Файл: Классификация ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Компанией ведется концентрическая товарная политика, когда ведется поиск новых товаров, которые в технологическом или рыночном отношениях были бы подобны уже имеющимся товарам предприятия и привлекали бы новых покупателей. Следовательно, компания использует товарную стратегию –дифференцирование, стремится соответствовать разным ценовым предпочтениям и вкусам покупателей.

На предприятии действует постоянная ревизионная комиссия для проведения инвентаризаций в составе: зам. директора по коммерции, главный бухгалтер, зав. складом. Инвентаризация основных средств проводится раз в три года. Инвентаризация полная проводится по ассортименту перед составлением годовой бухгалтерской отчетности - в ноябре каждого года. Кроме полной проводятся ежеквартально выборочные инвентаризации, дата и состав рабочей комиссии ( кроме постоянной на каждую инвентаризацию назначается рабочая комиссия) назначаются приказом по предприятию. Итогом ревизии является инвентаризационная опись ТМЦ, акты недостач или излишков.

При возникновении ситуации с накоплением излишних остатков товара на складе, возникновением трудностей в реализации каких-либо позиций, компания применяет следующие методы активизации продажи товара:

-ценовые скидки;

-скидки на объем товара, то есть при приобретении определенного объема товара действует разовая скидка;

-при приобретении труднореализуемой позиции, на любую по выбору покупателя дается скидка в 5%.

Специальных методов анализа коммерческий отдел не применяет, анализ ограничивается отслеживанием динамики продаж, динамическим прогнозированием.

2.4. Рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики предприятия

Сформируем группу предложений по совершенствованию управления ассортиментом на предприятии.

1.В процессе АВС- анализа выявлено, что в группу С попали такие востребованные на рынке позиции как заклепки, колеса рулевые, переходники, кожухи, глушители. В отношении данных позиций необходимо провести сравнительный анализ ценовой политики по сравнению со среднерыночными ценами и ценами основных конкурентов.

2.АВС и XYZ- анализ показали, что группы заклепки, колеса рулевые, переходники, кожухи, глушители относятся к группам с нестабильным и плохо прогнозируемым спросом. Из указанных товарных групп предлагается пересмотреть ассортимент группы заклепки, так как она занимает самую низкую долю в обороте-0,75% и возможны проблемы именно по конкретным позициям. С другими товарными группами предлагается поступить следующим образом:


- группа CY ( колеса рулевые, кожухи, переходники, глушители). Для данной группы целесообразно применение системы с постоянной суммой или объемом заказа. Страховой запас по данным товарным группам не формируется, чтобы не замораживать средства в данном товаре.

3. Для товарных групп типа АХ и АY, к которым относят основную долю ассортимента-14 товарных групп из 26 необходимо обеспечить их постоянное присутствие на складе. Если имеющиеся поставщики материалов и комплектующих для их изготовления не могут гарантировать стабильность поставок, то необходимо проанализировать рынок и заключить договора с новыми поставщиками. От данных товарных групп зависит прибыльность компании.

4. Для группы BY (кольца, пружины) необходимо создавать страховой запас для обеспечения высоких продаж.

5.Группы AZ и BZ (муфты, головки и пальцы ЗИЛ) должны быть на складе постоянно, поэтому необходимо обеспечить производство и постоянным присутствием минимальных партий на складе, так как спрос на данные позиции отличается непредсказуемостью.

6.Во второй главе было выявлено, что коммерческий отдел не применяет специальных средств для анализа ассортимента. Следовательно, необходимо внедрить в практику деятельности обязательное ежемесячное применение АВС и XYZ- анализа для обеспечения эффективности планирования ассортимента.

Так как вручную невозможно провести анализ 5400 ассортиментных позиций, предлагается использовать современное программное обеспечение.

Программа «Система поддержки принятия решений при управлении товарными запасами, закупками и снабжением в торговых и производственных компаниях» краткое наименование «СППР», предназначена для Управления товарными запасами и формирования оптимальных запасов и заказов для обеспечения продаж компании.

