ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
|
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ |
|
|
2004 ¹ 33 ИНФОРМАТИКА |
|||
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» |
7 |
||
|
|||
|
|
Уважаемые коллеги!
В 2004/2005 учебном году Педагогический университет “Первое сентября” предлагает четыре дистанционных курса повышения квалификации для учителей информатики. Бланк заявки на обучение вы найдете на с. 17. Сегодня мы представляем вашему вниманию один из двух новых курсов.
Методика преподавания информатики в начальной школе (1–4-е классы)
на примере курса «Информатика в играх и задачах»
ГОРЯЧЕВ
Александр
Владимирович
МЕНЬШАКОВА
Àííà Àбрамовна
Дискуссии на тему «Стоит ли вводить в |
который изучают на уроках по предмету |
начальную школу курс информатики» посте- |
«Технологии» в 3–4-х классах, и инфор- |
пенно затихают, уступая место дискуссиям |
матика как отдельный предмет. |
на тему «Как и чему учить малышей на уро- |
Вторая — идея необходимости пропе- |
ках информатики». Курс «Информатика в |
девтики именно логически наиболее |
играх и задачах» малыши в школах осваи- |
сложных разделов информатики. |
вают уже в течение 10 лет. Формулируя ос- |
Третья идея — выбор приоритетных раз- |
новные идеи курса, можно выделить не- |
делов базового курса информатики при по- |
сколько тезисов. Каждый из них может быть |
строении пропедевтического курса. Мы рас- |
объектом дискуссии. Именно отношением к |
сматриваем в качестве такого приоритетного |
этим идеям и отличаются современные кур- |
раздела «Формализацию и моделирование». |
сы информатики в начальной школе. |
Четвертая идея — стремление следо- |
Первая идея — это разделение в на- |
вать современным направлениям разви- |
чальной школе курса «Информатика и |
тия информационных технологий. |
ИКТ» на два отдельных курса, которые |
Пятая идея состоит в сознательном |
имеют разные задачи и могут препода- |
отказе от включения в пропедевтичес- |
ваться на разных уроках разными учите- |
кий курс информатики формирования |
лями: курс информационных технологий, |
коммуникационных навыков. |
|
Учебный план курса |
¹ газеты |
Учебный материал |
33 |
Лекция ¹ 1. Цели и задачи преподавания информатики в начальной школе |
35Лекция ¹ 2. Блок «Алгоритмические модели»: ветвление с составными условиями, вложенные циклы, слова-актеры (3–4-е классы)
37Лекция ¹ 3. Блок «Модели Объектов и классов»: признаки, действия и состав объектов, описание объектов (1–2-е классы).
Контрольная работа ¹ 1 (срок выполнения — до 15 ноября 2004 г.)
39Лекция ¹ 4. Блок «Модели Объектов и классов»: таблицы описания объектов, общее и единичное имя, общие и особенные признаки, схемы состава объекта и его частей (3–4-е классы)
41Лекция ¹ 5. Блок «Логические рассуждения и их описание»: множества, способы представления множеств, взаимное расположение множеств, графы, построение графов, дерево (1–2-е классы). Контрольная работа ¹ 2 (срок выполнения — до 15 декабря 2004 г.)
43Лекция ¹ 6. Блок «Логические рассуждения и их описание»: множества, графы, построение ориентированного графа, выделение подграфа, правило «если — то», цепочки рассуждений, дерево (3–4-е классы)
45Лекция ¹ 7. Блок «Общие приемы решения нестандартных задач»: кодирование, симметрия, комбинаторика (1–2-е классы)
47Лекция ¹ 8. Блок «Общие приемы решения нестандартных задач»: аналогии и закономерности, аналогичные закономерности, стратегия выигрыша, обратные алгоритмы, главные и дополнительные действия, объектыгибриды (3–4-е классы)
Итоговая работа.
