ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ |
|
||
2004 ¹ 33 ИНФОРМАТИКА |
|||
12 |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» |
||
|
|||
|
|
Задание достаточно простое, но ребята, как правило, выполняют его по-разному. Кто-то вначале умывается, а потом завтракает, кто-то наоборот. При разборе таких заданий целесообразно использовать следующий методический прием. Ребенок сказал, каким образом он расставил действия по порядку. Учитель должен сказать: “Ты прав! Докажи, что такой порядок целесообразен”. И ребенок объяснит, что в его семье принято чистить зубы перед едой потому-то и потому-то. Другой ребенок по-другому расставил картинки, и учитель ему скажет, что он тоже прав, но он должен это доказать. И ребенок докажет, что и так тоже верно. Этот прием направлен на достижение сразу нескольких целей:
1)ребенок учится говорить, аргументировать свой
ответ;
2)учится слушать других учеников, тем самым воспитывается такое важное качество личности, как толерантность.
В тетради присутствуют и более сложные задания, например:
От ученика требуется не только выполнить алгоритм по шагам, но и провести анализ, какой предмет вычеркнуть. Это задание также имеет несколько решений. И все они будут верны, если ребенок может объяснить свой выбор.
Составители этого задания даже не предполагали, что ученики младших классов смогут придумать много разных ответов. Однако наши дети видят, восприни-
мают мир по-другому, чем мы, взрослые. В этом убеждаешься на каждом уроке. Вот, например, как объясняют первоклассники свой выбор:
роза — не дерево (это классический выбор, большинство детей выбирают именно розу);
елка — вечнозеленое растение, у всех остальных растений листья осенью опадают;
яблоня — плодовое дерево; береза — белоствольная (какой замечательный ответ!).
Другим видом заданий, включенных в тему “Алгоритмические модели”, являются задания на поиск ошибок в алгоритме. Например,
Очевидным ответом является пропущенное действие “включить утюг”. Но дети находят еще одну ошибку, попробуйте найти ее сами.
Эти задания развивают у детей способность анализировать, обобщать, делать выводы. Надо отметить, что все задания относятся к развивающим, в тетрадях нет “репродуктивных заданий”.
Следующий вид заданий на поиск конечного результата выполнения алгоритма носит, кроме всего прочего, и творческий оттенок.
Подумайте, что бы вы нарисовали в пустом квадрате? Дети рисуют упавшие яблоки возле дерева, корзины, полные яблок, и даже банки с компотом.
Особенности преподавания во 2-м классе
При изучении темы “Алгоритмические модели” во 2-м классе детям предлагаются задания, которые дают возможность вспомнить пройденный материал. Наряду с этими заданиями можно использовать игры, которые детям знакомы по 1-му классу. Далее следует перейти к решению заданий более высокого уровня:
•определить результат действия, которое они выполняют по отношению к указанному предмету;
•ответить на вопрос: “какие действия произошли с предметами?”;
•связать исходный предмет и результат, определяя
произошедшие с ним действия.
|
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ |
|
2004 ¹ 33 ИНФОРМАТИКА |
||
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» 13 |
||
|
||
|
Во втором классе вводится понятие обратного действия. Для полного усвоения этого понятия поиграйте с детьми в игру “Назови обратное действие”.
1)Учитель ходит по классу и называет действия, а дети должны назвать обратное действие. Например, купить-продать, встать-сесть.
2)Следующий этап игры — можно вызвать ученика к доске, и пусть он поработает за вас, а вы вместе с учениками отвечайте на его задания. (Можно даже ошибиться, чтобы дети вас поправили.)
3)Следующий этап — спровоцируйте детей: назовите действие, которому нет обратного действия. Например, разбить чашку, съесть грушу, порвать письмо, прочесть рассказ.
После игры можно приступать к выполнению заданий.
когда они решают это задание. Одни предлагают решение, другие их опровергают. Не вмешивайтесь, пусть поспорят, пусть доказывают, а вы потом подведете итоги.