Она позволяет:

- В автоматическом режиме (нажатием одной кнопки), исходя из условий поставки и плана продаж, формировать оптимальный план запасов, поставок, график отгрузок поставщиками и оплат им

- Проводить анализ ассортимента (ABC-анализ по объему продаж и прибыльности) за выбранный период

- Проводить анализ сопутствующих (совместных, комплиментарных) продаж

- Автоматически формировать бюджет закупок (с графиком оплат поставщикам)

- Автоматически рассчитывать денежный поток (cash&flow) с возможностью детализации до товарной позиции (SKU, артикула), оценивая эффективность вложений средств в данный товар

- Распределять объем поставок между поставщиками исходя из оптимального денежного потока (cash&flow) и минимизации дефицита и запасов


- Анализировать исполнение планов в текущем режиме: планы продаж, планы пополнения и поддержания запасов

Основной функционал программы:

-ABC - анализ ассортимента (в том числе из тысяч номенклатурных позиций) по доле товаров (ассортиментных номенклатурных позиций) в обороте и операционной прибыли компании

-Анализ ассортимента из тысяч номенклатурных позиций по совместным продажам разных товаров (ассортиментных номенклатурных позиций)

-Формирование собственного справочника товаров по ABC, ABC/XYZ, по менеджерам или в соответствии с любой другой, удобной для пользователя, классификацией

-Планирование продаж одним из методов экспертной оценки либо вручную, учитывая наличие или отсутствие товара на складе в предыдущие периоды

-Планирование поступления денежных средств от продаж в соответствии с существующими условиями оплаты

-Планирование оптимального запаса, который позволит выполнить план продаж, в соответствии с одной из выбранных стратегий управления товарным запасом

-Планирование поступления товаров на склад в оптимальном графике и режиме, и как следствие, - потребность в складском персонале и технике

-Определение (выбор) оптимальных поставщиков, в соответствии с условиями поставки

-Оптимальное распределение объема закупок между поставщиками, в соответствии с условиями поставки, для получения максимальной прибыли и оптимизации использования оборотных средств

-Формирование партий поставок и плана-графика поставок с распределением между поставщиками

-Выбор оптимального графика и режима отгрузки от поставщиков

-Формирование плана-графика отгрузки от поставщиков и, как следствие, плана-графика подачи транспорта

-Формирование оптимального плана-графика оплат поставщикам (платежный календарь)

-Анализ исполнения всех планов и сопоставление план-факт

-Внесение корректировок в планы (в зависимости от настроек)

Существенный плюс СППР - срок внедрения: вы можете использовать программу для управления запасами и закупками на следующий день после её приобретения

Результаты использования:

-Увеличение объема продаж.

- Снижение запасов (при сохранении и, зачастую, при увеличении объема продаж) на 10-30%.

-Повышение производительности труда специалистов, связанных с управлением запасами и закупками на 30-50%, повышения точности управления, снижения потерь и ошибок.

-Снижение затрат на логистику

СППР предназначена и эффективно зарекомендовала себя, в первую очередь, в управлении товарными запасами и закупками для:


- торгово-закупочных и оптово-розничных компаний;

- дистрибьюторских и дилерских компаний, особенно с разветвленной сетью филиалов;

- производственных компаний в различных отраслях.

Установка данного программного обеспечения будет способствовать качественному проведению анализа по всему товарному ассортименту, а не по укрупненным товарным группам, что позволит вывести неэффективные ассортиментные позиции, сосредоточить внимание менеджеров по коммерции на позициях, приносящих наибольшую выгоду для компании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В научной литературе под ассортиментной политикой понимается искусство принятия решений по отдельной товарной единице, товарной группе и по всему ассортименту в целом для достижения компанией поставленных целей. Цель компании в данном случае - совершенствование ассортиментной политики через управление ее эффективностью. Основные методы анализа существующего ассортимента- это АВС, XYZ и портфельный анализ, по итогам которых принимаются решения о мероприятиях по совершенствованию ассортимента.

