Файл: Розничная торговля: сущность, функции и тенденции развития в России (Экономическая сущность и особенности учета продажи товаров).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РАЗВИТИИ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ
1.1. Экономическая сущность и особенности учета продажи товаров
1.2. Задачи и основные показатели анализа продажи товаров
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В ООО «МЕТКОМ»
2.1. Технико-экономическая характеристика деятельности ООО «Метком»
2.2. Анализ товарооборота в ООО «Метком»
Первое с чего нужно начать анализ – это изучить динамику изменения товарооборота в целом и по отдельным видам товаров в ООО «Метком» таблица 2.
Таблица 2 – Динамика изменения товарооборота в ООО «Метком»
Показатели |
2018 год (тыс. руб.) |
2019 год (тыс. руб.) |
Абсолютное отклонение (+,-) |
Относительное отклонение (%) |
2020 год (тыс. руб.) |
Абсолютное отклонение (+,-) |
Относительное отклонение (%) |
Товарооборот |
42973 |
41941 |
-1032 |
-2,4 |
38334 |
-3607 |
-8,6 |
Одежда женская |
12032 |
12583 |
551 |
4,6 |
9584 |
-2999 |
-23,8 |
Одежда мужская |
8595 |
4194 |
-4401 |
-51,2 |
4983 |
789 |
18,8 |
Обувь женская |
9884 |
10485 |
601 |
6,1 |
7667 |
-2818 |
-26,9 |
Обувь мужская |
6016 |
6291 |
275 |
4,6 |
6900 |
609 |
9,7 |
Покрывала |
2127 |
2684 |
557 |
26,2 |
2576 |
-108 |
-4,02 |
Постельное белье |
4319 |
5704 |
1385 |
32,1 |
6624 |
920 |
16,1 |
Из таблицы 2 можно сделать следующий вывод: общая величина товарооборота снижается на протяжении всего анализируемого периода. В 2019 году уменьшение составило 1032 тыс. руб. или 2,4 %. В 2020 году по сравнению с 2019 товарооборот уменьшился на 3607 тыс. руб., что составило 8,6 %. По видам товаров можно отметить неравномерность продаж. Так, например, по женской одежде наблюдается увеличение сбыта на 4,6 % (551 тыс. руб.), однако в 2020 году продажи упали на 2999 тыс. руб., что составило 23,8 %. То же самое можно отметить и в отношении других категорий товаров. Таких как: мужская одежда, обувь женская и покрывала. Такая неравномерность свидетельствует о том, что на предприятии уделяется недостаточно внимания планированию объемов продаж.
Далее проведем структурный анализ товарооборота в ООО «Метком» таблица 3.
Таблица 3 – Структурный анализ товарооборота в ООО «Метком»
Показатели |
2018 год (тыс. руб.) |
Доля (%) |
2019 год (тыс. руб.) |
Доля (%) |
Отклонение доли (+,-) |
2020 год (тыс. руб.) |
Доля (%) |
Отклонение доли (+,-) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Товарооборот |
42973 |
100 |
41941 |
100 |
0 |
38334 |
100 |
0 |
Одежда, в том числе: |
20627 |
48 |
16777 |
40 |
-8 |
14567 |
38 |
-2 |
женская |
12032 |
28 |
12583 |
30 |
2 |
9584 |
25 |
-5 |
мужская |
8595 |
20 |
4194 |
10 |
-10 |
4983 |
13 |
3 |
Обувь, в том числе: |
15900 |
37 |
16776 |
40 |
3 |
14567 |
38 |
-2 |
женская |
9884 |
23 |
10485 |
25 |
2 |
7667 |
20 |
-5 |
мужская |
6016 |
14 |
6291 |
15 |
1 |
6900 |
18 |
3 |
Текстиль, в том числе: |
6446 |
15 |
8388 |
20 |
5 |
9200 |
24 |
4 |
покрывала |
2127 |
5 |
2684 |
6 |
1 |
2576 |
7 |
1 |
постельное белье |
4319 |
10 |
5704 |
14 |
4 |
6624 |
17 |
3 |
Как видно из таблицы 3, ассортимент товарооборота в ООО «Метком» представлен из одежды мужской и женской, обуви мужской и женской, а также домашнего текстиля. В 2018 году одежда составила 48 % от общего оборота, обувь 37 %, а домашний текстиль – 15 %. Большую долю в одежде занимает женская одежда и составляет 28 %. В категории обувь также наблюдается превышение доли женской обуви над мужской и составляет 23 против 20 %. В 2019 году доля мужской одежды снизилась на 10 %, доля женской одежды, наоборот, увеличилась на 2 %. Доля текстиля 2019 году увеличилась на 5 % в основном за счет увеличения доли постельного белья на 4 %, и продолжила расти в 2020 году еще на 4 %. Таким образом, наблюдается нестабильное состояние в структуре ассортимента.
Следует отметить, что на величину товарооборота оказывают влияние такие факторы, как
– сумма товаров на начало года;
– сумма товаров на конец года;
– поступление товарных запасов в течение года.
Расчет влияния факторов на объем товарооборота в ООО «Метком» представлен в таблице 4.
