Файл: Классификация ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1.Понятие товарного ассортимента и его структура
1.2.Порядок формирования ассортимента товаров
1.3. Особенности регулирования и контроля ассортимента на производственных предприятиях
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ АССОРТИМЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОСЛАВЛЬСКОГО АВТОАГРЕГАТНОГО ЗАВОДА АМО ЗИЛ
2.1.Организационно – экономическая характеристика предприятия
2.2.Исследование ассортиментной политики предприятия
2.3. Анализ основных факторов подбора и планирования ассортимента товаров
2.4. Рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики предприятия
Насыщение товарного ассортимента. Расширение товарного ассортимента за счет добавления новых ассортиментных позиций ведет к его насыщению. Причинами насыщения ассортимента являются:
-желание увеличить прибыль,
- удовлетворение покупателей путем появления дополнительного ассортимента,
-использование всех складских мощностей,
- стремление к лидерству по ассортименту ,
- ликвидация пробелов в ассортименте для ограничения выхода на рынок конкурентов[12,С.92].
При перенасыщении ассортимента общие прибыли по всему ассортименту уменьшаются, так как товары начинают подрывать сбыт друг друга, а потребители не могут осуществить выбор.
1.3. Особенности регулирования и контроля ассортимента на производственных предприятиях
Производственные предприятия ежедневно сталкиваются с необходимостью быстрого реагирования на изменения рыночной ситуации, что, в свою очередь, влияет на формирование ассортиментной политики предприятия. Поэтому, ассортиментная политика является одним из ключевых объектов в деятельности предприятия, так как именно отношение потребителей к выпускаемой продукции определяет возможности существования и развития этого предприятия. А детальный и продуманный подход к формированию ассортиментной политики служит основой его стабильности, рентабельности, индивидуальности и конкурентоспособности [2].
Для производственного предприятия ассортиментная политика — это один из основных объектов системы управления, который обеспечивает экономическую устойчивость функционирования предприятия, определяет ассортимент производимой продукции, время изменений в существующей номенклатуре, переход с производства одной ассортиментной позиции на другую, а также объемы выпускаемой продукции.
Кроме того, система формирования ассортиментной политики оказывает влияние не только на инвестиционную стратегию, но и на внедрение и использование нового оборудования и новых технологий, способствующих развитию данного предприятия.
Основные специфические факторы формирования производственного ассортимента это: сырьевые возможности предприятия, состояние материально-технической базы предприятия, а также использование предприятием достижений научно-технического прогресса.
Массовое производство присуще крупным предприятиям промышленности. Оно требует больших производственных мощностей, высококвалифицированного персонала, финансовых вложений и широкого рынка сбыта. За счет массовости производства происходит экономия на постоянных издержках, поэтому себестоимость изделий, как правило, выходит гораздо ниже по сравнению с мелкосерийным или индивидуальным производством. Однако для того чтобы реализовать всю произведенную продукцию компаниям приходится устанавливать цены, привлекательные для потребителей, которые значительно ниже, чем на продукцию других видов производств, поэтому и уровень маржи, получаемый при массовом производстве, выходит значительно ниже. Стоит отметить, что чем больше объем производства, тем труднее его реализовать, в этой связи возникает опасность затоваривания, преодолеть которое компании стремятся за счет еще большего снижения цен.
При индивидуальном производстве опасность затоваривания практически отсутствует, что обусловлено небольшим количеством клиентских заказов, соответствующим мощности предприятия. Считается, что это продукция, которая изготовлена с учетом индивидуальных предпочтений потребителя, более высокого качества, чем продукция массового производства. Из-за небольших объемов производства у компании практически нет резервов для экономии на издержках, поэтому себестоимость такой продукции гораздо выше, однако за счет уникальности товара производители имеют практически неограниченные возможности для увеличения цены реализации, что делает такую продукцию высокорентабельной.
При кастомизированном производстве компания также имеет возможности для больших объемов производства с невысокой себестоимостью, но с более высоким уровнем рентабельности, меньшими рисками перепроизводства, ведь кастомизированная продукция гораздо предпочтительнее для потребителей. Несмотря на массовость производства, у покупателя создается впечатление, что он приобретает эксклюзивную продукцию, что, в свою очередь достигается за счет возможности индивидуальной модификации конкретного изделия. Для производителя же несомненным преимуществом является упрощение работы с целевым рынком (по сравнению с индивидуальным производством), так как индивидуальные потребители при кастомизированном производстве сгруппированы по определенным сегментам.
Таким образом, по итогам первой главы можно сделать основные выводы о том что:
1.Сущность ассортиментной политики состоит в управлении ассортиментом в соответствии с потребностями рынка.
2.Управление ассортиментом выражается в контроле, анализе, процессе сбыта ассортимента, изучении потребителей с целью совершенствования ассортимента.
3.Управление ассортиментом осуществляется в целях увеличения сбыта, оптимизации ассортимента, завоевании новых рынков и потребителей.
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ АССОРТИМЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОСЛАВЛЬСКОГО АВТОАГРЕГАТНОГО ЗАВОДА АМО ЗИЛ
2.1.Организационно – экономическая характеристика предприятия
ЗАО «Рославльский автоагрегатный завод АМО ЗИЛ» – крупнейший динамично развивающийся машиностроительный комплекс по производству автомобильных компонентов, градо- и бюджетообразующее предприятие.
Его история начинается с созданного в 1959 году завода передвижных электростанций, на базе которого Высшим Советом Народного Хозяйства СССР в марте 1964 было принято решение об организации завода «Автозапчасть» - филиала ЗИЛа.
Сегодня основные производства завода: механосборки и нормалей, тормозной аппаратуры размещены в шести производственных корпусах общей площадью 220 тыс. квадратных метров.
