Файл: Розничная торговля: сущность, функции и тенденции развития в России (Экономическая сущность и особенности учета продажи товаров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Основным элементом рыночной экономики является оборот товаров, который осуществляется через торговлю. С началом реформ в 1990-х годах в России был осуществлен процесс формирования механизмов и инфраструктуры рыночной экономики, который затронул и торговую сферу. Характер деятельности торговых предприятий приобрел предпринимательскую форму деятельности, основанную на использовании различных организационных структур торговых предприятий. Сегодня меняются условия связывания торговых предприятий, которые являются основными звеньями рыночной экономики, с другими участниками рынка.

В общем объеме потребляемых населением материальных благ первое место занимают продовольственные и непродовольственные товары, которые являются основными объектами розничной торговли. Поэтому увеличение розничного товарооборота свидетельствует о росте материального благосостояния населения. Удовлетворенность клиентов в значительной степени зависит от развития розничного товарооборота. Товарная структура розничного товарооборота характеризует материальный уровень жизни жителей данного региона или страны.

Розничная торговля может быть единственной отраслью в экономике любой страны, развитие которой очень важно для каждого субъекта современного общества. В то же время состояние этой отрасли является индикатором состояния всей национальной экономики. Роль торговли в экономике страны невозможно переоценить: на торговлю приходится 22% формирования ВВП (до реформы она составляла 5%). По объему налоговых поступлений из консолидированного бюджета торговля занимает третье место среди основных секторов экономики и второе - в федеральном бюджете; в торговле работает более 1 млн. экономических агентов, в которых занято около 5 млн. человек. Доля розничных продаж в государственном секторе составляет менее 3%, в то время как доля продаж в секторе общественного питания несколько выше - 8%. В секторе малого бизнеса сектор продолжает оставаться лидером по количеству предприятий и работников (более 400 000 малых предприятий).

Согласно общепринятым правилам, успех в розничной торговле основывается на предложении правильного товара по правильной цене, в правильном месте, в правильное время и в правильном количестве.

Актуальность темы исследования курсовой работы обусловлена тем, что конечной целью организации является получение прибыли. Экономический итог показывает важность этого бизнеса. В любой момент времени бизнес хочет увеличить свою прибыльность, и поэтому в его деятельности наблюдается положительная тенденция. Поэтому для достижения поставленных целей, бизнесу необходимо быстро реагировать на все изменения, даже небольшие изменения на рынке и следить за настроением потребителей.


Также очень важно следить за своевременностью и правильностью работы по учету продажи товаров в бухгалтерских книгах. На основе этих данных формируются такие показатели, как доходы и расходы, которые, в свою очередь, приводят к правильному начислению налога на прибыль предприятий и его уплате в бюджет.

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности розничной торговли, провести анализ движения товаров в ООО «Метком».

Объект исследования – деятельность ООО «Метком».

Предмет исследования – показатели розничной торговли на примере ООО «Метком».

Период исследования: 2018 – 2020 гг.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

– изучить теоретические аспекты учета и анализа продажи товаров;

– провести анализ продажи товаров в ООО «Метком».

Для написания курсовой работы использовались законодательные и нормативно-правовые акты в сфере бухгалтерского учета и торговли, а также учебная литература по направлению экономика, бухгалтерский учет, анализ и аудит.

1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РАЗВИТИИ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

1.1. Экономическая сущность и особенности учета продажи товаров

Товар – это продукт деятельности, предназначенный для продажи или обмена. Товаром может быть признана любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору поставки или купли-продажи [45, с. 13].

Основным отличием договора поставки от договора купли-продажи является то, что приобретаемые покупателем товары используются в предпринимательской деятельности и иных целях, не связанных с личным семейным, домашним и иным подобным использованием [1, ст. 506].

В договоре обязательно указывается цена, по которой реализуется товар.

Цена – это денежное выражение стоимости товара, услуги.

В зависимости от объема товарооборота и отрасли выделяют оптовые, розничные, договорные и свободные цены.

Оптовая цена - цена реализации товаров оптовым покупателям. Включает в себя себестоимость и торговую наценку для покрытия расходов с целью получения прибыли.


Розничная - цена реализации товаров населению мелкими партиями или поштучно. Складывается из оптовой цены и накидки розничной организации для покрытия своих расходов и получения прибыли

Договорная – цена, установленная между продавцом и покупателем по общей договоренности

Свободная - цена, которую торговая организация устанавливает самостоятельно, учитывая конъюнктуру рынка, спрос и предложение.

По сфере применения выделяют товары промышленного назначения, которые приобретаются для использования в производственной деятельности и потребительские товары, которые в свою очередь подразделяются на:

– продовольственные;

– непродовольственные;

– медицинские.