В качестве итоговой работы засчитывается разработка занятий по одной из тем, изучаемых в начальной школе в рамках курса информатики. На основе этой разработки слушателем должны быть проведены уроки, краткий отчет о их проведении и справка из учебного заведения (акт о внедрении) должны быть отправлены в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2005 г.
|
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ |
|
|
|
2004 ¹ 33 ИНФОРМАТИКА |
||
8 |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» |
||
|
|||
|
|
Лекция ¹ 1.
Цели и задачи преподавания информатики в начальной школе
Основные приемы и методы, используемые при обучении информатике в начальной школе. Знакомство с курсом “Информатика в играх и задачах”.
Блок “Алгоритмические модели” (1—2-й классы)
Цели изучения информатики в начальной школе
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность
âобучении. При этом под непрерывностью следует понимать наличие последовательных целей учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг
âдруга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное, продвижение учащихся вперед на каждых из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения.
Взаимоувязывая цели и задачи обучения информатике
âначальной школе, можно выделить два аспекта изучения информатики: технологический и общеобразовательный.
Âпервом случае информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала. Ее задачей является выработка у школьников умений и навыков использования современных информационных технологий. Для реализации этой задачи необходимо обеспечение школ компьютерами и программами. Такое обучение целесообразно вести в старших классах.
Во втором случае информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы. Для реализации этих задач нет необходимости иметь в школе компьютеры, поэтому изучение такого курса может проходить в любой школе, в любом удаленном городке, в любой деревне.
Современное представление о работе за компьютером как о творческой созидательной деятельности, требующей наряду с развитым логическим и системным мышлением способности мыслить изобретательно и продуктивно, ориентирует преподавание информатики в начальной школе на развитие умения рассуждать логически строго и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения.
Задачи обучения младших школьников информатике можно разделить на две части:
а) общеучебные задачи:
• формирование мотивации учения;
• развитие речи;
• выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;
•формирование общеучебных умений и навыков;
•воспитание интереса к процессу обучения и т.д., б) специфические задачи, которые можно условно
разделить на три группы.
1-я группа
Задачи, связанные с подготовкой к предстоящему обучению, построению информации. Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением следующих подходов:
•использование формальной логики при решении задач;
•построение выводов путем применения логических операций: “если — то”, “и”, “или”, “не” — и их комбинации;
•алгоритмический подход к решению задач;
•умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели;
•системный подход;
•рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом;
•объектно-ориентированный подход, т.е. постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу — из чего он состоит, что делает и что можно делать с предметом.
2-я группа
Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой, знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми.
3-я группа
Формирование у учеников навыков решения нестандартных задач.
Пропедевтический курс “Информатика в играх и задачах” в целом реализует перечисленные выше цели
èзадачи. Осваивая этот курс, младшие школьники приобретают такие навыки и умения, как: умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные, иерархические и причинно-след- ственные связи. Так как эти умения являются также и общими учебными, то учителя отмечают, что при изу- чении курса “Информатика в играх и задачах” ученики лучше успевают и по другим дисциплинам.
|
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ |
|
|
2004 ¹ 33 ИНФОРМАТИКА |
|||
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» |
9 |
||
|
|||
|
|
С другой стороны, эти умения относятся к разряду “логическое мышление”. Психологи утверждают, что для развития логического мышления природой отведены определенные возрастные рамки, примерно соответствующие по срокам обучению в начальной школе. Опоздание с развитием логического мышления может стать опозданием навсегда.
Структура и содержание курса “Информатика
âиграх и задачах”
Ñ1996 ãîäà учебно-методический материал курса “Информатика в играх и задачах” для начальной школы включен в федеральный комплект учебников.
Курс “Информатика в играх и задачах” для начальной школы, для 5-х и 6-х классов включен в комплект учебников образовательной системы “Школа-2100”, созданный в рамках единой концепции обновленной образовательной школы.
Учебно-методический материал по курсу состоит из четырех комплектов. В каждый комплект входят 2 учебные тетради для учеников, состоящие из двух разделов (по 1 разделу на четверть), методическое пособие для учителя и 8 контрольных работ (по 2 варианта на каждый раздел).
