Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия и факторы на нее влияющие
1.2. Источники конкурентоспособности предприятия
2. Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности ООО «МДМ-Комплект»
2.1. Характеристика деятельности ООО «МДМ-Комплект»
2.2. Положение ООО «МДМ-Комплект» на рынке мебельной фурнитуры
3. Пути повышения конкурентоспособности ООО «МДМ-Комплект»
3.1. Общие рекомендации по укреплению позиции ООО «МДМ-Комплект» на рынке мебельной фурнитуры
ВВЕДЕНИЕ
Среди стратегических задач любого предприятия или организации главной является обеспечение конкурентоспособности. Фундаментальный подход к обеспечению конкурентоспособности предприятия базируется на освоении эффективных форм организации производственного процесса и методов производственного менеджмента.
Чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятия и организации осваивают новые виды услуг, новые формы бизнеса, выдвигают на первое место не только профессионализм сотрудников, но и борются за каждого клиента.
Только глубокий анализ конкурентной среды конкретного предприятия и условий его деятельности может позволить установить факторы, оказывающие наибольшее влияние на его конкурентоспособность. Далее, путем целенаправленного воздействия на эти факторы появляется возможность повысить конкурентоспособность предприятия. Таким образом, тема курсовой работы является достаточно актуальной.
Целью курсовой работы является выявление путей повышения конкурентоспособности ООО «МДМ-Комплект».
В рамках поставленной цели в курсовой работе решались следующие задачи:
– изучить понятие конкурентоспособности предприятия и факторы на нее влияющие;
– рассмотреть источники конкурентоспособности предприятия;
– охарактеризовать деятельность ООО «МДМ-Комплект»;
– проанализировать положение ООО «МДМ-Комплект» на рынке мебельной фурнитуры;
– дать общие рекомендации по укреплению позиции ООО «МДМ-Комплект» на рынке мебельной фурнитуры;
– разработать маркетинговую стратегию ООО «МДМ-Комплект».
Объектом курсовой работы является конкурентоспособность ООО «МДМ-Комплект» на рынке мебельной фурнитуры, а предметом – факторы, влияющие на конкурентоспособность ООО «МДМ-Комплект».
Теоретической базой курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных изучению вопросов конкурентоспособности предприятия, факторов на нее влияющих и т.д. (Алешиной И.В., Березина И.С., Воронова Д.С., Завгородней А.В., Ямпольской Д.О., Никитаевой А.Ю., Тарасевич В.Н., Токарева Б.Е., Юсупова А.С. и других).
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия и факторы на нее влияющие
Конкурентоспособность предприятия – это обобщающая характеристика деятельности предприятия, отражающая уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами.[1]
Уровень конкурентоспособности предприятия зависит от различных факторов, в том числе: условий факторов производства; условий спроса; родственных, поддерживающих и смежных предприятий; стратегии и структуры предприятия [9, с. 118]. Перечисленные факторы обуславливают наличие среды, в которой предприятия возникают и вступают в конкурентную борьбу. Состав и взаимодействие данных факторов определяют преимущества и недостатки предприятия в ходе конкурентной борьбы. Рассмотрим каждый из них.
Условия факторов производства включают в себя:
1. Обеспеченность факторами производства: людские ресурсы (количество, квалификация и стоимость рабочей силы); физические ресурсы (количество, качество и доступность земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесов, источников энергии, климатические условия и географическое положение); ресурсы знаний (аккумулированные в банках данных и статистических службах знания и информация либо доступ к данным, накопленным в общественных институтах); ресурсы капитала (количество капитала, который может быть привлечен предприятием); инфраструктура (транспортная система, система связи, жилой фонд, системы здравоохранения и образования, учреждения культуры) [1, с. 56].
2. Иерархию между факторами производства: базовые факторы (природные ресурсы, географическое положение, неквалифицированный труд и т.д.) и специализированные факторы (информационная инфраструктура современных цифровых баз данных, система исследовательских институтов и т.д.).
3. Создание факторов производства (инвестиции, фундаментальные исследования, система обучения, сотрудничество и координация с общественными институтами в инновационном процессе).
4. Отдельные недостатки факторов производства (недостатки базовых факторов, например: недостаток рабочей силы, нехватка внутренних поставок сырья и материалов, суровый климат, которые создают препятствия для инновационного процесса).
Несмотря на то, что обеспеченность базовыми факторами производства оказывает существенное влияние на конкурентоспособность предприятия, благоприятные базовые факторы далеко не всегда способствуют повышению конкурентоспособности предприятия [9, с. 120].
Базовые факторы, такие как трудовые ресурсы или местные природные ресурсы, не обеспечивают преимущества в наукоемких отраслях промышленности. В сложных отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, наиболее важными являются специализированные факторы производства, такие как квалифицированная рабочая сила или научно-техническая база производства. Причем указанные факторы не наследуются, а создаются.
Заметим, что, набор факторов, которыми обладает предприятие в определенный момент времени, оказывается менее значимым, чем скорость и эффективность их создания и обновления.[2]
Условия спроса. Предприятия добиваются конкурентного преимущества в тех отраслях или сегментах рынка, где спрос дает им представление о потребностях покупателей раньше и точнее, чем конкурентам.
Рассматриваемая группа факторов может быть, в свою очередь, представлена в виде следующей подсистемы: структура спроса; требовательность покупателей; требовательность посредников; величина спроса; число независимых покупателей; скорость роста спроса [16, с. 114].