Таблица 4 – Влияние факторов на величину товарооборота в ООО «Метком»
Показатели |
2018 год (тыс. руб.) |
2019 год (тыс. руб.) |
Абсолютное отклонение (+,-) |
2020 год (тыс. руб.) |
Абсолютное отклонение (+,-) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Товарооборот |
42973 |
41941 |
-1032 |
38334 |
-3607 |
Товары на начало года |
1292 |
1316 |
24 |
1370 |
54 |
Товары на конец года |
1316 |
1370 |
54 |
1434 |
64 |
Поступление товаров за год |
42997 |
41995 |
-1002 |
38398 |
-3597 |
Из таблицы 4 следует, что уменьшение объема товарооборота в 2019 году на 1032 тыс. руб. произошло за счет снижения объемов закупок на 1002 тыс. руб., увеличения товаров на начало года на 24 тыс. руб. и на конец года на 54 тыс. руб. В 2020 году по-прежнему сохраняется тенденция к снижению объемов поступления товаров на 3597 тыс. руб. по сравнению с 2019 годом. Такое снижение привело к уменьшению товарооборота в 2020 году на 3607 тыс. руб. Таким образом, уменьшение закупаемых товаров просматривается на всем протяжении исследуемого периода. Однако нельзя сказать, что это является отрицательным моментом, поскольку наблюдается увеличение остатков на складах как в 2019, так и в 2020 году. Следовательно, нерационально закупать больше товара, так как появляется риск избытков продукции, что отрицательно влияет на платежеспособность предприятия.
Следующее, что необходимо сделать – провести анализ товарных запасов на складе. Для этого рассчитывается средняя стоимость товаров. Так как в нашем случае анализ проводится за год, то рассчитывается среднегодовая стоимость. Для этого нужно остаток товаров на начало года сложить с остатком товаров на конец года и разделить на 2. Приведем расчеты среднегодовой стоимости товаров в ООО «Метком» в таблице 5.
Таблица 5 – Расчет среднегодовой стоимости товаров в ООО «Метком»
Показатели |
Сумма (тыс. руб.) |
Остаток товаров на конец 2017 года |
1292 |
Остаток товаров на конец 2018 года |
1316 |
Остаток товаров на конец 2019 года |
1370 |
Остаток товаров на конец 2020 года |
1434 |
Среднегодовая стоимость товаров за 2018 год |
1304 (1292 + 1316 / 2) |
Среднегодовая стоимость товаров за 2019 год |
1343 (1316 + 1370) / 2) |
Среднегодовая стоимость товаров за 2020 год |
1402 (1370 + 1434) / 2) |
Из таблицы 5 видно, что величина товарных запасов на складе с каждым годом увеличивается.
На основании этих данных можно рассчитать следующий показатель – оборачиваемость товарных запасов.
Оборачиваемость – это время, за которое происходит полное обновление товаров, а также количество оборотов товарных запасов за год.
Как уже упоминалось в первой главе данной бакалаврской работы, для расчета товарооборачиваемости запасов в днях используется формула (3):
где
Обдн – оборачиваемость товаров в днях;
Тср – средние товарные запасы за анализируемый период;
Д – количество дней;
ТО – товарооборот за анализируемый период.
Отразим результаты расчетов показателей оборачиваемости ООО «Метком» в таблице 6.
Таблица 6 – Расчет показателей оборачиваемости товаров в ООО «Метком»
Период |
Оборачиваемость в днях |
Оборачиваемость в разах |
2018 год |
1304 * 365 / 42973 = 11 |
365 / 11 = 33 |
2019 год |
1343 * 365 / 41941 = 12 |
365 / 12 = 30 |
2020 год |
1402 * 365 / 38334 = 13 |
365 / 13 = 28 |
Из таблицы 6 видно, что оборачиваемость товаров с каждым годом снижается. При этом увеличивается время одного оборота. Данное снижение может свидетельствовать о том, что падает спрос на данные товары, либо имеется не качественная продукция. Причиной так же может быть и плохая организация процесса продаж. В любом случае данный факт негативно сказывается на финансовом состоянии предприятия, так как увеличивается сумма кредиторской задолженности.
2.3. Анализ финансового результата ООО «Метком»
Выручка, полученная от реализации товаров, за минусом всех расходов определяет размер прибыли. Таким образом, совершенствование структуры товарооборота увеличивает его объем, а, следовательно, и уровень дохода предприятия.
Прибыль является конечным финансовым результатом деятельности.
Каждая организация стремится к ее увеличению.
Поэтому, наряду с анализом товарооборота, необходимо провести анализ финансово результата предприятия.
Основными задачами анализа финансового результата являются:
– изучение динамики абсолютных и относительных показателей прибыли и рентабельности;
– выявление факторов, влияющих на уровень прибыли и рентабельности.
Основным источником получения информации о финансовом состоянии предприятия служит отчет о прибылях и убытках ф2. В данном отчете отражается сумма всех видов доходов и расходов организации за отчетный период.
Проведем анализ изменения величины прибыли в ООО «Метком» по каждому ее виду за 2018 -2020 гг. в таблице 7.
Таблица 7 – Анализ изменения прибыли в ООО «Метком» за 2018-2020 гг.
Показатели |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Абсолютные отклонения (+,-) |
Относительные отклонения (%) |
||
2019 год |
2020 год |
2019 год |
2020 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Валовая прибыль (тыс. руб.) |
7564 |
8211 |
8183 |
647 |
-28 |
8,6 |
0,3 |
Прибыль от продаж (тыс. руб.) |
2536 |
3251 |
3612 |
715 |
361 |
28,2 |
11,1 |
Прибыль до налогообложения (тыс. руб.) |
2106 |
2929 |
3271 |
823 |
342 |
39,1 |
11,7 |
Чистая прибыль (тыс. руб.) |
1622 |
2256 |
2519 |
634 |
263 |
39,1 |
11,7 |
Из таблицы 7 следует, что в целом по предприятию наблюдается рост всех видов прибыли на протяжении всего анализируемого периода. За исключением снижения валовой прибыли в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 28 тыс. руб., что составило 0,3 %.