Изучение материала с 1-го по 4-й класс происходит “по спирали”: перечисленные ниже темы изучаются в каждом классе, но каждый раз уровень заданий повышается соответственно возрасту учащихся.
I четверть — алгоритмические модели; II четверть — модели объектов;
III четверть — модели логических рассуждений; IV четверть — общие приемы решения нестандарт-
ных задач.
Комплекты ¹ 1 и ¹ 2 (1-й и 2-й классы) считаются пропедевтическими. Если изучение предмета начинается с 1-го класса, то следует учесть то обстоятельство, что дети в первом классе не умеют читать или очень плохо читают. Поэтому начинать изучение предмета следует с 3-й или 4-й недели обучения.
Если изучение предмета начинается со 2-го класса, то в этом случае следует использовать тетради 2-го класса. Задания, включенные в этот комплект, идентичны заданиям 1-го класса и вполне осваиваются детьми.
Материалы комплекта ¹ 3 (3-й класс) не опираются на знания, полученные при изучении комплектов ¹ 1 и ¹ 2, но апробация комплектов показала, что дети, начавшие изучение курса с первого класса, с большим удовольствием воспринимают эти уроки, на- чинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивают материал следующего года.
Если обстоятельства складываются так, что изуче- ние предмета начинается с 4-го класса, то в этом случае изучение материала следует начинать с тетрадей 3-го класса.
Те же рекомендации можно дать в отношении комплектов для 5-х и 6-х классов. При определенных обстоятельствах можно начать изучение предмета в 5-м классе по тетрадям “Информатика в играх и задачах” для 5-го класса, но в этом случае изучение материала потребует от детей, а главное от учителя особых усилий, умений и терпения.
В методическом пособии подробно разработан каждый урок данного курса:
1)Отмечены цели каждого урока, которые отражают, как правило, только образовательный аспект триединой дидактической задачи, стоящей перед учи- телем. Воспитательный и развивающий аспекты этой задачи — общие для каждого урока и предполагают:
— формирование у детей умения работать во времени, умения работать в группе;
— развитие логического мышления, памяти и воображения.
2)Даны примеры вопросов, которые целесообразно задать детям для лучшего усвоения материала.
3)Разобраны трудные задания.
4)Даны ответы на все задания.
5)Дан пояснительный материал для учителя по темам, которые могут вызвать затруднения у учителя.
6)Выделены задания для работы дома.
7)Разработаны и приведены игры, которые могут помочь детям понять и усвоить материал.
При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обуче- ния. На уроках можно использовать индивидуальные, парные и групповые формы обучения.
Âрезультате обучения в 1-м классе учащиеся должны уметь:
1.Находить лишний предмет в группе однородных;
2.Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
3.Выделять группы однородных предметов среди разнородных и называть их;
4.Находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);
5.Разбивать предложенное множество фигур на два подмножества по значениям разных признаков;
6.Находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
7.Называть последовательность простых знакомых действий;
8.Приводить примеры последовательности действий
âбыту, сказках;
9.Находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
10.Точно выполнять действия под диктовку учителя;
11.Отличать заведомо ложные фразы;
12.Называть противоположные по смыслу слова;
13.Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ |
|
||
2004 ¹ 33 ИНФОРМАТИКА |
|||
10 |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» |
||
|
|||
|
|
Âрезультате обучения во 2-м классе учащиеся должны уметь:
1.Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
2.Называть общие признаки предметов из одного класса и значение признаков у разных предметов из этого класса;
3.Понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью áëîê-ñõåì;
4.Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
5.Изображать графы;
6.Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
7.Находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Âрезультате обучения в 3—4-м классах учащиеся должны уметь:
1.Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей и т.д.;
2.Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
3.Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
4.Выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
5.Изображать множества с разным взаимным расположением;
6.Записывать выводы в виде правил “если — то”;
7.По заданной ситуации составлять короткие цепочки правил “если — то”.
Методика преподавания информатики в начальной школе
Основной формой организации урока на информатике является игра. Не случайно слово “игра” вынесено в название курса. И связано это, как доказано психологами, с тем, что доминирующей формой деятельности 6—10-летних детей является игра.
