Файл: Классификация ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1.Понятие товарного ассортимента и его структура
1.2.Порядок формирования ассортимента товаров
1.3. Особенности регулирования и контроля ассортимента на производственных предприятиях
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ АССОРТИМЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОСЛАВЛЬСКОГО АВТОАГРЕГАТНОГО ЗАВОДА АМО ЗИЛ
2.1.Организационно – экономическая характеристика предприятия
2.2.Исследование ассортиментной политики предприятия
2.3. Анализ основных факторов подбора и планирования ассортимента товаров
2.4. Рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики предприятия
2.2.Исследование ассортиментной политики предприятия
Проведем АВС анализ по товарным группам.
Таблица 2.4
АВС-анализ
Наименование товарной группы |
Объем продаж,т.руб./год. |
Доля в обороте,% |
1.Болты |
2800 |
4,21 |
2.Винты |
3920 |
5,89 |
3.Втулки |
3780 |
5,68 |
4.Гайки |
970 |
1,46 |
5.Ремкомплекты |
2950 |
4,43 |
7.Шумоглушители |
822 |
1,24 |
8.муфты |
3601 |
5,41 |
9.Тросы |
2989 |
4,49 |
10.Кожухи |
1044 |
1,57 |
11.Аппараты подготовки и обеспечения параметров сжатого воздуха |
3235 |
4,86 |
12.Аппараты тормозного привода |
4216 |
6,34 |
13.Заклепки |
921 |
1,38 |
14.Кольца |
2514 |
3,78 |
15.Головка ЗИЛ |
2020 |
3,04 |
16.Пальцы ЗИЛ |
2815 |
4,23 |
17.Клинья |
2936 |
4,41 |
18. Колеса рулевые |
501 |
0,75 |
19.Переходники |
1066 |
1,60 |
20.Педали сцепления |
3050 |
4,59 |
21.Плунжера |
2514 |
3,78 |
22.Пружины |
2620 |
3,94 |
23.Рычаг тормоза |
4810 |
7,23 |
24.Суппорты |
2760 |
4,15 |
25.Фильтры |
3910 |
5,88 |
26.тяги |
3754 |
5,64 |
Итого |
66518 |
100 |
Сгруппируем получившиеся значения по долям в обороте.
Таблица 2.5
Группировка по долям в обороте
Наименование товарной группы |
Объем продаж,т.руб./мес. |
Доля в обороте,% |
Группа А |
||
1.Болты |
2800 |
4,21 |
2.Винты |
3920 |
5,89 |
3.Втулки |
3780 |
5,68 |
5..Ремкомплекты |
2950 |
4,43 |
8. муфты |
3601 |
5,41 |
9. Тросы |
2989 |
4,49 |
11. Аппараты подготовки и обеспечения параметров сжатого воздуха |
3235 |
4,86 |
12. Аппараты тормозного привода |
4216 |
6,34 |
16. Пальцы ЗИЛ |
2815 |
4,23 |
17. Клинья |
2936 |
4,41 |
20. Педали сцепления |
3050 |
4,59 |
22.Пружины |
4810 |
7,23 |
23.Рычаг тормоза |
2760 |
4,15 |
24.Суппорты |
3910 |
5,88 |
25.Фильтры |
3754 |
5,64 |
Итого |
51526 |
77,44 |
Группа В |
||
14.Кольца |
2514 |
3,78 |
15.Головка ЗИЛ |
2020 |
3,04 |
21.Плунжера |
2514 |
3,78 |
22.Пружины |
2620 |
3,94 |
Итого |
9668 |
14,54 |
Группа С |
||
4.Гайки |
970 |
1,46 |
13.Заклепки |
921 |
1,38 |
18. Колеса рулевые |
501 |
0,75 |
19.Переходники |
1066 |
1,60 |
10.Кожухи |
1044 |
1,57 |
7.Шумоглушители |
822 |
1,24 |
Итого |
5324 |
8 |
Всего |
66518 |
100 |
Таким образом, выявлены ключевые ассортиментные группы, которые приносят основной доход и те, которые относят к группе -приносят доход, но реализуются в малом объеме.
Из группы С материалы и оборудование относятся к обязательному ассортименту.
Проведем XYZ- анализ.
В качестве основного параметра исследования используются показатели объемов продаж за квартал (таблица 2.6). Таким образом, количество анализируемых периодов равняется четырем.
Результаты анализа представлены в таблице 2.6:
Таблица 2.6
Продажи по кварталам за 2015 год, тыс.руб.
