ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Стандарт как общественный договор
1.2 Назначение и функции Стандартов нового поколения
1.3. Деятельностный подход к построению образовательных Стандартов
1.4. Стандарт как инструмент реализации государственной политики в области образования
1.5. Статус государственного Стандарта общего среднего образования
1.4. Стандарт как инструмент реализации государственной политики в области образования
Изложенное выше в целом позволяет сформулировать основные направления государственной политики в сфере образования, реализуемые посредством образовательных Стандартов.
1. Создание условий равных возможностей осуществления права граждан (обучающихся) на образование, соответствие Стандартов как правам обучающихся, так и правам лиц и коллективов, занимающихся образовательной деятельностью.
2. Взаимное согласие общества и государства в области разработки, принятия и исполнения государственных образовательных Стандартов. Конкурентность разработки, демократический характер обсуждения, принятие Стандартов как государственной нормы на основе общественного согласия.
3. Достижение нового качества общего образования в Российской Федерации, недопущение его снижения. Создание условий постоянного повышения качества образования для полноценного развития личности, продолжения образования, интеграция личности в национальную и мировую культуру.
4. Баланс взаимообязательств и баланс требований в области государственных образовательных Стандартов. Обязанность государства обеспечить зафиксированный Стандартом, достаточный для полноценного образования уровень образования. Обязанность обучающихся соответствовать требованиям Стандарта в части их учебных достижений.
5. Государственный контроль и ответственность за полноценность образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах государственных образовательных Стандартов.
6. Гуманистический характер содержания Стандарта, ориентированность на свободное развитие личности, человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе.
7. Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации. Развитие национально-региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства.
8. Обеспечение защиты обучающихся от некачественного обучения, а педагогических работников – от необъективной оценки их труда.
1.5. Статус государственного Стандарта общего среднего образования
Высокая миссия Стандарта как государственной нормы, установление которой отнесено к компетенции Российской Федерации (ст. 43 Конституции РФ), т.е. высших органов законодательной и (или) исполнительной власти, требует определения статуса Стандарта и его места в системе нормативно-правовых документов системы образования.
Характеризуя статус Стандарта, необходимо отметить, что в системе существующего законодательного поля системы образования Стандарт становится важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования.
На основе (с учетом) образовательного Стандарта проводится разработка:
примерных (базисных) образовательных планов и программ;
системы оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся государственным образовательным Стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах;
положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования установленным требованиям;
экспертизы учебников для общеобразовательной школы;
системы аттестации педагогических работников в части соответствия уровня подготовки их выпускников требованиям государственных образовательных Стандартов;
контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках национальной системы оценки качества образования;
подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.
2.1 Общие положения
Согласно п.4 статьи 7 «Закона об образовании» (c изменениями и дополнениями, внесенными в 2007 г.) Федеральные государственные образовательные Стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Исходя из необходимости выбора оптимальной формы представления Стандартов общего образования (с учетом широкого круга «пользователей» Стандарта) целесообразно установить уровень общекультурного описания содержания компонентов Стандарта,понимание которого не требует специальных профессиональных знаний. Иными словами, из содержания Стандартов предлагается исключить вопросы, которые уместно обсуждать лишь специалистам, сосредоточив содержание на принципиальных широких вопросах содержания, результатов и условий осуществления общего образования. Тем самым целевые установки общего образования, заданные Стандартами, окажутся понятными широкой общественности, которая сможет принять участие в их обсуждении и согласовании.
Аналогичным образом в содержание Стандартов предлагается не включать вопросы, относящиеся к педагогической реализации Стандартов. В частности, Стандарты не должны устанавливать образовательные технологии, методы, приемы и средства обучения, содержать организационные, медицинские и финансовые ограничения образовательных программ, регулировать формы и способы получения образования. Решение этих задач следует регламентировать подзаконными актами, иными нормативными и рекомендательными документами, которые дополнят образовательные Стандарты и обеспечат их исполнение.