Попробуйте решить это задание и вы, дорогие коллеги. Во втором классе вводятся разные виды алгоритмов и разные способы их записи. Первым рассматривает-
ся линейный алгоритм. Он представлен в виде построчной записи, а также в виде блок-схем.
И здесь есть возможность и для вас, и для детей проявить выдумку и изобретательность. Поиграйте с ними: пусть они опишут вам по действиям (по шагам) процесс своего умывания. Эта игра дает возможность пошутить, посмеяться, отдохнуть и научиться перечислять порядок действий, продумывая каждый шаг. Ученик, зная, что вы не зря попросили его описать процесс умывания по шагам, будет стараться не допустить ошибок, но, уверяю вас, все равно допустит. Он забудет положить мыло, или повесить полотенце, или смешать холодную и горячую воду и т.д. Подыграйте ему, удивитесь: куда он дел мыло — съел, все вымылил, или оно так и осталось висеть в воздухе?
Не забывайте на каждом уроке: вы — актер (актриса), вы на сцене, а дети — ваши благодарные зрители. Играйте, наслаждайтесь их умением, их знаниями, их радостью, их любовью.
А затем приступайте к выполнению заданий в тетради. Например, надо расставить номера шагов в построчной записи:
Или заполнить блок-схему линейного алгоритма:
Следующее задание заставляет задуматься не только учеников, но и взрослых. Интересно наблюдать за детьми,
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ |
|
||
2004 ¹ 33 ИНФОРМАТИКА |
|||
14 |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» |
||
|
|||
|
|
Задания все время чередуются: то надо составить |
|
|
алгоритм и записать его построчно, то с помощью блок- |
|
|
схемы. |
|
|
Одним из самых любимых заданий на выполнение |
|
|
алгоритмов являются диктанты по клеточкам. В 1-м |
|
|
и 2-м классах данные задания не очень сложны и обыч- |
|
|
но в результате получаются простые фигуры, но детям |
|
|
очень нравятся эти задания. Учитель может придумать |
|
|
сам несколько простых диктантов по клеточкам, и не |
|
|
надо жалеть времени на проведение такого диктанта |
|
|
(можно проводить его в начале или в конце каждого |
|
|
урока). Это помогает детям лучше ориентироваться, учит |
|
|
внимательности, умению слушать. Можно завести спе- |
|
|
циальную тетрадочку в клетку, где дети будут выполнять |
Очень интересно наблюдать, как дети решают это за- |
|
эти дополнительные диктанты и составлять свои собствен- |
||
дание. Обратите внимание: одни из них знают точно, |
||
ные. Учитель только должен проставить начальные точ- |
||
что они любят, и без сомнения берут тот карандаш, ко- |
||
ки для рисования очередного диктанта. Эту работу мож- |
||
торый им нужен. Другие дети задумываются и хватают |
||
но организовать попарно или в группе. Такой диктант |
||
то тот, то другой карандаш (мы заставили их думать, |
||
можно оформить как творческую работу, а лучшие дик- |
||
выбирать — это хорошо). Третьи не могут решить сами |
||
танты можно поместить на классный стенд. |
||
эту проблему и подсматривают у соседа. Обратите на |
||
|
||
Алгоритмическая модель “ветвление” |
этих детей особое внимание. Вызывайте их почаще к |
|
доске, чтобы им пришлось самим решать поставленные |
||
|
||
При изучении этой темы ученикам впервые вво- |
перед ними задачи. Пересадите их, пусть они посидят |
|
дится понятие “ветвления” (без его определения). |
некоторое время одни (только постарайтесь это сделать |
|
При объяснении ветвления хорошо приводить при- |
так, чтобы ребенок не подумал, что вы его наказываете), |
|
меры из жизни, рисуя блок-схему ветвления (пе- |
понуждайте их самих принимать решение, заставьте |
|
мыслить самостоятельно, пока они еще маленькие. |
||
реход через улицу с помощью светофора и без него, |
||
Далее задания усложняются: теперь дети должны |
||
выбор одежды по погодным условиям, выполнение |
||
сами заполнить те действия, которые следует сделать |
||
уроков и т.д.). |
||
при выполнении команды выбора, отвечая на условие, |
||
Важно обратить внимание ребенка на геометриче- |
||
которое стоит в ромбе. |
||
скую фигуру, описывающую ветвление, — ромб. По- |
||
|
||
казать, что вход в него один, а выходов — два, поста- |
|
|
раться объяснить, что это команда выбора одного ва- |
|
|
рианта из двух. |
|
Это задание очень часто приводит детей в затруднение: им хочется и написать слова, и нарисовать яблоко. А они должны сделать свой выбор и в соответствии с ним выполнить только одно действие. Поэтому, если детям трудно, решите с ними сначала задание 42, а затем задание 41.