К продовольственным товарам относятся товары в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу.

Непродовольственные товары – товар, не предназначенный для употребления в пищу и не являющийся сырьем для приготовления пищи, реализуемый с целью удовлетворения разнообразного потребительского спроса, например: одежда, обувь, мебель, автомобили, строительные материалы, бытовая техника и т.д. Иными словами, это товар, который ни в каком виде не пригоден для еды ни человеку, ни животным.

Медицинские товары – это материалы и изделия однократного или многократного применения в лечебных целях.

Продажа товаров осуществляется торговыми организациями на основании заключенного договора купли-продажи или договора поставки.

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ устанавливаются понятия оптовой и розничной торговли.

Оптовая торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Таким образом, оптовая торговля – это продажа товаров предприятиям, учреждениям, снабженческо-сбытовым, посредническим и другим организациям, как для дальнейшего их использования, так и для перепродажи. Оптовые торговые организации продают товары покупателям (юридическим и физическим лицам) партиями и осуществляют расчеты с ними, как правило, в безналичной форме. Покупатели используют данные товары в предпринимательских целях в собственном производстве или для перепродажи конечному потребителю.


Розничная торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В соответствии с ГК РФ продажа товаров розничными торговыми предприятиями производится по договору розничной купли-продажи. При этом продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного или домашнего пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего факт оплаты товара. В соответствии с действующим законодательством денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг должны производиться с обязательным применением ККМ (ФЗ от 22 мая 2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»). Розничные торговые организации осуществляют продажу единичных товаров населению: за наличный расчет, по кредитным карточкам и расчетным чекам, по перечислению со счетов вкладчиков [16, с. 9].

Торговля — это своего рода экономическое посредничество между производителями и потребителями, осуществляемое путем покупки товаров у производителей с целью перепродажи потребителям либо путем реализации товаров потребителям с последующей оплатой их стоимости производителю [43, с. 6].

1.2. Задачи и основные показатели анализа продажи товаров

Анализ – это исследование финансового состояния и финансовых результатов организации на основе ее финансовой отчетности.

В настоящих условиях рыночных отношений основное значение придается объему продаж товаров как важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность и стабильность деятельности предприятия на долгосрочную перспективу.

Анализ реализации товаров является важнейшим аспектом экономического анализа, поскольку темпы изменения объемов продаж непосредственно влияют на прибыль и рентабельность предприятия.

Анализ проводится для того, чтобы изыскать пути увеличения объемов реализации по сравнению с конкурентами, расширить долю рынка и, как результат, - увеличить прибыль организации.


Основным показателем, характеризующим объем продаж, является товарооборот.

Товарооборот – это обращение товаров, процесс продвижения их от производителя к потребителю.

Основными задачами анализа товарооборота являются:

– оценка выполнения плана (при наличии такового) и ритмичности его выполнения в отчетном периоде;

– изучение товарооборота в динамике (то есть за ряд лет);

– изучение структурных сдвигов в товарообороте;

– определение и количественное измерение влияния отдельных факторов на объем товарооборота;

– выявление и использование внутренних резервов развития товарооборота.

Изучение товарооборота в динамике предполагает выявление изменений общего объема реализации, а также в отдельности по видам товарам в пользу увеличения или уменьшения в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. Одновременно с этим рассчитываются темп роста и темп прироста.

Формула (1) расчета темпа роста выглядит следующим образом:

где

Тр – темп роста (%),

Т2 – объем товарооборота в отчетном периоде,

Т1 – объем товарооборота в предыдущем периоде.

Формула расчета темпа прироста (2):

где

Тпр – темп прироста (%),

Т2 – объем товарооборота в отчетном периоде,

Т1 – объем товарооборота в предыдущем периоде.

Если динамика товарооборота изучается за несколько лет, то применяются цепные и базисные методы расчета.

При цепном методе показатели рассчитываются по отношению к предыдущему периоду, а при базисном – к первому году в ряду динамики.

В ходе анализа структуры товарооборота определяется выполнение плана реализации по отдельным товарным группам, выявляется тенденция их оборотов, определяется удельный вес реализации в общем объеме товарооборота. В результате данного анализа выявляется, какие товары пользуются наибольшим спросом.

Финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро приобретенные товары превращаются в реальные деньги. Рост неплатежей затрудняет ритмичную деятельность предприятия (оплата труда и другие расходы, производимые из выручки) и ведет к увеличению дебиторской задолженности. В тоже время, избыточное количество товаров для перепродажи приводит к омертвлению ресурсов и неэффективному использованию оборотного капитала [43, с. 110].

Из этого следует, что необходимо правильно рассчитывать и анализировать оборачиваемость товарных запасов.