ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.3 Знания и умения, компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
2.2Объем контактной работы на 1 студента
Раздел I. Образование новых независимых государствах в 1990-е годы
4.4 Типовые контрольные задания
5.1 Планы практических занятий Планы практических занятий по дисциплине «История ближнего зарубежья»
5.2 Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова»
Утверждена на заседании кафедры
Всемирной истории и историографии
«8» сентября 2014 года
Протокол №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
История ближнего зарубежья
Направление подготовки – 050100.62 Педагогическое образование
Профиль История
Квалификация выпускника: бакалавр
Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Кострома
2014 Пояснительная записка
-
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Цели и задачи освоения дисциплины
Программа курса «История Ближнего зарубежья» входит в комплекс программ относится к блоку профессионального цикла, дисциплин по выбору. Для ее освоения обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предыдущих дисциплин по направлению 030600 «История».
Предметом курса является изучение корпуса письменных источников российской истории, его типологизации и периодизации. Хронологические рамки курса: С 1991 года до наших дней . Материал разбит на несколько периодов, преемственных и в то же время различающихся специфическими подходами к оценкам исторических событий и явлений.
Цель курса –выработать системное знание о развитии стран Ближнего зарубежья, об их взаимосвязях и взаимовлияниях и о закономерностях их развития.
Задачи курса:
- проследить основные тенденции развития стран ближнего зарубежья;
- выявить основные тенденции, проблемы и перспективы их развития;
- подготовить профессионального учителя-историка
Сформировать следующие компетенции:
- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий , уважительному бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
-способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2)
Студент должен знать:
– основные тенденции и этапы развития стран Ближнего зарубежья;
– основных политических и государственных деятелей;
– тенденции развития международных отношений, интеграционных и дезинтеграционных процессов на территории бывшего СССР;
- основные понятия курса;
- проблемы классификации исторических источников, дискуссионные точки ;зрения по этому вопросу;
- историографию и источниковедение проблемы;
- методы исторического исследования предмета изучаемого курса.
Студент должен уметь:
- владеть основными методами риторического анализа;
- самостоятельно находить необходимую информацию в ходе научной работы;
- уметь классифицировать исторические источники и историографию;
- анализировать, сравнивать и структурировать основную информацию по изучаемой проблеме;
Курс имеет связь с другими историческими и гуманитарными дисциплинами, политологией, экономикой, историей международных отношений и внешней политики, История стран Запада и Востока.
В процессе составления курса были учтены достижения зарубежной и отечественной науки.
В содержание программ включены вопросы для самоподготовки, примерные темы рефератов, задания для самостоятельной работы.
Место дисциплины в структуре оп впо
Место дисциплины в структуре ООП: Источниковедение находится в блоке дисциплин профессионального цикла, вариативной части.
Компетенцию - готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, на начальному ровне формируют такие дисциплины как История, Актуальные проблемы европейской культуры, На среднем уровне эта компетенция формируется вместе с Историей стран Ближнего зарубежья, еще такими дисциплинами – Культурологи, История психологии, Возрастной психологией, История России с древнейших времен до нач. XVII века, Новейшая историей Запада, История Византии. На итоговом уровне, вместе с Историей стран Ближнего зарубежья , следующие дисциплины – Политология, История средних веков, История России с древнейших времен до нач. XVII века, История России ХХ века, Новая история стран Востока, История Костромского края в лицах, история государственных учреждений и законодательства в древней и средневековой Руси, История предпринимательства в России, Россия в годы НЭПа 1921-1928, Культура России 1917-1930.
Компетенция способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, на начальном уровне –,Социология, Археология, Введеие в регионологию, Актуальные проблемы европейской культуры.
На среднем уровне, вместе с Историей ближнего зарубежья, такие дисциплины - Экономика образования , История психологии , Теории и основы технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов, Новая история стран Запада ч.1, История регионов и народов России (история Костромского края), История внешней политики с древнейших времен до ХХ века, Археологическая практика, Историческая география, Религия и культура народов Востока.
На итоговом уровне, вместе с Историей Ближнего зарубежья, следующие дисциплины – Глобальные проблемы современности, культурная антропология, Социальная психология, Истрия древнего мира, Новая история стран Запад ч.1, , История регионов и народов России (история Костромского края), История современного социал-демократического движения в Европе XIX- нач. XX века, История современного социал-демократического движения, Исторические традиция регионоведеия в Костромском крае в конце XVIII- начале ХХ века, Политическая история в партиях и лицах, Работа с историческими источниками в обучении истории, использование художественной литературы как исторического источника в обучении истории. История государственных учреждений и законодательства в древней и средневековой Руси, История государственных учреждений и законодательства постсоветской России, Детское и молодежное движение, Россия в годы НЭПа, Археологическая практика, Архивная практика
1.3 Знания и умения, компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
Сформировать следующие компетенции:
- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий , уважительному бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
-способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2)
Студент должен знать:
– основные тенденции и этапы развития стран Ближнего зарубежья;
– основных политических и государственных деятелей;
– тенденции развития международных отношений, интеграционных и дезинтеграционных процессов на территории бывшего СССР;
- основные понятия курса;
- проблемы классификации исторических источников, дискуссионные точки ;зрения по этому вопросу;
- историографию и источниковедение проблемы;
- методы исторического исследования предмета изучаемого курса.