Здесь никак нельзя сделать одновременно оба действия: листик можно покрасить только или зеленым, или желтым цветом, а, следовательно, из двух вариантов можно выбрать только один.
Следующее задание дети решают с трудом, но в ходе поиска решения и анализа предложенных вариантов много смеха, что доставляет ребятам удовольствие.
Попробуйте сами решить это задание.
|
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ |
|
2004 ¹ 33 ИНФОРМАТИКА |
||
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» 15 |
||
|
||
|
Следующее задание представляет собой не один блок ветвления, а цепочку таких блоков.
При выполнении этого задания хорошо вызвать детей к доске и каждому определить его день недели (суббота, воскресенье или будний день) и попросить детей ответить, что они будут делать в результате выполнения алгоритма. Важной особенностью этого задания является то, что каждый ребенок, отвечая на вопрос, должен пройти алгоритм с начала.
Хочу обратить ваше внимание, дорогие коллеги, что мы идем от простых заданий к более сложным, но дети с этим справляются отлично. Должна заметить, что тема “Алгоритмы с ветвлением” в старшей школе считается одной из сложных тем, на изучение которой отводится достаточно большое количество часов. И когда мне приходится особенно туго, я начинаю приводить примеры из тетрадей по информатике для начальной школы.
Алгоритмическая модель “цикл”
Во втором классе о циклах говорят очень мало. Следует объяснить детям, что цикл — это действия, повторяющиеся несколько раз. Примеры, приводимые учителем, должны быть понятны детям (рисование полей в тетради, застегивание пуговиц на пиджаке или платье, заполнение дневника). Попросите детей назвать сказки, в которых повторяются некоторые действия (“Сказка о рыбаке и рыбке”, “Теремок”, “Репка” и т.д.). Пусть приведут примеры из своей собственной жизни. Пусть они говорят и опровергают других, вы не вмешивайтесь, ваше дело — подвести итог. И затем выполняйте задания 47 и 48.
Заключение
При изучении материала данной темы важно, чтобы дети поняли:
•алгоритм — это действия, которые выполняются по шагам с целью получения определенного результата;
•действия бывают прямые и обратные;
•если нарушить порядок выполнения или пропустить какое-либо действие, то можно не получить ожидаемого результата;
•ветвление — это выбор одного действия из двух возможных;
•цикл — это повторение одних и тех же действий несколько раз.
При изучении данной темы дети должны приобрести умения и навыки:
•выполнять линейные алгоритмы;
•составлять линейные алгоритмы;
•находить ошибки в линейных алгоритмах и исправлять их;
•представить линейный алгоритм в построчной записи и с помощью блок-схемы;
•составлять, выполнять и записывать алгоритмы ветвления с помощью áëîê-ñõåì;
•выполнять циклические алгоритмы.
Вопросы для самостоятельной работы
1.Выполните задания, которые приведены в этой лекции.
2.Составьте одно задание на выполнение алгоритма ветвления для 1-го или 2-го класса.
3.Перечислите названия народных сказок, которые можно было бы привести при объяснении цикли- ческого алгоритма.
4.Составьте два задания для выполнения диктанта по клеточкам для 1-го или 2-го класса.
5.Составьте алгоритм для объяснения любого правила, изучаемого учащимися 1-го или 2-го класса по русскому языку или по математике.
6.Опишите игры, которые, по вашему мнению, можно использовать на уроках при изучении темы “Алгоритмические модели”.