Анализ опыта разработки стандартов в нашей стране и за рубежом, учет общих тенденций развития системы отечественного образования позволяют достаточно уверенно определить пакет документов, которые наиболее важны для представления в качестве нормативов.
Среди них:
1. Требования к структуре основных общеобразовательных программ.
2. Требования к результатам общего образования (к результатам освоения основных общеобразовательных программ).
3. Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.
Этот пакет естественным образом разделяется на две группы. Первую из них образуют документы, регулирующие результат общего образования и процесс его достижения, вторую – документы, определяющие условия получения общего образования. В каждой из рассматриваемых групп выделяются ведущие документы, фиксирующие наиболее существенные положения. Для первой группы это «Требования к структуре основных общеобразовательных программ» и «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ»; для второй – «Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ». Эти документы имеют достаточно общий характер и для своего восприятия и понимания не требуют специальных профессиональных знаний.
Требования к структуре основных общеобразовательных программвключают в себя указания на состав программ, рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, в том числе, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программпредставляют собой описания целевых установок общего образования, выделенных на основе согласования потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Они характеризуют и регулируют планируемые результаты общего образования.
Требования к условиям получения общего образования представляют собой интегральное описание совокупности условий (материальных, финансовых, учебно-методических, кадровых и других ресурсов), необходимых и рекомендуемых для обеспечения реализации соответствующих образовательных программ.
Другие нормативные, инструктивно-методические и рекомендательные документы, конкретизирующие и дополняющие ведущие компоненты Стандарта, образуют систему их нормативного, инструментального, технологического и информационно-методического сопровождения. Обсуждение этих документов требует направленной профессиональной подготовки его участников.
Весь пакет нормативных и рекомендательных документов – собственно Стандарты и примыкающие к ним дополнительные нормативы, обеспечивающие исполнение Стандартов, – разрабатывается комплексно и представляет единое целое. Это обеспечивается общим координационным руководством разработкой и исполнением Стандарта со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации.
2.2. Структура компонентов государственных Стандартов общего образования Требования к структуре основных общеобразовательных программ Данный документ является основой для разработки примерных основных образовательных программ и образовательных программ учреждений общего образования, регламентирующих содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса. Статья 7, п.6. «Закона об образовании» (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2007 г.) устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного Стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.». Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ Требования к результатам общего образования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Предметные результатыобразовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей. Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. В отличие от образовательных стандартов первого поколения, которые были ориентированы в основном на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника, Стандарты второго поколения предусматривают прежде всего задание ориентиров развития системы образования, ожидаемые государством, обществом, личностью результаты образования. Поэтому стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния и тенденций развития общероссийской, региональной и муниципальной систем образования, а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ. Соответственно и Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ рассматриваются как:
Описание названных групп образовательных результатов предполагает использование различных форм и способов их представления, а оценка достижения требований стандарта – адекватных им процедур и методов измерений. Эти формы описания и процедуры оценки отражают возможный арсенал средств современной педагогики и педагогической психологии, а также зависят от назначения оценочных процедур. Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, направленных на оценку состояния и тенденций развития системы образования, является основой для разработки программ развития образования, принятия различных управленческих решений. Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, направленных на индивидуальную оценку учебных достижений школьника, является основой для определения условий выдачи документов о достигнутых уровнях образования. К результатам, которые подлежат оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов относится способность к решению учебно-практических задач на основании:
К результатам, которые не подлежат оценке в ходе итоговой аттестации выпускников относятся;