Студент должен уметь:
- владеть основными методами риторического анализа;
- самостоятельно находить необходимую информацию в ходе научной работы;
- уметь классифицировать исторические источники и историографию;
- анализировать, сравнивать и структурировать основную информацию по изучаемой проблеме;
-
Структура и содержание дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебных занятий |
Всего |
Общая трудоемкость в зачетных единицах |
3 |
Общая трудоемкость в часах |
108 |
Аудиторные занятия в часах |
12 |
Лекции |
6 |
Практические занятия |
6 |
Самостоятельная работа в часах |
96 |
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) |
зачет |
2.2Объем контактной работы на 1 студента
Виды учебных занятий |
Количество часов |
Лекции |
6 |
Практические занятия |
6 |
Лабораторные занятия |
нет |
Консультации |
нет |
Зачет |
15 минут |
Экзамен |
нет |
Курсовые работы |
нет |
Всего |
12 часов 15 минут |
2.4 Тематический план
№ |
Название раздела, темы |
Всего з.е/час |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
Формы текущего контроля |
||||
Лекции |
Практические |
Лабораторные |
|||||||
1. |
Распад СССР: причины и последствия. Образование СНГ. |
0,1 |
1 |
2 |
|
3 |
Круглый стол Сообщения |
||
2 |
Особенности политической жизни Белоруссии в период руководства С. Шушкевича и В. Кебича (1991-1993 .). Белоруссия: политические и с.-э. изменения во второй половине 90– х ГГ. |
0,1 |
1 |
|
|
3 |
Конспект источников |
||
3 |
Украина: становление государственности 1991-1999. |
0,1 |
1 |
|
|
3 |
Конспект источников
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
4 |
Молдавия в 1991-1999 гг. Становление государственности и проблема единства |
0,1 |
1 |
|
|
3 |
Конспект источников |
||
5 |
Политические процессы в Грузии в 90– е гг.. ХХ в.
|
0,1 |
1 |
|
|
|
Конспект источников |
||
|
|
0,1 |
|
|
|
|
|
||
6 |
Политическое развитие Армении в 90– е гг.. ХХ в.
|
|
1 |
|
|
3 |
Конспект источников |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
7 |
Развитее независимого Азербайджана в 90– е гг.. ХХ в.
|
0,1 |
|
|
|
3 |
Конспект источников |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
8 |
Казахстан 90-е годы ХХ в.: независимость и реформы. |
0,1 |
|
|
|
3 |
Конспект источников
|
||
9 |
Особенности политической жизни Киргизии в 1990-е годы. |
0,1 |
|
|
|
3 |
Конспект источников |
||
10 |
Узбекистан в 1990-е годы: утверждение авторитарного режима И. Каримова |
0,1 |
|
|
|
3 |
Конспект источников |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
11 |
Таджикистан в 1990 – е годы. Гражданская война и мирное развитие. |
0,1 |
|
|
|
3 |
Конспект источников |
||
12 |
Туркмения в 1990-е годы: авторитаризм и изоляционизм |
0,1 |
|
|
|
3 |
Конспект источников |
||
13 |
Постсоветское политическое пространство в начале XXI столетия: условия и возможности социально-политических трансформаций
|
0,1 |
|
|
|
3 |
Конспект источников |
||
14. |
Белоруссия в нулевые годы XXI в.: укрепление личной власти А. Лукашенко. |
0,1 |
|
|
|
3 |
Конспект источников |
||
15 |
Украинская государственность в начале XXI века: новые испытания |
0,1 |
|
|
|
3 |
Конспект источников |
||
16 |
Молдавия в поисках политической стабильности в начале XXI века. |
0,1 |
|
|
|
4 |
Конспект источников |
||
17 |
Государственное строительство в современной Грузии |
0,1 |
|
|
|
3 |
Конспект источников |
||
18 |
Противоречия и перспективы развития политической системы Армении в начале XXI века. |
0,1 |
|
|
|
3 |
Конспект источников |
||
19 |
Азербайджан после Гейдара Алиева |
0,1 |
|
|
|
3 |
Конспект источников |
||
20 |
Казахстан: евразийские ориентиры в начале XXI в. |
0,1 |
|
|
|
3 |
Конспект источников |
||
21 |
Киргизия между авторитаризмом и демократией в начале ХХ века |
0,1 |
|
|
|
3 |
Конспект источников |
||
22 |
Политическая система современного Узбекистана. Правление И.Каримого. |
0,1 |
|
|
|
3 |
Конспект источников |
||
23 |
Внешне и внутриполитический курс Таджикистана в начале XXI в |
0,1 |
|
|
|
3 |
Конспект источников |
||
24 |
Туркмения в начале XXI в: правление С.Ниязова и Г. Бердимухамедова. |
0,1 |
|
|
|
3 |
Конспект источников |
||
25 |
Международные отношения на постсоветском пространстве в начале XXI в. |
0,1 |
|
|
|
4 |
Конспект источников |
||
26 |
Политические трансформации на постсоветском пространстве в контексте «цветных революций» |
0,1 |
|
|
|
4 |
Конспект источников |
||
27 |
Основные итоги развития новых независимых государств после распада СССР |
0,1 |
|
|
|
3 |
Тест |
||
28 |
«Майдан» и свержение Януковича. «Украинский кризис» |
0,1 |
|
2 |
|
4 |
Круглый стол Сообщения |
||
29 |
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве Таможенный союз. Евразийский экономический союз. |
0,1 |
|
2 |
|
4 |
Пресс-коференция |
||
30 |
Преподавание история стран Ближнего зарубежья в школе. |
0,1 |
|
|
|
4 |
Письменная работа по проблемам преподавания в средней школе |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Итого |
3 |
6 |
6 |
|
96 |
108 |