Во второй главе проведен анализ финансово-экономического состояния, ассортиментной политики завода ЗАО «РААЗ АМО ЗИЛ». Анализ показал следующее:

-за анализируемый период наблюдается постоянный рост объема реализации продукции Однако в сопоставимых ценах темпы роста объема продаж значительно ниже, что вызвано снижением платежеспособности населения и наличием конкурентов на рынке.

-Анализ ассортимента, проведенный методами АВС, XYZ- анализа и портфельного анализа выявил, что проблемным ассортиментом являются колеса и пальцы ЗИЛ, кожухи, переходники, глушители, колеса рулевые.

-Проблемные товарные группы могли стать таковыми по причине недостаточно грамотного анализа и прогнозирования, так как менеджеры по коммерции специальных форм анализа не применяют.

Таким образом, для повышения прибыльности производственного предприятия необходимо реализовать меры по совершенствованию ассортимента.

Для совершенствования ассортиментной политики предложен ряд мероприятий:

1.Решения по отдельным товарным группам:

- группы колеса рулевые, кожухи, переходники, глушители). Для этих групп целесообразно применение системы с постоянной суммой или объемом заказа. Страховой запас по данным товарным группам не формируется, чтобы не замораживать средства в данном товаре.

- Для групп кольца, пружины необходимо создавать страховой запас для обеспечения высоких продаж.


-Группы муфты, головки и пальцы ЗИЛ) должны быть на складе постоянно, поэтому необходимо обеспечить производство и постоянным присутствием минимальных партий на складе, так как спрос на данные позиции отличается непредсказуемостью.

-в группе заклепки необходимо провести детальный анализ ассортимента на предмет его востребованности потребителями.

2.Для обеспечения качества проведения анализа ассортимента необходимо установить специальное программное обеспечение - СППР, которое будет способствовать проведению комплексного анализа в разрезе ассортиментных позиций.

Мероприятия нацелены непосредственно на совершенствование ассортиментной матрицы, а также будут способствовать привлечению потребителя как к существующему, так и перспективному ассортименту.

Таким образом, комплекс мероприятий будет способствовать укреплению конкурентного положения предприятия за счет улучшения ассортиментной политики

