экономике региона с высшим профессиональным образованием и удельного веса безработных с аналогичным уровнем образования в общей их численности. Указывает на востребованность на региональном рынке труда специалистов с высшим профессиональным образованием. Определяется как соотношение удельного веса занятого населения в экономике региона с высшим профессиональным образованием и удельного веса безработных с аналогичным уровнем образования в общей их численности.

Система образования России является весьма сложным объектом, однако, несмотря на это, может быть достаточно достоверно представлена в терминах Международной стандартной классификации образования (МСКО).

МСКО обеспечивает представление национальных образовательных систем, отличающихся достаточно большим разнообразием, в единых терминах и создает комплексные и последовательные рамки для сбора сопоставимых в международном плане статистических данных по образованию. В МСКО выделяются три ступени образовательных программ (начальная, средняя и третичная) и семь уровней: от дошкольного обучения (нулевой уровень) до программ, ориентированных на научную подготовку (шестой уровень). Кроме того, определены стандартные области образования, позволяющие проводить международные сопоставления профессиональной направленности образования и подготовки кадров.


Статистика культуры и искусства

Статистика культуры и искусства как отрасль социальной статистики отражает деятельность в области культуры и искусства, поддающуюся количественному анализу.

Деятельность в области культуры и искусства охватывает сферу производства, сохранения национального культурного достояния, распределения и потребления населением духовных ценностей. Существует разветвленная сеть специализированных организаций и учреждений, предназначенных для осуществления деятельности в области культуры и искусства: музеи, театры, библиотеки, клубы и т.д., а также персонал, профессионально занимающийся этой деятельностью.

Задачи статистики культуры и искусства заключаются в наблюде­нии за деятельностью организаций и учреждений культуры, с одной стороны, и приобщением (участием) населения к тем или иным видам культурной деятельности, с другой стороны.

Для измерения показателей культурной деятельности в настоящее время широко используются статистические характеристики видов культурной деятельности, ее количественных параметров, материально-технической базы учреждений культуры, их финансирования, а также участия населения в культурных мероприятиях. Конкретный набор статистических показателей зависит от изучаемого вида культурной деятельности. Например, сохранение и развитие культурного наследия, зданий и сооружений культуры охватывает сохранение и функционирование библиотек, музеев, художественных галерей, исторических памятников и исторических мест, архивов, а также языков, ритуалов и других специальных форм культурного наследия.

Отраслевая отчетность о деятельности музеев всех видов (естествоведческих, технических, исторических, этнографических, мемориальных и др.), которых в России в настоящее время насчитывается более 500, содержит статистические характеристики их фондов (число и виды экспонатов, в том числе основного фонда, из них экспонировавшихся в отчетном периоде), площади (общей и отведенной под экспозиции, временные выставки, хранение фондов и проч.), а также показатели научно-просветительской деятельности (число индивидуальных посещений, число экскурсий и лекций) и выставочной работы (число наименований выставок, действовавших в музеях и вне них, число предметов основного фонда, экспонировавшихся на выставках и т.д.). В отчетности имеются сведения о численности и профессиональном уровне персонала музеев, источниках и основных направлениях использования финансовых средств.