группы |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
год |
1.Болты |
134 |
1010 |
1016 |
640 |
2800 |
2.Винты |
211 |
890 |
1576 |
1243 |
3920 |
3.Втулки |
316 |
710 |
1430 |
1324 |
3780 |
4.Гайки |
97 |
214 |
425 |
234 |
970 |
5.Ремкомплекты |
134 |
1010 |
1200 |
606 |
2950 |
7.Шумоглушители |
85 |
215 |
323 |
199 |
822 |
8.муфты |
614 |
681 |
929 |
1377 |
3601 |
9.Тросы |
512 |
922 |
938 |
617 |
2989 |
10.Кожухи |
201 |
314 |
411 |
118 |
1044 |
11.Аппараты подготовки и обеспечения параметров сжатого воздуха |
418 |
677 |
1080 |
1060 |
3235 |
12.Аппараты тормозного привода |
923 |
1113 |
1210 |
790 |
4216 |
13.Заклепки |
318 |
214 |
251 |
138 |
921 |
14.Кольца |
521 |
627 |
810 |
556 |
2514 |
15.Головка ЗИЛ |
412 |
468 |
589 |
551 |
2020 |
16.Пальцы ЗИЛ |
501 |
522 |
744 |
1048 |
2815 |
17.Клинья |
690 |
847 |
912 |
487 |
2936 |
18. Колеса рулевые |
88 |
154 |
241 |
18 |
501 |
19.Переходники |
210 |
289 |
423 |
144 |
1066 |
20.Педали сцепления |
680 |
987 |
1010 |
373 |
3050 |
21.Плунжера |
389 |
456 |
677 |
992 |
2514 |
22.Пружины |
258 |
973 |
810 |
579 |
2620 |
23.Рычаг тормоза |
1126 |
1239 |
1478 |
967 |
4810 |
24.Суппорты |
715 |
844 |
849 |
352 |
2760 |
25.Фильтры |
569 |
745 |
1230 |
1366 |
3910 |
26.тяги |
543 |
824 |
1310 |
1077 |
3754 |
В таблице 2.7 показаны результаты расчетов.
Таблица 2.7
Результаты расчета
группы |
среднее |
Коэффициент вариации,% |
Количество периодов |
группа |
1.Болты |
700 |
0,70318 |
4 |
X |
2.Винты |
980 |
0,51202 |
4 |
X |
3.Втулки |
945 |
0,567596 |
4 |
X |
4.Гайки |
242,5 |
0,925292 |
4 |
X |
5.Ремкомплекты |
737,5 |
0,581238 |
4 |
X |
7.Шумоглушители |
205,5 |
1,153164 |
4 |
Y |
8.муфты |
900,25 |
2,331262 |
4 |
Z |
9.Тросы |
747,25 |
0,905061 |
4 |
Y |
10.Кожухи |
261 |
1,020621 |
4 |
Y |
11.Аппараты подготовки и обеспечения параметров сжатого воздуха |
808,75 |
0,758971 |
4 |
X |
12.Аппараты тормозного привода |
1009 |
0,881682 |
4 |
X |
13.Заклепки |
230,25 |
2,744106 |
4 |
Z |
14.Кольца |
628,5 |
0,927837 |
4 |
Y |
15.Головка ЗИЛ |
505 |
1,363862 |
4 |
Z |
16.Пальцы ЗИЛ |
703,75 |
1,970276 |
4 |
Z |
17.Клинья |
734 |
0,936915 |
4 |
Y |
18. Колеса рулевые |
125,25 |
1,161849 |
4 |
Y |
19.Переходники |
266,5 |
0,999201 |
4 |
Y |
20.Педали сцепления |
762,5 |
0,794552 |
4 |
X |
21.Плунжера |
628,5 |
1,794895 |
4 |
Z |
22.Пружины |
655 |
1,004024 |
4 |
Y |
23.Рычаг тормоза |
1202,5 |
0,753094 |
4 |
X |
24.Суппорты |
690 |
0,991314 |
4 |
Y |
25.Фильтры |
977,5 |
0,786646 |
4 |
X |
26.тяги |
938,5 |
0,648531 |
4 |
X |
Принцип ранжирования анализируемых объектов по группам X, Y и Z следующий:
В группу X включены объекты, коэффициент вариации которых не превышает 0,8%. Это означает, что спрос на товары данной группы достаточно равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объемы продаж товаров этой группы хорошо предсказуемы.
Группу Y составляют товары, коэффициент вариации которых попадает в диапазон от 0,9% до 1,2%. Данная группа характеризуется средними показателями прогнозирования объемов продаж.