И играть на уроке в первую очередь должен учи- тель. Да-да, дорогие коллеги, если вы хотите выполнить все задачи, которые декларируются “как цели и задачи курса”, вы должны стать артистом. Вы должны уметь выражать удивление и радость, “прикидываться” неумеющим или непонимающим, просить у своих воспитанников помощи.
Обучение — сложный и многогранный процесс. Обучение предполагает активную деятельность как учителя, так и учеников. Всем известна крылатая фраза: “Настоящий учитель не тот, кто учит, а тот, у кого
дети учатся”. Если раньше основной задачей учителя была передача знаний, то сегодня — вовлечение уче- ника в процесс обучения, формирование у него навыков трудиться самостоятельно.
В начальной школе на одно из первых мест выступает техника проведения урока, удачный выбор формы организации учебной деятельности в рамках урока:
•урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
•темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся — завершенными;
•необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся, на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
•доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
•по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы
èприемы обучения;
•особое место на уроке занимают игры, которые снимают усталость и напряжение, дают возможность детям сменить форму деятельности;
•главная цель каждой игры — помочь понять и закрепить материал урока.
Приведем примеры игр, которые можно проводить на любом уроке в 1-, 2- и 3-м классах.
Игра “Рыба, птица, зверь”
Проходя по классу, учитель произносит слова: “Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь…”. Внезапно прерываясь на каком-либо слове, учитель указывает на одного из учеников. Ученик должен назвать или птицу, или рыбу, или зверя (зависит от того, на каком слове учи- тель указал на ученика). Хорошо, если учитель сможет так поиграть с каждым учеником. Цели игры:
—дети учатся перечислять знакомых им животных,
—узнают новых животных,
—учатся внимательно и сосредоточенно слушать товарищей,
—учатся быстро находить правильный ответ,
—оценивают правильность ответа товарищей. Эта игра может быть изменена по образцу “Цветы,
деревья, овощи, фрукты” и т.д. Игра может иметь продолжение в теме “Множества”.
Игра “Продолжи ряд”
Учитель устно перечисляет детям ряд однородных предметов (4—5 штук). Дети должны определить общее название этих предметов и продолжить ряд. Например, учитель предлагает ряд: гусь, утка, воробей, ворона, … Или такой ряд: Москва, Лондон, Киев, …
Èãðà “Äåíü-íî÷ü”
Дети закрывают глаза и поднимают руки, ставя локти на парту. Учитель задает примеры на сложение и вы- читание в пределах десятка. Дети должны, не глядя на
|
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ |
|
2004 ¹ 33 ИНФОРМАТИКА |
||
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» 11 |
||
|
||
|
руки, показать на пальцах ответ. Учитель проходит по классу и, касаясь детских рук, говорит, верно или нет.
Цель игры — научить детей устно считать, не вклю- чая в процесс мышления зрительный аппарат. Опыт показывает, что первоначально даже взрослым людям очень трудно дать ответ на пальцах, не произнося ответ вслух и не видя рук.
Детально разбирая темы, мы будем предлагать игры, которые можно использовать при разборе и закреплении материала.
В качестве конкретных методических приемов, используемых на уроках, можно порекомендовать следующее (в дальнейшем описание приемов опирается на педагогический опыт А.А. Меньшаковой):
1.Работать в тетрадях лучше карандашом, чтобы можно было стирать.
2.Обязательно иметь цветные карандаши и детям,
èучителю, на случай, если дети забыли свои.
3.Постараться убедить детей и особенно их родителей (в частности, бабушек) не делать дома то, что не задавал учитель. Если ребенок выполнил то, что не задавали, то ему не интересно на уроке (он не работает сам
èмешает другим), а если, ко всему прочему, задание выполнено неверно, то ребенок растерян, расстроен.
4.Задания со “*” считаются более сложными, и в методическом пособии их советуют выполнять в сильном классе или с сильными учениками. Мой совет: делать эти задания в любом классе, с самыми слабыми детьми.