Предприятие имеет конкурентное преимущество в том случае, если местный спрос обеспечивает более ясное или более раннее представление о возникновении потребностей покупателей при условии, что требовательные покупатели осуществляют давление на предприятие, вынуждающее его внедрять инновации быстрее и таким образом получать более утонченные конкурентные преимущества, чем конкуренты. Объем внутреннего спроса оказывается при этом значительно менее существенным, чем его характер.
Состояние внутреннего спроса помогает создавать конкурентные преимущества в том случае, если соответствующий сегмент рынка оказывается на внутреннем рынке большим или более заметным, чем на внешних рынках, что обуславливает к ним большее внимание со стороны предприятия [11, с. 91].
Следующим фактором, определяющим конкурентоспособность предприятия, является наличие родственных, поддерживающих и смежных предприятий. Если говорить о роли поставщиков, то дело не только в том, что они поставляют качественные материалы. Их тесный контакт с потребителем позволяет обоим быстро развиваться. Обмен идеями (они могут возникать и у тех, и у других) и координация действий играют огромную роль в достижении конкурентоспособности предприятий [18, с. 86]. Прежде всего, они обеспечивают наиболее эффективные в отношении затрат факторы производства – заблаговременно, быстро, а иногда – привилегированным образом.
Однако значительно более важным оказывается то преимущество, что местные родственные и поддерживающие предприятия предопределяют инновации и модернизацию – преимущество базируется на тесных деловых связях. Поставщики и конечные потребители, расположенные недалеко друг от друга, имеют преимущество в более простом налаживании контактов, возможности обеспечить быстрый и постоянный поток информации, а также в непрерывном обмене идеями и инновациями. Предприятие получает возможность влиять на то, в каком направлении поставщики прилагают свои усилия по техническому совершенствованию, а также могут выступать в качестве базовых точек для тестирования их исследовательской работы, ускоряя этим продвижение инноваций.
Стратегия и структура предприятия. Данная группа факторов отражает специфику управления предприятием и его соперничества с имеющимися конкурентами и может быть представлена в виде следующей системы параметров: цели предприятия; индивидуальные цели управления; социальные ценности; отношение к риску; влияние престижа предприятия; устойчивая приверженность делу; личностная мотивация работников к труду и повышению профессиональных навыков; характер конкуренции на местном рынке [16, с. 115].
Существующие в месте базирования предприятия условия оказывают значительное влияние на то, как предприятие будет создаваться, организовываться и управляться, а также определяют характер местной конкуренции. Конкурентоспособность отдельного предприятия является результатом слияния практики управления и моделей организации, наиболее предпочтительных для данной местности, и источников конкурентных преимуществ этого предприятия.[3]
Особое значение среди указанных параметров имеет местная конкуренция, которая обуславливает давление на предприятие, что вынуждает его совершенствоваться и вести поиск новых конкурентных решений.
Местные конкуренты побуждают друг друга снижать цены, улучшать качество и обслуживание, а также создавать новые продукты и процессы. Помимо этого, местная конкуренция часто выходит за рамки чисто экономического соревнования и приобретает психологический характер, становясь соревнованием конкретных людей за право похвалиться результатами, что, возможно, имеет самое большое значение.
Кроме рассмотренных факторов на конкурентоспособность предприятия оказывают влияние случайные события, в частности: изобретательство, крупные технологические сдвиги, неожиданные изменения цен крупного масштаба, войны, а также политические решения [26, с. 103].
Важно отметить, что каждая из рассмотренных составляющих конкурентоспособности тесно взаимосвязана с прочими составляющими, все они вместе взятые составляют динамическую систему, гораздо более сложную по своему влиянию на конкурентоспособность предприятия, чем простая сумма составных частей [9, с. 122]. Слабая позиция в любой из составляющих будет ограничивать конкурентоспособность предприятия в целом, и наоборот, преимущество в одной из составляющих будет усиливать положительную динамику остальных.
Заметим, что достижение устойчивой конкурентоспособности предприятия обеспечивается, как правило, не за счет преимущества в одном из рассмотренных детерминантов, а в силу приоритета в нескольких факторах конкурентоспособности. Это, с одной стороны, позволяет нивелировать недостатки прочих детерминантов конкурентоспособности, с другой – снизить зависимость от конъюнктурных колебаний факторов конкурентоспособности.
Кроме того, повышение конкурентоспособности предприятия не может быть достигнуто единовременно, краткосрочно [20, с. 88]. Таким образом, устойчивое повышение конкурентоспособности предприятия может быть обеспечено только при условии долгосрочного, непрерывного и поступательного совершенствования всех рассмотренных детерминантов конкурентоспособности.
Неправомерным является утверждение какого-либо из факторов в качестве доминирующего при определении конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.[4]
Конкурентоспособность предприятия есть комплексное понятие, представляющее собой сложную систему факторов, и не определяется каким-либо одним или даже несколькими параметрами, а представляет собой систему множества факторов, уникальных в каждой конкретной ситуации. Причем, система эта является открытой, а множество – нечетким [7, с. 84].
В ряде случаев тот или иной фактор может иметь решающее значение, однако таковым оно является только при данном сочетании всех прочих факторов и параметров. Подчас и вовсе невозможно однозначно определить, какой из факторов оказывает решающее влияние на конкурентоспособность предприятия [1, с. 60].
1.2. Источники конкурентоспособности предприятия
Выделяют два различных по природе источника конкурентоспособности предприятия: операционную эффективность и стратегическое позиционирование [13, с. 96].