Производство МСиН - это комплекс цехов: по подготовке металла, холодной высадке, автоматной и термической обработке, гальванических покрытий.
ЗАО «РААЗ АМО ЗИЛ» выпускается свыше 4500 наименований и типов крепежных изделий различных классов прочности, узлы и агрегаты к автомобилям семейства ЗИЛ (кардан руля, цилиндры гидротормозов, центрифуга, регулировочный рычаг, рулевое колесо, шланги и трубки высокого давления, педали и другие).
Для полного изготовления деталей по DIN-912 и DIN-6921 на заводе применяются суперсовременные гибкие технологические линии, состоящие из пресс-автоматов с поперечным переносом заготовки FORMAX и резьбонакатных станков с плоскими плашками FORMAXFXPT. Сочетание этих автоматических линий позволяет осуществлять высадку и резьбонакатку широкого спектра различных деталей с высокой производительностью (150-300 деталей в минуту) и жесткими допусками.
Кроме того, применение данного оборудования обеспечивает: возможность производства деталей небольшими партиями с быстрой переналадкой (в течение 30-40 минут) на другую деталь.
Производство тормозной аппаратуры - это точное литье под давлением из алюминиевых и цинковых сплавов, высокоточная механическая обработка изделий на полуавтоматическом и автоматическом оборудовании, глубокая вытяжка на многопозиционных пресс-автоматах, изготовление пружин, нанесение износостойких гальванических покрытий, получение высокоточных изделий методом раскатывания, инструментальное производство и другое.
В настоящее время производство выпускает свыше 110 модификаций пневматических тормозных аппаратов для автомобилей, автобусов и тракторов таких марок как: ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, Урал, КрАЗ, ПАЗ, ГАЗ и другие, а также прицепов и полуприцепов.
Комплектующие изделия тормозных аппаратов (за исключением резинотехнических изделий) собственного производства.
Производимая продукция проходит 100% контроль качества. Вся продукция сертифицирована.
Инструментальное производство в ЗАО «РААЗ АМО ЗИЛ» - это самостоятельное в техническом плане производство, включающее в себя два инструментальных цеха, кузнечно-заготовительный участок, цех ремонта, эксплуатации и оснастки, инструментальный отдел.
Постоянное освоение нового оборудования, повышение технического уровня производства позволили освоить новые виды инструмента – это различные фрезы, фасонные резцы, резьбообразующий, резьбонакатный и вспомогательный инструмент, раскатки, развертки, а также изготовление станочных приспособлений, штампов, прессформ для РТИ, пластмасс, литья цветных сплавов.
На производстве успешно освоены технологии ионно-вакуумных покрытий, электроэррозийной обработки, широко применяется оборудование с ЧПУ.
Все производства завода оснащены современным оборудованием с использованием передовых технологий и достижений отечественной и зарубежной науки и техники.
Проанализируем динамику реализованной продукции предприятия, рассчитаем темпы роста и прироста (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Анализ объема реализации продукции (в действующих ценах)
Объем реализации продукции, тыс. руб. |
Абс. отклонение, тыс. руб. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
|
2013 |
30310 |
1805 |
106,3 |
6,3 |
2014 |
57043 |
26733 |
188,2 |
88,2 |
2015 |
66518 |
9475 |
116,6 |
16,6 |
Итого |
- |
43281 |
х |
х |
Объем реализации продукции в действующих ценах возрос за 2013-2015 гг. на 36208 тыс. руб. или более чем в 2раза. Среднегодовой темп прироста за 2013-2015 гг. составил 37%. В 2015 году темп прироста снизился по сравнению с его повышением в 2014 году.
Выручка от реализованной продукции за 2014 год составляет 57043 тыс. руб., рост к 2013 г. составляет 88,2%, в 2015 году – 66518 тыс. руб., что на 16,6% больше уровня 2014 года. Такой рост обусловлен как ростом цены, так и растущей востребованностью отечественной продукции в связи с проблемами с импортом.
В таблице 2.2 показана прибыль предприятия.
Таблица 2.2
Прирост прибыли по годам, тыс.руб.
период |
прибыль |
прирост в т.руб. |
2013 |
1269 |
493,8 |
2014 |
1595 |
256 |
2015 |
2233 |
638 |
Прирост прибыли с 2013 года составил 29,2%.
В таблице 2.3 рассмотрим, во что обходится торговому предприятию каждый рубль реализованных товаров.
Таблица 2.3
Анализ затрат на рубль реализованной продукции
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
2052 г. |
Реализованная продукция, тыс. руб. |
30310 |
57043 |
66518 |
Затраты на закуп, хранение реализованной продукции, тыс. руб. |
27509 |
51652 |
63847 |
Затраты на 1 рубль реализованной продукции, руб. |
0,908 |
0,905 |
0,960 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
6602 |
10847 |
12131 |
Издержки обращения в % к товарообороту |
21,8 |
19,0 |
18,2 |
Из таблицы 2.3 видно, что в 2013 г. уровень затрат составил 0,908 руб., т. е. на 1 руб. продукции затраты равны 90,8 коп. В 2015 году темп роста выручки от реализации составлял 16,6% по сравнению с 2014 годом, а темп роста затрат – 23,6%. В результате в 2014 году наблюдаем значительный рост затрат на рубль реализованной продукции.
Таким образом, темпы роста затрат превышают темпы роста выручки, что приводит к росту затрат на 1 рубль реализованной продукции.
Доля издержек обращения в общем объеме реализованной продукции снижается, что является результатом учета и экономии расхода финансовых ресурсов. Если сравнивать изменение выручки и издержек, то затраты росли быстрее, чем выручка.