5.Если вы не успели сделать с детьми намеченное по плану, то задайте эти номера на дом, а на следующем уроке обязательно проверьте.
6.Если время на уроке осталось, его можно употребить на загадки или игры. В описании хода каждого урока дается описание нескольких игр, которые помогают понять и закрепить тему урока.
7.Если ребенок забыл тетрадь, то посадите его так, чтобы он мог работать с другим учеником в его тетради, обязательно спрашивайте его так, как будто это его тетрадь.
8.Особое внимание уделяйте детям-левшам. Им плохо даются задания, которые связаны с понятиями “право” и “лево”. Для преодоления этих трудностей хорошо использовать диктанты по клеточкам (в результате правильно выполненного диктанта должен получиться законченный рисунок). Работу можно вести со всем классом: учитель диктует направление стрелок (движения), а дети рисуют (в этом случае рисовать учителю на доске стрелочки не стоит, так как дети отрываются от тетради и сбиваются). Затем можно вызвать ученика, который плохо справляется с диктантом, к доске, а другой ученик, который справился с этой работой, диктует ему диктант. Затем можно детей поменять местами. Эту работу можно организовать и по-другому: парами, группами и т.д. Поручи- те детям самим дома придумать свой диктант по клеточкам, а на следующем уроке пусть дети поработают по этим диктантам.
9. О контрольных работах:
•В рабочих тетрадях обязательно есть задания, похожие на варианты контрольной работы. Эти задания следует дать детям на дом перед контрольной работой. Затем проверить в классе каждое задание с подробным объяснением. И если дети справились, то дать контрольную работу. В этом случае можно на контрольной работе дать сразу два варианта каждому, они прекрасно справляются с ними за 20—25 минут.
•Если класс слабый, то эти задания стоит сделать в классе, обсудить каждое из них, затем дать на дом один из вариантов контрольной работы. На следующем уроке проверить, а уже затем дать контрольную работу (другой вариант).
10. Если в школе есть кодоскоп, то можно сделать пленки с заданиями из рабочей тетради. Проецируя задания на экран, гораздо легче вести урок, так как детям будет понятнее, о чем идет речь. В этом случае один ученик может выполнять задание на доске, а остальные дети — в своих тетрадях.
Блок “Алгоритмические модели” (1—2-й классы)
В комплектах 1-го и 2-го классов нет строгого разграничения тем, как это можно увидеть в тетрадях 3-го и 4-го классов. Темы заданий чередуются. Это сделано специально, так как дети этого возраста устают от однообразия действий и заданий, быстро утомляются, теряют интерес к происходящему на уроке.
При разборе заданий следует обратить внимание на результат выполнения алгоритма. Учитель должен на- учить детей составлять и исполнять алгоритмы, а также находить ошибки в составленном алгоритме и исправлять их. В качестве домашнего задания обязательно поручите детям составить любой алгоритм, описывающий какие-либо домашние дела: приготовление манной каши, котлет, стирка, уборка, умывание и т.д. (хорошо, если дети нарисуют шаги своего алгоритма).
Особенности преподавания в 1-м классе
Обращение к теме “Алгоритмические модели” в 1-м классе начинается с перечисления действий предметов. Следует обратить внимание детей на то, что, говоря о действиях предметов, мы говорим не только о тех действиях, которые может выполнить сам предмет, но и о тех действиях, которые мы или другие предметы совершают с этим предметом. Например, банан может расти, зреть, упасть, сгнить, а мы можем его купить, подарить, съесть, очистить.
Самый простой способ знакомства с алгоритмом — пересказ любой известной сказки, где события следуют одно за другим. В учебных тетрадях много заданий, в которых ребенок должен пересказать по картинкам события, проставить стрелками порядок следования картинок, для того чтобы сложилась сказка, проставить номера следования действий или вырезать картинки и наклеить их по порядку. Например, уче- никам предлагается выполнить следующее задание (вырезать и наклеить или пронумеровать).