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белоусова С.Н.. Маркетинг[Текст]: Курс лекций/ С.Н.Белоусова. - М.: Феникс,2015.-315 с.
  2. Бендина Н.В.Маркетинг[Текст]: Конспект лекций/ Н.В.Бендина. - М.:Приор,2014.-176 с.
  3. Берман Б.Розничная торговля. [Текст]Стратегический подход/Б.Берман,Д.Эванс.-М.:Вильямс,2016.-1184 с.
  4. Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность : организация и управление[Текст] : учебник / Р. И. Бунеева. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 365 с.
  5. Ворожцов С.Н., Миронова Н.А. Формирование и управление товарным ассортиментом на предприятии[Текст] // Научные труды Международной научно-практической конференции ученых МАДИ(ГТУ),РГАУ-МСХА, ЛНАУ. ЭЛТОН.- 2017. – Т.1
  6. Гайдаенко Т.А.Маркетинговое управление [Текст]/Т.А.Гайдаенко. - М.:Эксмо.2016.-512 с.
  7. Герасимов Б.И., Жарикова М.В.Маркетинг[Текст]/ Б.И.Герасимов, М.В.Жарикова. - М.: Профессиональное образование,2015.-320 с.
  8. Гилберт Д.Управление розничным маркетингом[Текст] /Д.Гилберт - М.:Инфра-М.2015.-571 с.
  9. Зайцев В.А. Маркетинг [Текст]/ В.А.Зайцев.- М.:МГИУ,2016.-553 с.
  10. Ибрагимов Л.А.Маркетинг[Текст]/ Л.А.Ибрагимов.- М.:Юнити-Дана,2016.-368с
  11. Ким С.А.Маркетинг[Текст]: Учебное пособие/ С.А.Ким. - М.: Дашков и К,2014.-236 с
  12. Комкова Е. Товарный портфель и управление закупками в рознице[Текст]/Е. Комкова.-СПб.:Питер,2016.-352 с.
  13. Копец Р.Н. Ассортиментная политика компании и система взаимосвязей между ее элементами[Текст] // Развитие России в условиях глобализации мировой экономики: Материалы Международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 22-24 мая 2016 г.) / Под ред. Осипова Ю.М., Архипова А.Ю. – Ростов-н/Д: Изд-во ЮФУ.- 2016.
  14. Крылова Г.Д. Маркетинг[Текст]/ Г.Д.Крылова.- М.:Магистр,2014.-496 с.
  15. Крылова Г.Д. Маркетинг. [Текст] Практикум/ Г.Д.Крылова . - М.:Проспект,2016.-360 с.
  16. Лыгина Н.И., Ляпина И.Р. Маркетинг товаров и услуг[Текст]/ Н.И.Лыгина, И.Р.Ляпина. - М.: Форум,2015.-135 с
  17. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности[Текст]: Учебное пособие под. ред.Н.А. Нагапетьянца.- М.: Вузовский учебник,2017.-272 с
  18. Маслова Т.Д., Божук Л.Н. Маркетинг[Текст]: Учебник для ВУЗов/ Т.Д.Маслова, Л.Н.Божук.-СПб.: Питер,2016.-400 с.
  19. Павлова Н.Н.Маркетинг в современной фирме[Текст]/ Н.Н.Павлова.- М.:Норма,2016.-370 с
  20. Парамонова Т.Н. Маркетинг[Текст]/ Т.Н.Парамонова.- М.:Кнорус,2015.-188 с
  21. Разумова С.В.Стратегический маркетинг[Текст]/ С.В.Разумова. - Минск: БГЭУ,2016.-375 с.
  22. Синяева И.М. Маркетинг предпринимательской деятельности[Текст]/ И.М.Синяева.- М.:Дашков и К,2010.-268 с
  23. Соловьев Б.А.Маркетинг[Текст]/ Б.А.Соловьев.- М.:Инфра-М.,2015.-384 с
  24. Хлебович Д.И. Сфера услуг. маркетинг[Текст]/ Д.И.Хлебович. - М.:Кнорус,2017.-240 с
  25. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг [Текст]: Настольная книга по исследованию рынка / В.Е.Хруцкий. – М. : Финансы и статистика, 2015. – 560 с
  26. Шкардун, В.Д.Маркетинговые основы стратегического управления[Текст]/ В.Д.Шкардун.- М.: Дело,2017.-533с
  27. Веселов А. И. Товарная политика предприятий: анализ основных взглядов и методов оценки[Текст]// Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - N 1. - С.103-114:
  28. Еремина О. СТМ по системе [Текст]//Мое дело.-2012.-№142-С.19
  29. Мамедова Д. Есть ли место для СТМ? [Текст]//Мое дело.-2015-№124-С.39
  30. Мамедова Д. Вакантный проект[Текст] //Мое дело.-2016.-№132-С.17-21
  31. Муромкина И.И., Портной А.И. Совершенствование марочной политики предприятий на российском потребительском рынке. [Текст]// Маркетинг в России и за рубежом. - 2017. - № 5. – С. 81 – 83
  32. Облаков П. О. Метод треугольника в ABC-анализе[Текст]// Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - N 2. - С.126-131
  33. Пильникова Ю. Ассортимент по алфавиту[Текст]// Мое дело.-2015.-№120-С.27
  34. Наумов В. Н. Ассортиментно-ценовая политика: сущность и содержание // http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle
  35. СППР//http://upravlenie-zapasami.ru/optimizaciya-tovarnih-zapasov/