Оценка этих и иных результатов образовательной деятельности (в том числе – поддержание и укрепление здоровья обучающихся) ведется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ. Требования к ресурсному обеспечению (условиям) получения общего образования Требования к ресурсному обеспечению (условиям) получения общего образования представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения общего образования: Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации педагогических кадров. Финансово-экономическое обеспечение – параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения. Материально-техническое обеспечение – общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды). Информационное обеспечениевключает необходимую нормативную правовую базу общего образования и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса. 2.3. Нормативное сопровождение Требований к структуре основных общеобразовательных программ и результатам их освоения Фундаментальное ядро содержания общего среднего образования Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Основное назначение этого документа в системе нормативного сопровождения Стандартов – определить основные понятия и состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям Стандарта к результатам образования применительно к содержанию учебных программ и организации учебной деятельности по отдельным учебным предметам. С этой целью в Фундаментальном ядре содержания общего образования фиксируются: - основополагающие научные знания, имеющие методологический и системообразующий характер: ключевые факты, понятия, идеи, методы, теории, имеющие универсальный характер или относящиеся к отдельным наукам, отраслям знания и культуры, которые предназначены для обязательного изучения в общеобразовательной школе. Это те элементы научного знания и функциональной грамотности, без освоения которых или без знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития; - универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия. Идея выделения Фундаментального ядра исходит, в частности, из тезиса о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкретного содержания школьных предметов. Перечни ключевых фактов, понятий, идей, законов, методов и теорий распределяются по циклам традиционно выделяемым в содержании общего образования:
Базисный образовательный план Базисный образовательный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению общеобразовательных Стандартов в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеучебной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы, а также выступает в качестве внешнего ограничителя при расчете бюджетного финансирования. Базисный образовательный план должен включать три части, ориентированные на ступени общего образования: начального, основного общего и среднего (полного) общего образования. В структуре Базисного образовательного плана должны быть выделены три раздела: инвариантная часть, вариативная часть, а также предусмотрена внеучебная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня. Содержание образования, определенное инвариантной частью, должно обеспечивать приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формировать систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям Стандарта. Вариативная часть должна обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. Использование раздела «Внеучебная деятельность» позволит в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных Стандартов общего образования. Организация занятий по направлениям внеучебной деятельности должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность учащихся, должны использоваться на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения, – экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общ6ества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Образовательные учреждения должны предоставлять учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Учебные программы Примерные (базисные) учебные программы по предметам призваны обеспечить возможности вариативной реализации содержания образования. Поскольку примерные учебные программы регулируют педагогический процесс, их положения должны иметь ориентирующий и некатегоричный характер. Это означает, что при наличии надлежащих оснований (например, при реализации экспериментальной или авторской образовательной программы) образовательным учреждениям разрешается отступать от рекомендаций базисных программ при обязательном исполнении требований Стандарта, относящихся к результатам образования. Базисные учебные программы дополняются программами развития универсальных учебных действий, которые призваны регулировать различные аспекты освоения метапредметныхумений. Разработка примерных учебных программ опирается, прежде всего, на представление о структуре основных общеобразовательных программ, представление о структуре и составе результатов общего образования, а также на конкретизацию понятия образовательных результатов, отраженную в Фундаментальном ядре содержания общего образования. Модель системы оценивания результатов освоения основных образовательных программ Место и роль системы оценивания определяются основными подходами к пониманию и формированию стандартов общего образования. Новый подход, согласно которому стандарты выступают как общественный договор, отражающий целевые установки функционирования и развития системы общего образования, предопределяет в качестве объекта системы оценивания качество образования в широком его понимании. Предметом оценки при этом выступают:
Такой подход, прежде всего, предполагает разделение ответственности между участниками образовательного процесса и требует использования широкого спектра процедур – от социологических исследований и экспертизы до традиционных аттестационных процедур. С позиций формирования системы оценивания это означает необходимость разграничения отдельных аспекты оценивания с выделением, как минимум, трех независимых моделей оценки:
Модель системы оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ, рассматривается, таким образом, как неотъемлемая составная часть общероссийской системы оценки качества образования. С учетом принятого подхода к стандарту как общественному договору, реализуемому в системе вариативного образования, оценка становится одним из ведущих элементов всей конструкции стандарта. Именно оценка начинает выполнять функцию обратной связи и регулирующего (управляющего) элемента системы, в значительной мере способствующего поддержанию единства всей системы образования. Более того, система оценивания перерастает узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования. К функциям системы оценивания должна быть добавлена функция ориентации образовательного процесса на реализацию и достижение планируемых результатов обучения, воспитания и развития, т.е. та функция, которая традиционно выполнялась учебными планами, программами, учебниками и поурочными разработками. Это, в свою очередь, определяет ряд особенностей системы оценивания. Система оценки результатов освоения образовательных программ, по определению, может быть реализована только посредством изучения образовательных результатов, демонстрируемых учащимися. Однако разделение ответственности между субъектами образовательного процесса за достижение результатов образования, определяемых требованиями стандартов, предполагает использование как персонифицированных (как правило, аттестационных), так и неперсонифицированных (как правило, мониторинговых) процедур оценки. Система оценивания, формируемая в рамках модели обеспечения качества образования, предполагает использование, наряду с внутренней оценкой педагога и школы, системы внешних оценок, которые наиболее целесообразно использовать на этапе итоговой аттестации, а также в процессе аттестации образовательных учреждений. Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценке может различаться на разных ступенях обучения. Обеспечение качества образования посредством системы оценивания означает, что как внешняя, так и внутренняя оценка должна строиться на критериальной основе, адекватно отражающей основные требования стандарта к результатам образования на данной ступени обучения. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности превращает процедуру оценивания в важнейшее условие формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся. Это, в свою очередь, требует включения в содержание образовательного процесса формирования таких элементов, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки, а также вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки. Формируемая модель оценки результатов освоения основных образовательных программ тем самым предполагает создание такой системы оценивания, которая бы естественным образом оказалась «встроенной» в образовательный процесс. Главным условием успешности разработки является необходимость выражения требований в таких формах, которые понимались бы предельно однозначно всеми участниками образовательного процесса и по возможности не требовали бы дополнительных толкований. Для достижения данной цели необходимо задать требования в предметно-деятельностной форме, а также подобрать (разработать) их таксономию, включающую такие действия или деятельности, которые возможно зафиксировать, измерить и оценить. 2.4. Нормативное сопровождение Требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ Требования к условиям получения общего образования представляют собой интегральное описание совокупности ресурсов, необходимых для реализации основных образовательных программ, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения общего образования: Гигиенические требования отражают требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса. Применительно к стандартам второго поколения при их разработке следует учесть данные о состоянии здоровья учащихся. Гигиенические требования в части учебной нагрузки должны допускать дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, характера учебных предметов и видов деятельности, используемых при обучении. Кадровое обеспечение – укомплектованность кадрами, имеющими необходимую квалификацию. В процессе разработки и введения государственных образовательных стандартов второго поколения, обновления содержания образования, изменения потребностей личности, общества и государства в образовании, формируется социальный заказ системе педагогического образования, выражающийся в требованиях к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни. Требования к компетентности педагога определяются функциональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности и могут конкретизироваться по ступеням общего образования, в соответствии с возрастными особенностями ученика, типом и видом учебного заведения, особенностями педагогической теории, лежащей в основе организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Финансово-экономическое обеспечение – параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения, обеспечивающие переход от финансирования затрат учреждений общего образования к финансированию результатов их деятельности, Материально-техническое и учебно-материальное обеспечение – – общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды), соответствующей Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и Строительным нормам и правилам. Требования к комплектности и качеству учебного и учебно– наглядного оборудования Обеспечение:
Информационное обеспечение - обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов. Установление четкой взаимосвязи и взаимообусловленности планируемых результатов освоения основных образовательных программ, элементов образовательного процесса, ресурсного обеспечения позволяет создать систему эффективного управления качеством образования в общеобразовательном учреждении. Ресурсные требования Требования к учебно-материальной базе общеобразовательного учреждения общего среднего образования представляют собой систему нормативных документов, регламентирующих создание информационно-предметной среды обучения и жизнедеятельности средней школы с учетом достижения целей, устанавливаемых государственным образовательным стандартом в плане качества и эффективности учебно-воспитательного процесса. Первый – Перечни рекомендуемой учебной литературы и Списки цифровых образовательных ресурсов – должен содержатьсписок таких элементов, которые необходимы для реализации образовательной программы общего образования. Второй – Перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений общего образования. Номенклатура этого документа должна быть адекватна требованиям стандарта и покрывать потребности реализации как основных, так и дополнительных образовательных программ.. Номенклатура этого документа должна быть адекватна требованиям стандарта и покрывать потребности реализации как основных, так и дополнительных образовательных программ. Третий – Требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений. Данный документ может содержать также требования к экспертизе (аттестационные листы или карты) каждого учебного кабинета, на основании которых можно было бы проводить оценку предметных кабинетов не только по показателям полноты комплекта оборудования, но и по параметрам эргономико-дидактической приспособленности материальных условий кабинета к реализации государственного образовательного стандарта. Данный документ может содержать также требования к экспертизе (аттестационные листы или карты) каждого учебного кабинета, на основании которых можно было бы проводить оценку предметных кабинетов не только по показателям полноты комплекта оборудования, но и по параметрам эргономико-дидактической приспособленности материальных условий кабинета к реализации государственного образовательного стандарта. Критерии оценки условий получения общего образованияпредставляют собой инструментальную базу оценки исполнения Требований к условиям получения общего образования и служат основой аттестационных процедур. 3.1. Порядок разработки, утверждения и введения стандартов Государственные стандарты общего образования разрабатываются Министерством образования и науки Российской Федерации. С этой целью не реже чем раз в 10 лет министерство объявляет и проводит конкурс научных и педагогических коллективов. Как уже отмечалось, весь пакет нормативных и рекомендательных документов – собственно стандарты и примыкающие к ним дополнительные нормативы, обеспечивающие исполнение стандартов, – разрабатывается комплексно и представляет единое целое. Введению стандартов должно предшествовать их широкое обсуждение, предусматривающее: -обязательность опубликования в открытой печати проектов стандартов общего образования и отчетов об их обсуждении, полноту представления информации о ходе и порядке вносимых изменений, а также доступность иных сведений по процедурам разработки стандартов общего образования; -обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам стандартов общего образования, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия как внутри законодательных органов государственной власти, так и между законодательным и исполнительным органами государственной власти либо между государственными органами власти и органами местного самоуправления, общественными организациями (объединениями), иными объединениями юридических лиц (ассоциаций и союзов). Проекты стандартов общего образования должны подлежать обязательной научно-педагогической, общественной и правовой экспертизе с целью обеспечения:
Государственные стандарты общего образования утверждаются Федеральным Собранием Российской Федерации. Нормативное сопровождение стандартов разрабатывается и утверждается на основе соответствующего распределения ведомственной ответственности, схема которой должна быть разработана и утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации, Рособразованием, Рособрнадзором, Российской академией наук и Российской академией образования. Необходимые региональные документы разрабатываются органами управления образованием субъектов Федерации и утверждаются в порядке, установленном Законом «Об образовании». Государственные стандарты общего образования и сопровождающие их нормативные документы вводятся в массовую практику общеобразовательных учреждений Постановлением Правительства Российской Федерации не ранее чем через год после их утверждения. При этом с целью создания необходимых условий исполнения стандартов предусматривается пятилетний период мягкого введения стандартов, в течение которого требования стандартов исполняются общеобразовательными учреждениями на добровольной основе с учетом имеющихся условий осуществления образовательной деятельности. 3.2. Контроль исполнения стандартов Контроль исполнения требований к структуре основных образовательных программ и результатамих освоенияосуществляется Рособрнадзором, органами управления образованием и образовательными учреждениями по результатам освоения программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Контроль исполнения требований к условиямреализации основных общеобразовательных программ осуществляется преимущественно в ходе аттестации образовательных учреждений.
|
|