В группу Z входят товары, коэффициент вариации которых превышает 1,2%.
Наиболее точным и достоверным является совмещенный анализ АВС и XYZ . Для проведения этого анализа необходимо объединить данные, представленные в АВС и XYZ (см. таблица 2.8).
Таблица 2.8
Совмещенный анализ АВС и XYZ
Товарная группа |
Доля в обороте, % |
АВС группа |
XYZ группа |
Совмещение |
|
1.Болты |
4,21 |
А |
X |
АX |
|
2.Винты |
5,89 |
А |
X |
АХ |
|
3.Втулки |
5,68 |
А |
X |
АХ |
|
4.Гайки |
1,46 |
С |
X |
СХ |
|
5.Ремкомплекты |
4,43 |
А |
X |
АХ |
|
7.Шумоглушители |
1,24 |
С |
Y |
СY |
|
8.муфты |
5,41 |
А |
Z |
А Z |
|
9.Тросы |
4,49 |
А |
Y |
А Y |
|
10.Кожухи |
1,57 |
С |
Y |
СY |
|
11.Аппараты подготовки и обеспечения параметров сжатого воздуха |
4,86 |
А |
X |
АХ |
|
12.Аппараты тормозного привода |
6,34 |
А |
X |
АХ |
|
13.Заклепки |
1,38 |
С |
Z |
С Z |
|
14.Кольца |
3,78 |
В |
Y |
В Y |
|
15.Головка ЗИЛ |
3,04 |
В |
Z |
В Z |
|
16.Пальцы ЗИЛ |
4,23 |
А |
Z |
А Z |
|
17.Клинья |
4,41 |
А |
Y |
А Y |
|
18. Колеса рулевые |
0,75 |
С |
Y |
СY |
|
19.Переходники |
1,60 |
С |
Y |
СY |
|
20.Педали сцепления |
4,59 |
А |
X |
АХ |
|
21.Плунжера |
3,78 |
В |
Z |
В Z |
|
22.Пружины |
3,94 |
В |
Y |
В Y |
|
23.Рычаг тормоза |
7,23 |
А |
X |
АХ |
|
24.Суппорты |
4,15 |
А |
Y |
А Y |
|
25.Фильтры |
5,88 |
А |
X |
АХ |
|
26.тяги |
5,64 |
А |
X |
АХ |
В результате совмещенного анализа товары распределились по группам следующим образом:
Группа AX –, данная группа товаров характеризуется высокой потребительской стоимостью, высокой степенью надежности прогноза продаж вследствие стабильности потребления.
Группа А Y ,BY –, эта группа товаров обладает средней потребительской стоимостью и высокой степенью надежности прогноза при стабильности потребления.
Группа CY –этой группе свойственны низкая потребительская стоимость и средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления;
Группа СХ- часто имеет высокую сезонность спроса.
Группу С Z рекомендуют либо выводить из ассортимента, либо пересматривать его кардинально.
В Z и А Z очень нестабильны и плохо прогнозируемы.
2.3. Анализ основных факторов подбора и планирования ассортимента товаров
На формирование ассортиментной политики предприятия оказывают влияние следующие факторы:
1.Спрос, то есть востребованность товара покупателями.
2.Экономические факторы: состояние экономики.
3.Социально – культурные факторы: уровень доходов потребителей и их потребительские предпочтения.
4.Ценовая политика поставщика.
5.Уровень общих издержек.
6.Ассортиментная политика конкурентов.
Можно отметить, что на предприятие формирует ассортиментную политику под влиянием факторов макросреды, микросреды и внутренних факторов.
К факторам макросреды относятся экономические факторы, социально- культурные факторы.
К факторам микросреды относят ассортиментную политику конкурентов и ценовую политику поставщика.
На эти группы факторов предприятие влиять не может, может только их учитывать в своей деятельности.
К внутренним факторам относится уровень издержек, предприятие стремится их минимизировать, формируя ассортимент.
Спрос относится к маркетинговым факторам, на него воздействуют факторы внешней среды и маркетинговая политика предприятия.
Отвечает за формирование ассортимента - заместитель директора по коммерции, непосредственно формированием ассортимента занимаются менеджеры по коммерции. При формировании товарной политики компания использует функциональный принцип. В товарном ассортименте присутствует товар среднего и низкого сегмента. Таким образом, компания реализует товар регулярного спроса. Компания ведет горизонтальное расширение ассортимента. При расширении она использует пополнение (пополнение линейки товара в товарной группе) и пополнение разновидностями.